Рабочая программа по русскому языку для 5 класса.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Веремейцева Тамара Ивановна

Календарное планирование. Руссккий язык. 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma_5_klass_2012-2013_uch.god_.doc514.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС 204 ЧАСА (6 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)

урока

Раздел, тема

урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

дата

план

факт

І четверть (54 часа)

1

Лингвистика- наука о языке. Богатство и выразительность русского языка.

1

Знакомство  с учебником, его содержанием и структурой, способами предъявления теоретического материала и основными типами упражнений. Представление о лингвистике как науке.

Знать: структуру и содержание учебника, способы предъявление теоретического материала.

Уметь: пользоваться учебником.

Устный опрос.

Стр.3-5 (устно), упр № 2.

ФОНЕТИКА (5 часов)

2

Гласные и согласные звуки.

1

Основные сведения о фонетике и системе единиц, изучаемых в рамках этого раздела. Фонетическая транскрипция как форма записи устной речи.

Знать: отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные.

Уметь: правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарём.

Фронтальный опрос

$ 2, упр № 6 упр.№ 10.

3

Фонетическая транскрипция.

1

Транскрипция, смыслоразличительная роль звука, речевой аппарат человека.

Знать: понятие фонетической транскрипции.

Уметь: выполнять фонетический разбор слов.

Фронтальный опрос, работа по карточкам.

$ 2, упр № 20, упр.№ 13.

4

Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте.

1

Фонетический анализ слова, звукопись как художественный приём, использование звукописи в литературных произведениях.

Знать: понятие орфограмма-буква, условия появления орфограмм.

Уметь: определять мягкость согласных, непарность по мягкости-твёрдости, выполнять фонетический разбор.

Фонетический разбор слов.

$2, упр.№ 25, упр № 31.

5

Слог как единица фонетики. Особенности и роль русского ударения.

1

Слог как единица фонетики, особенности и роль ударения в русском языке.

Знать: понятия слог и ударение.

Уметь: определять ударение в словах и делить слова на слоги; выполнять фонетический разбор слов.

Орфографический минимум.

$ 3, упр № 35, упр № 41.

6

Диагностический диктант с грамматическим  заданием.

1

Проверка знаний учащихся, полученных в начальной школе.

Знать и уметь применять правила произношения и написания слов.

Диктант с грамматическим заданием.

Повторить стр.3-18. упр № 11.

ОРФОЭПИЯ (5 часов)

7

Произношение гласных звуков.

1

Орфоэпия как раздел лингвистики, правила произношения гласных звуков.

Знать: понятие орфоэпия, правила произношения слов.

Уметь: правильно произносить гласные звуки.

Составление плана пересказа теоретического материала, устные высказывания по плану.

$ 4 пересказ, упр №47, упр№48.

8

Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков.

1

План орфоэпического разбора и орфоэпические правила произношения согласных звуков.

Знать: правила произношения согласных звуков.

Уметь: производить орфоэпический разбор слова, пользуясь словарём.

Взаимо опрос, отработка орфоэпических навыков

$ 5, упр № 52, упр № 54.

9

Основные правила произношения согласных звуков.

1

Правильное произношение слов, включающих сочетания согласных, правильное произношение иноязычных слов, транскрипция.

Знать: правила произношения согласных звуков.

Уметь: производить орфоэпический разбор слова, пользуясь словарём, транскрибировать слова.

Устные высказывания, работа по карточкам.

$ 5, упр № 56, упр № 57.

10

Обобщение по теме «Произношение согласных звуков».

1

Произношение согласных звуков, отражение звукового облика слова в транскрипции (частично и полностью).

Знать: правила произношения согласных и гласных звуков.

Уметь: производить орфоэпический разбор слова, пользуясь словарём, транскрибировать слова.

Орфографический минимум

$ 5 повторить, упр № 44, упр № 63.

11

Повторение и обобщение материала разделов «Фонетика» и «Орфоэпия».

1

Основные сведения по разделам «Фонетика»; отражение звукового облика слов в транскрипции, фонетический и орфоэпический разборы.

Знать: основные сведения по разделам.

Уметь: производить орфоэпический и фонетический разборы слов.

Устные высказывания, отработка орфоэпических навыков.

Стр. 7-23 повторить.

ГРАФИКА (7 часов)

12

Графика как раздел лингвистики. Алфавит.

1

Графика как раздел лингвистики, изучающий соотношение между звуками и буквами, русский алфавит.

Знать: понятия графика, алфавит.

Уметь: правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарём.

Отработка орфоэпических навыков, опрос, план пересказа теоретического материала.

Стр. 25-26, упр № 64, упр № 67.

13

Использование алфавита.

1

Алфавит.

Знать: названия букв русского алфавита.

Уметь: правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке,  использовать знание алфавита на практике.

Взаимоопрос, комментированное письмо.

$ 6, упр.№ 68, упр № 70.

14

Звуки и буквы. Обозначение звуков буквами.

1

Различия между звуками и буквами, звуковой и буквенный состав слов, значение письменности в жизни общества.

Знать: понятия звук и буква, различия между мини.

Уметь: различать звуки и буквы, проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слов.

Устные высказывания обучающихся, чтение и пересказ лингвистического текста.

Стр. 27-28, упр№ 77, упр № 78.

15

Использование Ь для обозначения мягкости.

1

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

Знать: правила использования Ь для обозначения мягкости.

Уметь: выполнять фонетический разбор слов с Ь.

Отработка орфоэпических навыков.

$ 7, упр. 89, упр № 85.

16

Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я. Двойная роль букв е, ё, ю, я.

1

Роль букв е, ё, ю, я.

Знать: случаи, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции.

Уметь: выполнять фонетический разбор таких слов.

Работа со схемой.

Стр. 30, упр № 82, упр.№ 79.

17

Подведение итогов изучения раздела «Графика».

1

Причины несовпадения в русском языке количества гласных звуков и букв сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слов.

Знать: алфавит, правила произношения звуков и букв.

Уметь: выполнять фонетический и орфоэпический разборы слов, проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Фронтальный опрос, отработка орфоэпических навыков.

$ 6-8 повторить, упр № 86.

18

Контрольная работа №1 (диктант с языковым анализом).

1

Диктант с языковым анализом.

Знать и уметь применять правила произношения и написания слов.

Диктант с грамматическим заданием.

Стр. 23-31 (устно).

МОРФЕМИКА (6 часов).

19

 Морфемика как раздел лингвистики. Окончание – грамматическая морфема.

1

Морфемика как раздел лингвистики, изучающий строение слова, грамматические признаки слова.

Знать: понятия морфема и морфемика, различать нулевое окончание.

Уметь:  выделят окончания в словах, различать формы одного слова.

Опрос.

Стр. 32-34, упр № 90, упр № 91.

20

Словообразующие морфемы. Выразительные возможности словообразующих морфем.

1

Приставка и суффикс как словообразующие морфемы, языковые значения словообразующих морфем. Выразительные возможности словообразующих морфем в художественных произведениях.

Знать: словообразовательную роль суффикса, суффиксы существительных, прилагательных, глаголов.

Уметь: выделять приставки в слове, различать приставки и предлоги.

Работа со словариком «Говорите правильно».

$ 9, упр№ 97, упр№ 99.

21

Морфемная модель слова.

1

Морфемная модель слова, лексические и грамматические особенности слова, поморфемное письмо.

Знать: понятие морфемная модель слова.

Уметь: определять на основе морфемной модели лексические и грамматические особенности слова, записывать слова приёмом поморфемного письма.

Отработка навыков поморфемного письма, опрос.

Стр. 38-39, упр № 112.

22

Корень слова.

1

Выразительные возможности однокоренных слов, корни-омонимы.

Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, лексическое значение слова и закреплённость его в корне.

Уметь: различат однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор.

Устное высказывание, отработка навыков морфемного разбора.

 Стр. 41-44, упр№ 120, упр№ 111.

23

Чередование гласных в корне.

1

Чередование гласных и согласных в морфемах.

Знать:  понятие о чередовании, беглые гласные.

Уметь:  определять морфемы с чередующимися гласными.

Устное высказывание, отработка навыков морфемного разбора.

