Разработка урока по теме "Культура речи"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Лущик Ольга Александровна

Урок русского языка в 10 классе. Данный урок включает проектную деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_10_klasse.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

               

  Конспект урока по русскому языку в 10 классе.

Тема урока: «Культура речи. Речевые номы русского языка»

Учитель:  МОУ СОШ № 10  Лущик О.А.

Цель: формирование  коммуникативной и проблемной компетенций.

Задачи:

             1)  научить применять  полученные знания и умения в собственной речевой практике;

             2)  научить учащихся создавать устные и письменные тексты, высказывания в соответствии с нормами русского литературного языка;

             3) научить редактировать тексты.

План урока:

Этап урока

Формы работы

Продолжи-

тельность

  1. Вступительная часть

Слово учителя

2 мин.

  1. Выступление учащихся

Отчёт по проведённому мини-исследованию

8 мин.

  1. Сообщение темы урока

Работа над словами «культура», «норма». Беседа учащимися.

5 мин.

  1. Работа с тестом. Обсуждение результатов. Работа с опорным конспектом.

Решение и самопроверка теста «Проверь себя».

Опорный конспект «нормы РЛЯ»

11 мин.

  1. Ролевая игра «Приём на работу»

Учащиеся выступают в роли «работников», а гости- в роли «работодателей»

15 мин.

  1. Подведение итогов, рефлексия

Высказывание Д.С.Лихачёва, объяснение домашнего задания.

4  мин.

Подробный ход урока

Формы и методы урока

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

-Я рада всех приветствовать на не совсем обычном  уроке русского языка. Необычный урок потому, что тему сегодняшнего обсуждения определяете вы, исходя из ваших мини- исследований.

  1. Выступление учащихся

( 3 группы)

1 группа: язык общения людей в Интернете.

2 группа: речь учащихся МОУ СОШ №10.

3 группа: повседневная речь кунгуряков.

  1. Общий вывод по выступлениям учащихся

-К какому общему выводу можно прийти?

-Почему люди допускают ошибки в своей речи?

- Какая тема объединяет ваши мини- исследования?

  1. Открытие темы урока и запись в тетради

Культура речи. Речевые нормы РЛЯ.

- Вы, конечно же,  заметили, что на уроке присутствуют гости, люди, которые знают и сохраняют законы языка. Поэтому предлагаем им тоже  принять участие в работе  наших творческих групп.

-У слова культура несколько значений. Как называют такие слова? (многозначные)

- Какие значения этого слова отражают смысл темы урока?

(3.Культура- уровень развития чего-либо, степень соответствия образцам. 4. Просвещённость, образованность, воспитанность.).

- Что такое норма языка?

 Речевые нормы- закрепившиеся в практике образцового использования языковые (речевые) варианты.)

  1. Работа с тестом «Проверь свои знания». Взаимопроверка.

- Вы исследовали речь разных людей социальных групп. А теперь давайте проверим ваш уровень языковой культуры. 

Ответы: 1)-2, 3, 6, 7, 10

                 2) -1, 2, 3, 6

     3)-4

     4)-1,  2, 5

     5)-1, 2, 4

  1. Обсуждение результатов. Работа с опорным конспектом

Чтение опорного конспекта и работа с тестом

Оценивание:

0 ошибок- вы прекрасно справились с тестом. Вы владеете основными нормами языка.

1 ошибка- вы знаете не все нормы языка.

2 ошибки и более- вам нужно серьёзно заняться изучением раздела

 « Культура речи. Нормы языка».

-Почему вы допустили ошибки?  

Работа с опорным конспектом.

-Владение какими  нормами  проверялось в каждом задании?

-Зачем вам нужно знать нормы языка?

Вы учитесь в социально- гуманитарном классе. Значит, будете выбирать профессию, связанную с хорошим владением языком

(юрист, журналист, специалист по связи с общественностью, социолог, учитель гуманитарных дисциплин и т. д.)

  1. Создание текста

резюме

Гости –работодатели, а учащиеся- люди, которые устраиваются на работу.

Учащиеся создают тексты саморекламы. Место работы  выбирают сами.

-Вы должны научиться правильно себя подать, прорекламировать. От того, как вы  о себе составите рассказ, будет зависеть ваша судьба.

