Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Гончарук Мария Васильевна

Планирование составлено на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Количество часов в году: 170

 

Количество часов в неделю: 5

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_6_klass.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

I раздел

Количество часов в году: 170

Количество часов в неделю: 5

Количество плановых контрольных уроков:

  • по развитию речи: 28
  • контрольных работ: 17

Планирование составлено на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Издательство «Просвещение», Москва, 2009

Программа допущена Министерством образования и науки  РФ.

Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.

Учебник:

Русский язык. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Издательство «Просвещение», Москва, 2009

Учебник допущен Министерством образования и науки  РФ.

Дополнительная литература:

  1. «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, «Просвещение», 2009.
  2. «Обучение русскому языку в 6 классе», методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Коммисарова, Москва, «Просвещение», 2007.
  3. «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6класс», Т.В.Раман, рекомендовано Российской Академией Образования, Москва, «Экзамен», 2007.
  4. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс», авторы: Л.И.Новикова, Е.Э.Грибанская, учебно-практическое пособие, Москва, «Экзамен, 2007.
  5. «Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

II раздел

Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в Государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.

Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:

- деятельностный характер процесса преподавания русского языка в основной и старшей школе;

- синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

- формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и  интенсивному развитию речемыслительных способностей;

- развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

- сбалансированное развитие устной и письменной речи;

- формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

- усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

- формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

- формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
  • обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

- освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Итак, компетентностный подход к содержанию обучения русскому языку определяет следующие особенности предъявления содержания образования: реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культур, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и использованию информации.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В Государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.

Реализация календарно-тематического планирования обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.

На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

Для решения опознавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделяется способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и  пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в системе и содержании уроков в данном планировании.

Прогнозирование результатов:

получить успеваемость 100%;

продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;

подготовить учащихся к изучению материала 7 класса по русскому языку.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 6 класса

(здесь указываются лишь те умения и навыки, которые приобретаются в данном классе в дополнение к усвоенным в предыдущих классах и владение которыми требуется от каждого ученика):

  1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2.   К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст

Учитель также должен ориентироваться в своей работе с детьми на требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования.

Результаты изучения предмета «Русский  (родной) язык» для основной школы

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.                                                                                                                              

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

   Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку  (6 класс)

№ п\п

Дата по плану

Дата  факт.

К-во часов

Тема урока

Ключевые компетенции

Контроль

Подготовка к ГИА

Использо-вание ре-сурсов ка-бинета, ИКТ

1 четверть (1 ч.)

1

2-09

1

Русский язык - один из развитых языков мира.

Знать о связи русского языка с другими славянскими языками, о том, что русский язык – один из развитых языков мира.

Уметь строить связное монологическое высказывание.

Повторение пройденного в V классе (8 +2)

2

2-09

1

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография

Систематизация и обобщение изученного по фонетике в предшествующие годы.

Закрепление умения выполнять фонетический разбор.

Фонетические единицы языка

3

2-09

1

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов

Знать  определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе.

Уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм.

4

2-09

1

Части речи. Морфологический разбор слова

Знать определения частей речи, изученных в 5 классе; порядок морфологического разбора слова.

Уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать ГЗ и ЛЗ слова, выполнять морфологический разбор слова.

Части речи.

5

2-09

1

Орфограммы в окончаниях слов

Знать орфографические правила, уметь применять их на практике.

Уметь группировать слова по наличию некорневых морфем, по общности морфемных признаков.

6

Р/Р

3-09

1

Сочинение-повествование // сочинение-рассуждение

Знать  об особенностях сочинений данных типов.

Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание по выбранному типу.

Р/р,

Кл/с №1

7

3-09

1

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения

Знать о роли с/с в языке,  об отличиях с/с от слова,  о смысловой и грамматической связи слов в с/с; о роли предложений в языке; виды предложений по цели высказывания и интонации, о распространенных и нераспространенных предложениях, о функциях  и условиях постановки знаков препинания в простом предложении.

Уметь отличать с/с от слова, определять главное и зависимое слово в с/с; устанавливать смысловую и грамматическую связь в с/с, составлять с/с, распознавать виды предложений по цели высказывания и по интонации, разграничивать распространенные и нераспространенные предложения, верно расставлять и обосновывать знаки препинания в ПП.

Словосочетание. Простое предложение.

8

3-09

1

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

Знать структурные отличия ПП и СП, о делении СП на союзные и бессоюзные, правило постановки запятой в СП. Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора ПП, порядок синтаксического разбора СП.

Уметь определять количество основ в СП, находить границы частей в СП, определять место запятой в СП и обосновывать ее постановку, составлять схемы СП, отличать СП от ПП с ОЧП с союзами А, И. Уметь производить данные разборы.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

9

3-09

1

Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Знать о прямой речи и словах автора, о диалоге, о правиле постановки ЗП в предложениях с прямой речью, о функциях ЗП в данных предложениях; правило постановки ЗП при диалоге; схемы данных предложений.

Уметь разграничивать прямую речь и слова автора, правильно ставить ЗП в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью, отличать диалог от прямой речи, правильно ставить ЗП при диалоге.

10

Р/Р

3-09

1

Текст. Официально-деловой стиль речи

Знать, что такое текст, его признаки и назначение, специальные языковые средства связи предложений в тексте, смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение), их особенности; о разговорном и книжных стилях речи, о сфере их употребления, об официально-деловом стиле речи, его признаках, языковых особенностях, сфере употребления.

