Роль учителя в создании педагогического пространства, обеспечивающего образовательные потребности учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Сотуленко Татьяна Ильинична

В статье приводится информация об опыте дифференцированного подхода к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки по русскому языку, а также о самых различных приемах и методах обучения, учитывающих психологию ученика в процессе деятельности на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя в создании

педагогического пространства, обеспечивающего

образовательные потребности  

учащихся на уроках русского языка.

Учитель: Сотуленко Т.И.

ГБОУ  СОШ 599

Подготовка думающих молодых людей высокой гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания в учениках осознанной любви к русскому языку, заинтересованного отношения к нему как к одному из школьных предметов.

Важнейшее условие заинтересованного отношения ребенка к предмету – это личность педагога, его увлеченность своим делом. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Но мало любить и знать свой предмет. Необходимо ещё и знание учителем возрастных психологических особенностей детей, и применение педагогом на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения.

Рациональная организация учебной деятельности предлагает дифференцированный подход к учащимся.необходимость дифференцированного подхода вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятия окружающего.

В школьной практике накоплен богатый опыт дифференцированного подхода к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки по русскому языку. Но, к сожалению, школа недостаточно использует возможность одаренных детей, имеющих более высокий уровень подготовки по предмету. А ведь одна из важных задач учебно-воспитательного процесса – развитие потенциала одаренных детей.

Конечно же, учителя русского языка используют самые различные приемы и методы, учитывая психологию ученика в процессе деятельности на уроке. Их использование на уроках русского языка способствует:

- активизации познавательной деятельности

- развитию навыков самообразования, систематизации информации

- формированию интеллектуальных умений

- развитию навыков самостоятельной работы

- развитию творческого потенциала

- развитию использования полученных знаний в жизненной практике.

В работе с одаренными детьми можно выделить три направления.

Во-первых, чтобы не снижать деловую активность учащихся, можно увеличивать их объем работы с учетом их потенциальных возможностей. Такой путь наименее рационален, так как он не содействует развитию познавательных способностей, а обеспечивает только одну функцию – обеспечивает занятость детей на уроке.

Во-вторых,  можно увеличивать объем работы учащихся не за счет количества записанных слов, словосочетаний или предложений, а за счет дополнительных заданий, которые выполняются на том же самом дидактическом материале. Этот путь более эффективен, так как он не только обеспечивает занятость детей, но и содействует формированию более прочных навыков, систематическому повторению пройденного. Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер:  найти слова с чередующимися гласными; слова, где нет соответствия между звуками и буквами; однокоренные слова и формы одного слова; подобрать к слову синонимы и антонимы; составить графические схемы предложений и т.д.

Нужно отметить, что упражнения с комплексными заданиями, в основе которых лежат логические связи между изученными явлениями, способствуют формированию у детей системных знаний.  Например, при изучении темы «Обособленные определения» учащимся предлагается списать упражнение, расставить знаки препинания. Дополнительные задания сильным учащимся: начертить графическую схему, с помощью схемы показать, как можно превратить обособленное определение в необособленное, в сложноподчиненное предложение и т.д.

В-третьих, можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужнее более высокий интеллектуальный уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому и сосредоточим на нем основное внимание. Какие же формы  и приемы работы помогут его реализовать?

1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника.

Например, в упр.46 пятиклассникам предлагается в пословицах и загадке выбрать нужную букву, обозначая орфограммы. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материалах пословиц и загадки, которые они должны подобрать самостоятельно.

В упр.50 детям предлагается записать сначала словосочетания, в которых есть слова с непроизносимыми согласными, а затем – остальные. Учащимся с более высоким уровнем подготовки должны самостоятельно подобрать слова с аналогичными орфограммами и обозначить их.

Упр.875 ориентирует учащихся на постановку кавычек в собственных наименованиях. Сильные учащиеся должны придумать свои примеры и дать ответы на вопросы.

2. Самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий к упражнению и выполнению их

3. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.

Обратимся к упр.102. Задание: вставить гласные е-и у-а о-я в окончания глаголов. Сильные учащиеся должны не только выполнить задание, но и доказать, что выбор орфограмм невозможен без знаний грамматики.

Выполняя упр.899 учащиеся должны поставить существительные в форму Д.п., Р.п., П.п., выставить буквы и подчеркнуть орфограммы. Дополнительное задание более способным учащимся состоит в следующем: указать, какие ранее полученные знания и навыки необходимы для выполнения этого задания.

4. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания.

Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например:

Сколько вариантов групп слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группы.

Сторож, молодежь, без калош, мышь, с пастбищ, дочь, горд Керчь, течь, из училищ, река Сож.

