Чередующиеся гласные в корне рос – раст .
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Орлова Светлана Константиновна

     Урок с опорой на технологию деятельностного метода.

     Цель урока: научить находить слова с буквами чередующихся гласных а-о в корнях -раст-ращ-рос.

     Дети на уроке учатся владеть монологической речью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

    Учатся высказывать предположения на основе наблюдений, продолжают постигать законы русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 11 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Современный урок»

Урок русского языка в 5 классе

                 Тема урока : Чередующиеся гласные в корне  рос – раст .

Урок (с презентацией).

Учитель русского языка

 Орлова С.К.

Г.Новокуйбышевск

2014г.

Тема урока : Чередующиеся гласные в корне  рос – раст .

Тип урока. Урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного метода.

Цели как деятельность учеников.

1. преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

2. находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне раст (ращ) – рос, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием.

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. мультимедийная презентация: «Корни -раст-, -ращ-, -рос-»;

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Отрасль  – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.

 Росток – стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.

Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты. 

Ростов – один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России.

Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).

Ход урока:

1.Организационный момент.  Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.(слайд 2 – 3) Коммуникативные УУД.

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

- Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике.
В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.
Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.

-Какие чередующиеся корни мы изучили? (-лаг- , -лож-) (Слайд 1-3)
- От чего зависит правописание этого корня? Сформулируем правило. Приведём примеры.
- Сделаем вывод: В правописании чередующегося корня –лаг- - -лож- командир…суффикс – а- .

Словарный диктант  по теме «Чередующиеся гласные в корне. – лож – лаг – в слове».

3. Основная часть. Постановка проблемы урока. Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 Актуализация знаний и мотивация. Слайд 4

  Для чего мы изучили орфографическое правило? (Чтобы грамотно писать.)  Измените предложенные мной глаголы так, чтобы в корне вместо буквы о была гласная а. Запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму.

        возложил (нет -а-)

        приложил (нет -а-)

        положение (нет -а-)

        вырос

  Итак, какое задание вы выполняли?

  Каким вы пользовались правилом?     О – а в корне -лаг- - -лож-

  Применимо ли это правило в последнем случае?

4.Выходим на тему урока. Регулятивные УУД.

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Чем же мы будем сегодня заниматься?     (Изучать новое правило.)

  Как сформулируем тему урока?    Буквы о – а в корне -рос- -раст (учащиеся самостоятельно ставят  тему урока). Слайд 5

  1. Каковы цели нашего урока? (учащиеся самостоятельно называют цели урока) : Выяснить условия написания гласных в корне с чередованием – раст – ращ – рос.

 Уметь применять данное правило на письме.

Обратите внимание на экран. (Слайд 6)
-Почему мы сомневаемся в написании гласной в этом корне?
- Какие буквы чередуются?
- Обратите внимание на выделенные буквы в корне, и вы узнаете, когда в корне –раст-,-рос-, -ращ- пишется безударная А, а когда – О.

Наблюдаем. От чего зависит выбор гласной в корне. 

-Сделаем вывод.  (учащиеся самостоятельно делают вывод и формулируют правило).

.  Работа с учебником. Чтение параграфа 85. Что нового узнали из параграфа? (Слова-исключения). Слайд 7

Запишем слова-исключения, объясняя их лексическое значение. Слайд 8-9

6. Работа по углублению знаний.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия,

  1. Прочитайте стихотворение Федора Сологуба. (Слайд 10)

- Зачем возр…стаю? –

Снегурка спросила меня.

- Я знаю, что скоро р…стаю,

Лишь только увижу веселую стаю,

Р…стаю,  по камням звеня.

Сколько слов в этом стихотворении на данную орфограмму?

Дети дают разные варианты ответов.

-Кто попался в ловушку? Почему?

Не подумали над смыслом слов. Не обратили внимание на морфему.

  1. Во избежание ошибок составляем алгоритм в группах.(слайд 11)

         Проверяем получившиеся алгоритмы. Выбираем самый удачный.

    Алгоритм

  1. Вижу безударную гласную.
  2. Определяю морфему.
  3. Если корень, определяю вид безударной гласной:

                                                                                          Проверяемая

                                                                                          Непроверяемая

                                                                                          Чередующаяся

  1. Вспоминаю условие написания для данного вида.

        7.Развитие правописных умений. Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

    . Воспользуйтесь алгоритмом и выполните распределительный диктант (слайд 12-13 – взаимопроверка, выясняем у кого какие проблемы.

  1. Творческое задание (слайд 14).

Письмо почтальона Печкина (задание исправь и посчитай ошибки на изученную орфограмму и поставь оценку Печкину.

8. Рефлексия. Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Слайд 15

  1.  Что нового узнали на уроке? Какие цели ставили? С какой орфограммой познакомились? Чему научились?
  2. Домашнее задание: 1. Параграф 85. 2. Задание на выбор  упр. 485 или написать ответ почтальону Печкина, используя слова на изученную орфограмму. Слайд 16.

Эта книга не проста,

Слов в ней много – больше ста.

Не учебник, не букварь.

Называется? (Словарь)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне раст-рос.

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока:"Чередующиеся гласные в корне раст-рос". Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой на технологию деятельностного метода. Презентация к уроку....

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

"Правописание чередующихся гласных А и О в корнях –раст-//-ращ-//-рос-"

Конспект урока. проведённого в 5 классе. Учебник - Т.А.Ладыженской....

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»

1)закрепить правила «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-) -кас-,-кос-»;2) повторить правописание слов с безударными гласными в корнях слов (проверяемые ...

конспект урока по теме: « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»

Конспект урока по русскому языку для 5 класса по по теме « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)» , презентация к уроку...