конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"
план-конспект урока (русский язык) на тему

Андреева Алла Александровна

Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким знаком. Формировать фонематическое восприятие  и устойчивые навыки записи слов с разделительным мягким знаком. Предлагаю конспект "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

2 класс

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

(ИКТ технология)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И.

- напоминание правила написания слов с суффиксами -ЧН- , -ЧК-.

- знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме.

-развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Развитие логического мышления.

-коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия (слова с мягким знаком ), расширение словарного запаса. Дифференциация согласных по твердости и мягкости.

-воспитательные:  

-воспитание аккуратности, умения слушать, доводить начатое до конца, умения работать в коллективе.

Оборудование: индивидуальные карточки, презентация (компьютер, мультимедийная установка), тексты загадок.

  1. Организационный момент. 

Развитие навыков звуко- буквенного анализа и синтеза.

Собери словечко:

а, ё, р, д, в-  вёдра

н, г, ё, д, з, а-   гнёзда

о, к, е, ч, к, ш ,а – кошечка

дополнительные задания:

- Определите род имени существительного, объясните, как вы это сделали?

- Подчеркните все буквы, которые обозначают мягкий звук,

- Какой согласный обозначает всегда мягкий звук ?

Напоминание правила написания слов с суффиксами -ЧН- , -ЧК-

Упражнение на развитие фонематического восприятия и слухового внимания:

Выписать сочетания –ЧК-, -ЧН- , если услышите их в словах:

белочка, юбочка, бочка, коробочка,…

  1. Знакомство с темой занятия .                                                    (слайд 1)

Сказка о мягком знаке.

В городе Фонетика жили-были буквы - гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова и слоги. Например: вставали друг за другом буквы: С, А, Н, И -и можно было прочесть слово - САНИ, а становились в ряд буквы К, О, Н, И - и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно?!» - смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать!» -кричали другие.

Особенно важничали йотированные гласные и аффрикаты - ведь они могли обозначать сразу по два звука!

«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных!» - пытались защищаться Ь и Ъ. «Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть йотированные гласные», - кричали звуки. «Уходите прочь!» - хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве.

В этом же городе была специальная школа для зверей. Учителем был мудрый филин. И как во всех школах пора пришла сдавать экзамены. Мудрый филин сказал, что тот кто напишет как вас будут звать , когда вы станете большими, тот сдаст экзамен.

  1. Игра «Назови животное». Уточнение и расширение словарного запаса .                  

                                                                                                                       (слайд 2)

Волчонок написал - волк, бельчонок - , лисенок-, тигрёнок-, зайчонок-, ежонок-. Вот пришла очередь лосенка. Он написал ЛОС. Затем олененка и он написал ОЛЕН. Расстроились животные, ведь они не станут взрослыми!

И буквы и звери поняли , что в алфавите нет лишних букв, все буквы нужны.

С тех пор все буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились!

Нам с вами тоже нужно не забывать о Ь и приглашать его для смягчения согласных

  1. Уточнение произношения мягких согласных . Формирование фонематического восприятия.                                                                                                    (слайд 3)

Игра «Мячик смягчитель». Смягчение согласного в конце слова.

Брат- брать, мел- , стал-, пыл-, жар-, прав-, пар-, был-, кон-, угол-, хор-;

  1. Развитие навыков звуко- буквенного анализа и синтеза.                                 (слад 4)

Закончите стихотворение, добавив последнее слово с мягким знаком на конце и составьте звуковую дорожку .

  1. Дифференциация твердых согласных  и согласных, чья мягкость обусловлена мягким знаком.                                                                          

                                                                                                                                 (слад 5)

  1. Формирование графического образа слов с мягким знаком в конце.  

Раздаточный материал .                                                                        

                                                                               

Вставьте пропущенную букву мягкий знак там, где это нужно.

Штрафной удар_, нержавеющая стал_, густая пыл_, сильный жар_, белый мел_, острый угол_, каменный угол_, обширная мел , длинный шест , зеленая ел  .

Весы показывают правильный вес_. Вес_ день льет дождь. Саша мыл_ мишку. Хорошо мыл_ лицо и шею. Щенок лез_ под крыльцо. Не лез_ на крышу — упадешь.

  1. Профилактика  аграмматической дисграфии.

Составьте словосочетания, соединяя линиями прилагательные с нужными по смыслу существительными.

Работа у доски.

конь

мель

хор

кон

угол

хорь

уголь

мел

каменный

прямой

хищный

смешанный

белый

песчаная

вороной

игровой

  1. Итог занятия . Вспомните схему слов с мягким знаком на конце слова. Подберите слова к моделям слов и запишите их.

з

кр.

З.

с.

кр.

з.

кр

з

кр

з

   

       Укажите роль мягкого знака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Конспект занятия «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда».

Мною предложен конспект открытого занятия для второклассников с заключением "Специфическое расстройство спеллингования/дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза"....

Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели:  закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,  отрабатывать умение ориентироваться на после...

конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"

Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...

Система упражнений для выработки правильного написания слов с мягким знаком - показателем мягкости согласных при письме.

Данная система упражнений поможет сформировать у ребенка навык написания слов с мягким знаком - показателем мягкости....

Конспект интегрированного урока «Свет» и «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»

Технологическая карта интегрированного урока русского языка "Обозначение мягкости согласных на письме" и физики "Свет", посвященного Дню еврейской культуры. На уроке используются п...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...