Уметь соотносить содержание текста с его заглавием, находить средства связи предложений в тексте, обнаруживать и исправлять ошибки в выборе средств связи между предложениями в тексте; выявлять специальные слова, употребляемые в официально-деловом стиле, уметь писать заявление по образцу.

Р/Р

Признаки текста

11

4-09

1

Контрольный диктант по разделу «Закрепление изученного в 5 классе»

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

К/Д №1

 Контроль на входе

Лексика и фразеология. Культура речи (10+3)

12

4-09

1

Повторение изученного по лексике в 5 классе.

Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «ЛЗ слова», понятия «однозначные «и «многозначные» слова, о прямом и переносном значении слов, понятия «омонимы», «синонимы», «антонимы».

Уметь приводить примеры на все указанные выше лексические понятия; распознавать их.

Лексическое значение слова.

13

РР

4-09

1

Собирание материалов к сочинению-описанию картины А.М.Герасимова «После дождя»

Знать приемы собирания и оформления материалов к сочинению, тему и подтему в содержании сочинения.

Уметь собирать материалы к сочинению, определять, что в анализируемом готовом материале для наблюдений относится к теме будущего высказывания; уметь фиксировать свои наблюдения и мысли, пользоваться собранным материалом в устной и письменной форме.

РР

14

РР

4-09

1

Написание сочинения-описания картины А.М.Герасимова «После дождя»

15

4-09

1

Общеупотребительные слова

Знать об общеупотребительных словах, о сфере употребления.

Уметь находить данные слова в тексте, разграничивать их, объяснять цель употребления их в худ.пр-ях, находить и исправлять ошибки в их употреблении.

Стилистически нейтральные слова.

16

1-10

1

Профессионализмы.

Диалектизмы

Знать об общеупотребительных словах, профессионализмах, диалектизмах, об их сфере употребления, способах обозначения в толковом словаре, о роли использования профессионализмов и диалектизмов в художественных произведениях.

Уметь находить данные слова в тексте, разграничивать их, объяснять цель употребления их в худ.пр-ях, находить и исправлять ошибки в их употреблении.

Стилистически нейтральные слова.

17

РР

1-10

1

Написание сжатого изложения

Знать прием «целевого чтения», при котором нужный материал берется на заметку, об обобщенной форме передачи исходного материала.

Уметь собирать материал по литературному источнику, определять основную мысль текста, озаглавливать текст, анализировать текст с целью выявления существенных фактов, излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами.

РР

И№1

18

1-10

1

Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова

Знать о жаргонизмах и эмоционально окрашенных словах, способах образования жаргонизмов в русском языке, о жаргонном словоупотреблении как речевой характеристике персонажа; о роли эмоционально окрашенных слов в создании особой выразительности в художественных произведениях.

Уметь находить жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова в группе указанных слов, определять способы образования жаргонизмов, их частотность определения в языке, определять уровень речевой культуры говорящих по наличию жаргонного словоупотребления.

Стилистически нейтральные слова.

19

1-10

1

Устаревшие слова

Знать определение устаревших слов, причины их устаревания, способ обозначения устаревших слов в толковом словаре, роль использования устаревших слов в художественных произведениях.

Уметь находить устаревшие слова в тексте, разграничивать историзмы и архаизмы, находить устаревшие слова в толковом словаре, находить ошибки в понимании устаревших слов в тексте художественного стиля.

Стилистически нейтральные слова.

20

2-10

1

Неологизмы

Знать понятие «неологизмы», причины появления неологизмов в языке, знать о переходе неологизмов в общеупотребительные слова.

Уметь распознавать неологизмы, возникшие в определенную эпоху, уметь находить в группе указанных слов неологизмы, перешедшие в общеупотребительные слова.

Стилистически нейтральные слова.

21

2-10

1

Исконно русские и заимствованные слова

Знать об исконно русских и заимствованных словах, о причинах появления в языке новых исконно русских слов, причины заимствования, знать о роли заимствованных слов в русском языке, о словаре иностранных слов, об этимологическом словаре.

Уметь разграничивать заимствованные и однокоренные исконно русские слова, находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем для установления иноязычного происхождения слов.

Стилистически нейтральные слова.

22

2-10

1

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

Знать понятие «фразеологизмы», их ЛЗ и грамматическое строение, способ обозначения в толковом словаре, о фразеологических словарях русского языка, о синонимии и антонимии фразеологизмов, их источниках, об их особенностях употребления в художественных произведениях.

Уметь находить фразеологизмы в тексте, определять их ЛЗ, находить их в толковом словаре, находить и исправлять ошибки в их употреблении, разграничивать фразеологизмы и свободные с/с, использовать фразеологизмы в нужной форме, определять синтаксическую функцию и стилистическую роль фразеологизмов, употреблять фразеологизмы в своей речи.

Стилистически нейтральные слова.

23

2-10

1

Закрепление изученного по лексике и фразеологии, культуре речи

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

Лексика и фразеология

24

2-10

1

Проверочная работа-тест по лексике, фразеологии и культуре речи

ПР №1

(тест)

Словообразование. Орфография. Культура речи (24+4)

25

26

3-10

2

Закрепление изученного в 5 классе по теме «Словообразование»

Знать предмет изучения словообразования, орфографии, знать, что в основе слова заключено его ЛЗ, в корне – общее ЛЗ всех однокоренных слов, знать ГЗ окончаний разных частей речи, понимать, что морфемы – значимые части слова, знать об отличии однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Уметь выделять окончания и основы слов, понимать ГЗ нулевого окончания имен существительных, прилагательных, глаголов, разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по ЛЗ корни; определять значения, выражаемые суффиксами и приставками.

