Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме «Лексика» для 5-6 классов
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме "Лексика" для 5-6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_po_teme.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме «Лексика» для 5-6 классов

                                                Учителя МБОУ гимназия № 20

                       г. Новороссийска

                                              Куроптевой Инги Витальевны

Цель:

-Повторить основные лексические понятия.

-Развивать умение давать лексическое толкование слову, подбирать синонимы, антонимы, фразеологизмы.

-Формировать понятие о языке как развивающемся явлении.

-Развивать интерес к слову посредством словесной игры, загадок, шарад и т.д.

Эпиграф:

«Нет на свете оружия сильнее слова»

К. Станиславский.

Задание 1.

           Определите слово по значению:

«передвигаться по воздуху» - …(полет, летать);

«имеющий цвет неба» - …(голубой, синий);

«библейское название договора» - …(завет);

«ключ к тайнописи» - …(код);

«мастер кинотрюков» - …(каскадер);

«денежное наказание» - …(штраф);

«день и ночь» - …(сутки);

«помещение в автобусе, самолете» - …(салон);

«корм для сельскохозяйственных животных» - …(силос);

«художник-конструктор» - …(дизайнер);

«лыжная гонка со стрельбой» - …(биатлон);

«богиня войны и победы в древнегреческой мифологии» - …(Афина);

«знак, обозначающий  число» - …(цифра).

Задание 2.

            Определите прямое и переносное значение слов:

Гребень (петуха) – гребень (волны);

Лисичка (зверек) – лисичка (гриб);

Хвост (собаки) – хвост (кометы);

Зеленый (плод) – зеленый (юноша);

Быстрая (река) – быстрый (ум);

(просторный) класс – дружный класс;

(серебряное) блюдо – (вкусное) блюдо;

Крыло (птицы) – крыло (здания).

Задание 3.

          Прямое и переносное значение слова.

          К    данному    прилагательному     нужно    подобрать    два     таких существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым – переносное.

Тяжелый - …(камень, характер),

Горячая - …(вода, голова),

Тесная - …(квартира, дружба),

Острый - …(нож, язык),

Сладкий - …(чай, сон),

Твердый - …(земля, решение),

Золотые - …(украшения, руки),

Свежий - …(цветы, газеты),

Больной - …(человек, вопрос),

Веселые - …(люди, песни).

Задание 4.

          Вопросы-шутки. Какое языковое явление «спрятано» в этих вопросах?

Дайте правильный ответ.

  1. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
  2. Всякий ли пар способен подниматься кверху?
  3. Всякие ли ноты предназначены для певцов и музыкантов?
  4. У каких башмаков нет каблуков?
  5. Какое крыло никогда не латает?
  6. Какой город летает?
  7. Какое государство носят на головне?

Шуточные вопросы основаны на явлении омонимии.

(Ответы:

строчка – «шов на поверхности ткани»;

пар – «поле, оставленное на лето незасеянным»;

нота – «дипломатическое обращение одного правительства к другому»;

башмаки – «приспособление для торможения (на железной дороге)»;

крыло – «часть здания, автомобиля»;

Орел – город;

Панама – государство.)

Задание 5.

        Анаграммы – слово или словосочетание, образованное путем перестановки букв, входящих в состав другого слова.

        Переставьте в этих словах буквы так, чтобы получились новые слова, то есть анаграммы:

Шарф - … (фарш)

Пион - … (пони)

Дома - … (мода)

Стоп - … (пост)

Сосна - …(насос)

Шутка - … (штука)

Рубка - … (бурка)        

Мышка - … (камыш)

Нитка - … (ткани, танки)

Колос - … (сокол)

Нина - … (Инна)

Волос - … (слово)

Задание 6.

«Какое слово спряталось?»

Учитель называет слово. Нужно найти «спрятавшееся» в его составе другое слово.

Мрак (рак), столб (стол), зубр (зуб), полк (пол), удочка (дочка), уточка (точка).

Задание 7.

        Слова – перевертыши.

        Добавьте к этим словам свои примеры.

        Казак, доход, потоп, топот, комок, боб, довод.

Задание 8.

        Переставьте ударения. Что произойдет?

        Село, пропасть, окуни, топи, пряди.

Задание 9.

        Какие существительные, в зависимости от контекста, могут писаться и с маленькой, и с большой буквы?

        Сережка, орел, весы, панама, десна, стрелец.

        (Ответ: Сережка (имя), Орел (город), Весы, Стрелец (знаки Зодиака), Панама (государство),  Десна (река).)

Задание 10.

        Найдите синонимы в стихотворении и запишите их.

Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнется первый акт,

Мы называет все антракт.

На время что-то прекратив,

Мы объявляем перерыв.

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим передышку.

После урока непременно

Нужна ребятам перемена..

Задание 11.

        Найдите все фразеологизмы в этом шуточной рассказе А. Шибаева.

Подберите к ним синонимы, объясните значения этих фразеологизмов.

С ног до головы.

        - Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет!

        - Да, ведет себя из рук вон плохо! Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам! Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

        - Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись. На свою голову. То теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что  голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вмсте мы всегда сумеем намылить ему голову!

Задание 12.

        Ответьте фразеологизмом на вопросы:

        Как говорят о человеке:

  • Который часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе)
  • Который пришел не вовремя, некстати (нелегкая принесла)
  • Который держится неестественно прямо (как аршин проглотил)
  • Кротким, безобидном (мухи не обидит)
  • Болтливым (язык без костей)
  • Испытывающем чувство стыда (готов сквозь землю провалиться)
  • Который является очень дальним родственником (седьмая вода на киселе)
  • Склонном к воровству, мошенничеству (на руку чист)
  • Который бесследно исчез (поминай, как звали; и след простыл)
  • От которого ожидают успехов (подает надежды)

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"Своя игра" для 7 класса

Цели: • активизировать познавательную деятельность детей, • развивать логику, интеллект, • способствовать повышению интереса к изучению русского языка, • воспитывать чувство коллек...

Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Окказионализмы"

Разработка внеклассного мероприятия на тему "Окказионализмы". Подходит для учащихся с 5 по 11 классы. Было проведено в рамках Предметного клуба  юных филолов  во внеурочное время....

Викторина "Своя игра". Внеклассное мероприятие по русскому языку. Разделы: фонетика, лексика, фразеология, грамматика.

Викторина построена по типу телевизионной передачи “Своя игра”.Участие принимают две команды. Викторина проводится в два тура. Команды получают игровые поля (презентация проводится по ссылкам) с темам...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему: «Из истории русской пунктуации»

Познакомиться с историей появления знаков препинания.Узнать, какие знаки появились раньше, какие – позже.Узнать, отличаются ли современные названия знаков от старинных.Отработать навыки постановки зна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Может ли язык попасть в Красную книгу?»

Цели и задачи:-     общеобразовательные  –  повторение лингвистической терминологии (уровни и нормы языка), ознакомление с понятием «мёртвый язык», исто...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  Игра  «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»...