Комплексный анализ текста как форма подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ
статья по русскому языку (11 класс) на тему

 

 Цель данной статьи – оказать  помощь учителю-предметнику, описав  некоторые способов проведения   комплексного анализа текста, показать различные пути работы с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Комплексный анализ текста как форма подготовки  учащихся к ГИА и ЕГЭ»

(статья)

                                                        

                                                           Выполнена:                                      Ивановой Галиной Владимировной,

                                                            учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории

                                                           МКОУ СОШ  № 14 пос. Приэтокского

                                                       

пос. Приэтокский, 2014


Комплексный анализ текста как форма подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ

Актуальность выбранной темы особенно ясно видна при практическом проведении данного вида  анализа на уроках русского языка в средней и старшей школе. Учащиеся не всегда способны взглянуть на текст как на единое целое, увидеть взаимосвязи стиля и лексики,  тематики текста и его  синтаксиса,  увидеть проблему и отношение к ней автора. Особенно трудным бывает анализ языковых средств, использованных писателем  для придания тексту большей выразительности.

Поэтому цель данной статьи – оказать  помощь учителю-предметнику, описав  некоторые способов проведения   комплексного анализа текста, показать различные пути работы с текстом.

Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма подготовки к сдаче экзамена по русскому языку в выпускных классах. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Изучение языка писателей должно быть связано с замыслом художественного произведения, его литературными образами, ведь текст- это не только сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Текст это явление, «в котором совмещаются структурность, социальность и психологичность» и которое формируется в определённых исторических условиях, под влиянием той или иной культурной среды. Текст - феномен объемный, в нём можно проследить и «дух эпохи», и «эманацию личности автора». Комплексный анализ текста на уроках русского языка - одна из форм подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ. Пробуждая интерес школьников к постижению тайн русского языка, к закономерностям развития языковых явлений через их взаимосвязь и подбор соответствующих текстов и заданий, можно добиться высоких результатов в формировании практической грамотности.

Исходя из опыта своей работы в старших классах, хочу подчеркнуть, что именно комплексный анализ текста вызывает наибольшие затруднения у учащихся, но именно в ходе такого анализа текста можно наиболее успешно подготовить учащихся к сдаче экзаменов на ГИА и ЕГЭ, ведь 3/4 заданий в КИМах на ГИА и ЕГЭ так или иначе связаны с вопросами, входящими в комплексный анализ текста. Поэтому сейчас я хочу остановиться на особенностях комплексного анализа текста как вида учебной деятельности.        

Методика лингвистического анализа текста впервые была предложена К.Д. Ушинским в его «Первоначальной практической грамматике». В ней он использовал универсальный способ формирования у детей языкового мышления - наблюдение над явлениями, органически сосуществующими в тексте.        

Этот метод включает всестороннее исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания.

Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, не отстраненно (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста.

       Есть два пути работы с текстом: точное следование выбранному отрывку, анализ всех встречающихся грамматических явлений (этот вариант годен тогда, когда грамматическая система уже сложилась и отрабатывается на практике)  и выбор необходимого наглядного материала, демонстрирующего те грамматические явления, с которыми педагог хочет познакомить детей (этот принцип подходит при первоначальном знакомстве с грамматикой и на этапе систематизации полученных знаний).

В школьной программе по русскому языку выделяют следующие виды разборов: фонетический, орфографический, морфемный и словообразовательный разбор, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический.

Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического, речеведческого анализа, проведение разных видов разбора, составление схем предложений, объяснение орфограмм и пунктограмм и обязательно выразительное чтение текста (отрывка).

Формулируя задания к тексту, я придерживаюсь определенной последовательности. Сначала — вопросы и задания, направленные на осмысление содержания и связанные с непосредственным читательским восприятием текста как единого целого. Здесь на первый план выходят вопросы о проблематике текста. Я считаю особенно важным научить учащихся не путать родовые и видовые понятия, видеть проблему шире того конкретного случая, который описан в данном тексте, так как часто сталкиваюсь с прямолинейным толкованием проблематики текста на чисто событийном уровне, например, «проблема отношений хозяина и собаки», «проблема чтения книг», «проблема загрязнения водоемов». Нужно расширить кругозор учащихся, подбирая для анализа тексты обобщенно- философского содержания, позволяющие им «впитать» и осмыслить отвлеченные понятия, чтобы формулировки «проблема взаимоотношений человека и природы», «проблема выбора профессии», «проблема ответственности перед будущими поколениями», «проблема поиска смысла жизни » или «проблема сохранения культурного наследства» были знакомы и понятны учащимся.