Лексическое значение слова.

27

РР

3-10

1

Описание помещения

Знать об описании как о смысловом типе текста; структуру описания, особенности художественного описания помещения.

Уметь находить основную мысль текста, анализировать тексты – описание помещения. Находить элементы описания помещения в тексте, определять, как обстановка комнаты характеризует ее хозяина, понимать, как свет и точка обзора влияют на описание помещения.

РР

Типы речи

28

29

3-10

2

Основные способы образования слов в русском языке

Знать о морфемных и неморфемных способах образования слов, об изменении ЛЗ слова при образовании нового слова; знать, что при последовательном образовании слов друг от друга создается цепочка однокоренных слов.

Уметь определять способ образования слова, подбирать слова, образованные указанным способом, располагать однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга.

Способы образования слов в русском языке

30

4-10

1

Этимология слов

Знать предмет изучения этимологии, понятия «этимологический разбор слов», «этимологический словарь», знать структуру словарной статьи этимологического словаря.

Уметь пользоваться этимологическим словарем.

31

РР

4-10

1

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

Знать о теме сочинения, о соответствии последовательности расположения мыслей в тексте и простого (сложного) плана, структуру сложного плана, способы переработки простого плана в сложный.

Уметь определять тему сочинения, составлять простой и сложный план, перерабатывать простой план в сложный, самостоятельно подбирать материалы к описанию посещения с учетом цели описания и адресата текста.

2 четверть

32

33

1-11

2

Буквы О и А в корне  

-КОС- и КАС-

Знать правила написания букв О-А в корне –КОС- и –КАС-, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

«Чередующаяся гласная в корне»

34

35

36

1-11

2-11

3

Буквы О и А в корне

-ГОР- и –ГАР-

Знать правила написания букв О-А в корне –ГОР- и –ГАР-, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; знать изученные виды орфограмм и правила написания букв Е-И, О-А в корнях с чередованием.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, группировать изученные орфограммы-гласные с чередованием в корне по видам, находить и исправлять ошибки в распределении слов с орфограммами-гласными с чередованием в корне по видам.

37

2-11

1

Буквы Ы и И после приставок

Знать правило написания букв Ы и И после приставок, об употреблении буквы И после приставки СВЕРХ-, МЕЖ-.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

38

41

3-11

4

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Знать правило написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-, словарные слова, правописание слов с трудно определяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, словарные слова, слова с трудно определяемым значением данных приставок, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Значение приставок ПРЕ- и ПРИ

42

4-11

1

Диктант по разделу «Словообразование и орфография»

Знать теоретический материал по разделу «Словообразование и орфография».

Уметь применять данные знания на практике.

Д №1

43

4-11

1

Анализ диктанта, работа над ошибками

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

44

РР

4-11

1

Выборочное изложение-описание помещения с изменением лица (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)

Знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста).

Уметь выделять в частях исходного текста подтему (описание помещения); составлять план изложения, излагать подтему исходного текста с изменением лица.

РР

И№2

Тема, микро тема текста

45

4-11

1

Соединительные О и Е в сложных словах

Знать сложение как способ образования слов, сложные слова и их строение, разбор сложных слов по составу, условия выбора соединительных О и Е  в сложных словах.

Уметь выполнять разбор сложных слов по составу, подбирать однокоренные сложные слова к указанным словам, уметь правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Соединительные О и Е  в сложных словах

46

47

4-11

5-11

2

Сложносокращенные слова

Знать определение сложносокращенных слов, способы сокращения, произношение этих слов, их расшифровку, род.

Уметь образовывать СС слова по образцу, определять род СС слова, образованного из начальных букв сокращенных слов, находить главное слово в словосочетании, согласовывать со СС словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени, уметь правильно произносить СС слова, расшифровывать их.

48

РР

5-11

1

Написание сочинения-описания картины Т.Н. Яблонской «Утро»

Знать особенности построения текста описательного характера, понятие интерьера, особенности описания интерьера в жилом помещении.

Уметь составлять рабочие материалы к описанию картины, составлять сложный план описания, создавать текст-описание изображенного на картине.

РР

КлС№2

49

50

5-11

2

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Знать о морфемном и словообразовательном разборе слов, различия между ними, порядок их разбора.

Уметь устанавливать связи слов по составу и по ЛЗ, производить морфемный и словообразовательный разбор слов.

51

5-11

1

Закрепление изученного по разделу «Словообразование. Орфография»

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

52

1-12

1

Проверочная работа по разделу «Словообразование. Орфография»

ПР №2

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (18ч+3ч)

53

54

1-12

2

Закрепление изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

Знать предмет изучения морфологии, знать, что обозначает имя существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности, знать постоянные и непостоянные признаки существительных, о переходе собственных имен в нарицательные, синтаксическую роль существительных в предложении, правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях имен существительных в ед.числе, правило употребления/неупотребления буквы Ь на конце существительных после шипящих, правило правописания букв О и Е после щипящих и Ц в окончаниях существительных, знать способы образования существительных.

Уметь рассказывать об имени существительном в форме научного описания, уметь отличать сущ-ные, образованные от прилагательных и глаголов, определять способ образования, морфологические признаки и синт.роль сущ-ных, уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к имени существительному.

Имя существительное

55

РР

1-12

1

Составление письма другу

Знать цель жанра письма-благодарности, особенности языковых средств, начало и конец письма как элемент композиции, признаки тематического и смыслового единства текста.