Требования к резюме:

  1. Должен получиться связный текст ( 6-7 предложений);
  2. Выбрать фирму, компанию,  в которую вы поступаете на работу;
  3. Оформить резюме в соответствии с нормами РЛЯ.

Примерный план:

  1. Какими качествами характера обладаете? (отразить умение общаться с людьми, профессиональные качества).
  2. Что вам в себе нравится?
  3. Чем больше всего любите заниматься в свободное время?
  4. Что другим людям в Вас нравится?
  5. Какие Ваши самые важные достижения, какую цель в жизни Вы преследуете?
  6. Что можете предложить работодателю?

  1. Проверка текста и решение о приёме «на работу»

На экран  выводятся тексты (письменный вариант даётся «работодателям»).

- Почему не всех взяли на работу? Какие нарушения языковых норм были допущены?

-О чём стоит задуматься людям, которые стремятся в своей жизни достичь высоких результатов?

  1. Подведение итогов. Работа над высказываниями известных людей о речевой безграмотности.

-Напоследок хочется подарить вам высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва, академика  РАН, человека,  который в совершенстве владел русским языком.

 «Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит…Язык человека-это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает».

                                                                                         Д.С.Лихачёв.

- Какова основная мысль в этом высказывании?

  1. Домашнее задание
  1. Продолжить работу с таблицей.
  2. Согласны ли Вы  с приведённым ниже высказыванием? Аргументируйте свой ответ примерами из жизни или худ. Литературы (не менее 3 аргументов, один из которых обязательно должен быть из художественной литературы).

«Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит…Язык человека-это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.»

                                                                                         Д.С.Лихачёв.

                   

                     

               

      Тест «Проверь себя»

1. В каких словах неправильно поставлено ударение?

(выделенная гласная- ударная)

1.Бармен  2. Красивее  3. Торты  4. Щавель  5.Ходатайство  6. Исчерпать 7. Облегчить  

8. Обеспечение 9. Каталог  10. Принудить

    2.Отметьте предложения с нарушением норм  употребления разных частей речи:

       1 .В зале присутствовало более пятиста известных деятелей культуры.

 2.У нашего друга вчера было день рождения.

       3. На олимпиаду по русскому языку отправили двоих учениц.

  4.Народные мастера пользовались самыми простыми орудиями труда.

       5.Предложение было принято тремястами семьюдесятью пятью голосами.

  6. Я не знаю педагогов лучше него.

       7.В ноябре были проведены две научные конференции.

   3.К  данному началу предложения подберите правильное продолжение:

Прочитав письмо,…

      1.Мною овладели воспоминания.

2.Мне стали понятны причины её переезда в другой город.

3.У меня возникло сомнение в его подлинности.

4.Я решил сразу же написать ответ.

4.  Отметьте предложения с неоправданным употреблением просторечной, жаргонной лексики.

1.Героем этой повести является Пугачёв- главарь восставшего народа.

2. Чичиков сумел всех объегорить.

3. Чичикову удалось обмануть всех.

4. Герой повести –Пугачёв, предводитель восставших.

5. Мужик проявил такую ловкость, что от удивления оба генерала шары выпучили.

    5. Отметьте  случаи употребления слова в несвойственном ему значении:

1. За этот месяц зарегистрировано меньше преступлений, чем за адекватный период прошлого года.

2. Интервью с министром опубликовано в одном из последних экземпляров газеты.

3. Окно закрывали гардины, и солнечный свет почти не проникал в комнату.

4. Собаки встретили вошедшего злостным лаем.

                                 

                           Речевые нормы литературного языка

  1. Орфоэпические нормы- нормы ударения, произношения гласных и согласных звуков.
  2. Лексические  нормы-  нормы, которые определяют правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи (нельзя: кавалькада машин- слово «кавалькада» обозначает группа всадников).

