Обобщение опыта работы по теме "Повышение качества обучения через участие в дистанционных сетевых проектах"
опыты и эксперименты по русскому языку по теме

Ануфриева Светлана Владимировна

Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями, которые надо рационально использовать. Компьютерные программы – это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П.Долматов).

Применение компьютера на уроках русского языка имеет и значительный воспитательный смысл: с раннего возраста мы будем учить детей обращаться с новой техникой, закладывать культуру отношений «человек-машина», а участие в дистанционных сетевых проектах будет способствовать повышению качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]        Ануфриева Светлана Владимировна [Введите текст]


Содержание :

1.Информация об опыте……………………………………….3

2.Технология опыта……………………………………………6

3.Результативность опыта……………………………………14

4.Библиографический список………………………………..16

5.Медиатека……………………………………………………17

6.Рецензия  на  опыт работы………………………………….18

7.Приложение к опыту………………………………………..19


Информация об опыте

1.Сведения об авторе работы

Ф.И.О.

Ануфриева Светлана Владимировна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 имени Героя Советского Союза Г.К.Кулика муниципального образования Тимашевский район

Педагогический стаж

19 лет

Преподаваемые предметы

Русский язык,  литература

Специальность

Учитель русского языка и литературы

Контактный телефон

8(86139)72706, 89183123618

2.Тема опыта:
 «Повышение качества обучения через  участие в дистанционных сетевых проектах »

3. Условия возникновения, становления опыта

МБОУ СОШ № 13 – сельская школа, в которой реализуется предпрофильная подготовка и профильное обучение в области социально-гуманитарного направления. Опыт собран в процессе участия в работе муниципальной экспериментальной площадки «Создание интегративной технологии обучения с компьютерной поддержкой» под руководством опытного наставника учителя высшей категории Нужновой С.Б.  

4. Актуальность опыта

Определённые трудности в изучении отдельных тем русского языка в условиях классно-урочной системы на данном этапе развития методики связаны с тем, что

  • во-первых,  коммуникативно-деятельностный подход реализуется не полностью;
  • во-вторых, по-прежнему несовершенна система контроля и оценки знаний: учащиеся узнают результаты тех или иных своих умственных действий не сразу, а через некоторый промежуток времени (чаще всего на следующем уроке), в то время как для большей эффективности в обучении необходима оперативная обратная связь;
  • в-третьих, необходима принципиально новая организация урока, при которой учащиеся могли бы при наименьших временных затратах усваивать учебный материал и учиться реализовывать его в своей речевой практике.

В предложенном опыте успешно решаются противоречия :

- между традиционными методами и приемами обучения   школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества:
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений,  получаемых учащимися на уроках русского языка;
- между высокими требованиями к практическим навыкам учащихся , большим объёмом материала и дефицитом учебного времени.

Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями, которые надо рационально использовать. Компьютерные программы – это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П.Долматов).

Применение компьютера на уроках русского языка имеет и значительный воспитательный смысл: с раннего возраста мы будем учить детей обращаться с новой техникой, закладывать культуру отношений «человек-машина», а участие в дистанционных сетевых проектах будет способствовать повышению качества образования.

5. Теоретическое обоснование опыта

В основе опыта лежит идея участия школьников в дистанционных сетевых проектах  как средство повышения мотивации обучения, обеспечения более высокого уровня знаний учащихся, повышения грамотности учащихся по русскому языку, подготовки   к  успешной  сдаче государственных экзаменов.

Использование компьютера в учебном процессе – (участие в данных проектах невозможно без компьютера) – это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, и тем самым повысить уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку.

 Особенностью   обучения с участием в дистанционны сетевых проектах является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.  

 

Компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, но, в первую очередь, в качестве средства активного обучения.