Уметь составлять письмо-благодарность с использованием опорных слов и словосочетаний, учитывать его адресата.

РР

56

1-12

1

Разносклоняемые имена существительные

Знать перечень разносклоняемых имен существительных, особенности их склонения, о суффиксе –ЕН- (-ЁН-) в основе сущ-го на –МЯ, осознавать, что правописание буквы И на конце слов на –МЯ в род., дат., предложном падежах является также орфограммой «Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных».

Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей сущ-ных на –МЯ и сущ-го ПУТЬ, употреблять букву И на конце слов на –МЯ в род., дат., предл.падежах, графически обозначать условия выбора написания.

Разносклоняемые име-на существительные

57

2-12

1

Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ

Знать правило употребления буквы Е в безударном суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ.

Уметь употреблять существительные на –МЯ в указанных падежах, правильно писать существительные на –МЯ с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания.

Имя существительное

58

РР

2-12

1

Составление устного публичного выступления о происхождении имен

Знать цели и особенности устного публичного выступления, различные сферы употребления устной публичной речи.

Уметь составлять устное публичное выступление в соответствии с выбранной целью, использовать рабочие материалы.

РР

Имя существительное

59

2-12

1

Несклоняемые имена существительные

Знать склонение имен сущ-ных, понятие несклоняемых имен сущ-ных, их лексические группы.

Уметь находить несклоняемые сущ-ные, соотносить их с определенной лексической группой, разграничивать склоняемые и несклоняемые имена сущ-ные, определять падеж несклоняемых сущ-ных, правильно употреблять их в речи.

Имя существительное

60

61

2-12

2

Род несклоняемых имен существительных

Знать способы определения рода несклоняемых сущ-ных, о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми сущ-ми в роде.

Уметь определять род несклоняемых сущ-ных, согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с несклоняемыми сущ-ми.

Имя существительное

62

3-12

1

Имена существительные общего рода

Знать группы сущ-ных общего рода, род сущ-ных, обозначающих одновременно профессию лиц мужского и женского пола, знать о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с сущ-ми общего рода.

Уметь находить сущ-ные общего рода, соотносить их с определенной группой, определять род сущ-ных, обозначающих лиц по профессии, уметь согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с сущ-ми общего рода, правильно употреблять данные сущ-ные в речи.

Имя существительное

63

3-12

1

Морфологический разбор имени существительного

Знать порядок морфологического разбора имени существительного.

Уметь производить морфологический разбор имени существительного.

Имя существительное

64

РР

3-12

1

Сочинение-описание по личным впечатлениям

Знать особенности построения текста описательного характера, замысел предстоящего сочинения-описания.

Уметь создавать собственный текст-описание по личным впечатлениям.

РР

Кл С№3

Имя существительное

65

66

3-12

2

НЕ с существительными

Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными.

Уметь различать приставку, частицу, часть корня НЕ, доказывать выбор написания, правильно писать, подбирать синонимы к словам с НЕ.

Имя существительное

67

68

4-12

2

Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК и -ЩИК

Знать способ действия при выборе написания в сущ-ных суффиксов –ЧИК и –ЩИК.

Уметь применять этот способ действия для правильного написания данных суффиксов, отличать слова с суффиксом –ЧИК, --ЩИК от сходных с суффиксом –ИК, соотносить произношение мягкого согласного с отсутствием Ь на письме.

Имя существительное

69

4-12

1

Гласные в суффиксах существительных –ЕК и -ИК

Знать способ действия при выборе написания в сущ-ных суффиксов – ЕК-, -ИК-.

Уметь применять этот способ действия на практике, опознавать значение и сферу употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Имя существительное

70

4-12

1

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных.

Уметь выбирать буквы Е-О после шипящих в суффиксах –ОК, -ЕК, -ОНОК и др.

Имя существительное

71

4-12

1

Закрепление изученного по разделу «Имя существительное»

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

Имя существительное

72

4-12

1

Контрольный диктант по разделу «Имя существительное»

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

2 четверть

73

2-01

1

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

Имя существи-тельное

Имя прилагательное (18+3)

74

75

2-01

2

Закрепление изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

Распознавать имена прилагательные на основе общего ГЗ, общих признаков, определять роль прилагательных в тексте, синтаксическую роль.

Уметь обосновывать выбор падежных окончаний имен прилагательных, употреблять прилагательные в качестве эпитетов.

Имя прилагательное

76

РР

3-01

1

Сочинение-описание природы

Знать структуру текста типа описания, понятие «пейзаж», описание природы в художественном стиле, задачи художественного описания природы, об использовании образно-выразительных средств в художественном описании.

Уметь определять основную мысль описания, находить языковые средства для описания природы, самостоятельно составлять текст-описание природы.

РР

Кл.С№4

Типы речи

77

3-01

1

Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень

Знать способы образования сравнительной степени.

Уметь образовывать прилагательные в сравнительной степени, находить прилагательные в сравнительной степени в тексте, правильно писать, произносить и употреблять их в речи.

Степени сравнения имен прилагательных.

78

3-01

1

Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень

Знать способы образования превосходной степени, закономерности чередования согласных в корне при образовании форм простой превосходной степени.

Уметь образовывать прилагательные в превосходной степени, находить прилагательные в сравнительной степени в тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять их в речи.

79

3-01

1

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Знать основу деления прилагательных на три разряда, определение качественных прилагательных, значение суффиксов прилагательных (неполноты качества, уменьшительно-ласкательное).