Важность правильного определения проблемы, поднятой в данном тексте трудно преувеличить, ведь неверный посыл в проблематике приводит к неадекватному комментарию и выбору примеров при написании оригинального текста на экзамене. Поэтому слабоуспевающим учащимся я на начальном этапе подготовки даю список возможной проблематики, из которого они выбирают одну проблему, наиболее подходящую (по их мнению). Я прошу их аргументировать свой выбор, используя исходный текст. Очень большое значение, на мой взгляд, имеет также задание найти художественные произведения или публицистические тексты с подобной проблематикой, особое внимание обращаю на актуализацию знаний по литературе  (правильное написание имени автора, названия произведения, их соответствие, правильное перечисление героев данного произведения и правильность написания их имен), ибо анализ экзаменационных работ показывает, что очень велик процент неверного соединения названия произведения и его автора, много ошибок в написании имен героев художественных произведений.

Кроме того, хочу отметить необходимость научить учащихся отстаивать свою точку зрения, не соглашаться слепо с мнением учителя или составителя пособия, а попытаться аргументировать свою позицию, свое видение. Учащиеся должны понять, что в тексте может быть более одной проблемы, но все они взаимосвязаны или вытекают одна из другой. Можно даже дать задание составить своеобразные кластеры взаимосвязанных проблем.

Возвращаясь к вопросу расширения кругозора учащихся, отмечу, что также необходимо сочетать при выборе текстов для комплексного анализа тексты обобщенно-философского плана с текстами, несущими конкретную информацию по какому-либо вопросу, обязательно обсуждая с учащимися, где эта информация может быть использована как фоновый материал.

Затем идут задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между предложениями. Непосредственно читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становится более осмысленным.

Здесь наиболее важным является поиск связи между основной мыслью и темой текста: это поможет правильно определить основной моральный посыл автора, его точку зрения на проблему.

За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, - по фонетике, лексике, грамматике...

Наконец - вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора, составление схем предложений.

Если к одному тексту предлагается много заданий, то это не означает, что каждый ученик должен выполнить непременно все эти задания. В процессе комплексной работы с текстом у школьника появляется возможность выбора тех вопросов и заданий, которые он считает для себя наиболее интересными. Но при этом я тщательно фиксирую те вопросы и задания, которых избегает ученик, включая их в план индивидуальной работы с ним.

Все эти задания в том или ином виде встречаются в КИМах ГИА и ЕГЭ, поэтому работа по комплексному анализу текста должна присутствовать на уроках русского языка уже с 5 класса. Для осуществления  такого анализа можно привлечь рабочие тетради А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста».

Чаще всего на уроке даю тексты без привычных заданий «Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания». И это не случайно: работа с текстом, графический облик которого не искажен, в большей мере развивает зрительную память, языковую интуицию. Объясняя орфограммы и пунктограммы, группируя их, отвечая на вопрос. «Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?», ученик выполняет серьезную работу по повышению своей грамотности.

Завершающим при работе с текстом обычно является задание «Подготовьтесь к выразительному чтению». Вся предшествующая работа по выполнению заданий комплексного характера помогает правильно прочитать текст (определить слова, на которые должно падать логическое ударение, выбрать короткую или продолжительную паузу и др.)

Итак, поскольку я считаю, что с введением экзаменов в новой форме и ЕГЭ изучение русского языка приобрело несколько прикладной характер (заучивание определенного набора знаний и умений, гарантирующего получение необходимого минимума баллов), то к анализу текста дозированно  нужно обращаться уже в 5-м классе.