Типичные ошибки:

-тавтология (неоправданный повтор однокоренных слов );

-плеоназм (употребление лишнего слова: своя автобиография, пернатые птицы)

-речевая недостаточность (пропуск нужного слова);

-употребление слова в несвойственном ему значении (Начитанный человек имеет большой жаргон слов);

- несочетаемость слов друг с другом (дешёвые цены вместо низкие);

-смешение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию, но разных по смыслу (невежда- невежа, эффективный- эффектный, сытый- сытный);

  1. Морфологические  нормы-нормы употребления форм различных частей речи: употребление сущ., прилаг., местоим., числит., глаголов, причастий, деепр., наречий.
  2. Синтаксические  нормы- нормы построения предложений и словосочетаний.

-нормы управления и согласования;

-координация подлежащего и сказуемого;

-употребление однородных членов предложения, союзов при однородных членах, однородных членов с обобщающими словами;

-употребление причастных и деепричастных оборотов;

-употребление сложных предложений.

  1. Стилистические нормы-нормы сочетаемости стилей языка. Неправильный выбор речевых средств в соответствии с ситуацией речевого общения.

-неоправданное использование просторечных и диалектных слов, канцеляризмов;

-смешение лексики разных исторических эпох.

                                                 Речевые нормы литературного языка

  1. Орфоэпические нормы- нормы ударения, произношения гласных и согласных звуков.
  2. Лексические  нормы-  нормы, которые определяют правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи (нельзя: кавалькада машин- слово «кавалькада» обозначает группа всадников).

Типичные ошибки:

-тавтология (неоправданный повтор однокоренных слов );

-плеоназм (употребление лишнего слова: своя автобиография, пернатые птицы)4

-речевая недостаточность (пропуск нужного слова);

-употребление слова в несвойственном ему значении (Начитанный человек имеет большой жаргон слов);

- несочетаемость слов друг с другом (дешёвые цены вместо низкие);

-смешение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию, но разных по смыслу (невежда- невежа, эффективный- эффектный, сытый- сытный);

  1. Морфологические  нормы-нормы употребления форм различных частей речи: употребление сущ., прилаг., местоим., числит., глаголов, причастий, деепр., наречий.
  2. Синтаксические  нормы- нормы построения предложений и словосочетаний.

-нормы управления и согласования;

-координация подлежащего и сказуемого;

-употребление однородных членов предложения, союзов при однородных членах, однородных членов с обобщающими словами;

-употребление причастных и деепричастных оборотов;

-употребление сложных предложений.

  1. Стилистические нормы-нормы сочетаемости стилей языка. Неправильный выбор речевых средств в соответствии с ситуацией речевого общения.

-неоправданное использование просторечных и диалектных слов, канцеляризмов;

-смешение лексики разных исторических эпох.

Найдите речевые  ошибки в предложениях

Какая норма нарушена?

Исправленный вариант.

1. Он оказался круглым невежей в технике.

2. Двое школьниц пошли на дежурство.

3. Читая поэму, чувствуется сила и прямота каждого слова.

4.Когда Петя подошёл ко мне. Я увидел у него в руках новую книгу.

5. По сообщениям синоптиков, разведрится только к вечеру.

 

6.На горизонте появились ледяные айсберги.

7. Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень.

8. Рыбаки возвращались с рыбалки с богатым уловом.

9. На Камчатке много горячих гейзеров.

10.С тех пор как он окончил школу, прошло уже двадцать один год.

11.Мы прекрасно понимаем о том, что школе нужны новые компьютеры.

12. Я обращаюсь к тем, кто ещё не высказали своего мнения.

13. В этих соревнованиях более успешнее выступили наши гимнасты.

14.Туристы определили, что ближайший населённый пункт находится от них в полуторастах километрах.

15. Я честно скажу: ты мне симпатизируешь.

16. Охота в заповедниках, согласно принятых постановлений, запрещена.

17.В книге описывается о странах Африки.

18.Помещик Манилов, который кажется приятным человеком, умеет только трепать языком.

19. В списке значилось несколько книг, не прочитанных ею и которых не было в библиотеке.

20. Жена Пьера, Элен, была классная женщина.

Домашнее задание:

  1. Продолжить работу с таблицей.
  2. Согласны ли Вы  с приведённым ниже высказыванием Д.С. Лихачёва? Аргументируйте свой ответ примерами из жизни или худ. литературы (не менее 3 аргументов, один из которых обязательно должен быть из художественной литературы).

«Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит…Язык человека-это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает».