Уметь находить качественные прилагательные в тексте, образовывать от исходных качественных прилагательных все формы изменения (в том числе краткие формы и формы степеней сравнения); определять синтаксическую роль качественных прилагательных, значение их суффиксов.

Разряды имен прилагательных по значению.

80

3-01

1

Относительные прилагательные

Знать определение относительных прилагательных, смысловые значения относительных прилагательных.

Уметь находить относительные прилагательные в тексте, группировать относительные прилагательные по смысловым значениям, различать относительные и качественные прилагательные.

Разряды имен прилагательных по значению.

81

82

РР

4-01

2

Выборочное изложение «Ужасная метель» (по повести А.С.Пушкина «Метель»)

Знать особенности выборочного изложения, структуру текста типа описания, его языковые особенности, описание природы в художественном стиле.

Уметь выбирать часть содержания в соответствии с темой высказывания (описание природы), писать выборочное изложение с описанием природы на основе выборки частей текста.

РР

КИ№ 1(4)

83

4-01

1

Притяжательные прилагательные

Знать определение притяжательных прилагательных, особенности их склонения, употребление разделительного Ь в притяжательных прилагательных, знать об условиях перехода притяжательных прилагательных в качественные.

Уметь находить притяжательные прилагательные в тексте, составлять предложения с ними, разбирать их по составу, правильно употреблять разделительный  Ь в притяжательных прилагательных, различать омонимичные качественные, относительные и притяжательные прилагательные, составлять с ними предложения, употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

Разряды имен прилагательных по значению.

84

4-01

1

Морфологический разбор имени прилагательного

Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь производить морфологический разбор имени прилагательного.

Имя прилага-тельное

85

86

4-01

2

НЕ с прилагательными

Знать условия выбора написания НЕ с именами прилагательными.

Уметь применять правило написания НЕ с именами прилагательными; уметь образовывать прилагательные при помощи приставки НЕ-, опознавать условия выбора слитного и раздельного написания, выделять общее в написании НЕ с именами прилагательными.

Имя прилага-тельное

87

5-01

1

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Знать условия выбора  О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

Уметь сопоставлять правила правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен прилагательных, опознавать, в какой части слова находится орфограмма-буква.

О-Е после шипящих и Ц

88

89

5-01

2

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Знать условия выбора одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, знать слова-исключения.

Уметь правильно писать в суффиксах прилагательных Н и НН; группировать слова с изученной орфограммой по количеству букв Н в суффиксах; правильно писать буквы Е и Я в суффиксах прилагательных с корнем –ВЕТР-; образовывать краткую форму прилагательных, графически обозначать условия выбора изученной орфограммы, находить и исправлять ошибки в распределении слов на группы.

90

5-01

1

Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-

Знать способ образования качественных прилагательных при помощи суффикса –К-, относительных прилагательных при помощи суффикса –СК-.

Уметь различать на письме суффиксы –К- и –СК-, понимать закономерности образования прилагательных, фонетические процессы, происходящие в прилагательном на стыке корня и суффикса.

91

1-02

1

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов.

Уметь правильно писать сложные прилагательные, сопоставлять способы образования сложных прилагательных со способами образования сложных существительных.

92

2-02

1

Закрепление изученного по разделу «Имя прилагательное»

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

93

2-02

1

Диктант по разделу «Имя прилагательное»

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

94

2-02

1

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

Имя числительное (12+2)


Контрольно-измерительные материалы

Контрольный (стартовый) диктант для 6 класса.

1 вариант.

Ночь под белой луной.

Засыпает станица. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи.

Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине упрямо не хочет шевелиться.

Рыжий кот ползаёт в тюльпанах, нюхает цветы и наслаждается их запахом.

Ночью кукушка не кукует, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Лягушки пытаются перекричать её.

Луна забирается в яблоневый сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень,  паутина.

Но вот звуки замирают. Наступает тишина, какая бывает только перед рассветом. (105 слов) (По В. Бурлаку).

Дополнительные задания.

  1. Найдите два слова с безударными в корне: одно – с проверяемой гласной и одно – с чередующейся.
  2. Выделите приставки с буквой з ( с ) на конце, объясните выбор букв.
  3. Выпишите два слова, употреблённые в переносном значении. Составьте словосочетания или предложения, в которых эти слова употреблены в прямом значении.
  4. Найдите сложное предложение, составьте его схему.

2 вариант.

Кедр.

Кедр растёт высоко в горах, ветры его набок клонят, стараются к земле наклонить. А он – высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется всё выше и выше к солнцу.

На концах веток кедровые шишки висят. Орешки ещё не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живёт. Кедр всех кормит.

Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, два-три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется.

Поздней осенью ещё больше зверьков и птиц на кедре. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю. (102 слова) (По Г. Снегирёву).

Дополнительные задания.

  1. Выписать словосочетания и графически разобрать их: 1 вар.: из предложения На концах веток…; 2 вар.: Этот орешек утащит…
  2. Разобрать слова по составу: 1 вар.: собирают, орешки, поздней; 2 вар.: взбираться, высок, кедровые. Указать возможные чередования звуков в корнях слов.
  3. Найти два слова, в которых букв больше, чем звуков (1 вар.); найти два слова, в которых букв меньше, чем звуков (2 вар.).
  4. Найти два-три слова с орфограммой «Буквы е и и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения» (1 вар.); «- Ться – - тся  в глаголах» (выписать вместе со славами, к которым относится глагол) (2 вар.).