        Учащиеся могут предложить варианты:

- наличие мягкого знака и его отсутствие

- тип склонение

- род

- падеж

- собственные – нарицательные

- одушевленные – неодушевленные

- с предлогами – без предлогов

- имеющие форму ед. и мн. числа – имеющее форму только ед.числа. и др.

В процессе работы над обособленными членами предложения можно предложить задания на подбор грамматических синонимов.

Например:

Как можно сказать иначе, не изменяя содержания высказывания:

Солнце показалось из-за гор и ослепило нас.

Солнце, показавшись из-за гор, ослепило нас.

Показавшееся из-за гор солнце ослепило нас.

Показавшись из-за гор, солнце ослепило нас.

Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.

Солнце, которое показалось из-за гор, ослепило нас.

Солнце ослепило нас, потому что показалось из-за гор.

        При работе над пунктуацией задания ориентируют детей на варианты расстановки знаков препинания, на конструирование предложений различных типов.

5. Задания на сравнение, сопоставление явлений. 

Например, в упр.137 (7кл.) учащимся предлагается образовать от глаголов в скобках причастия настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется: определить вид причастия и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида причастий.

6. Задания исследовательского характера.

Такие задания чаще всего связаны с наблюдением над функционированием изученных средств языка в речи. В процессе такой работы реализуются межпредметные связи, школьники знакомятся с изобразительно-выразительными возможностями тех или иных языковых средств, воспитывает интерес к предмету, формируются навыки самостоятельной работы.

Примеры.

1) Подбор доказательств к умозаключениям.

Например: Докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных определениях, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и четкостью».

«Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособлениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей.»

        Использовать художественную литературу, компьютер,учебники, толковые словари.

2)Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала.

Например:

-сравнительные обороты в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

- модальные частицы в баснях Крылова

- использование неодушевленных существительных в значении одушевленных на страницах поэтических сборников.

7. Задания, ориентирующие  учащихся на поиски рациональных форм выполнений и проверки заданий.

8. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний.

Цель таких заданий – будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания. Очень полезна здесь пропедевтическая работа. Например, работа над прилагательными, может сталкивать детей с причастиями: в предложении для разбора слова таинственный и мерцающие учащиеся классифицируют как прилагательные. Нужно исправить ошибку и предложить раскрыть «тайну» второго слова, на два года вперед, указав адрес, куда можно обращаться за справками. На следующем уроке заслушиваются сообщения учащихся и учитель показывает, как отличить прилагательные от причастий; в дальнейшем этот термин систематически звучит на уроке и понятие практически усваивается учащимися.

        Так же можно поступать и при встрече с незнакомыми орфограммами и пунктограммами (при выполнении упражнений, при написании сочинений, изложений). Ответы на вопросы сильные ученики ищут самостоятельно, пользуясь учебниками, справочником, Интернетом.

        Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями, Интернетом.

9. Творческие задания.

Каждый ребенок стремится к творческой деятельности. При наличии соответствующей системы творческих работ можно не только формировать навыки связной речи, но и развивать творческие способности учащихся . В работе с сильными учениками творческие задания должны занимать ведущее место. В зависимости от степени трудности можно выделить несколько типов творческих заданий.

Репродуктивно-творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Например, в процессе работы над частицами в качестве дидактического материала используется предложение: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу!». Учащиеся анализируют структуру предложений, объясняют знаки препинания, находят орфограммы, выделяют частицы, определяют их разряды. Затем их внимание обращается на средства эмоциональности и экспрессии и учащимся предлагается дать оценку какого-то явления, событии или личности, используя аналогичные средства языка.

Следующий этап – создание сочинений-миниатюр по образцу. Например, в упр.555 (6кл.)

Предлагается вставить прилагательное в текст, представляющий способ описания пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предложим по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.

При выполнении ситуативно-творческих заданий содержание текста и отбор языковых средств ситуативно обусловлены. Чаще всего на уроках русского языка используются не естественные ситуации, а ситуации учебные, искусственные, созданные на основе определенной установки, устной зарисовки, иллюстративного материала или специально подобранного текста на компьютере. Например:

1) Представьте себе, что вы работаете волонтером. Вам необходимо написать несколько писем: друзьям, инвалиду, ветерану войны (приглашение на торжественную линейку), многодетной семье, президенту. Напишите первое предложение каждого из писем, используя обращения.

2) «Лето. Ярко светит солнце. Иду по лесу. Шумят сосны. Лепечут березы. Запах дыма. Выхожу на поляну. Кто-то оставил горящий костер. Начался лесной пожар».

Опишите ваши чувства и ваши действия, используя вводные слова.