Упр № 121, упр № 115, упр № 122.

24

 Чередование согласных в корне. Чередование о и е с нулём звука.

1

Чередование согласных в корнях слов, чередование о и е с нулём звука в различных морфемах.

Знать: понятие о чередовании, беглые гласные, варианты чередования (с нулём звука).

Уметь: определять морфемы с чередующимися гласными.

Чтение и пересказ лингвистического текста, работа со словариком говорите правильно.

Стр. 45-47, упр № 124, упр № 129.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ (6 часов).

25

 Лексикология как раздел лингвистики. Объяснение лексического значения слова путём его толкования.

1

Лексикология как раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, основные способы объяснения лексического значения слова.

Знать: понятие о лексическом и грамматическом значении слова, толковый словарь, однозначные и многозначные слова.

Уметь: использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.

Чтение и пересказ лингвистического текста, устное высказывание, работа с толковым словарём.

Стр. 50-52, упр № 138, упр № 143.

26

Объяснение лексического значения слова путём подбора синонимов и антонимов.

1

Использование синонимов и антонимов для объяснения лексического значения слова. Знакомство со словарями синонимов и антонимов.

Знать: отличие синонимов от многозначных слов, синонимы, обозначающие цвета и краски.

Уметь: различать однокоренные слова и формы слова, производить лексический разбор.

Устное высказывание, лексический разбор.

Стр 55-56, упр № 151, упр № 146.

27

Объяснение лексического значения слова путём подбора однокоренных слов.

1

Метод подбора однокоренных слов для объяснения лексического значения слова. Использование рисунков для объяснения лексического значения слова.

Знать: способы объяснения лексического значения слов.

Уметь: отделять основную информацию от второстепенной.

Устное высказывание, письмо по памяти.

Упр № 163, упр № 158.

28

Тематические группы слов. Родовые и видовые понятия.

1

Различные способы объяснения лексического значения слова с помощью необходимых словарей, родовые и видовые понятия.

Знать: родовые и видовые понятия.

Уметь: пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова.

Фронтальный опрос, работа с орфографическим минимумом.

Стр. 61-62, упр № 167, упр № 168.

29

Родовые и видовые понятия (закрепление)

1

Родовые и видовые понятия, их различия.

Знать: различия родовых и видовых понятий.

Уметь: использовать родовые понятия для толкования понятий видовых.

Орфографический минимум.

$ 12 пересказ, упр № 172 (2).

30

Р.Р. Сочинение по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка».

1

Описание изображенного на картине пейзажа.

Уметь: определять значение многозначного слова, пользоваться толковым словарём, различать прямое и переносное значение слов.

План сочинения, словарная работа.

 Дописать сочинение.

ОРФОГРАФИЯ (14 часов)

31

Разделы русской орфографии. Орфография как раздел лингвистики.

1

Орфография как система правописания, включающая несколько разделов. Требования единообразного написания морфем.

Знать: понятие орфография, её разделы, основной закон русской орфографии.

Уметь: использовать правила русской орфографии.

Работа со схемой, выразительное чтение текста.

Стр.  66-68, упр № 182, упр № 178.

32

Правописание и, у, а после шипящих. Правописание сочетаний  чк, чн, нч, нщ, рщ, щн.

1

Правила написания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу; сочетаний чк,  чн, нщ, рщ, щн.

Знать: правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу и тд.

Уметь: использовать правила на письме.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

Стр. 70, упр № 189.

33

Правописание безударных гласных в корнях слов.

1

Сведения о правописании гласных и согласных в корнях слов, правильное написание корня с опорой на знание однокоренных слов и этимологии.

Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, знать о лексическом значении слова и его закреплённости в корне.

Уметь: различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор.

Опрос, отработка орфографических навыков.

$ 14, упр.№ 196, упр№ 155.

34

Р.Р. Изложение текста-повествования.

1

Работа с текстом.

Уметь правильно подбирать проверочные слова при проверке безударных гласных при изложении текста.

Изложение.

Упр № 202, упр № 203.

35

Правила написания согласных в корнях слов.

1

Написание согласных в корне; написание слов с удвоенными согласными.

Знать: понятие о чередовании, основные чередования согласных в корне.

Уметь: определять соответствующее правило написания согласных в корне.

 Устное высказывание, работа с орфографическим минимумом.

$ 14, упр.№ 201, упр№ 218.

36

Правописание падежных окончаний имён существительных.

1

Гласные в падежных окончаний существительных.

Знать: правила написания гласных в окончаниях существительных.

Уметь: задавать вопрос к существительному для правильного определения падежа.

Чтение и пересказ лингвистического текста, работа со словариком «Говорите правильно».

Стр. 82, упр № 223, упр № 224.

37

Правописание личных окончаний глаголов.

1

Написание гласных в личных окончаниях глаголов.

Знать: спряжения глаголов.

Уметь: определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

Опрос, письмо по памяти.

Стр.84, упр.№ 228, упр № 229.

38

Правописание личных окончаний глаголов (закрепление).

1

Гласная в безударном личном окончании глагола.

Знать: спряжения глаголов.

Уметь: определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

Упр № 231 (3), упр № 215.

39

Употребление ь для обозначения мягкости согласных.

1

Написание Ь для обозначения мягкости согласных и после шипящих.

Знать: правило о написании Ь для обозначения мягкости согласных и после шипящих.

Уметь: применять правило на письме.

Выразительное чтение текста, устное высказывание.

Стр. 86-87,упр № 237,  упр№ 240.

40

Правописание  -ться и -тся в глаголах.

1

Написание –тся и –ться в глаголах.

Знать: правило написания –тся и –ться в глаголах.

Уметь: применять правило на письме.

Устное высказывание отработка орфографических навыков.

Стр. 90, упр№ 243, упр№246 (1,2).

41

Употребление разделительных Ь и Ъ.

1

Употребление разделительных Ь и Ъ; его практическое применение.

Знать: правила, регулирующие написание разделительных Ь и Ъ.

Уметь: различать приставку и предлог, применять правило на практике.

Работа со схемой, отработка орфографических навыков.

Стр.93, упр№ 252(1), упр № 257.

42

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Правила о раздельном написании предлогов, не с глаголами.

Знать: правило о раздельном написании предлогов со словами.

Уметь: разбирать слова по составу.

Работа с орфографическим минимумом.

 $ 17, упр№ 260, упр№ 258(3).

43

Повторение и обобщение сведений по разделу «Орфография».

1

Повторение сведений, изученных в разделе.

Знать: правила, изученные в разделе «Орфография».

Уметь: классифицировать орфографические и пунктуационные ошибки.

Фронтальный опрос, отработка орфографических навыков.

$13-17, повторить.

44

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 (контрольный диктант с языковым анализом текста по разделу «Орфография».

1

Контроль знаний по изученному разделу.

Знать: правила, изученные в разделе «Орфография».

Уметь: классифицировать орфографические и пунктуационные ошибки.

Контрольный диктант.

Стр. 66-98 (устно).

МОРФОЛОГИЯ (4 часа)

45

 Морфология как раздел лингвистики.

1

Морфология как раздел лингвистики, признаки, на основе которых все слова делятся на части речи.

Знать: определение морфологии.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи.

Работа со схемой, опрос.

Стр.100-102, упр № 268, упр № 275.

46

Морфологические признаки существительных, прилагательных и глаголов.

1

Морфологический разбор существительного, прилагательного и глагола.

Знать: план морфологического разбора самостоятельных частей речи.

Уметь: проводить частичный морфологический разбор слов.

Устное высказывание, работа со словариком «Говорите правильно».

Упр№ 277, упр № 270.

47

Наречие. Служебные части речи.

1

Понятие о наречии, умение опознавать слова этой части речи. Роль служебных слов и умение их классифицировать.

Знать: определение наречия, роль служебных слов.

Уметь: опознавать наречия, их классифицировать.

Чтение и пересказ лингвистического текста, устное высказывание.

Стр.106, упр №280, упр№ 281.

48

Образование форм слова с помощью окончания.

1

Механизм образования форм слова в русском языке; соотнесённость окончания с той грамматической формой слова, которую обозначает эта морфема; нулевое окончание.

Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий.