Как это ни парадоксально, но именно бездушная машина может по-настоящему оживить такой предмет, как русский язык,  который пока является не самым привлекательным для наших школьников. Вполне понятно, что увлечь ребят лучше самого педагога не смог бы никто, однако не все преподаватели русского языка обладают необходимым искусством и желанием, достаточными физическими силами, чтобы реализовать свою немалую учебную нагрузку «на одном дыхании», на подъёме, с максимальной душевной самоотдачей? Плоды опыта и мастерства самых лучших из них могут использоваться для создания таких новых форм занятий, как лингвистические игры и задачи, которые предназначены как для начальной школы, так и  для учащихся старших классов. Для них могут быть разработаны лингвистические компьютерные задачи, требующие достаточно высокого уровня логического мышления. Впрочем, всевозможные компьютерные игры, как показывает практика, представляют большой интерес для всех возрастов. При работе с компьютерными учебно-игровыми программами решаются определённые воспитательные и образовательные задачи, скрытые под формой увлекательного игрового действия. Лингвистические компьютерные задачи, в отличие от игр, требуют более основательного знания языка, а также довольно высокой способности к анализу и синтезу, поэтому они могут быть рекомендованы для старших школьников. А участие в дистанционных сетевых проектах подведет итог всему изученному ранее и будет способствовать стремлению узнать новое.

 6.Ведущая идея опыта.                                                      

 Создание на уроках русского языка и литературы  условий для сознательного активного участия школьников в учебной    деятельности, приносящей радость   открытия, радость достижения поставленной цели,  повышения  уровня знаний учащихся, сознательной мотивации учения, интереса к предмету через обновление образовательных средств и правил их применения на основе использовния дистанционных сетевых проектов.

Личная концепция учителя:

В процессе использования ИКТ на уроках русского языка и литературы становится возможным и значимым:

-  использование  инновационных компьютерных технологий  для  формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков и вариативное использование на уроках;

- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
- усиление практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды  проектной деятельности;
- создание условий  для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, взаимопонимания, сотрудничества;
- расширение границ  познания  школьников за счет использования  инновационных технологий в обучении и воспитании.

 

7.Технология опыта:

Использование информационных технологий в учебном процессе на гуманитарных предметах – неподнятый пласт земли на засеваемом поле образования. Если представить, что каждый учитель, ведущий гуманитарные предметы в школе, был бы смотивирован и имел возможность целесообразно использовать информационные технологии на своем предмете, то, несомненно, результат образования школьников был бы нового качества. И учитель стал бы другим.

В основе опыта работы  над проблемой использования инновационных компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе  лежит представление о том, что в современном обществе необходимо повышение уровня общеобразовательной   подготовки учащихся  через усиление уровневой дифференциации и индивидуализации образовательных программ с применением ИКТ.

Использование уровневой дифференциации вносит в учебный процесс определенные изменения, которые проявляются и в особых методических приемах, применяемых учителем, и в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Совместная деятельность учителя и ученика должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или на одном более высоком уровне – по выбору ребенка. Главная задача и обязанность учителя – помочь составить программу самообразования, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, контролировать процесс освоения, своевременно консультировать и корректировать программу. При этом данная технология не ограничивает учителя в выборе средств и методов обучения.

Использование компьютеров на уроках - это создание для учащихся оптимальных условий, выработка прочных знаний, умений и навыков. Этого можно добиться только при многократном выполнении однотипных заданий при условии предварительного подбора тематических заданий учителем, так как ученику при работе с компьютером не нужно списывать задание в тетрадь, а только вставлять нужный знак. Постепенный переход от простого к сложному не создает стрессовых ситуаций, значительно повышает уровень комфортности для детей, что позволяет им добиться успехов за минимальное время. У детей формируется потребность использовать компьютер, как инструмент, который помогает   учиться.

При планировании работы с компьютером учитель ориентируется на 2-3 занятия в месяц. Занятия строятся на основе дифференцированного подхода с использованием групповых форм работы с учащимися. Минимальное количество компьютеров в классе приводит к пересмотру организации учебной деятельности детей. Класс делится на три постоянные группы, работа которых чередуется по времени (12 - 14 минут) и видам деятельности.

