Урок русского языка в 6 классе "Разноспрягаемые глаголы"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

Урок русского языка в 6 классе по теме "Разноспрягаемые глаголы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_0.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской,  по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)

Тема урока.   Разноспрягаемые глаголы.

Цели урока: 1) знать определение разноспрягаемых глаголов;

2) уметь правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов.

Продолжительность урока : 45 минут

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Повторение частей речи. Кроссворд. 

По горизонтали: 1. Часть речи, обозначает предмет (существительное)

4.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).

5. Обозначает признак действия или другого признака ( наречие).

6. Отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета ( прилагательное).

7. Указывает на предмет, признак, количество , но не называет их ( местоимение).

По вертикали:

1. Изменение глагола по лицам и числам ( спряжение).

2. Изменение именных частей речи по числам и падежам ( склонение).

3. Часть речи , которая отвечает на вопрос сколько? Какой? и обозначает количество и порядок предметов при счете

3. Сообщение темы урока. Постановка цели.

А )Повторение спряжения глагола.

Учащимся предлагается выполнить проблемное задание: лингвистическая игра «Четвертый лишний.

Задание: рассмотрите ряд слов, определяя лишнее по какому-то признаку: рисовать, отдавать, накрывать, молчать .

Слово учителя: чтобы правильно выполнить это задание, необходимо искать ответ с точки зрения грамматики. Если будет трудно, воспользуемся подсказками.

Подсказки:

  1. Обратите внимание на спряжение глаголов  
  2. Вспомните алгоритм определения спряжения,

В ходе рассуждения учащиеся определяют, что  «лишнее» слово – молчать, т.к. оно относится ко 2 спряжению ( молчим, молчишь, молчите, молчит, молчат

Окончание  в глаголе  молчать ударное.

Б) Введение новой темы через проблемное задание.

Учащимся предлагается продолжить игру «Четвертый лишний», но уже с другим рядом слов: молчать, кричать бежать ворчать.

( в случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы- поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа

В результате выполнения данного задания  учащиеся обращают внимание , что глагол бежать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит, НО бегут

Слово учителя: с каким подобным лингвистическим явлением мы встречались при изучении имени существительного?

Ответ учащихся: разносклоняемые существительные

- Как можно назвать глагол бежать, если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения?

Ответ учащихся: это разноспрягаемый глагол.

В) Переход к работе над новым материалом

  1. Работа с учебником  

Обращаем внимание учащихся на то, что у глаголов хотеть и бежать в основном ударные окончания, поэтому их спряжение не вызывает затруднений. Глаголы, образованные от них с помощью приставок, т.е. прибежать, расхотелось, отдать, тоже будут разноспрягаемыми.

Глаголы  есть, дать  ( а также производные от них ) имеют особые окончания в личных формах, являются архаическими: ем, ешь, ест, едим, едят, дам дашь, даст, дадим, дадите, дадут

  1. Тренировочные упражнения

  1. Упражнение 472  ( обратить внимание учащихся на употребление глагола бежать в переносном значении)

Облака бегут – быстро перемещаются

Вода бежит – течет, льется.

Кровь бежит – течет

Тропинка бежит – простирается, тянется

-  Какой прием использован в этих примерах?

Ответ учащихся : олицетворение.

  1. Упражнение 473 ( задание по речевому этикету) ( выполняется устно)
  2. Словарная работа .

Слово учителя:

Как понимаете значение слова чтить?

Подберите к этому слову синонимы.

5.Домашнее задание.   П.81.  упр. 474.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

  • Я вспомнил, что…
  • Я понял…
  • Вызвало затруднение…
  • Нужно выучить…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Наклонения глагола"

Урок русского языка. 6 класс. Тема "Наклонение глагола". Урок с элементами технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии....

Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)

Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино,  позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото....

Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"

Целью данного  урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на разв...

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...