В старших классах необходимо  проведение специальных уроков, которые посвящаются наблюдению над использованием изучаемых грамматических явлений в художественной речи. Здесь в центре внимания — художественные и публицистические тексты, позволяющие воспитывать уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему, к национальным традициям. Например, работаем с таким текстом:

  1. Выразительное чтение текста

Музыка

(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломом, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.

(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары укрыть не могла. (8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. (9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.

(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.{11) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был. (13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те её взлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.

(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к

горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.

(По Б. Л. Васильеву)

II. Работа по тексту

1. Докажите, что данный отрывок является текстом.

(В отрывке предложения связаны общей темой, идеей. Предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически. Материал изложен последовательно, логически связан. Средства связи: местоимения, однокоренные слова, повторяющиеся слова (музыка, смерть, дом, плакал), вводные слова( должно быть, видимо). Предложения в тексте соединяются цепной связью.)

2. Определите тему, идею (основную мысль) текста.

(Автор рассказывает случай на войне. В одном из разрушенных польских городков солдат услышал звуки органа, они пробудили воспоминания и сильные чувства. Это говорит о том, что музыка может влиять на человека. В различных обстоятельствах она пробуждает разные чувства. Можно говорить о влиянии не только музыки, но и искусства вообще: искусство вечно, прекрасно, и это прекрасное заставляет беречь и любить жизнь, мир, красоту, «чтобы вечное небо не подбрасывало взрывами».)

3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.

(Стиль текста публицистический. В отрывке явно проступает авторская позиция. Васильев поднимает нравственную проблему, воздействует на читателя, воспитывая любовь к жизни, к прекрасному, к искусству. Показывает, как красота может повлиять на человека, и что человек должен сделать всё, чтобы сохранить и преумножить красоту. В речи автора чувствуется искреннее волнение. Публицистический стиль эмоционален, отличается образностью  (голубыми скорбными глазами, непонятная печаль, взлёты к небу, к звезде, детский восторг, жалость чистая, детская, боевой клич). Употребляются слова в переносном значении (ночь укрыла, музыка разворачивала, одежды).

Для построения текста автор использует сложные предложения, а также простые, распространённые, осложнённые обособленными членами, вводными словами.)

4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?

(Эпитеты: скорбными глазами, одинокий орган, изуродованные дома, ненавистного, проклятого слова, детская жалость, грязная изнанка, вечное небо.

Сравнения: музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома.

Метафоры: купол пожара, сорваны одежды.

Олицетворения: ночь укрыла, музыка звала, не плакала, заставляла.

Эмоциональные выражения: музыка закаменела; взлёты к небу, к звезде; растворилась в сердце; горло сдавило, стиснуло; древний боевой клич; горящие развалины.)

5. С какой целью автор использует их в тексте?

(Эти средства помогают почувствовать настроение героя, передать его чувства: взволнованность, горечь, любовь: воздействуют на читателя, заставляя его сопереживать герою.)

6. Объясните, пользуясь словарём, значение слов.

Скорбный - 1. Испытывающий скорбь, выражающий скорбь, печальный, горестны

2. Больной, немощный         

Мрачный - 1. Тёмный, погружённый во мрак. 2. перен. Исполненный печали, наводящий грусть, безрадостный, угрюмый. 3. перен. Тяжёлый, беспросветный.

- В каком значении они используются в тексте?

(Скорбный - книжное, высокое.

Мрачный - в переносном значении. Признаки книжного стиля.)

7. Подберите синонимы к словам.

Восторг - радость, ликование, торжество, праздник, восхищение.

Плакать (нейтр.) - рыдать, хныкать, стенать ( разг.), выть (просторен.).        

Вечный - бессмертный, неумирающий, неугасимый, непреходящий, неувядающий, нетленный, немеркнущий, бессрочный, постоянный.

Уместна ли в тексте замена слов этими синонимами?

(Нет, каждое слово в тексте значимо, замена приведёт к искажению авторской мысли.)

8. Найдите в тексте причастия.

(Разрушенных, заваленным, нарисованными, зажатым, горящими, изуродованных, стоявшем, глядящими.)

  •  На что указывает обилие причастий в тексте?

(Указывает на книжный стиль, причастия придают речи выразительность.)

