Урок "Деепричастный оборот" (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Маслова Инна Дмитриевна

Тема урока "Деепричастный оборот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_deeprichastnyy_oborot.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА  УРОКА:  «ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ  ОБОРОТ»

Ход урока

I. Организационный момент.

(Рис. № 1. Приложение)

Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает.
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
                                                                   
П.Чесноков.

II. Фронтальный опрос. (Рис. № 2. Приложение)

– Что обозначает деепричастие?

– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?

– Каким членом предложения является деепричастие?

– Изучив причастие, мы познакомились с причастным оборотом. О каком обороте сегодня пойдет речь?

(Рис. № 3, рис. № 4. Приложение)

Цели урока:

  • повторение грамматических особенностей деепричастий и закрепление умения находить их в тексте и использовать в речи;
  • знакомство с деепричастным оборотом;
  • формирование и совершенствование навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте.

III. Работа с текстом. (Рис. № 5. Приложение). Изучение нового материала.

     Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?

Задания.

  1. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.
  2. Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.
  3. Найти деепричастия.

– Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них.

– Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова. Что  представляет собой причастие с зависимыми словами?

– А деепричастие с зависимыми словами?

– От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами?

–  Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является?

– Определите место деепричастного оборота в предложениях.

–  Когда обособляется причастный оборот?

– В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой.

(Рис. № 6. Приложение).

     Итак, деепричастный оборот  – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.

– Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?

(Рис. № 7. Приложение)

    Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.

IV. Закрепление изученного материала. (Рис. № 8. Приложение)

Слово “мама” пусть всегда пребудет
И пробьется сквозь любой затор
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенный совести укор.
                                                         
Р.Гамзатов

  1. Объяснить значение непонятных слов (по толковому словарю).
  2. Синтаксический разбор предложения.

(Найдите основу предложения, охарактеризуйте, постройте схему).

  1. Глагол “ пробьется” замените деепричастием;

– выпишите деепричастие с зависимыми словами;

– найдите слово с относящимся к нему деепричастным оборотом;

– расставьте необходимые знаки препинания;

– охарактеризуйте получившееся предложение.

     Вывод о деепричастии и деепричастном обороте.

V. Минута отдыха. (Рис. № 9. Приложение). Прослушивание старинной горской легенды.

     “Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был совсем плохим человеком, мать любила и жалела его. И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой… И безобразничал, и обижал мать. В своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько обид мать ему простила. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим делам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно – убить родную мать? И не ушли, тогда он вбежал в дом и действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?”

     Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду?

VI. Самостоятельная работа.

Тест.

1. Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?
Б) Что делая? Что сделав?
В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного.
Б) Наречия и прилагательного.
В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие –

А) изменяемая часть речи.
Б) неизменяемая часть речи.

4. Продолжите предложение:

Деепричастие с зависимыми словами называется ___________________________________

5. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

А) 1,  2, 3
Б) 1, 2
В) 1, 3

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.
Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив.

(Рис. № 10. Приложение)

Ключ: 1. Б), 2. В), 3. Б), 4. Деепричастный оборот, 5. В), 6. Б)

Оценка
“5” 
“4”
“3”
“2”

Ошибки
0
 1–2
3– 4
более 4-х

VII. Итог урока.

Домашнее задание. (Выполнить задани , данное на листочках.)

VIII. Заключительная часть.

   Сегодня звучали слова о самом дорогом и близком каждому из нас человеке – о матери. Мама ведет нас по жизни. Как цветок тянется к солнцу, так человек тянется к матери. Она мечтает о том, чтобы вы выросли хорошими людьми. Я думаю, что этот урок заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям. Думайте больше о ваших мамах, берегите их, любите.

(Рис. № 11, рис. № 12. Приложение).

Спасибо вам, мамы, спасибо большое –
За все, что вы сделали в жизни для нас!
Спасибо за вашу заботу и ласку,
За добрую жизнь, что семье отдана,
За первую песню, за первую сказку,
За годы тревоги, за ночи без сна.
Мы поздно у вас замечаем порою
Снежок на висках, паутинку у глаз…
Спасибо вам, мамы,
Спасибо большое –
За все,
Что вы сделали в жизни для нас!
И.Финк

Рабочий лист учащегося________________________________________________________

Тема: Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и деепричастного оборота

на письме.

I. Работа с текстом..

               Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви материи. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?

II. Закрепление изученного материала.

Слово «мама» пусть всегда пребудет

И пробьется сквозь любой затор

Даже в сердце каменном пробудит

Заглушенный совести укор.

1. Объяснить значение непонятных слов (по толковому словарю).

2. Синтаксический разбор предложения.

(найдите основу предложения, охарактеризуйте его).

3. Глагол « пробьется» замените деепричастием;

- выпишите деепричастие с зависимыми словами;

- найдите слово с относящимся к нему деепричастным оборотом;

- расставьте необходимые знаки препинания;

- охарактеризуйте получившееся предложение.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест.

1.  Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?                                                                                                                    

Б) Что делая?  Что сделав?

В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного.

Б) Наречия и прилагательного.

В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие-

А) изменяемая часть речи.

Б) неизменяемая часть речи.

4.Продолжите предложение:

Деепричастие с зависимыми словами называется

5. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

А) 1, 2, 3       Б) 1, 2       В) 1, 3                                                                                                                                                            

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.                                                        

Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.

В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив.

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                     2                                                                                                                                                                                                                                                          

Домашнее  задание.  Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

1. Ст..хает ветер даль ра..чистив.

    Разлито со..нце по земле.

    Просвеч..вает зелень листьев,

    Как живопись в цветном стекле.

2. И я лежал схв..тившись за каменья

    И надо мной св..ркая выл поток

    И камни ш..велились в исступленье

    И б..рм..тали прыгая у ног.

3. В государстве р..машек, у края,

    Где ручей задыхаясь поет,

    Прол..жал бы всю ноч.. до утра я

    Запрокинув лицо в небосвод.

_____________________________________________________________________________________

Домашнее  задание.  Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

1. Ст..хает ветер даль ра..чистив.

    Разлито со..нце по земле.

    Просвеч..вает зелень листьев,

    Как живопись в цветном стекле.

2. И я лежал схв..тившись за каменья

    И надо мной св..ркая выл поток

    И камни ш..велились в исступленье

    И б..рм..тали прыгая у ног.

3. В государстве р..машек, у края,

    Где ручей задыхаясь поет,

    Прол..жал бы всю ноч.. до утра я

    Запрокинув лицо в небосвод.

 ____________________________________________________________________________________

Домашнее  задание.  Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

1. Ст..хает ветер даль ра..чистив.

    Разлито со..нце по земле.

    Просвеч..вает зелень листьев,

    Как живопись в цветном стекле.

2. И я лежал схв..тившись за каменья

    И надо мной св..ркая выл поток

    И камни ш..велились в исступленье

    И б..рм..тали прыгая у ног.

3. В государстве р..машек, у края,

    Где ручей задыхаясь поет,

    Прол..жал бы всю ноч.. до утра я

    Запрокинув лицо в небосвод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по БМТ "Деепричастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе создан по блочно-модульной технологии и представляет собой модуль №2 по теме "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"...

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"

Одним из главных методов достижения учебных целей  на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....