1 группа

2 группа

3 группа

Работа с учителем

Работа на компьютерах

Индивидуальная работа  по карточкам

Работа на компьютерах 

Работа с учителем

Работа с учителем

Индивидуальная работа по карточкам

Индивидуальная работа по карточкам

Работа на компьютерах

Работа начинается и заканчивается по команде учителя. Все этапы работы оцениваются и оценки заносятся в оценочный лист. В конце урока подводится итог (выставляется оценка по общему количеству баллов). Работа с учителем основывается на  всех видах анализа текста (тема, идея, стиль, тип), словарной работе и повторении правил. Работа на индивидуальных карточках -  различные виды разборов  (морфемного, морфологического, фонетического, синтаксического), работа на компьютере - отработка навыков и самопроверка.

Персональный компьютер может быть использован в процессе индивидуальных занятий во внеурочное время и фрагментарно на уроке: для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, повторения и обобщения знаний.

Способы использования компьютера на уроке:

  • работа в компьютерном классе;

  • работа в классе, оснащенном демонстрационным компьютером.

Виды деятельности школьников при работе

с персональным компьютером:

  • самостоятельная работа с информацией по интересующей теме,
  • самостоятельная учебная деятельность в режиме самообразования,
  • учебная деятельность в режиме дистанционного обучения,
  • коммуникативная деятельность в сети  ИНТЕРНЕТ.

8. Длительность работы над опытом

Работа  над  данной  темой началась несколько лет   назад с образования  муниципальной экспериментальной  площадки «Создание интегративной технологии обучения с компьютерной поддержкой» под руководством опытного наставника учителя высшей категории Нужновой С.Б.  Научное  руководство  исследованиями   осуществляет доктор педагогических наук,  профессор  КубГУ Архипова А.И.  В течение     первого    года изучались и  осваивались  новые  компьютерные технологии.   За такое короткое время  познакомились с программами компаний 1С и Медиахауз, освоили составление нескольких несложных тестов, а также использование презентации на уроке. Особый интерес    вызвали технологии, созданные творческой лабораторией журнала «Школьные годы».  Следующим этапом стало участие в Международной Интернет- Олимпиаде «Эрудиты Планеты» в течение нескольких лет. Были образованы команды учащихся, учителей, которые добились высоких результатов как в личных, так и в командных зачетах. Следующим этапом стали такие сетевые проекты, как Общероссийский конкурс «Мультитест», конкурс ЭМУ «Грамотей +», «Пятерочка», комплексное тестирование для учащихся «Полиатлон-мониторинг»

9. Диапазон опыта.

Опыт представляет единую систему: урок – внеклассная работа

 В соответствии с рассматриваемой проблемой составлены  авторизованные программы:

Элективный курс для учащихся 9 класса «Курс практической грамотности» с компьютерной поддержкой на основе методики обучения практической грамотности Т.Я.Фроловой, которая предполагает свою оригинальную систематизацию орфографических и пунктуационных правил. Авторская логика распределения материала сохранена. Для обеспечения регулярности контроля практической грамотности учащихся все уроки разбиты на  5 блоков. После каждого блока проводится диагностическая  работа. В учебно – тематическом плане данного элективного курса  выделено два часа на урок-практикум по программе-тренажер  «Фраза»; три часа для проведения контрольных работ, позволяющих определить степень усвоенности орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Для работы над ошибками представлены 3 часа, на которых предполагается ещё раз обратиться к изученному материалу в компьютерной программе  «Репетитор1С. Русский язык». В зависимости от учебного плана школы, курс можно изучать в течение 35 и 70 часов. (Приложение 2)

        Факультативный курс для учащихся 5 класса  «Лингвистический анализ текста». Цель данного курса – познакомить учащихся с выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка, активизировать внимание  учащихся к художественному тексту, в котором реализуется эстетическая функция языка, чётко проявляется изобразительная роль определённого языкового явления,  продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы дети научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается, умели ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать своё. Данный факультативный курс   способствует подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Факультативный курс рассчитан на 34 часа. Занятие предполагает рассмотрение теоретических вопросов, но большая часть времени будет использована для отработки практических умений и навыков  на занятиях, посвящённых изучению предложенных тем.   Факультативный курс обеспечен самостоятельно разработанным  электронным  пособием «Рабочая тетрадь» для учащихся. Рабочая тетрадь состоит из 23 занятий. Удобный формат электронного пособия, интересные задания, необычная форма работы в тетради делают её незаменимым помощником не только для пятиклассников, но и для ребят постарше. Практически все занятия строятся следующим образом:

   1. Задания, направленные на повторение и обобщение изученного на предыдущем занятии. При этом  учителем  даётся представление о каком-либо новом понятии.