        Наконец, возможны творческие задания, которые ориентируют учащихся на самостоятельное высказывание; его форма, содержание и отбор языковых средств определяются темой. Вот несколько примеров таких тем:

«Есть вещи, которые лучше бы не делать» (сложноподчиненное предложение)

«Что бы я хотел получить в подарок?» (условное наклонение)

«Если бы я был губернатором»

         10. Задания, целью которых является расширение кругозора учащихся, формирование навыка передавать полученные знания товарищам. 

        С этой целью используются книги по занимательной грамматике, книги для внеклассного чтения, журнал «Русская речь», «Энциклопедический словарь юного филолога», компьютер, Интернет.Сильные учащиеся получают от учителя задания, готовят небольшие сообщения и выступают с ними на уроках. Для того чтобы работа была планомерной и систематической, можно ввести в уроки так называемые этимологические пятиминутки («В мире слов», «Загадки слов», «В гостях у фразеологизмов» и другие). Материалы, используемые на пятиминутках, должны быть логически связаны с темой урока, с дидактически материалом, используемым для отработки умений и навыков.

Например, при изучении и имении прилагательного в пятом классе учащиеся могут познакомиться с происхождением прилагательных, обозначающих  цвет: голубой, коричневый, оранжевый, фиолетовый и др. Работая над темой «Состав слова», можно прослушать сообщения, раскрывающие секрет названий птиц, растений, зверей. На уроках, связанных с изучением существительных, можно познакомить детей с происхождением «хлебных слов». Работая над именами собственными, учащиеся знакомятся c топонимами. При изучении темы «Падеж имён существительных» можно познакомиться с происхождением названий падежей.

        Интересен и материал о происхождении наречий.

        11. Задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике.

        В школьной практике наметилась тенденция использовать сильных учащихся в качестве помощников учителя и его ассистентов. В процессе ролевых игр, когда ученик выступает в роли учителя, идет не только шлифовка знаний, более глубокое их осмысление, но и формируются навыки применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности. Спектр действий ассистентов довольно многогранен. Это:

   1) Проверка заданий, выполненных учащимися на доске, и рецензирование качества выполнения работы на карточках, в тетрадях.

   2) Проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, имеющими более низкий уровень подготовки.

   3) Помощь слабым учащимся при выполнении работы над ошибками диктантов, сочинениях, изложениях.

   4) Выполнение обязанностей консультантов в процессе индивидуально-групповой работы.

   5) Помощь учителю в проверке знаний, умений, навыков учащихся на уроках-зачётах.

   6) Обобщение («Что нового сегодня узнали на уроке») при подведении итогов урока.

   7) Подбор материалов для различных типов диктантов и проведение этих диктантов (предварительно отредактированных учителем) в процессе индивидуально-групповой работы. Перспективным представляется изучение с помощью компьютера стилистики (редактирование текстов) и д

        Итак, реализация дифференцированного подхода к учащимся оказывает благотворное воздействие не только на одаренных детей, но и на класс в целом. Таким образом можно активизировать мыслительную деятельность всех учащихся, развивать их творческие способности, воспитывать интерес к предмету. В этой сложной работе учителю помогает доброжелательность в отношениях с одаренными детьми, постоянные поиски способов сделать учеников активными творцами урока, смелость в применении различных инновационных форм работы.

        Подводя итог, можно сказать, что реализация дифференцированного подхода к одаренным учащимся требует:

    - тщательного подбора дидактического материала, оформления карточек с индивидуальными заданиями, подбора и составления системы познавательных и творческих задач

   - оснащение кабинета компьютером, Интернетом, принтером, сканером, справочной и научно-популярной литературой по предмету, увеличение информативности уроков

   - чёткого продумывания структуры урока

   - мотивации деятельности учащихся

   - веры учащихся в свои интеллектуальные ,творческие и образовательные возможности

   - продолжить развивать потенциал одарённых детей, используя различные формы и методы, совместный поиск учителя и ученика.

   - готовности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, самореализации

   - способствованию активности учащихся в учебном процесс. Каждый урок должен удовлетворять стремлению учащегося к познанию русского языка, литературы .

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных потребностей у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Роль учителя-словесника в воспитании речевой ответственности у учащихся, формировании языкового чутья, коммуникативной потребности чрезвычайно велика. Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, к...

: Развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка

Данный опыт может быть востребован студентами в учебном процессе, молодым специалистам и учителям русского языка и литературы, которые готовы помочь учащимся в развитии коммуникативно-познавательных п...

Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ

Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ учителя МКОУ Брединской СОШ №2 Матушкиной Татьяны Ивановны...

Организация деятельности учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС ООО

Требования, предъявляемые кучащемуся, успешно освоившему программу основного общего образования в рамках ФГОС Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях вве...

Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»

Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся  коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...

Обобщение опыта по теме "Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)" (доклад и презентация, мастер-класс и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение педагогического опыта работы по теме «Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)».  ...