Урок "Путешествие в страну "Фонетика".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сидоранская Наталья Владимировна

Цель урока: в игровой форме повторить изученный материал по теме: "Фонетика". На уроке в форме игры-путешествия обучающиеся повторяют характеристики звуков, "ловят рыбу", "составляют букеты цветов". Вместе с литературным персонажем Незнайкой закрепляют знания о парных-непарных согласных. Урок учит школьников обобщать и делать выводы, воспитывает внимание и активность ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_puteshestvie_v_stranu_fonetika.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

         Сегодня  мы  с  вами  отправимся  в  страну  с  интересным названием  Фонетика. Все  готовы  к  путешествию? Когда   мы  окажемся  в  этой  стране, повторим  характеристики   звуков, их  классификацию, закрепим  порядок  фонетического  разбора.

1.Представим  себя  жителями  этой  страны. Кто  же  населяет  эту  страну? (буквы  и  звуки).

Обратим  внимание, что  у  нас  есть  особые  буквы, непохожие  на  другие. Что  же  это  за  буквы? (е, ё, ю, я).  

(Мы  коренные  жители  страны  Фонетика  и  являемся только  буквами). Мы  иногда  делимся  на  2  звука:

1.Если  впереди  стоит  Ъ  или  Ь  я  могу  обозначать 2 звука: [йу]        

2.Если  я  стою  после  гласной,  я  могу  обозначать   2  звука: [йа]

3.Если  мы  стоим  в  начале  слова, то  мы   обозначаем   2  звука: [йо], [йэ].

2.За  3  минуты   запишем  имена  мужские  и  женские, в  которых  буквы   е, е, ю, я   будут  обозначать 2 звука.

 Е:  Елена, Евгений, Ева, Егор, Екатерина.

Ю: Юля, Юра, Юлиан.

Я: Наталья, Ксения, Ярослав, Илья, Мария.

3.К нам заехали 2 гостя из соседней страны Графика  Ь и Ъ. Давайте  узнаем  особенности   этих букв. ( Мы   являемся   жителями  страны  Графика. Звуков  мы  не  обозначаем.  Ъ: Я  могу  находиться  только   после  приставок,  оканчивающихся  на  согласную,  перед  буквами  е, е, ю, я.)

(Ь: Я  могу  делать  мягкими  согласные  буквы   разделять  гласные  и  согласные  буквы).

4.Давайте  определим, какой  же  из  знаков нужно писать  в  данных  словах:        сэкономить, почтальон, адъютант, въезд, птенчик, сельдь, просьба, трёхъярусный.

5.Вспомним, что  все  согласные  делятся  на  мягкие и твёрдые. Представим  себя на рыбалке. В  одно «ведро» вы  ловите  рыб, в  названиях  которых  только  мягкие  согласные, в  другое  -  в  названиях которых имеются  только  твёрдые  согласные, в  третье - в  названиях  которых  находятся  и  твёрдые  мягкие  согласные  звуки.

 А  теперь  загляните в  «речку»  и  приступайте  к  ловле  рыбы.

Лещ                                Плотва                        Пескарь

                                  Сом                                Щука

                                                                Омуль

                                                                Окунь

                                                                Угорь

6.Вспомним, что  согласные могут  быть  не  только  твёрдыми  и  мягкими, но и  звонкими  и  глухими.

Вы  любите  цветы?    Соберите  3 « букета»  из  цветов: в  первый  букет  входят  цветы, в  названиях  которых имеются  только  звонкие  согласные  звуки, во  второй букет  входят  цветы, в  названиях  которых  присутствуют только  глухие  согласные  звуки,  в третий  букет  входят цветы, в  названиях  которых  есть  и  звонкие, и  глухие согласные  звуки.

Какой         «букет»   оказался  самым  большим?  

(Бегония,  роза,  ромашка,  гвоздика,  фиалка,  мальва, лилия,  виола, тюльпан, астра, зверобой, флокс).

7.Пока  мы  с  вами « ловили  рыбу»  и «составляли букеты»,  в нашу  страну  незаметно  прибыл  Незнайка. Он  не  знает, что  у  многих  согласных  звуков  есть  пары  по  твёрдости-мягкости, по  глухости-звонкости.

Найди  слова  с  непарными  твёрдыми  согласными: брошь, щенок, циркуль, южный, февраль.

8.Сделаем  фонетический  разбор  одного  слова.

9.Найди  слова  с  непарными  мягкими  согласными: ящик, пропажа, чайник, крошка, круча, плавать.

10.Сделаем  фонетический  разбор  одного  слова.

Сделаем  вывод: все  согласные  звуки  делятся  на твёрдые  и  мягкие; звонкие  и  глухие.

Итог урока. Сегодня  на  уроке  мы  повторили  классификацию и  характеристику  звуков  русского  языка, план  выполнения  фонетического  разбора.

Оценки.    

Домашнее  задание.