   2. Задания репродуктивного характера, позволяющие учащимся закрепить полученные умения. Например, найти в тексте имена прилагательные и объяснить, какую роль они выполняют.

   3. Занятия, требующие от ученика творческого применения полученных знаний. Например, написать сочинение по пословице, подобрать эпитеты к словам и составить с ними предложения. (Приложение 1)

Первый год - накопительный по отбору теоретического и практического материала, необходимого для организации работы над выбранной темой. Именно этот год позволил  четко определить для себя, что такое  инновационные компьютерные технологии, что значит -  использование их в обучении,   каковы условия успеха осуществления подобной работы. Изученная теория поставила новые проблемы, а именно,  как надо  использовать полученные знания на практике, какие для этого необходимы условия. В  течение  второго года  работали над поиском и внедрением методов и приемов, способствующих обеспечению  более высокого уровня  знаний учащихся, сознательной мотивации учения, интереса к предмету, положительного эмоционального отношения к уроку; а также приемов, позволяющих разнообразить систему обучения;  повысить грамотность учащихся по русскому языку, подготовиться  и успешно справиться с государственным экзаменом по заданию и в форме ЕГЭ в выпускных  классах.

          Использование компьютера на уроках русского языка и литературы в данных условиях помогает учителю решать множество задач: определение  уровня обученности,  обучение по индивидуальному плану, моментальный  контроль  усвоения материала.

         Учитель  на уроке во время проведения опыта  – организатор всего урока и консультант. Консультантами могут быть и хорошо подготовленные учащиеся.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.

Введение ПК в учебный процесс ни в коей мере не следует понимать как редукцию (ослабление, уменьшение) функций учителя: наоборот, оно расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее лингводидактические проблемы:

  1. первая категория проблем – совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  2. компьютеры могут помочь там,  где учитель «не может разорваться», существенно повысят КПД урока (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
  3. повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;
  4. средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер – хранилище результатов творческой деятельности педагога: удачно найденных им объяснений тех или иных лингвистических явлений, придуманных им интересных заданий и упражнений – всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
  5. ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
  6. возможность собрать (запротоколировать) данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

На этапе конкретизации изучаемого материала возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы. Они (программы) позволяют интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс.

Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.

Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.

Обучающие программы наиболее целесообразны  на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности.

Программы состоят из трёх частей: обучающей, тренировочной и проверочной (контролирующей).

В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. Таким образом, уже на этом этапе компьютер побуждает школьников к активному включению в работу.

В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения, что достигается

-различной по продолжительности тренировкой в зависимости от её результатов;

-разными вариантами завершения работы (переход к следующему упражнению или отправка за помощью к обучающей части программы, или к учебнику, или к учителю);

-дифференциацией дидактического материала, когда в последующем упражнении учитывается характер допущенных ошибок. Отметим, что последние компьютер и объясняет.

Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня знаний, умений и навыков учащихся, имеет ряд преимуществ:

во-первых, экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера;

во-вторых, контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся;

в-третьих, статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.

Кроме того, компьютерный контроль может определить индивидуальные уровни относительной орфографической и пунктуационной грамотности и качество усвоения всех тем за контрольный период. При этом данные накапливаются для каждого ученика. Компьютерный контроль даёт возможность быстро выявить состояние обученности сразу всех учеников класса, определить круг вопросов, вызывающих затруднение, оценить результаты работы учеников и учителя. Использование компьютерной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует воспитанию у них трудолюбия, ответственности и вырабатывает привычку к регулярной работе.