Уметь: различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор.

Работа с орфографическим минимумом, устное высказывание.

 Упр № 293, упр № 295.

КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 часов)

49

Культура речи как раздел лингвистики.

1

Культура речи как раздел лингвистики, языковые нормы как правила использования в речи языковых средств, основные требования к речи.

Знать: нормы современного русского литературного языка.

Уметь: применять данные нормы в повседневной речи.

Чтение и пересказ лингвистического текста, работа со словариком «Говорите правильно».

Стр.113-114, упр № 300, упр № 301.

50

Нормы современного русского языка.

1

Нормы, действующие в современном русском языке.

Знать: нормы современного русского литературного языка.

Уметь: применять данные нормы в повседневной речи, предупреждать и исправлять их нарушения.

Чтение и пересказ лингвистического текста, работа со словариком «Говорите правильно».

 Упр № 303, упр № 304.

51

Качества хорошей речи.

1

Нормы, действующие в современном русском языке, качества хорошей речи.

Знать: нормы современного русского литературного языка.

Уметь: редактировать текст с нарушением норм построения.

Чтение и пересказ лингвистического текста, работа со словариком «Говорите правильно».

Упр № 306, упр № 307.

52

Употребление в речи этикетных слов. Понятие о речевой ситуации.

1

Этикетные слова, речевая ситуация.

Знать: этикетные слова.

Уметь: применять данные слова в различных ситуациях общения.

Устное высказывание, работа со словариком «Говорите правильно».

$ 21, упр №318, упр№ 319.

52

Понятие о речевой ситуации (закрепление)

1

Уместное использование этикетных слов в различных речевых ситуациях.

Знать: этикетные слова.

Уметь: применять данные слова в различных ситуациях общения.

Фронтальный опрос, работа со словариком «Говорите правильно».

$ 21, упр № 320, упр № 317.

54

Контрольный диктант за І четверть.

1

Проверка  знаний и умений учащихся.

Знать: правила, изученные в течение четверти.

Уметь: классифицировать орфографические и пунктуационные ошибки.

Диктант.

Повторить стр.111-120.

ІІ четверть (42 часа)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (32 часа)

55

Словосочетания как единица синтаксиса. Синтаксис как раздел лингвистики.

1

Синтаксис как раздел лингвистики.

Знать: различия между словом, словосочетанием и предложением.

Уметь: определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания и предложения.

Фронтальный опрос, орфографический минимум.

Стр. 121, упр № 325, упр № 324.

56

Виды словосочетаний по характеру главного слова.

Синтаксический разбор словосочетания.

1

Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания.

Знать: виды словосочетаний по характеру главного слова.

Уметь: определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания в предложениях.

Опрос, синтаксический разбор словосочетаний.

$ 22, упр № 329, упр № 330.

57

Р.Р. Сочинение по картине И.И.Фирсова «Юный живописец»

1

Описание картины.

Уметь: определять значение многозначного слова, пользоваться толковым словарём, различать прямое и переносное значение слов.

План сочинения, словарная работа.

 Дописать сочинение.

58

Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения.

1

Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения и её основные элементы.

Знать: характеристику предложения по цели высказывания, зависимость от речевой ситуации.

Уметь: определять подлежащее, выраженное существительным или местоимением.

Устное высказывание, частичный синтаксический разбор предложения.

Стр. 127-128, упр № 342, упр № 339.

59

Основные элементы интонации.

1

Графическое отображение интонационного рисунка высказывания, основные интонационные конструкции.

Знать: характеристику предложения по интонационной окрашенности, зависимость от речевой ситуации, главные и второстепенные члены предложения.

Уметь: определять подлежащее, выраженное существительным или местоимением.

Устное высказывание, работа с орфографическим минимумом.

Упр №351, упр № 347.

60

Главные члены предложения.

1

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Знать: состав подлежащего и сказуемого.

Уметь: определять подлежащее, выраженное синтаксически неделимым сочетанием.

Устное высказывание, синтаксический разбор предложения.

Стр. 133-134, упр № 355, упр №354.

61

Способы выражения сказуемого.

1

Грамматическая основа, имеющая разное морфологическое выражение; постановка тире между главными членами предложения.

Знать: способы распространения предложения, сказуемое, выраженное кратким прилагательным, существительным.

Уметь: ставить тире между главными членами предложения.

Устное высказывание, синтаксический разбор предложения.

Упр № 357, упр № 364, упр № 366.

62

Второстепенные члены предложения и основные способы их выражения.

1

Второстепенные члены предложения и основные способы их выражения.

Знать: роль определения в тексте, алгоритм синтаксического разбора простого предложения.

Уметь: проводить синтаксический разбор предложения.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

Стр 138- 139, упр № 372, упр № 373

63

Роль определения в речи.  Дополнение.

1

Роль определения в речи.  Дополнение.

Знать: роль определения в тексте, алгоритм синтаксического разбора простого предложения.

Уметь: проводить синтаксический разбор предложения.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

Упр № 376, упр  № 377.

64

Обстоятельство как член предложения. Разбор предложения по членам.

1

Обстоятельство и распространение предложения обстоятельствами разных видов.

Знать: роль определения в тексте, алгоритм синтаксического разбора простого предложения.

Уметь: проводить синтаксический разбор предложения.

Устное высказывание, работа со схемой.

Упр № 380, упр №383, упр №385.

65

Р.Р. Сжатое изложение-миниатюра.

1

Изложение.

Знать: правила построения сжатого текста.

Уметь: отбирать главное.

Работа над изложением.

Стр. 138-139, стр 142, упр № 384.

66

Виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные, побудительные).

1

Классификация предложений по цели высказывания.

Знать: характеристику предложений по цели высказывания, зависимость от речевой ситуации.

Уметь: определять подлежащее, выраженное существительным или местоимением.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

$ 25, упр № 387, упр № 388.

67

Основные интонационные конструкции.

1

Виды предложений по цели высказывания; интонационные конструкции.

Знать: характеристику предложения по интонационной окрашенности; зависимость от речевой ситуации.

Уметь: соотносить виды предложений по цели высказывания с соответствующими интонационными конструкциями.

Работа с орфографическим минимумом.

Упр № 400, упр № 398.

68

Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные)

1

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Знать: характеристику предложения по интонационной окрашенности; зависимость от речевой ситуации.

Уметь: произносить восклицательные и невосклицательные предложения и правильно оформлять их на письме.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

$ 26, упр № 401, упр № 406.

69

Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые)

1

Сведения о распространённых и нераспространённых предложениях.

Знать: сведения о распространённых и нераспространённых предложениях.

Уметь: разбирать предложения по членам, составлять линейную схему.

Синтаксический разбор предложения, работа со схемой.

$ 27, упр № 411, упр № 412.

70

Виды предложений по количеству грамматических основ (простые и сложные).

1

Структурные и интонационные различия простых и сложных предложений; союзы и союзные слова, смысловые отношения между частями сложных предложений.

Знать: структурные и интонационные различия простых и сложных предложений.

Уметь: выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения, составлять линейную схему.

Синтаксический разбор предложений, работа с орфографическим минимумом.

Стр. 152-153, упр № 414, упр 416.

71

Виды сложных предложений по средствам связи их частей.

1

Виды сложных союзных предложений; постановка знаков препинания в сложных предложениях.

Знать: основные подчинительные союзы.

Уметь: различать сложное и простое предложения, ставить запятые между частями сложного предложения.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

$ 28, упр № 422

72

Понятие о простом осложнённом предложении. Однородные члены предложения.

1

Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение. Предложения с однородными членами.

Знать: роль определения в тексте, правописание наречий.

Уметь: как составляется схема простого предложения, осложнённого однородными членами.

Синтаксический разбор простого предложения, составление схем предложений.

Стр. 156-158, упр № 427.

73

Обобщающие слова при однородных членах.

1

Обобщающие слова и правильное оформление предложений с обобщающим словом при однородных членах на письме.

Знать: алгоритм синтаксического разбора простого предложения, понятие однородности, ряда однородных членов, интонацию перечисления.

Уметь: опознавать обобщающие слова и правильно оформлять предложения с обобщающим словом при однородных членах на письме.