Тексты взяты из журнала «Русский язык в школе» №3, 1998 г. (стр. 116) и №4, 1993 г. (стр. 50).


Итоговые контрольные диктанты.

1 вариант.

Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами.  В утреннем тумане ничего не видишь.  Только тяжёлая от росы трава низко прилегла к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздался стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уж нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце.  Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной.  Легко дышишь, любуешься природой.  (110 слов)

2 вариант.

ЛЕС

Вот и лес.  Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами.  Висячие ветви берёз едва шевелятся.  Могучий дуб стоит подле красивой липы.  Вы едете по узкой дорожке. Большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.

Вы въезжаете дальше в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растёт высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками.

А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движении, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зелёные листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь. (124 слова)

(По И. С. Тургеневу.)

Контрольное изложение.

                                                    Сон и явь.

В большой прихожей, освещённой горящей печью, на сундуке сидела Лиля.

Никита сел рядом с ней.

─  Расскажите мне что-нибудь интересное, ─  задумчиво проговорила Лиля.

Никита начал рассказывать сон про ожившие портреты, про вазочку.

─  Скажите, а такая вазочка у вас есть? Пойдёмте посмотрим.

Дети, крадучись, вышли в коридор. Дубовые половинки в соседнюю тёмную комнату были притворены.

Никита потянул дверь, она жалобно заскрипела, и этот звук гулко раздался в пустых комнатах.

Дети перебежали в темноте комнату и открыли вторую дверь. Кабинет был залит ярким лунным светом. Поблёскивали стеклянные дверцы шкафов и золото на переплётах. С портрета, вся в свету, глядела на вошедших дама, улыбаясь таинственно.

На верху старинных часов с неподвижным диском маятника стояла

между двух деревянных завитушек вазочка со львиной мордой. Никита сразу её узнал: это была вазочка из его сна. Он подставил стул к часам, вскочил на него, засунул палец в вазочку и на дне её ощупал что-то твёрдое. Зажимая это в руке, он спрыгнул на пол.

В это время из-за шкафа кто-то выскочил.

Лиля вскрикнула, замахала руками, пустилась бежать. За ней побежал Никита. Перегоняя детей, по лунным квадратам неслышно пронёсся кот.

Дети вбежали в прихожую, едва переводя со страха дыхание.

Тогда Никита разжал пальцы. На ладони его лежало тоненькое колечко с синеньким камешком. (По А. Толстому).

(205 слов)

Дополнительные задания.

Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать чувство страха?

Изложив содержание текста, расскажите о том, что и при каких обстоятельствах вам пришлось переживать?


Итоговый тест по русскому языку за курс 6 класса

_________________________________________

  1. Укажите неверное утверждение.

А.  Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.  

Б.  Орфография – раздел науки о языке, изучающий, как построены слова и как они образуются.

В.  Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Г.   Синтаксис — раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.

  1. Найдите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

а)  дрожащий;

б)  ветеран;

в)  маляр;

г)  визгливый;

д)  раздалось;

е)  богатырь.

  1. Какую букву нужно вставить?  Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                                           а)            б)            в)             г)

ум..лять  о помощи                       о              а              о             а

нак..лить железо                            а             о               о             а

разр..дить посевы                          е             я              я              е

 доб..ваться результата                и             е              и              е

  1. Какую букву нужно вставить?  Задание аналогичное заданию 3:

                                                           а)            б)            в)             г)

прол..гать                                         о             а             а              о

сл..жение                                         о              о            а               а

обг..рает                                           а              о            о               о

з..ря                                                   о              а            о               о

прор..сла                                          о              о            а               а

  1. Укажите слова с буквой о после шипящей:

а) смеш..н;

б)  ш..рох;

в)  свеж..;

г)  ч..рный;

д)  стаж..р;

е)  руч..нка.

  1. Укажите, где нужен ь. Задание аналогичное заданию 3:

                                                           а)            б)            в)             г)    

отреж(?)те                                       ь              ь              ь              ь

ключ(?)                                            —              —             —              ь

фальш(?)                                          —              ь              ь            —  

возле рощ(?)                                  —               ь              —             ь

  1. Укажите предложения с фразеологическим оборотом.

А. Я намылил голову над тазом.

Б. За это я намылил голову кому следует.

В. Археологи перемывали косточки древних животных.

Г. Маша и Даша перемывали косточки своей знакомой.

  1. Выберите верно указанные синонимы:

а) изумление – удивление;

б) пытливый – популярный;

в) финальный – заключительный;

г) простодушие – застенчивость.

  1. Пре- или при-? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                                        а)            б)            в)             г)

пр..винтить                                   и             и             е              и

пр..поднять                                   е             и             е              и

пр..интересный                            и             е             е              е

пр..школьный                               е             и             и              и

  1. Укажите правильный разбор слова по составу:

а)  каменный,  очистилась;

б)  каменный,  очистилась;

в)  каменный,  очистилась;

г)  каменный,  очистилась.

  1. Найдите слово, которое всегда с не пишется слитно:

а)  нескромность;                   г)  незнание;

б)  несчастье;                           д)  неправда;

в)  незнакомец;                       е)  неудача.

  1. Укажите, в каком примере не с прилагательным пишется слитно.

А.  У него (не)добрый, а злой взгляд.

Б.  Мальчик говорил (не)правду.

В.  Далеко (не)весёлая песня слышалась вдали.

Г.  Кольцо (не)золотое.