Подобная компоновка программ (обучающая, тренировочная и проверочная (контролирующая) части) обеспечивает вариативность доступа к любому модулю по мере необходимости и для учителя, и для учащихся. Для ученика с самого начала предусмотрена возможность выбора: вспомнить теоретический материал или сразу выполнить упражнение.

Программы просты в обращении (используются клавиши курсора, ввода, пробела); их рациональное применение в условиях реального учебного процесса позволит внести элемент разнообразия в арсенал традиционных методических средств, не умаляя ни в коей мере значимость роли педагога.

Использование обучающих программ на отдельных этапах уроков по изучению правил создаёт предпосылки для возникновения положительных мотивов учения, так как ученик из пассивного объекта, получающего знания в готовом виде, превращается в активного деятеля, добывающего знания, применяя такое современное техническое средство, как компьютер. Для учителя же существенно облегчается управление учебной деятельностью класса.

Особым типом программных средств являются учебно-игровые программы.

Опыт показывает, что важнейшими из условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету, в том числе и русскому языку, являются,

во-первых, мотивация учебно-познавательной деятельности школьников,

во-вторых, их активные и сознательные действия, направленные на освоение теоретического материала.

Учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, одобрение электронного помощника учителя, возможность работать группами (взаимопомощь), возможность повторить программу и получить положительную отметку. Ученик самоутверждается, у него появляется вера в свои способности (это особенно важно для слабых учащихся). Такой опыт пригодится ученику не только в учебной деятельности, но и в любой другой. У ученика появляются дополнительные возможности для тренировок и закрепления умений и навыков. При обеспечении каждого ученика своим дисплеем появится возможность индивидуализировать работу школьников, облегчить дифференциацию оценки их знаний.

Компьютер способен снять психологический дискомфорт (боязнь низкой оценки, насмешки товарищей, повышенный тон учителя). Компьютер развивает любознательность, уверенность в собственных силах, самостоятельность. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

          Для проведения эксперимента использовалось  следующее программное обеспечение:

1.Тренажер «Фраза»

Данная программа имеет удобный интерфейс, понятный ученикам любого класса и уровня подготовленности. Материал собран с 1 по 9 класс, целый раздел посвящен подготовке к экзаменам. Тренажер можно использовать на разных этапах урока: и при закреплении изученного материала (в таком случае можно пользоваться подсказками), и для самостоятельной работы, и самое главное, для контроля. Особенно эффективен тренажер в выпускных классах, поскольку количество уроков русского языка сокращается, а на одном занятии необходимо  уделить внимание  теме  согласно планированию, и выполнить задание для подготовки к ЕГЭ, и повторить материал, изученный ранее. ( Приложение 3)

2.Комплексная программа «1С Репетитор. Русский язык»

 Как и «Фраза», имеет удобный интерфейс, проста в использовании. На начальном этапе возможна работа в обучающем режиме. А вот в 10-11 классе мы повторяем материал   по интерактивному учебнику; в классах среднего звена возможно закрепление на основе использования справочного материала, который широко представлен в виде таблиц и интерактивных схем.  В тренировочном режиме у школьников формируются навыки обнаружения, поиска и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. В этой программе возможно даже написание диктанта.  Программа имеет комнату отдыха, что особенно приветствуется учащимися всех возрастов, но войти в нее не так просто: только по времени или после нескольких выполненных заданий. ( Приложение 3)

3.Комплексная программа «1С: Школа. Привет, Причастие!» 

Программа представляет собой увлекательное мультимедийное путешествие по стране Речь с героями одноименной книги известной детской писательницы Татьяны Рик.  В программу включен озвученный текст книги, 16 музыкальных обучающих игр с забавными героями. Очень интересны семиклассникам, и не только, занимательные электронные задания по теме «Причастие». Теоретический материал представлен в интерактивных таблицах, помогающих изучить эту часть речи. Большую помощь учителю может оказать «Весёлая энциклопедия», в которой разъясняются непонятные слова.  