Синтаксический разбор простого предложения, составление схем предложений.

Стр. 160, упр № 434, упр № 437.

74

Понятие об обращении.

1

Обрушение. Пунктуационное оформление предложений с обрушениями. Этикетные формы обращения к собеседнику.

Знать: этикетные формы обращения к собеседнику в собственной речи.

Уметь: видеть в предложении обращения, выделять их соответствующими знаками препинания.

Синтаксический разбор предложения, осложнённых обращениями, работа со схемой.

Стр 162, упр № 441.

75

Понятие об обращении (закрепление)

1

Пунктуационный анализ предложений с обращениями, использование предложений в собственной речи.

Знать: этикетные формы обращения к собеседнику в собственной речи.

Уметь: проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями.

Синтаксический разбор предложения, осложнённых обращениями.

Стр 162, упр № 449, упр № 448.

76

Предложения с вводными словами.

1

Вводные слова, правильное произношение и оформление предложений с вводными словами.

Знать: определение вводных слов.

Уметь: видеть в предложении вводные слова, выделять их соответствующими знаками препинания.

Синтаксический разбор предложений, осложнённых вводными словами.

Стр. 165-166, упр № 454.

77

Предложения со сравнительными оборотами.

1

Сравнение (его речевая роль, особенности строения и пунктуационное оформление).

Знать: определение сравнительного оборота, правила выделения его на письме.

Уметь: видеть в предложении сравнительный оборот, выделять его соответствующими знаками препинания.

Самостоятельное составление предложений со сравнительными оборотами, синтаксический разбор предложений со сравнительными оборотами.

Стр. 167, упр № 457, упр № 459.

78

Понятие о предложениях с прямой речью.

1

Предложения с прямой речью. Их строение и пунктуационное оформление.

Знать: глаголы, входящие в предложения с прямой речью.

Уметь: ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Самостоятельное составление предложений с прямой речью.

$30, упр. № 465, упр № 466.

79

Диалог.

1

Диалог, правила оформления его на письме.

Знать: глаголы, входящие в предложения с прямой речью.

Уметь: оформлять диалог на письме, различать диалог и прямую речь.

Устное высказывание, составление диалогов.

Стр. 172, упр № 471, упр № 476.

80

Диктант «Проверяю себя».

1

Диктант, с прямой речью.

Знать: правила пунктуационного оформления предложений с обращениями, вводными словами, сравнительными оборотами и прямой речью.

Уметь: классифицировать орфографические и пунктуационные ошибки.

Диктант.

$22-30 повторить.

81

Понятие о пунктуации. Знаки препинания.

1

Понятие о пунктуации как разделе лингвистики. Роль знаков препинания в письменной речи.

Знать: роль знаков препинания в письменной речи.

Уметь: правильно расставлять знаки препинания на письме.  

Фронтальный опрос, работа с таблицей в  учебнике.

Стр.176, упр № 483

82

Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения.

1

Обобщение и систематизация сведений о пунктуационных знаках. Знаки препинания в конце предложения.

Знать: роль знаков препинания в письменной речи.

Уметь: определять границы предложений, ставить в конце предложения нужный знак.

Работа со схемой. Самостоятельное составление предложений.

Стр.179-180, упр № 494.

83

Знаки препинания внутри простого предложения.

1

Знаки препинания внутри простого предложения.

Знать: сведения о знаках препинания.

Уметь: правильно оформлять на письме простые осложнённые предложения.

Устное высказывание, синтаксический разбор простого предложения.

$ 32, упр № 491, упр № 487.

84

Знаки препинания между частями сложного предложения.

1

Постановка запятой перед союзом И в простом и сложном предложении. Оформление сложных предложений на письме.

Знать: сведения о постановке запятой перед союзом И в простом и сложном предложении.

Уметь: правильно оформлять сложные предложения на письме.

Фронтальный опрос, синтаксический разбор предложений.

Стр. 182-183, упр № 498.

85

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Предложения с прямой речью. Их строение и пунктуационное оформление.

Знать: глаголы, входящие в предложения с прямой речью.

Уметь: ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Самостоятельное составление предложений с прямой речью.

Стр. 184-185 повторить, упр № 502.

86

Контрольная работа №3 (Диктант с языковым анализом по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация».

1

Проверка умений учащихся в области синтаксиса и пунктуации.

Знать: правила, изученные в указанных разделах.

Уметь: классифицировать орфографические и пунктуационные ошибки.

Диктант.

Повторить $29-$30.

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (10 часов).

87

Понятие о тексте. Основные признаки текста. Тема и идея.

1

Текстоведение как раздел лингвистики, основные признаки текста. Тема и идея.

Знать: основные признаки текста.

Уметь: доказывать их при анализе текста. Определять тему и идею текста.

Чтение и пересказ лингвистического текста, работа со словариком «Говорите правильно».

Стр. 187-188, упр № 511, упр № 510.

88

Основные признаки текста (закрепление). Грамматическая связь предложений в тексте.

1

Основные признаки текста. Последовательность предложений в тексте.

Знать: основные признаки текста.

Уметь: определять тему и идею текста, восстанавливать последовательность предложений в тексте.

Фронтальный опрос, работа по карточкам.

Стр. 187-188, упр№ 516, упр № 517.

89

Типы речи. Повествование.

1

Типы речи. Повествование.

Знать: типы речи.

Уметь: опознавать и создавать текст-повествование.

Чтение и пересказ лингвистического текста, работа со словариком «Говорите правильно».

Стр. 193-195, упр №523, упр № 522.

90

Типы речи. Описание.

1

Типы речи. Описание.

Знать: типы речи.

Уметь: дифференцировать тексты-описания (описание природы, интерьера, характера человека, его внешности и т.д.).

Чтение и пересказ лингвистического текста, работа со словариком «Говорите правильно».

$34, упр № 541, упр № 546.

91

Типы речи. Рассуждение.

1

Типы речи. Рассуждение.

Знать: типы речи.

Уметь: создавать тексты-рассуждения.

Чтение и пересказ лингвистического текста, работа со словариком «Говорите правильно».

$34, упр № 544.

92

Р.Р. Сочинение по картине В.Д.Поленова «Маленький дворик».

1

Описание произведения живописи.

Знать: типы речи.

Уметь: описывать произведение живописи.

Работа над сочинением.

Дописать сочинение.

93

Отражение содержания и настроения текста в плане.

1

Представление о назначении плана текста.

Знать: типы речи.

Уметь: составлять план готового текста.

Отработка орфографических навыков, составление плана текста.

$35, упр № 549, упр № 550.

94

Требования к содержанию и построению текста.

1

Основные признаки текста. Основные признаки к содержанию текста.

Знать: основные признаки текста. Основные признаки к содержанию текста.

Уметь: составлять устные и письменные высказывания и редактировать готовые тексты.

Работа над готовым текстом. Редактирование.

Стр. 207, упр № 559.

95

Контрольный диктант за ΙΙ четверть.

1

Проверка умений и навыков учащихся, полученных в течение ΙΙ четверти.

Знать: правила, изученные в ΙΙ четверти.

Уметь: классифицировать орфографические и пунктуационные ошибки.

Диктант.

Повторить $33-$36.

96

Анализ контрольного диктанта. Обобщение по разделу «Текстоведение».

1

Обобщающий урок.

Знать: основные признаки текста. Основные признаки к содержанию текста.

Уметь: составлять устные и письменные высказывания и редактировать готовые тексты.

Работа над готовым текстом. Редактирование.

Повторять $22-$28

ΙΙΙ четверть (61 час)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (12 часов)

97

Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

1

Словообразование как раздел лингвистики. Различия между морфемикой и словообразованием. Механизм образования слов с помощью морфем.

Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий; лексические значение слова и его закрепление  в корне.

Уметь: различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор.

Морфемный разбор слов, отработка орфографических навыков.

$37, упр № 580, упр № 579.

98

 Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.

1

Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.

Знать: отличие словообразовательной пары от словообразовательной цепочки. Понятие словообразовательного гнезда.

Уметь: различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор.

 Выразительное чтение лингвистического текста, морфемный разбор слов, работа со схемой.

Стр.7-8,упр № 583, упр № 585.