 

  1. Какую букву нужно вставить? Задание аналогичное заданию 9:

                                                       а)            б)            в)             г)

н..чего читать                              е            и               е             и

н..кому верить                            е             е              и              и

н..где не видно                           и            и               е              и

н..кого не ждал                           и             е              и              е

  1. Поставьте числительное сто девяносто седьмой в дат. и  твор. Падежах:

а)  сто девяносто седьмому, ста девяноста седьмым;

б)  ста девяноста седьмого, ста девяносто седьмым;

в)  сто девяносто седьмому, сто девяносто седьмым;

г)  ста девяностому седьмому, ста девяностам седьмым.

  1. Какую букву нужно вставить?  Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:                                     а)            б)            в)             г)      

чугу..ый ящик                       нн            н             нн            н    

звери..ый след                     н              нн            н             н

масля..ая краска                  н              н              нн            нн

осе..ий ветерок                    нн            нн            н              н

  1.  Укажите слово с буквой и в окончании глагола:

 а)  пол..т;                          в)  пиш..т

 б)  гон..т;                           г)  рису..т.

  1. Найдите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным.

А.  Люблю грозу в начале мая.

Б.  Море спокойное.

В.  Дважды два – четыре.

Г.  Синица – моя любимая птица.

Д.  Красив весенний лес!

  1. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).

А.  Друзья познаются в беде.

Б.  Друзья мои прекрасен наш союз!

В.   Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

Г.  Скажи мне всю правду.  

     

  1.   Укажите простые предложения с однородными членами.

А.  Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Б.  Цветы вечером зацветают, а утром увядают.    

В.  Куда ветер дует, туда и колос клонится.

Г.  Травка зеленеет, солнышко блестит.  

Д.  Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.    

6 класс

Для работы по учебнику русского языка Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, И. И. Кулибабы, Л. Т. Григорян, Л. А. Тростенцовой.

Цель контрольного словарного диктанта – проверить усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми  орфограммами (в 6 классе – 20 – 25 слов).

Словарные диктанты.

( Первая четверть).

  1. Соревнования по гимнастике, тренер команды, школьный стадион, наклониться набок, ненавидеть ложь, блистать на солнце,  положить в портфель,  запереть двери, постелить ковёр,  расстилаться вдали,  понимать задачу.

  1. Строят здание, пассажирский вагон, мчаться к вокзалу, будьте внимательны, о юбилее известного инженера, офицеры армии, патриотическая молодёжь, необъятное раздолье.

  1.  Детский шёпот, шорох гравия, бирюзовые чашечки и чайник, старинные ворота, оранжерея ромашек, запах растений, сочный щавель, хороший товарищ, фиолетовые чернила, огромный циферблат.

  1. Выросли деревья, сверкает на солнце, расположиться у костра, сучья акации, прилагать усилия, зарастать ежевикой, поздняя ночь, ровная долина, календарь природы, видеть впереди.

  1.  Бархатный сезон, караван в пустыне, торопиться на вокзал, багряная осень, бордовые шторы, подражать птице, поражать друзей, нежная акварель, ветеран войны, орден на кителе.

  1. Изучать атмосферу, запустить, космическую ракету, фонтан на площади, расположиться на площадке, натирать паркет, обтянуть мебель, неизвестный предмет, керосиновая лампа, декоративная лепка.
  2. Общественный интерьер, касаться стены, лёгкое прикосновение, роскошная мебель, заманчивое предложение,  загорать на пляже, вытирать посуду, богатырский сон, искусство резьбы по дереву.

  1. Безымянная улица, картинная галерея, живописное полотно, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнять приказ, непреодолимая преграда, не вступать в пререкания, пригорать на плитке.

  1. Устанавливать рекорд, разыскивать товарищей, гигантский корабль, слегка прикоснуться, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, претворять мечту в жизнь, приморский бульвар, старинное предание.

Вторая четверть.

  1. Великолепное качество, подражать путешественникам, командир дивизии, адъютант генерала, отрывной календарь, прикрыть салфеткой, присутствовать на собрании, превращаться в льдинку, аккуратный ученик, доблестный лейтенант, пароходная кампания, студенческая компания. (27 слов)

  1. Спецкор из местной газеты, разгораться на востоке, вторая подгруппа, приземлиться с парашютом, коснуться больного, прекращать беседу, преодолеть преграду, сделать приседание, расположиться на ночлег, приобрести привычку, выросла капуста, приготовить растение к посадке.(32 слова)

  1. Аллея лип и берёз, положить рюкзаки, приехать на вокзал, приготовить аппарат, прекратить агрессию, разработать программу, отопительная батарея, удачное приземление, приветствовать спортсменов, вражеская территория, приглашение на собрание, опасное сражение. (29 слов)

  1. Приближаемся к станции, едешь по улице, заденешь плечом, ремонт крыш, приехала дочь, прилежный сторож, встретиться на остановке, осветить лучом, поднимаешься на второй этаж, подъехать к гостинице.

  1. Расположиться в долине, загораться от свечи, открываешь ключом, вытираешь полотенцем, предупредить об опасности, участвовать в экспедиции, присяга у знамени, посланцы из соседнего племени, приключения во время путешествия, приблизиться к трибуне, остановиться в нерешительности, чувствовать неприязнь, непреклонность характера. (38 слов)

  1. Причина неудачи, небрежность переводчика, прекрасный танцовщик, профессия сборщика, копировать документы, пушистый бельчонок, неуклюжий медвежонок,   шёлковая рубашечка,  ситцевая блузка, прикусить язычок, серая кукушечка, ветхая одежонка.