                                                                                         Д.С.Лихачёв.

                                                        Лист самооценки

Фамилия, имя учащегося………………………………………………….

Критерии оценивания

Баллы

Результаты

1.Участие в мини-исследовании.

-Принимал активное участие-3б.

-Помогал частично-1б.

-Не принимал участие-0б.

12-10 баллов- спасибо, вы сегодня отлично работали.

9-8 баллов- спасибо, вы сегодня работали хорошо.

7-6 баллов-спасибо за работу, на следующем уроке будьте активнее.

Менее 6 баллов- жаль, но сегодня вы себя не реализовали.

2.Работа с тестом.

-Ошибок нет-3б.

-Допущена 1 ошибка-2б.

-Допущено 2 ошибки-1б.

-Допущено более 2 ошибок-0б.

3. Участие в ролевой игре.

-Принимал активное участие-3б.

-Помогал частично-2б.

-Не принимал участие-0б.

4. Ответы на вопросы в течение всего урока.

-Активно отвечал и ответ был полным-3б.

- Отвечал не на все вопросы -2б.

-Иногда дополнял-1б.

Всего баллов

                                                        Лист самооценки

Фамилия, имя учащегося………………………………………………….

Критерии оценивания

Баллы

Результаты

1.Участие в мини-исследовании.

-Принимал активное участие-3б.

-Помогал частично-1б.

-Не принимал участие-0б.

12-10 баллов- спасибо, вы сегодня отлично работали.

9-8 баллов- спасибо, вы сегодня работали хорошо.

7-6 баллов-спасибо за работу, на следующем уроке будьте активнее.

Менее 6 баллов- жаль, но сегодня вы себя не реализовали.

2.Работа с тестом.

-Ошибок нет-3б.

-Допущена 1 ошибка-2б.

-Допущено 2 ошибки-1б.

-Допущено более 2 ошибок-0б.

3. Участие в ролевой игре.

-Принимал активное участие-3б.

-Помогал частично-2б.

-Не принимал участие-0б.

4. Ответы на вопросы в течение всего урока.

-Активно отвечал и ответ был полным-3б.

-Отвечал не на все вопросы -2б.

-Иногда дополнял-1б.

Всего баллов

                                                        Лист самооценки

Фамилия, имя учащегося………………………………………………….

Критерии оценивания

Баллы

Результаты

1.Участие в мини-исследовании.

-Принимал активное участие-3б.

-Помогал частично-1б.

-Не принимал участие-0б.

12-10 баллов- спасибо, вы сегодня отлично работали.

9-8 баллов- спасибо, вы сегодня работали хорошо.

7-6 баллов-спасибо за работу, на следующем уроке будьте активнее.

Менее 6 баллов- жаль, но сегодня вы себя не реализовали.

2.Работа с тестом.

-Ошибок нет-3б.

-Допущена 1 ошибка-2б.

-Допущено 2 ошибки-1б.

-Допущено более 2 ошибок-0б.

3. Участие в ролевой игре.

-Принимал активное участие-3б.

-Помогал частично-2б.

-Не принимал участие-0б.

4. Ответы на вопросы в течение всего урока.

-Активно отвечал и ответ был полным-3б.

- Отвечал не на все вопросы -2б.

-Иногда дополнял-1б.

Всего баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

Методическая разработка урока по развитию речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г),  поможет  учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве худо...

Методическая разработка урока по развитию речи. Повествование с элементами описания. М.Пришвин "Журка"

Подготовка к написанию изложения по тексту М.Пришвина с творческим заданием....

Методическая разработка урока по развитию речи в 5-6 классах

Овладение умениями и навыками правильной литературной речи в устной и письменной речи; развитие образного и логического мышления, овладение приёмами анализа и синтеза, сравнения;понимание связей и вза...

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения. Разработка урока "Публицистический стиль речи" в 8 классе.

В разработке данного урока представлен для анализа публицистический материал Д.С.Лихачёва "Письма из Русского музея" и отрывок статья " О памяти" .  Урок - исследование, урок развития речи, урок ...

Разработка урока по развитию речи в 11кл. "Абзац"

Формирование навыков создания текста и вычленения микротем....