Конспект и презентация к уроку русского языка "Категория состояния"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Зауэр Мария Александровна

Данный урок проводится при изучении нового материала. Цели урока: познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками; рассмотреть основные отличия слов категории состояния от наречий. Задачи урока: повторить слитное, раздельное и дефисное написание наречий; научить различать в тексте слова категории состояния от наречий; спососбствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся; воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету. На уроке используется групповая работа, работа в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_kategoriya_sostoyaniya.zip999.17 КБ

Предварительный просмотр:

Зауэр Мария Александровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №15» п.Светлый РС(Я)

Класс: 7

Урок по теме «Категория состояния»

Цели: 1. Познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками.

2. Рассмотреть основные отличия слов категории состояния от наречий.

Задачи:

Образовательная: повторить слитное, раздельное и дефисное написание наречий; научиться отличать в тексте слова категории состояния от наречий.

Развивающая: способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету.

УМК к уроку: учебник русского языка 7 класс М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской

Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что вы пришли на урок с прекрасным настроением. Поэтому сегодня будете работать в полную силу.

  1. Повторение (слитное, раздельное и дефисное написание наречий)
  1. Опрос

- Какую часть речи мы называем «наречием»?

- Изменяются ли наречия?

- Как образуются наречия?

- Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными?

  1. Игра-соревнование

Первая команда выписывает наречия с дефисным написанием; вторая команда – наречия, которые пишутся слитно, третья команда – наречия, которые пишутся раздельно. (слайд 2)

(На)удачу, (на)лету, (в)присядку, (в)рукопашную, (до)нельзя, (по)французски, (в)пустую, (давным)давно, (кое)что, бок (о)бок, (в)трое.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

  1. Создание мотивации.

Учитель: Запишите, пожалуйста, следующие предложения (слайд 3) 

  1. Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.
  2. Тонко пахло в чистом ночном воздухе, мирно было в степи, тихо в темной деревне.

- Выделите грамматические основы в данных предложениях.

- Односоставными или двусоставными являются данные предложения?

- Каким членом предложения является слово ТИХО в первом и втором предложениях?

- Определите значение слова ТИХО в данных предложениях.

- Можно ли слово ТИХО в первом и втором предложениях отнести к одной и той же части речи?

- Как вы думаете, какой частью речи является слово ТИХО во втором предложении?

- Попробуйте сформулировать тему и цели нашего сегодняшнего урока.

      IV.      Знакомство с новым материалом.  

  1. Составление схемы. (слайд 4)
  2. Лингвистическая справка. (слайд 5)

Учитель: Интересно, что вопрос о выделении категории состояния в особую часть речи долгое время в языкознании носил дискуссионный характер. Не все лингвисты признали за категорией состояния права на выделение в самостоятельную часть речи. Выдающиеся русские ученые-лингвисты Лев Владимирович Щерба и Виктор Владимирович Виноградов высказали в своих трудах мнение о необходимости выделения слов категории состояния в особую часть речи.

  1. Закрепление.
  1. Работа в парах (слайд 6)

Запишите предложения.

  1. Лицо старика красиво и спокойно.
  2. На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок.
  3. Сегодня в отделении было спокойно.

- Найдите омонимичные слова. Как определить их принадлежность к той или иной части речи?

(По ходу работы заполняется таблица) (слайд 7)

- Сделайте вывод об отличии слов категории состояния от прилагательных и наречий. Сравните свой вывод с учебником с.128 (слайд 8)

               2. Работа в группах (слайд 9)

                  Составьте с данными словами предложения так, чтобы в каждом контексте   данные слова являлись разными частями речи.

1 группа: тихо, сыро.

2 группа: красиво, печально.

3 группа: тревожно, холодно.

4 группа: весело, больно.

  1. Подведение итогов урока.

Составление кластера по теме. (слайд 10)

  1. Категория состояния.
  2. Самостоятельная, интересная
  3. Обозначает, имеет, является
  4. Обозначает состояние человека, природы
  5. Состояние
  1. Домашнее задание (слайд 11)

Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Весна».

Учитель: Спасибо, ребята, за интересный урок! Вы сегодня прекрасно поработали!

Литература.

  1. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Эмоции и мнения.

 Выражение чувств в русском языке – М.: Русский язык.

Курсы, 2009. – 168 с.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс – М.: Просвещение, 2013. – 223с.

3. Горашова Н.Г. Поурочные разработки по русскому языку

7 класс – М.: Экзамен, 2011. – 413с.

4. Изображение смайликов:

http://chitalnya.ru/magazir/2011/04/smile.jpg 

5.Портрет В.В. Виноградова:

http://www.opojaz.ru/vinogradov/vinogradov_iz_istorii.html 

6. Портрет Л.В. Щербы:

http://www.rasl.ru/science/10_Exhibitions/sherba_LT.php 

7.Изображение зайца:

http://www.tv.net/news/cinema/1050661295/2011/j.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе " Предложения с вводными конструкциями"

Тип урока - закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки при-"

Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе.  Тип урока - освоение новых знаний....

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Конспект и презентация к уроку русского языка "Повторение по теме"Двусоставное предложение"

Разработка представляет собой конспект интерактивного урока русского языка в 8 классе "Повторение по теме "Двусоставные предложения". Цель урока - повторить знания о двусоставном предложении. Задачи: ...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое"

Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое". Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить зн...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень"

Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень" Правда презентацию пришлось уменьшить, иначе не загружалась, но основное оставила....