4.Тренажер «Русский язык» 

Данную программу целесообразно использовать в классах 3-ей ступени. Задания имеют несколько уровней сложности. Чем хороша эта программа? Во-первых, учащиеся сначала выполняют стартовое тестирование, в которое включены задания по орфографии и пунктуации за курс основной школы, затем компьютер по результатам определяет уровень сложности. Как правило, все начинают с первого. Во-вторых, в программе очень интересны игровые элементы «Зарядка для ума», даже выпускники, с удовольствием играя, вспоминают правила без особого труда. В-третьих, программой предусмотрено сохранение результатов и диагностика. Все это позволяет выявить тот раздел языкознания, который необходимо повторить, выполнить ещё раз задания в удобное для ученика время.  

5. Использование презентации Power Point на уроках литературы и во внеклассной работе.

Компьютерная презентация является одним из типов мультимедийных проектов, представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты.

 Power Point  предоставляет возможность красиво оформить таблицу, создать интересный зрительный образ из нескольких картинок или фотографий, а также «оживить» демонстрацию с помощью анимации и звука. ( Приложение 6)

6. Мультимедийные курсы подготовки к ЕГЭ  по русскому языку  содержат:
-справочные сведения в объеме, необходимом для подготовки к ЕГЭ,
- интерактивные тренажеры для развития навыков сдачи экзамена в тестовой форме,
- набор тематических и итоговых тестов, соответствующих по содержанию, форме представления и критериям оценивания ЕГЭ.
При этом в программе заложено несколько типов заданий для проверки усвоения учебного материала. Каждый раз ученику предлагается набор заданий разных типов.

7.Обучающий комплекс “Семейный наставник. Русский язык  5,6,7 класс”

 Данная программа имеет удобный интерфейс, понятный ученикам.  «Наставник» предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля   усвоения учебного материала, выдачи индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Основу данного комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. Эксперимент показал, что систематическое использование обучающего  комплекса (всего 15-20 минут в неделю) повышает оценки учащихся.

8.Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия” версия 3.0

Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое, интересное изложение, яркое красочное оформление, простота в использовании помогают пробудить в ребенке жажду открытий, помочь в освоении школьных предметов. Использование БЭКМ на уроках  русского языка и литературы позволяет  сэкономить время на поиск в  нужном  словаре  необходимого понятия,  содержит «Толковый  словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, «Пословицы русского народа» В.И.Даля,  Всемирный биографический словарь, Сборник афоризмов, «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона».  

9.  Игровая технология «Зажги огонёк» (Повторяем орфографию! 8,9 класс).

Данный приём обучения используется на специальных уроках русского языка в 8,9 классах на этапе повторения изученного ранее материала и как диагностический.

Если учащиеся знакомы с принципом работы по данной технологии, то на подготовительном этапе урока напоминается порядок работы; если используется впервые, целесообразно объяснить принцип работы с применением мультимедиа-установки.

Данная технология помогает:

          - вспомнить правописание гласных в корнях слов, а также в суффиксах после шипящих. Так как в 8-9 классе основной упор делается на изучение синтаксиса (словосочетание – простое предложение – сложное предложение), а основные правила орфографии повторяются попутно, снижается грамотность учащихся.

          -быстро диагностировать знания учащихся по данным темам, выявить пробелы, быстро отреагировать и вести индивидуальную работу по устранению этих пробелов в знаниях учащихся.

Как показала практика, при выполнении упражнений по учебнику или по карточкам для индивидуальной работы, на материал более меньший по объему  времени затрачивается больше, чем с компьютерной программой  (где в течение 10 минут учащиеся успевают не только вспомнить орфографические правила, но и получить оценку,  а также исправить ошибки, если таковые имеются.  

10. Тест «For you» «Имя существительное», «Имя прилагательное».

Данный тест может использоваться на различных этапах урока (в начале и в конце урока) в разных классах (6-9 классе), и в зависимости от этого решаются задачи:

  • -обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное», «Имя прилагательное»  в 6 классе;
  • -диагностика знаний учащихся, полученных в результате изучения данных тем;
  • -повторение сведений об имени существительном в 8-11 классе, как одна из ступеней подготовки учащихся к внешнему экзамену и ЕГЭ по русскому языку.