9. Выполните по тексту тест

1. В каком предложении наиболее полно отражена        основная мысль?        

1) 14        2)15        3)16        4)18

              2. К какому типу речи относится текст?

  1.  рассуждение
  2.  описание с элементами рассуждения
  3.  повествование с элементами описания
  4.  повествование с элементами рассуждения
  1. Какое предложение связано с предыдущим при помощи личного местоимения и наречия?
  1. 2)3        3)        10        4)14
  1. Укажите способ образования слова бездомных (предложение №6).
  1.  приставочный
  2.  суффиксальный
  3.  приставочно-суффиксальный
  4.  сложение

     5. Какой частью речи является слово мрачно (предложение №5)

  1.  наречие
  2.  краткое прилагательное
  3.  категория состояния
  4.  краткое причастие

    6.В составе какого предложения нет обособленного определения?

  1. 2)8        3) 9        4)        17

    7. Какая характеристика предложения № 9 является верной?

1.Сложносочинённое предложение.

2.Простое предложение.

3.Сложноподчиненное предложение

4.Всесоюзное предложение.

  1. Из предложения №10 выпишите подчинительное словосочетание с типом связи примыкание.
  2. Из предложений №10-16 выпишите слово, образованное неморфологическим способом.
  3. Среди предложений №6-11 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное, укажите его номер.

Но при работе с текстом, конечно, нельзя упускать из виду тот факт, что понимание текста сугубо индивидуально, процесс восприятия текста неизбежно субъективен. Каждый ученик по-своему понимает прочитанное или услышанное, у него складывается свое, индивидуальное представление о содержании и основной мысли текста. И нужно создать на уроке такую обстановку, когда каждый ученик сможет сказать о своем личностном восприятии, а те, кого это затрудняет, должны получить необходимую помощь. Ошибки, связанные с непониманием смысла текста, должны быть предупреждены.

Выводы

Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.

Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма подготовки к экзаменам в выпускных классах. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие, что особенно ценно для выпускников 9-х классов, которым нужно на экзамене сжать предлагаемый текст, сохранив при этом его специфику.

Одной из сложных проблем при комплексном анализе текста является характер лингвистических заданий. Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и задания не становились самоцелью, а по мере возможности, во-первых, помогали ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставляли учеников задумываться о содержании. Именно это способствует’ развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности.

Правильно организованная работа по комплексному анализу способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

При подготовке к экзамену по русскому языку в 9 и 11 классах умение проводить комплексный анализ текста позволяет учащимся не только продемонстрировать полученные знания по различным разделам языкознания, но и, проведя анализ предложенного текста, осмыслить его и создать на основе его проблематики оригинальный текст. Ведь при выполнении задания  части С  КИМов по русскому языку учащимся  11 класса необходимо проявить умение аргументированно объяснить свое понимание проблематики исходного текста, что требует систематической отработки на уроках русского языка.

Список литературы:


1. Казбек-Казиева  М.М. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку  (часть С) –М. :ВАКО, 2012.-158 с.

2. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в IX классе// Т.М. Пахнова. – Русский язык в школе. – 2010.–№10–С.3-8.

3.Пахнова  Т.М.Работа с текстом при  подготовке к экзамену по русскому языку – М.: Экзамен, 2010.-477 с.  
4.. Рухленко  Н.М. Комплексная работа с текстом в старших классах// Н.М. Рухленко  (По каким текстам готовиться к ЕГЭ). – Русский язык (1 сентября).-2008.–№13.–С.7-13.

5. Рябухина Е.А. Создание контрольно-измерительных материалов по русскому языку на компетентностной основе// Е.А. Рябухина. – Русский язык в школе. – 2009. – № 6. – С. 37-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Анализ текста как форма подготовки к ЕГЭ и развитие образного и логического мышления

Статья посвящена проблеме обучения сочинению-рассуждению на основе  публицистического текста в старших классах при подготовке к ЕГЭ. В ней представлены формы работы с текстом, алгоритм напи...

презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ...

«Комплексный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ»

Материал представляет собой выступление учителя в школе на конкурсе педагогического мастерства по теме «Комплексный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ»...

Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»

laquo;Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...