99

Правописание букв А-О в корнях с чередованием.

1

Корни с чередованием (на основе схемы упражнение № 122).

Знать: правило о выборе буквы в корнях с чередованием.

Уметь: выбирать правильное написание слов с корнями –лаг-//-лож-, -раст-// -рос-,-кас//-кос- и др.

Отработка орфографических навыков, устные высказывания.

Стр.11, упр № 592.

100

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов.

1

Написание О-Ё после шипящих в корне слова.

Знать: слова – исключения.

Уметь: правильно писать наиболее употребительные слова с ё после шипящих в корне слова.

Работа с орфографическим минимумом.

Стр. 13-14, упр № 599, упр № 595.

101

Р.Р.Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

1

Описание произведения живописи.

Знать: типы речи.

Уметь.

Уметь: описывать произведения живописи.

Подготовка плана сочинения, словарная работа.

Дописать сочинение.

102

Основные способы образования имён существительных.

1

Основные способы образования имён существительных.

Знать: основные способы образования имён существительных.

Уметь: проводить словообразовательный, морфемный и этимологический анализ имён существительных с использованием справочной литературы.

Устное высказывание, работа с этимологическим и словообразовательным словарями.

$ 40, упр № 599, упр № 604.

103

Основные способы образования имён прилагательных.

1

Основные способы образования имён прилагательных.

Знать: основные способы образования имён прилагательных.

Уметь: проводить словообразовательный анализ имён прилагательных.

Устное высказывание, работа с этимологическим и словообразовательным словарями.

$41, упр № 610.

104

Основные способы образования глаголов.

1

Основные способы образования глаголов.

Знать: основные способы образования глаголов.

Уметь: проводить словообразовательный анализ глаголов.

Устное высказывание, работа с этимологическим и словообразовательным словарями.

$42, упр № 617 (3).

105

Группы приставок в зависимости от написания.

1

Группы приставок в зависимости от их написания. Орфограммы в приставках.

Знать: три группы приставок в зависимости от их написания.

Уметь: отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова, применять правила написания приставок каждой группы.

Фронтальный опрос, отработка орфографических навыков.

Стр. 21, упр №622, упр № 619.

106

Группы приставок в зависимости от написания (закрепление).

1

Группы приставок в зависимости от их написания. Орфограммы в приставках.

Знать: три группы приставок в зависимости от их написания.

Уметь: отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова, применять правила написания приставок каждой группы.

Письмо по памяти, отработка орфографических навыков.

$43, упр № 630, упр № 625 (2).

107

Морфемный разбор слова.

1

Морфемный разбор слова как разновидность смыслового анализа и результат анализа словообразовательного.

Знать: морфемный разбор слова как разновидность смыслового анализа и результат анализа словообразовательного.

Уметь: производить морфемный разбор слова.

Поморфемное письмо, морфемный разбор слова.

$44, упр № 628.

108

Контрольная работа (диктант с языковым анализом по разделу «Словообразование).

1

Проверка умений и навыков учащихся, полученных в течение Ι полугодия.

Знать: правила, изученные в Ι полугодии.

Уметь: классифицировать орфографические и пунктуационные ошибки.

Диктант.

$37-$44 повторить.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ (16 часов)

109

Лексикология как раздел лингвистики. Деление русского языка на группы.

1

Лексикология как раздел лингвистики. Понятие о группах слов с точки зрения их смысловых связей, употребления в речи, происхождения.

Знать: понятие о лексическом и грамматическом значении слова.

Уметь: работать с этимологическим и толковым словарями при объяснении лексического значения устаревших слов.

Устное высказывание, работа со схемой, выразительное чтение лингвистического текста.

Стр. 29-30, упр № 645, упр № 642.

110

Переносное значение слова.

1

Употребление многозначных слов в разных значениях. Переносное значение слова.

Знать: понятие о лексическом и грамматическом значении слова.

Уметь: употреблять многозначные слова в разных значениях.

Работа с толковым словарём, отработка орфографических навыков.

$45, упр № 653 (2), упр № 654.

111

Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор.

1

Тропы, их роль в художественном тексте. Лексический разбор и лексический анализ слов.

Знать: тропы, их роль в художественном тексте, план лексического разбора.

Уметь: опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте.

Выразительное чтение лингвистического текста, устное высказывание, лексический разбор слов.

$ 45, упр № 651, упр № 657.

112

Синонимы, антонимы, омонимы. Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

1

Повторение сведений о синонимах, омонимах и антонимах. Развитие умений опознавать в тексте эти группы слов.

Знать: определения синонимов, омонимов и антонимов.

Уметь: подбирать синонимы и антонимы к словам, пользуясь соответствующими словарями.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

Стр. 37 выучить, упр № 663, упр № 664.

113

Синонимы, антонимы, омонимы. Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами. (закрепление)

1

Повторение сведений о синонимах, омонимах и антонимах. Развитие умений опознавать в тексте эти группы слов.

Знать: определения синонимов, омонимов и антонимов.

Уметь: подбирать синонимы и антонимы к словам, пользуясь соответствующими словарями.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

$46, упр № 668, упр № 669.

114

Р.Р. Сочинение по картине А.И.Куинджи «Берёзовая роща».

1

Описание произведения живописи.

Знать: типы речи.

Уметь.

Уметь: описывать произведения живописи.

Работа над сочинением.

Дописать сочинение.

115

Исконно русские и заимствованные слова. Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов.

1

Деление лексики с точки зрения её происхождения. Признаки иноязычных слов.

Знать: деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов.

Уметь: работать с этимологическим словарём.

Пересказ текста, отработка орфографических навыков.

Стр. 41-42, упр № 678, упр № 679.

116

Исконно русские и заимствованные слова. Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов (закрепление).

1

Деление лексики с точки зрения её происхождения. Признаки иноязычных слов.

Знать: деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов.

Уметь: работать с этимологическим словарём.

Пересказ текста, отработка орфографических навыков.

Упр № 683, упр № 686.

117

Правописание буквосочетаний ци и цы.

1

Написание букв Ы-И после Ц.

Знать: правильный способ выбора написания сочетаний ци и цы с учётом структуры слова и значения морфем.

Уметь: правильно применять правило.

Работа с таблицей учебника, отработка орфографических навыков.

Стр. 46, упр № 689.

118

Профессионализмы как слова ограниченного употребления. Термины.

1

Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.

Знать: профессионализмы как слова ограниченного употребления.

Уметь: правильно применять правило.

Устное высказывание, выразительное чтение лингвистического текста.

Стр. 47, упр № 695, упр № 700.

119

Диалектизмы как слова ограниченного употребления.

1

Лексика ограниченного употребления. Термины как специальные книжные слова.

Знать: диалектизмы как слова ограниченного употребления.

Уметь: правильно применять правило.

Устное высказывание, выразительное чтение лингвистического текста, работа с орфографическим минимумом.

Упр № 703 обозначить орфограммы.

120

Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи.

1

Устаревшие слова и значения некоторых из них. Работа с этимологическим и толковым словарями.

Знать: устаревшие слова.

Уметь: работать с этимологическим и толковым словарями при объяснении лексического значения устаревших слов.

Работа со словарями, выразительное чтение лингвистического текста.

Стр. 51, упр №705, упр № 713.

121

Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи (закрепление).

1

Устаревшие слова и значения некоторых из них. Работа с этимологическим и толковым словарями.

Знать: устаревшие слова.

Уметь: работать с этимологическим и толковым словарями при объяснении лексического значения устаревших слов.

Работа со словарями, выразительное чтение лингвистического текста.

$ 50, упр № 708, упр № 712.

122

Фразеология как раздел лингвистики.

1

Фразеологизмы и их значение.

Знать:  сведения о фразеологии как о разделе лингвистики.

Уметь: опознавать в речи фразеологизмы и объяснять их значение путём подбора синонимов и с помощью толкования.

Работа с фразеологическим словарём, отработка орфографических навыков.

$ 51, упр № 723.

123

Повторение и обобщение по разделу «Лексикология и фразеология».

1

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Лексикология и фразеология».

Знать: правила, изученные в разделе.

Уметь: опознавать и анализировать языковые единицы.

Тест.

$45-$51 повторить.

