сочинение - рассуждение
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Яук Наталья Васильевна

Подготовка к ЕГЭ (часть С)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

                       Подготовка к ЕГЭ ( сочинение-рассуждение)

Выпускникам нужно написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся.

        Учащиеся должны обладать следующими  умениями:

  • понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
  • определять тему текста, проблему, позицию автора;
  • формулировать основную мысль  своего высказывания;
  •  развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
  •  выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
  • соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

1 шаг.

Умение выделить проблему.

ПРОБЛЕМА – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. (Вопрос, который прямо или косвенно задаёт автор)        

В формулировке проблемы следует охватить не только случай, рассмотренный в тексте, но и, желательно,  многие подобные ситуации.

       Чтобы вычленить проблему, необходимо найти «точки выбора»:

         - через которые автор проводит героев (если текст повествовательный) или

        - через которые проходит каждый человек / человечество (в тексте-рассуждении).

Проблема может формулироваться  в виде вопроса,  вопроса и ответа на него, риторического вопроса, парного соединения однородных членов, антитезы, в виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста.

Круг проблем, представленных в экзаменационных текстах:        

  •  философские         (о смысле жизни);
  •  социальные          (человек – человек,         

                        человек-коллектив);

  • экологические  (человек-природа);
  • нравственно-этические  (добро-зло).

  • Проблемы семьи:
  •         проблема памяти о своих истоках, о своём детстве;
  •         проблема роли детства в жизни человека;
  •         проблема исторической памяти;
  •         проблема отчего дома;  
  •         проблема нравственной прочности человека;
  • Проблемы экологии:
  •         проблема влияния человека на природу;
  •         проблема восприятия человеком природы как живой материи;
  • Проблемы несправедливости социального устройства общества:        проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных;
  •         проблема внутреннего противостояния искушению изобилием;        проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов;
  •         проблема нравственной прочности человека;
  •         ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей;
  • проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом;

Проблем в тексте может быть несколько!

Словесные клише

В тексте поднимается проблема …

   …заставил меня задуматься над сложной проблемой …

  Автор затрагивает проблему …

Проблема злободневная, актуальная, острая, важная, серьезная, основная, научная, назревшая, наболевшая, главная, общественно значимая, межнациональная, спорная, неразрешимая

Проблема злободневная, актуальная, острая, важная, серьезная, основная, научная, назревшая, наболевшая, главная, общественно значимая, межнациональная, спорная, неразрешимая

Проблема злободневная, актуальная, острая, важная, серьезная, основная, научная, назревшая, наболевшая, главная, общественно значимая, межнациональная, спорная, неразрешимая

2шаг.

Прокомментировать проблему - объяснить, пояснить, представить мысли выпускника по поводу сформулированной проблемы текста.

О чем следует писать в комментарии?

  • Насколько актуально то, о чем пишет автор текста?
  • Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
  • Если возможно, коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали другие авторы (или известные люди)
  • Знает ли выпускник о точке зрения, не совпадающей с позицией автора представленного текста?

             Комментарий к проблеме может быть:

  1. Текстуальный - учащийся объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы:
  • Что делает автор, предлагая проблему?
  • На какие аспекты проблемы он обращает внимание в первую очередь?
  • Что особенно волнует автора в проблеме?

Словесные клише

  • Автор описывает, прибегает к антитезе, подчеркивает, обращает наше внимание, строит свой текст на взаимодействии текста и подтекста, рассматривает (раскрывает) проблему на примере жизни одного из героев, отмечает, что…

2. Концептуальный – учащийся дает различного рода интерпретации проблемы:

  • рассуждение по поводу её актуальности;
  • указание на различные мнения других людей (писателей, философов…) по проблеме;
  • объяснение причины появления проблемы (если проблема новая).

3 шаг.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА 

        Необходимо: не формулировать позицию автора «вообще», а показать мнение автора текста по выделенной и прокомментированной выпускником проблеме.

         Формулирование проблемы в виде вопроса должно предполагать умение ответить на вопрос словами автора текста.

Как выявить позицию автора?

  • Что хотел сказать автор, создавая текст, своим читателям?
  • Как автор оценивает описываемую ситуацию, поступки героев?

Обратить особое внимание: на слова, художественные приемы, которые:

  •  выражают авторское отношение (сочувствие, восхищение – неодобрение, иронию, осуждение)
  •  дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

Словесные клише

Автор считает, полагает, подводит читателя к выводу, осуждает, обвиняет, призывает, убежден, отстаивает ту точку зрения, что…

        Отношение автора к проблеме неоднозначно, двойственно.

        Автор признается, что не знает путей решения вышеизложенной проблемы, и приглашает к разговору читателя.

4 шаг.

Моя позиция

Этот критерий касается оценки изложения выпускником собственного мнения. Выпускник вправе согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае его рассуждения должны быть подкреплены аргументами.

Высший балл – 3– ставится в том случае, если экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с мнением автора), и аргументировал его, приведя не менее двух аргументов из своего жизненного и читательского опыта. Несомненно, аргумент, приведённый из художественной литературы, будет оценён экспертом в 2 балла. Данное требование, несомненно, апеллирует к умственной и гражданской зрелости ученика, к широте его кругозора, начитанности, общему уровню образованности, умению логически мыслить.

5 шаг

Аргументы должны быть:

  • истинными
  • достаточным основанием для доказательства тезиса

суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.

Анализируя результаты выполнения задания, касающегося изложения собственного мнения, следует помнить о том, что более строгими стали требования к качеству его выполнения: так, формальная позиция экзаменуемого (я согласен,/не согласен с мнением автора) не учитывается как достойная положительной оценки хотя бы в один балл. Типичным затруднением учащихся при выполнении этого задания является неумение найти аргументы для обоснования собственной точки зрения.

Основное правило аргументации: приводить аргументы в системе

  •         Выстраивать аргументы следует в соответствии с возрастанием доказательной силы: конечный аргумент фиксируется лучше, чем первый.
  • Конечный аргумент должен быть самым сильным.

        Сильные аргументы:

  • Научные аксиомы
  • Положения законов, официальных документов
  • Законы природы, выводы экспериментов
  • Ссылки на авторитеты
  • Статистические данные

        Лучшие аргументы для написания сочинения-рассуждения:

  • Ссылки на мнение авторитетных людей
  • Цитаты из художественных произведений, научных трудов
  • Пословицы и поговорки, отражающие мудрость и опыт народа
  • Факты, события
  • Примеры из жизни окружающих, собственного опыта жизни

 

    Соблюдение правил при написании сочинений

  • Не следует злоупотреблять цитатами (особенно большими). Необходимо пользоваться различными способами введения цитат в текст сочинения.
  • Нельзя смешивать прямую речь с косвенной.
  • Следует избегать повторяющихся слов, пользоваться синонимами.
  • Не следует употреблять слова и выражения, которые непонятны и малознакомы.
  • Важно следить за правильностью связи слов в предложении.
  • Не рекомендуется писать незаконченные предложения (в том числе и придаточные без главных).

Итак, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?

Это умения – способность понимать другого и возможность рассказать о себе, о своём видении мира, это умение вступить в диалог с автором текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)

Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...