Применение технологии на уроках в 6 «А» классе показало наличие положительного эмоционального настроя, высокую активность учащихся вне зависимости от этапа урока. Кроме того, благодаря обратной связи между программой и ребёнком, ученик сразу получает оценку, у него есть возможность ещё раз вернуться к неверно выполненным заданиям, проанализировать самостоятельно или обратиться за помощью к учителю, осуществляющему контроль.

Учащимся более старших классов тест «For you»      помогает мгновенно вспомнить сведения об имени существительном, полученные в 6 классе, и использовать эти знания при подготовке к внешнему экзамену и ЕГЭ по русскому языку. ( Приложение 3)

  Все программы достаточно универсальны и просты, поэтому могут использоваться в любом классе

Использование программ на уроках в дополнение к традиционному  обучению приводит к положительным результатам по:

  • созданию творческой положительно-эмоциональной атмосфере на уроке;
  • интенсификации и оптимизации обучения;
  • оптимальности обучения и возможности добиться успехов за небольшой промежуток времени.

Использование  ИКТ  при обучении русскому языку и литературе  поможет учителям учить, а детям интереснее учиться, повысит мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности.  Учащийся станет активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволит ему вжиться в своеобразную роль исследователя.  Ученик не только будет просматривать информацию, но может и строить новые знания, создавать собственные презентации того или иного урока.
Все это повысит уровень интенсификации и индивидуализации обучения, позволит обеспечить личностно- ориентированный подход.
Инновационные компьютерные технологии  используются для поддержки изучения предметных дисциплин, а не только информатики, с их использованием  начинается применение   проектного  метода обучения.  

Таким образом, учителю необходимо отказаться от пассивного обучения, основанного на теории,  а   необходимо перейти к активному обучению, основанному на самостоятельной творческой работе, где применяется:
- мультимедиа
- совместная работа
- обмен информацией
- критическое мышление и выработка решений
- в центре процесса – ученик.

10. Результативность опыта

В результате   участия в дистанционных сетевых проектах    наблюдается повышение уровня обученности учащихся, развития личности, что подтверждается рядом диагностик, проведенных педагогом-психологом и администрацией школы. 

Опыт участия в данных проектах позволяет выделить следующие положительные моменты:      

  1. учитывается индивидуальный темп работы обучающихся;
  2. ученик сам управляет учебным процессом;
  3. сокращается время выработки необходимых навыков;
  4. увеличивается количество тренировочных заданий;
  5. легко достигается уровневая дифференциация;
  6. повышается качество обучения.

Участие в дистанционных сетевых проектах  позволяет  обеспечить более высокий уровень знаний учащихся, повысить грамотность учащихся по русскому языку, подготовиться и успешно справиться с итоговым тестированием в выпускных классах.

По итогам 2011-2012 учебного года и 2012-2013 учебного года наблюдается положительная динамика качества знаний учащихся по русскому языку и литературе.

Класс

8 «А»

9 «А»

Уч.год

2011-2012

2012-2013

Русский язык

62%

85%

Литература

76%

96%

Сознательная мотивация учения, интерес к предмету, положительное эмоциональное отношение к уроку прослеживается по результатам мониторинга, проведенного педагогом-психологом и администрацией школы.

№п/п

Критерий

2011-2012

2012-2013

1.

Положительное отношение к предмету

12

25

2.

Участие в олимпиадах

3

12

3.

Участие в школьных конкурсах

7

23

4.

Участие в международном конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех».

7

18

5

Участие в Общероссийском конкурсе по русскому языку «Мультитест»

2

8

6

Дистанционная предметная олимпиада «Пятерочка»

1

12

7

Комплексное тестирование для учащихся «Полиатлон-мониторинг»

7

11

8

«Грамотей +» международный конкурс орфографической граммотности

7

11

5.

Занятие в факультативных группах

____

27

Использование ресурсов Сети позволяет не на словах, а на деле обеспечить учителям и ученикам равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, сделать систему образования более открытой и эффективной. Активное участие принимают  учащиеся и учителя в международной Интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты». Команда старшеклассников занимает 11 место из 149 команд, а команда учителей 10 место из 36 команд по итогам 6 тура 2010 года.