124

Контрольная работа № 4 (зачёт по разделу «Лексикология и фразеология»).

1

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: правила, изученные в разделе.

Уметь: классифицировать орфографические и пунктуационные ошибки.

Зачёт.

$45-$51 повторить.

МОРФОЛОГИЯ (57 часов)

125

Морфология как раздел лингвистики. Части речи.

1

Классификация частей речи в русском языке. Различия между самостоятельными и служебными частями речи.

Знать: различия между самостоятельными и служебными частями речи.

Уметь: различать все известные части речи и их характерные морфемы.

Устное высказывание, план пересказа лингвистического текста.

$52, упр №729, упр № 730.

126

Языковые значения слова.

1

Классифицируемые признаки частей речи. Языковые значения слов.

Знать: сведения о классифицируемых признаках частей речи.

Уметь: определять грамматические значения слов по окончаниям.

Фронтальный опрос, работа со схемой.

 Стр.60-62, упр № 733, упр № 734.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (16 часов)

127

Имя существительное как часть речи.

1

Основные грамматические признаки имени существительного.

Знать: основные признаки имени существительного.

Уметь: соотносить грамматические признаки имени существительного с планом морфологического разбора слов этой части речи.

Морфологический разбор имени существительного, отработка орфографический навыков.

$53, упр № 736, упр № 737.

128

Правописание суффиксов –чик- и – щик-.

1

Определение верного написания суффиксов –чик- и –щик-

Знать: способ определения верного написания суффиксов –чик- и –щик-.

Уметь: правильно определять производящую основу и её конечный согласный.

Опрос, работа со схемой, отработка орфографических навыков.

$54, упр № 743, упр № 746.

129

Правописание суффиксов –ек-, -ик-,(-чик-).

1

Определение верного написания суффиксов –ек-, -ик-,( -чик-).

Знать: способ определения верного написания суффиксов –ек-, - ик-, (-чик-).

Уметь: применять знания на практике.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

$55, упр №749.

130

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

Постоянные морфологические признаки имён существительных. Различия собственных и нарицательных имён существительных.

Знать: постоянные морфологические признаки имён существительных.

Уметь: производить морфологический разбор имени существительного.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

$ 56, упр №757, упр № 761.

131

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые.

Знать: порядок морфологического разбора имён существительных

Уметь: дифференцировать понятия «живое» и «неживое».

Работа с орфографическим минимумом.

Стр. 73-75, упр № 771, обозначить орфограммы.

132

Род имён существительных.

1

Грамматическое значение рода и способ определения рода имени существительного. Существительные общего рода и особенности их употребления в речи.

Знать: грамматическое значение рода и способ определения имени существительного.

Уметь: определять род имени существительного.

Фронтальный опрос, отработка орфографических навыков.

Стр. 77, упр № 774.

133

Склонение имён существительных.

1

Типы склонения и способ определения склонения имени существительного.

Знать: типы склонения и способ определения склонения имени существительного.

Уметь: определять склонение имени существительного.

Работа со схемой, отработка орфографических навыков.

Стр.78-79, упр№ 776.

134

Слитное и раздельное написание не с существительными.

1

Формирование умения использовать правильный способ действия при выборе слитного или раздельного написания не с именами существительными.

Знать: способ определения верного написания не с существительными.

Уметь: использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.

Фронтальный опрос, тест.

$ 57, упр № 783, упр № 779.

135

Формообразование имён существительных.

1

Особенности формообразования имён существительных (изменение по падежам и числам).

Знать: механизм формообразования в русском языке.

Уметь: употреблять в речи несклоняемые имена существительные с учётом их принадлежности к определённому роду.

Опрос, самостоятельная работа.

$ 58, упр № 789, упр № 790.

136

Безударные окончания  -е, -и в именах существительных.

1

Формы имён существительных с безударными окончаниями –е, -и.

Знать: правильный способ действия при выборе окончания –е,-и в именах существительных.

Уметь: видеть в тексте формы имён существительных с безударными окончаниями –е,
-и.

Отработка орфографических навыков, опрос.

$59, упр № 797, упр № 795.

137

Имя существительное как член предложения.

1

Синтаксическая роль имён существительных.

Знать: синтаксическую роль имён существительных.

Уметь: определять синтаксическую роль имён существительных.

Работа с орфографическим минимумом, синтаксический разбор предложений.

$60, упр № 782.

138

Имя существительное как член предложения (закрепление).

1

Синтаксическая роль имён существительных.

Знать: синтаксическую роль имён существительных.

Уметь: определять синтаксическую роль имён существительных.

Устное высказывание, синтаксический и пунктуационный анализ предложений.

$60,упр № 801, упр № 803.

139

Правильное произношение имён существительных.

1

 Культура речи как раздел языкознания.

Знать: сведения о культуре речи как разделе языкознания.

Уметь: использовать орфоэпический словарь для определения правильного произношения иноязычных имён существительных.

Работа с орфоэпическим словарём, тест.

$61, упр № 771, упр № 817.

140

Грамматические и лексические нормы употребления имён существительных в речи.

1

Правильное образование падежных форм имён существительных. Согласование прилагательных с несклоняемыми иноязычными именами существительными.

Знать: сведения о языковых нормах и правилах произношения, изменения, употребления языковых единиц в речи.

Уметь: правильно образовывать падежные формы имён существительных.

Работа с орфографическим минимумом, опрос.

$61, упр № 810, упр № 814.

141

Повторение о обобщение по теме «Имя существительное».

1

Повторение и систематизация сведений по теме.

Знать: правила, изученные в рамках темы.

Уметь: правильно применять изученные правила.

Фронтальный опрос, словарная работа.

$53-61, составить словарный диктант.

142

Контрольная работа №5 (диктант по теме «Имя существительное»).

1

Проверка знаний и умений учащихся по пройденной теме.

Знать: правила, изученные в рамках темы.

Уметь: правильно применять изученные правила.

Диктант.

Повторить $53-61.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (15 часов).

143

Имя прилагательное как часть речи.

1

Морфологический разбор имени прилагательного по плану.

Знать: морфологические признаки имени прилагательного.

Уметь: проводить морфологический разбор имени прилагательного по плану.

Морфологический разбор имени прилагательного по плану.

$62, упр № 820.

144

Роль имён прилагательных в речи.

1

Использование эпитетов для создания выразительности речи.

Знать: суффиксы имён прилагательных, согласование прилагательного с существительным.

Уметь: использовать эпитеты для создания выразительности речи.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

Стр.93-94, упр № 826, упр № 828.

145

Роль прилагательных в научном и художественном описании.

1

Роль имени прилагательного в текстах разных стилей.

Уметь: определять роль прилагательного в тексте.

Устное высказывание, работа по карточкам.

Устно упр №831.

146

Р.Р. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

1

Описание произведения живописи.

Знать: типы речи.

Уметь.

Уметь: описывать произведения живописи.

Работа над сочинением.

Дописать сочинение.

147

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

1

Семантические и грамматические особенности качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных. Стилистические функции качественных прилагательных.

Знать: семантические и грамматические особенности качественных, относительных и  притяжательных имён прилагательных.

Уметь: опознавать прилагательные разных разрядов на основе их семантико-грамматического анализа.

Выразительное чтение лингвистического текста, устное высказывание, отработка орфографических навыков.

$63, упр № 838, упр № 841.

148

Притяжательные имена прилагательные. Употребление относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных.

1

Фонетические, орфографические и морфемные особенности притяжательных имён прилагательных. Употребление относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных.

Знать: фонетические, орфографические и морфемные особенности притяжательных имён прилагательных.

Уметь: различать имена прилагательные разных разрядов.

Опрос, взаимопроверка.

$63, упр № 839, упр № 846.

149

Степени сравнения имён прилагательных.

1

Семантические и грамматические особенности имён прилагательных сравнительной и превосходной степени.

Знать: семантические и грамматические особенности имён прилагательных сравнительной и превосходной степени.

Уметь: правильно образовывать и употреблять формы сравнительной и превосходной степени имён прилагательных.

Работа со схемой, отработка орфографических навыков.

$ 64, упр № 851, упр № 854.

150

Полные и краткие имена прилагательные.