  1. Беспредельная степь, невозмутимый покой, медведь могуч, пирог горяч, гигантский костёр, колоссальный успех, искусный врач, искусственный цветок, талантливый мастер, верблюжья колючка, неряшливый ученик; не вежливый, а грубый человек, нездоровый вид.

(30 слов)

Третья четверть.

  1. Нисколько не интересный случай,  туристская группа; не весёлый, а грустный; непродолжительное ненастье, песцовый воротник, камышовые заросли, лицевой счёт, низкий каблучок, дешёвый костюм, ситцевое платье, освещать свечой, искусный мастер, искусственные цветы.         (31 слово)

  1. Непроглядная темнота, над деревянным крыльцом, ветряная мельница, ветреный человек, под соломенной крышей, старинная картина, отечественное искусство, оловянный солдатик, жестяная коробка, экскурсионный маршрут, румяная девушка, обыкновенная тетрадь. (27 слов)

  1. Искусственное освещение, песчаный бережок, костяной ножик, юный шахматист, кружок юннатов, книга очень ценная, улица пустынна, роскошная гостиная, масляное пятно, глиняный горшок, регистрационный лист, ветреный день.

  1. Январский мороз, свинцовые белила, кубанская пшеница, подветренная сторона, ветряной двигатель, бесструнная балалайка, единым росчерком, лебединая песня, осиное гнездо, серебряная свадьба, стеклянные глаза, длинные ресницы.

  1. Шерстяное платье, кожаные туфельки, мужественное лицо, безграничный простор, беспредельная равнина, невозмутимый вид, бездонная высь, простираться по степи, расстелить простыню, гигантская территория, колоссальный вулкан, иссиня-чёрные волосы.

  1. Серо-чёрный асфальт, гениальный проектировщик, необыкновенная магистраль, комплексный подход, безымянная высота, собирательные числительные, одиннадцатый километр, миллион центнеров, шестнадцать гектаров,   тираж пятьсот экземпляров, прибывать на отдых, пребывать на отдыхе.(28 слов)

  1. Триста велосипедов, отсчитывать девяносто штук, неприступная громада, каменная глыба, восемьдесят миллиардов, двадцать шестого апреля, горько-солёный огурец, железнодорожная техника, журнально-газетный вариант, общественно-политическая борьба, общественно полезный труд. (27 слов)

  1. Миллиард человек, к четырнадцати экземплярам, беспокоишься обо мне, подзаголовок к брошюре, со сколькими учениками, коллекция уникальных инструментов, кое-кто запирает дверь на ключ, у кого-нибудь, кое у кого, никого не обидишь, не с кем ссориться. (35 слов)

Четвёртая четверть.

  1. Ни на что не похожий, о ком-то расспрашивает, с кем-нибудь посоветоваться, тёмно-коричневый переплёт, какие-либо комнатные растения, несложные контуры рисунка, шерстяная пряжа, не за что благодарить, костяной крючок, ни у кого не оказалось, шестьдесят семь копеек. (36 слов)

  1. Добросовестная работа, опекать малыша, на современном конвейере, готовиться к интересной экскурсии, загорелся на плантации, на соломенной крыше, новенький велосипед, нажимать на педали, совершенствоваться в кулинарии, добавить растительного масла, вареная морковь. (31 слово)

  1. Прикоснуться к решётке, возвратиться на соревнования, участвовать в состязании, беседовать с чтецом, маршировать на площади, обеспечьте явку, ветреная погода, деревянный шест, старинный приём, огненный шар, полотняные шорты, приблизиться к площадке. (31 слово)

  1. Да здравствует дружба! Познакомьтесь с врачом, лягте в постель, вынесите ребёнка на улицу, спрячьтесь от ветра, вынесете завтра, напишите сочинение, напишите другу, не лениться бы, боремся с ленью, станьте справа, положите книги на стеллаж, дело мастера боится.(38 слов)

  1. Умножь на семьдесят, шепчешься с товарищем, не тревожьтесь, расчищаешь дорожку, рассчитываешь заранее, спрячьтесь за шалашом, легко дышится, гонишь лень, гоняешь собачонку, располагаешь временем, весенним месяцем, щепать лучину, сложенные дрова, собирать урожай, выехать в столицу, труженики полей. (37 слов)

  1. Тяжёлое свинцовое грузило, приготовить мелочь, съешь кусочек, превозмочь усталость, мёд тягуч, старческая немощь, ситец линюч, загорать на солнце, вырастить цветок в гостиной, сторонник реформ.

  1. Патриотический долг, удивительный сказочник, могущественный волшебник, какое-нибудь приключение, расслышать чётко, рассмотреть слева, желтовато-зелёная листва, начал распускаться, какой-то неприятное прикосновение, невозможность преодолеть препятствие, ужасные условия,  раздать тетради. (27 слов)

  1. Заросли камышом, расположиться в деревне, сжечь конверт, подстричься в парикмахерской, припомнить удивительный случай, прибрежные заросли, преувеличивать опасность, сине-зелёная ель, священный долг, просвещение народа, лепестки растений, приготовьтесь к старту, выражаем восторг. (31 слово)

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,перераб.- М.: Русский язык, 2005.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русскогоязыка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-еизд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русскогоязыка/М.: Русский язык, 1997.

9. Русский язык. 6 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.

10.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русскогоязыка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.:Просвещение, 2003.

2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-кл./М.: АСТ: Астрель, 2003.

3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ,2002.

4. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.-М.: Русский язык, 2003.Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

9. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.

10.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 6 класс/М.: изд. Экзамен,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...