Педагог не может быть оторван от реалий жизни, он постоянно находится в поиске новых форм и методов обучения, информационно-методического обеспечения учебного процесса, поэтому создание информационного образовательного пространства – это одна из важнейших задач в деле подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего необходимым комплексом знаний.

        К личности специалиста современное общество предъявляет высокие требования. Ему необходимо, кроме высокого образовательного уровня, иметь гибкое мышление, обладать профессиональной мобильностью, уметь вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Поэтому в процессе обучения важен поиск путей совершенствования подготовки такого специалиста.

        Одна из задач средних специальных учебных заведений – подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской работе в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий, умеющего применять результаты обучения в своей будущей профессиональной деятельности. А этому всему и будет способствовать использование ИКТ при обучении русскому языку и литературе.

 

Любому учителю под силу овладеть компьютером, познакомиться с современными программами и использовать на своих уроках. Но при этом не стоит забывать о том, что компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе традиционно проводимого урока. Необходимо помнить также и о том, что учащихся не надо «перегружать» работой на ПК, поскольку чрезмерное увлечение компьютером может нанести вред, а не пользу. Во всём важна золотая середина.

 Библиографический список

1.Баскаков В.Ю., Бахтеров В.Е, Резниченко И.Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку. // Русский язык в школе. 1988. №2, с.7-12.

2.Емельянова М.Л., Коршунов С.В. Из опыта создания и использования обучающей компьютерной программы по русскому языку. // Русский язык в школе. 1990. №5, с.22-25.

3.Зенченко Н.М. Из опыта работы в компьютерном классе. // Русский язык в школе. 1989. №5, с.20-23.

4.Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1986. №3, с.3-7.

5.Морозов И.Ю. Проблемы программно-методического обеспечения уроков русского языка в компьютерных классах. // Русский язык в школе. 1990. №6, с.3-11.

6.Стебенева Г.Г. Возможности использования ЭВМ в процессе обучения русскому языку. // Русский язык в школе. 1988. №6, с.3-7.

7.Угринович.Н. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

8.Фролова Т.Я. Грамотность за 12 занятий. Симферополь, 2001г.

9.Фролова Т.Я. 20 ступенек грамотности. Русский язык. 5 класс. Симферополь, 2004г.

10.Фролова Т.Я. До экзамена по русскому 10 дней?.. Без паники. Симферополь, 1996г.

11.Фролова Т.Я. методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. Симферополь, 2004г.

12.Фролова Т.Я. Минуя рифы русской орфографии. Симферополь, 1996г.

13.Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок. 5-6 класс. Симферополь, 1998г.

14.Фролова Т.Я. орфография и пунктуация в рифмованных алгоритмах. Симферополь, 2004 г.

15. Шмелёв А.Д. Язык и компьютер: лингвистические алгоритмы. // Русский язык в школе. 1989. №6, с.37-41.

Медиатека

  1. “Семейный наставник. Русский язык  5,6,7 класс”
  2.   1С “Репетитор. Русский язык”
  3.   1С “Тесты по орфографии”
  4.   1С “Тесты по пунктуации”
  5.   1С «Привет, Причастие!»
  6.   Программа-тренажер «Фраза»
  7.   Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия” версия 3.0

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Обобщение опыта работы по теме: « Интерактивное обучение как условие развития субъектности обучающихся в географическом образовании».

1. Актуальность опыта.          Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого  применения активных методов обучения и...

Обобщение опыта работы по теме "Разноуровневое обучение на уроках математики"

Предлагаю обобщение опыта работы по теме "Разноуровневое обучение на уроках математики" в форме мастер-класса...

Обобщение опыта работы: Повышение мотивации и качества знаний по предмету "Английский язык" посредством современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к  существенному понижению мотивации и восприятию иностранно...

Обобщение опыта работы по теме "Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии"

Обобщение опыта работы по теме "Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии"...