1

Краткая форма имени прилагательного: грамматические особенности, написание и употребление в речи.

Знать: грамматические особенности, написание и употребление в речи краткой формы имени прилагательного.

Уметь: образовывать краткую форму прилагательного.

Устное высказывание, работа по карточкам.

Стр.112-113, упр№ 856, упр № 857.

151

Полные и краткие имена прилагательные (закрепление).

1

Краткая форма имени прилагательного: грамматические особенности, написание и употребление в речи.

Знать: грамматические особенности, написание и употребление в речи краткой формы имени прилагательного.

Уметь: образовывать краткую форму прилагательного.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Повторить стр.112-113, упр № 863.

152

Склонение имён прилагательных.

1

Согласование имён прилагательных с существительными в составе словосочетаний прил.+ сущ.

Знать: особенности изменения самостоятельных частей речи, механизм формообразования.

Уметь: согласовывать имена прилагательные с существительными в составе словосочетаний прил.+сущ.

Работа с орфографическим минимумом, устные высказывания.

Повторить $64, упр №866, упр № 867.

153

Написание гласных в безударных падежных окончаниях имён прилагательных.

1

Безударные окончания имён прилагательных.

Знать: правильный способ действия при выборе безударного окончания прилагательного.

Уметь: правильно писать безударные окончания имён прилагательных.

Фронтальный опрос, отработка орфографических навыков.

Упр № 870, упр № 871.

154

Синтаксическая роль имён прилагательных.

1

Имя прилагательное как член предложения.

Знать: типичную синтаксическую роль имени прилагательного в предложении (определение).

Уметь: определять синтаксическую роль прилагательных в предложениях, где слова этой части речи выступают в качестве главного члена.

Взаимоопрос, синтаксический разбор предложений.

Стр. 118-119, упр № 879, упр №881.

155

Правильное произношение имён прилагательных. Лексические нормы.

1

Использование прилагательных в собственной речи с учётом их точного лексического значения и требований лексической сочетаемости.

Знать: правила, изученные в данном разделе.

Уметь: пользоваться различными лингвистическими словарями при определении орфоэпических, лексических и грамматических норм.

Устное высказывание, комплексный анализ текста.

Упр № 882, упр № 889.

156

Правильное употребление имён прилагательных в речи.

1

Прилагательные-паронимы.

Уметь: использовать прилагательные-паронимы с учётом их значения.

Работа с орфографическим минимумом.

Упр № 890, упр № 891 обозначить орфограммы.

157

Контрольная работа № 6 по теме «Имя прилагательное».

1

Проверить усвоение темы «Имя прилагательное».

Уметь: применять правила, изученные в разделе.

Диктант.

Повторить $62-$67.

4 ЧЕТВЕРТЬ (47 часов)

ГЛАГОЛ (28 часов)

158

Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению.

1

Основные грамматические признаки глагола. Тематические группы глаголов.

Знать: основные грамматические признаки глаголов.

Уметь: соотносить эти признаки с планом морфологического разбора глагола.

Выразительное чтение лингвистического текста, отработка орфографических навыков.

$ 68, упр № 895, упр № 899.

159

Роль глагола в речи.

1

Наблюдение за использованием в речи глаголов-синонимов, глагольных фразеологизмов.

Знать: план морфологического разбора глагола.

Уметь: проводить морфологический разбор глагола по плану.

Работа со словарём «Говорите правильно», морфологический разбор глаголов.

$ 68, упр № 900.

160

Инфинитив – начальная форма глагола.

1

Повторение и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола. Формирование умения определять начальную форму глагола с учётом его вида.

Знать: окончания –ть и –чь как варианты окончаний неопределённой формы глагола.

Уметь: определять начальную форму глагола с учётом его вида.

Работа с орфографическим минимумом, отработка орфографических навыков.

$ 69 упр №904, упр № 905.

161

Инфинитив – начальная форма глагола (закрепление).

1

Повторение и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола. Формирование умения определять начальную форму глагола с учётом его вида.

Уметь: определять начальную форму глагола с учётом его вида.

Составление текстов-рассуждений.

$69, упр № 909, упр № 910.

162

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

1

Смысловые оттенки в значении глаголов разного вида. Видовая пара и способы образования таких пар.

Знать: сведения о соотнесённости вида и времени глагола.

Уметь: определять вид глагола по вопросу.

Работа со схемой, отработка орфографических навыков.

$70, упр № 911.

163

Использование суффиксов –ыва-(-ива-) и –ова-(-ева-) для образования глаголов несовершенного вида.

1

Образование глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов.

Знать: суффиксы, с помощью которых образуются глаголы несовершенного вида.

Уметь: использовать правильный способ выбора написания суффиксов.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

$ 70, упр № 915, упр № 916.

164

Переходные и непереходные глаголы.

1

Семантико-синтаксические различия переходных и непереходных глаголов.

Знать: семантико-синтаксические различия переходных и непереходных глаголов.

Уметь: различать глаголы этих групп.

Работа с орфографическим минимумом, устное высказывание.

Стр.136, упр № 921.

165

Возвратные и невозвратные глаголы.

1

Структурные различия возвратных и невозвратных глаголов.

Знать: структурные различия возвратных и невозвратных глаголов.

Уметь: различать эти группы глаголов.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

$ 70, упр №925, упр № 923.

166

Корни с чередованием гласных Е-И.

1

Слова с чередованием Е-И.

Уметь: проводить морфемный разбор глагола, опознавать слова, в которых есть корни с чередованием Е-И.

Выразительное чтение лингвистического текста, отработка орфографических навыков.

$ 71, 929, упр № 926.

167

Условное, повелительное и изъявительное наклонение глаголов.

1

Общие сведения о наклонениях глагола: их смысловых отличиях и особенностях изменения глаголов в разных наклонениях.

Знать: наклонения глагола.

Уметь: отличать глаголы разных наклонений.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

Стр. 140-141, упр № 932.

168

Значение, образование, изменение форм условного наклонения глаголов.

1

Формирование представлений о значении, образовании, изменении форм условного наклонения глаголов.

Знать: наклонения глагола.

Уметь: отличать глаголы разных наклонений.

Отработка умений опознавать, правильно оформлять на письме и использовать в собственной речи формы условного наклонения глаголов.

Стр. 142, упр № 935.

169

Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глаголов.

1

Формирование представлений о значении, образовании, изменении форм повелительного наклонения глаголов.

Знать: наклонения глагола.

Уметь: отличать глаголы разных наклонений.

Отработка умений опознавать, правильно оформлять на письме и использовать в собственной речи формы повелительного наклонения глаголов.

Стр.144, упр № 939.

170

Правописание форм повелительного наклонения глаголов.

1

Формы повелительного наклонения глаголов. Написание Ь после шипящих в форме повелительного наклонения глаголов.

Знать: способы действия при выборе гласной в суффиксе форм повелительного наклонения глаголов.

Уметь: образовывать формы повелительного наклонения глаголов.

Отработка умений образовывать формы повелительного наклонения глаголов.

74, упр № 945, упр №946, упр № 948.

171

Правописание форм повелительного наклонения глаголов (закрепление).

1

Формы повелительного наклонения глаголов. Написание Ь после шипящих в форме повелительного наклонения глаголов.

Знать: способы действия при выборе гласной в суффиксе форм повелительного наклонения глаголов.

Уметь: образовывать формы повелительного наклонения глаголов.

Отработка умений образовывать формы повелительного наклонения глаголов.

Упр № 950, словарный диктант.

172

Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам.

1

Углубление сведений о значении и изменении по временам глаголов в изъявительном наклонении. Соотнесение категории вида и времени глагола.

Знать: значение и изменение по временам глаголов в изъявительном наклонении.

Уметь: соотносить категории вида и времени глагола.

Работа со схемой, отработка орфографических навыков.

Стр.149-150, упр № 955, упр №957.

173

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

1

Образование форм прошедшего времени глаголов.

Знать: сведения об образовании форм прошедшего времени глаголов.

Уметь: выбирать правильный способ действия при выборе гласной перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени глагола.

Устное высказывание, отработка орфографических навыков.

Упр № 965, упр № 963, упр № 964.

174

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (продолжение).

1

Образование форм прошедшего времени глаголов.

Знать: сведения об образовании форм прошедшего времени глаголов.

Уметь: выбирать правильный способ действия при выборе гласной перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени глагола.

Устное высказывание, работа по карточкам.

$75, упр № 969.

175

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (закрепление).

1

Повторение и систематизация сведений о непостоянных морфологических признаках глаголов.

Знать: сведения об образовании форм прошедшего времени глаголов.

Уметь: выбирать правильный способ действия при выборе гласной перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени глагола.

Составление плана пересказа лингвистического текста, устное высказывание.

$75, упр № 973.

176

Повторение и обобщение сведений по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола».

1

Повторение и систематизация сведений о непостоянных морфологических признаках глаголов.

Повторение и систематизация сведений о непостоянных морфологических признаках глаголов.

Тест, морфологический разбор глаголов.

Повторить $ 75, словарный диктант.

177

Контрольная работа №7 по теме «Постоянные и непостоянные морфологические  признаки глагола».

1

Проверить усвоение темы «Глагол».

Обобщить изученные орфограммы по теме «Глагол».

Зачёт (диктант)

Повторить $68-$75.

178

Безличные глаголы.

1

Безличные глаголы: значение и семантические группы, грамматические особенности.

Знать: безличные глаголы.

Уметь: производить морфологический разбор глаголов.

Устное высказывание, морфологический разбор глаголов.

$ 76, упр №979.

179

Р.Р. Изложение текста-повествования.

1

Текст-повествование.

Уметь правильно использовать видовременные формы глагола при изложении текста-повествования.

Изложение.

Упр № 980.

180

Синтаксическая роль глагола.

1

Роль глагола в предложении.

Знать: план морфологического разбора глагола.

Уметь: определять роль глагольных форм в предложении.

Устное высказывание, синтаксический разбор предложений.

$77, упр № 974, упр № 987.

181

Правильное употребление глаголов в речи.

1

Лексические нормы использования глаголов в речи.

Знать: нормы использования глаголов в устной речи.

Уметь: пользоваться различными словарями, определять и исправлять нарушения лексических норм.

Опрос, комплексный анализ текста.

$77, упр № 988.

182

Правильное употребление глаголов в речи (закрепление).

1

Лексические нормы использования глаголов в речи.

Знать: нормы использования глаголов в устной речи.

Уметь: пользоваться различными словарями, определять и исправлять нарушения лексических норм.

Работа над готовыми текстами.

Упр № 1001, упр №1000

183

Повторение по теме «Глагол».

1

Повторение  и обобщение сведений по теме «Глагол».

Уметь: определять грамматические признаки глагола, орфографически правильно оформлять на письме глагольные формы, проводить морфологический разбор глагола.

Отработка орфографических навыков.

Повторить $68-$78

184

Повторение по теме «Глагол».

1

Повторение  и обобщение сведений по теме «Глагол».

Уметь: определять грамматические признаки глагола, орфографически правильно оформлять на письме глагольные формы, проводить морфологический разбор глагола.

Отработка орфографических навыков, самостоятельная работа.

Повторить $68-$78.

185

Контрольная работа № 8 (диктант с анализом текста по теме «Глагол»).

1

Проверить усвоение темы «Глагол».

Обобщить изученные орфограммы по теме «Глагол».

Диктант.

Повторить $68-$78.

ПОВТОРЕНИЕ  (19 часов)

186

Лингвистика- наука о языке. Богатство и выразительность русского языка.

Понятие о лингвистике.

1

 Представление о лингвистике как науке.

Знать: что изучает лингвистика.

Уметь: пользоваться учебником и полученными знаниями.

Опрос.

Упр №1006.

187

Разделы лингвистики.

1

Общие сведения о разделах лингвистики.

Знать: что изучает тот или иной раздел лингвистики.

Морфологический разбор всех частей речи.

Упр №1007.

188

Слово –дело великое (Л.Н.Толстой).

1

Сила речевого воздействия и назначение слова в жизни человека.

Уметь: проводить сопоставительный смысловой анализ художественных текстов.

Синтаксический разбор предложений.

Упр №1008.

189

Правописание морфем.

1

Морфемный и морфологический анализ существительных, прилагательных и глаголов.

Уметь: проводить морфемный и морфологический анализ существительных, прилагательных и глаголов.

Работа по карточкам.

Упр №1010.

190

Орфограммы глагола.

1

Правильное написание глаголов.

Уметь: правильно писать глаголы.

Работа по карточкам.

Упр №1012.

191

Комплексный анализ текста.

1

Работа с текстом.

Знать: правила, изученные в течение учебного года.

Уметь: находить в тексте слова с изученными орфограммами, определять тему и идею текста.

Работа с текстом.

Повторить стр.84-88.

192

Простое осложнённое предложение.

1

Навыки правильного пунктуационного оформления простых осложнённых предложений.

Уметь: пунктуационно оформлять простые осложнённые предложения.

Тест.

Упр №1013.

193

Знаки препинания между частями сложного предложения.

1

Постановка запятой перед союзом И в простом и сложном предложении. Оформление сложных предложений на письме.

Знать: сведения о постановке запятой перед союзом И в простом и сложном предложении.

Уметь: правильно оформлять сложные предложения на письме.

Фронтальный опрос, синтаксический разбор предложений.

Стр. 183, упр № 498.

194

Понятие о предложениях с прямой речью.

1

Предложения с прямой речью. Их строение и пунктуационное оформление.

Знать: глаголы, входящие в предложения с прямой речью.

Уметь: ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Самостоятельное составление предложений с прямой речью.

$30, упр. № 465, упр № 466.

195

Пунктуационный анализ текста.

1

Пунктуационный анализ текста.

Уметь: проводить пунктуационный анализ текста.

Тест.

Упр №1014.

196

Правописание букв А-О в корнях с чередованием.

1

Корни с чередованием (на основе схемы упражнение № 122).

Знать: правило о выборе буквы в корнях с чередованием.

Уметь: выбирать правильное написание слов с корнями –лаг-//-лож-, -раст-// -рос-,-кас//-кос- и др.

Отработка орфографических навыков, устные высказывания.

Стр.11, упр № 592.

197

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине В.Е.Маковского «В жаркий день»

1

Описание произведения живописи.

Знать: типы речи.

Уметь.

Уметь: описывать произведения живописи.

Работа над сочинением.

План сочинения.

198

Р.Р. Сочинение по картине В.Е.Маковского «В жаркий день».

1

Описание произведения живописи.

Знать: типы речи.

Уметь.

Уметь: описывать произведения живописи.

Работа над сочинением.

Дописать сочинение.

199

Фонетическая транскрипция.

1

Транскрипция, смыслоразличительная роль звука, речевой аппарат человека.

Знать: понятие фонетической транскрипции.

Уметь: выполнять фонетический разбор слов.

Фронтальный опрос, работа по карточкам.

$ 2, упр № 20, упр.№ 19.

200

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов.

1

Написание О-Ё после шипящих в корне слова.

Знать: слова – исключения.

Уметь: правильно писать наиболее употребительные слова с ё после шипящих в корне слова.

Работа с орфографическим минимумом.

Стр. 13-14, упр № 599, упр № 595.

201

Понятие о тексте. Основные признаки текста. Тема и идея.

1

Текстоведение как раздел лингвистики, основные признаки текста. Тема и идея.

Знать: основные признаки текста.

Уметь: доказывать их при анализе текста. Определять тему и идею текста.

Чтение и пересказ лингвистического текста, работа со словариком «Говорите правильно».

Стр. 187-188, упр № 511.

202

Контрольная работа №9 (диктант с языковым анализом текста).

1

Проверка умений учащихся в рамках изученных в курсе 5-го класса разделов лингвистики.

Обобщить изученные в 5-м классе орфограммы.

Диктант.

Повторить стр.123-124.

203

Анализ контрольной работы по итогам года.

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе по итогам года.

Обобщить изученные в 5-м классе орфограммы.

Работа над ошибками.

Повторить стр.132-135.

204

Урок – обобщение.

1

Подведение итогов работы за год.

Обобщить изученные в 5-м классе орфограммы.

Задание на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...