Презетация к уроку русского языка на тему "Обособление приложений"
презентация к уроку (русский язык, 8 класс) по теме

Глумова Наталья Александровна

Тема "Обособление приложений" является одной из трудных тем в программе русского языка в 8 классе.  Особую роль на уроках играет наглядность, поэтому оправдано будет применение презентации, которая поможет трудный материал преподнести ярко и доступно. В презентации теоретический материал проиллюстрирован примерами, которые помогут закрепить полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblenie_prilozheniy.pptx109.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособление приложений МБОУ Комаровская средняя общеобразовательная школа Подготовила учитель русского языка и литературы Глумова Н.А. 2014 г.

Слайд 2

Обособление приложений Обособление приложений, как и определений, зависит от нескольких факторов: а) от части речи определяемого (главного) слова; б) от положения приложения по отношению к определяемому (главному) слову – перед главным словом, после главного слова; в) от наличия дополнительных оттенков значений у приложения (обстоятельственных, пояснительных); г) от степени распространения и способа выражения приложения.

Слайд 3

Определяемое слово – местоимение Любое приложение при личном местоимении обособляется: Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин); Вот оно, объяснение (Л. Толстой). имя существите-льное 1. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого слова. Сергей Никанорыч , буфетчик, налил пять стаканов чаю (Чехов). Перед именем собственным приложение обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение. Такое приложение можно заменить придаточным предложением с союзами так как, хотя и др. Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Кочетов). – Так как Илья Матвеевич был упрямцем во всём, он оставался упрямцем и в учении. Условия обособления приложений

Слайд 4

2. Приложение – имя собственное (имя лица или кличка животного) при определяемом слове – имени нарицательном обособляется, если такое приложение стоит после определяемого слова и имеет пояснительное значение (перед ним можно поставить слова а именно, то есть, а зовут его): В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, Ксения Фроловна Горина (Песков). – В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, а зовут её Ксения Фроловна Горина. Имя существитель ное 2. Приложение – имя собственное (имя лица или кличка животного) при определяемом слове – имени нарицательном обособляется, если такое приложение стоит после определяемого слова и имеет пояснительное значение (перед ним можно поставить слова а именно, то есть, а зовут его): В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, Ксения Фроловна Горина (Песков). – В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, а зовут её Ксения Фроловна Горина. Ср.: Один мой друг, Серёжа, решил поступать в университет Мой друг Серёжа решил поступать в университет.

Слайд 5

Имя существите льное 3. Распространённое приложение, выраженное именем нарицательным с зависимыми словами, или несколько однородных приложений при определяемом слове – имени нарицательном обычно обособляется независимо от положения – до или после определяемого слова. Однако чаще всего такое приложение стоит после существительного. . Например: 1. Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были ещё живы (Салтыков-Щедрин). 2. Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье (Пушкин)

Слайд 6

Имя существите льное 4. Одиночное приложение – имя нарицательное при определяемом слове – имени нарицательном обособляется только тогда, когда: приложение стоит после определяемого слова; определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова. Например: 1. Ухаживала за мной одна девушка, полька (М. Горький). – Ухаживала за мной девушка-полька. 2. Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок (Чехов). – Тут на широкой улице встретился им повар-старичок. Обособление одиночного приложения – имени нарицательного при одиночном определяемом слове – имени нарицательном возможно если автор хочет усилить смысловую роль приложения: Отца, пьяницу , кормила с малых лет, и сама себя (М. Горький).

Слайд 7

Имя существите льное 5. Приложение с союзом как обычно имеет дополнительное значение причинности (можно заменить придаточным причины с союзами так как, потому что, поскольку или оборотом со словом будучи) и обособляется: Как старый артиллерист, я презираю этот вид холодного оружия (Шолохов). – Будучи старым артиллеристом, я презираю этот вид холодного оружия; Я презираю этот вид холодного оружия, потому что я старый артиллерист. Если оборот с союзом как имеет значение «в качестве», то присоединяемый оборот не обособляется: Полученный ответ рассматривается как согласие. – Полученный ответ рассматривается в качестве согласия.

Слайд 8

Имя существите льное 6. Приложения со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др. обособляются, если произносятся с интонацией обособления. Ср.: Была у Ермолая легавая собака, по прозванию Валетка (Тургенев). – Классную руководительницу по прозвищу Труба никто не любил (Трифонов). Ср.: Была у Ермолая легавая собака, по прозванию Валетка (Тургенев). – Классную руководительницу по прозвищу Труба никто не любил (Трифонов).

Слайд 9

Вместо запятой при обособлении приложений может использоваться тире в следующих случаях: 1) если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно (особенно если приложение стоит в конце предложения, имеет зависимые слова и внутри него уже есть знаки препинания). В дальнем углу светилось желтое пятно – огонь в окне квартиры Серафимы, пристроенной к стене конюшни (М. Горький); 2) если одиночное или распространённое приложение стоит в конце предложения и при этом подчеркивается его самостоятельность или даётся разъяснение такого приложения. Я не слишком люблю это дерево – осину (Тургенев); В углу гостиной стояло пузатое бюро на пренелепых четырёх ногах – совершенный медведь (Гоголь); 3) если приложение стоит в середине предложения и имеет пояснительный характер (тире ставится с двух сторон). Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы (Гоголь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

урок русского языка в 8 классе по теме "Приложение"

 Страницы истории родного края, многие из которых до сих пор хранят многочисленные тайны, тесно переплетаются с именами великих исторических деятелей, писателей, художников.   Да...

Презентация к уроку русского языка по теме "Приложение"

Презентация содержит теоретический материал о правописании приложений с примерами...

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...

Открытый урок русского языка ."Правописание приставок пре-, при- " в 6 классе Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются  следующие  задания : создание самоинстр...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ" Приложение к журналу СПО/ №2/23

Статья отражает актуальную сегодня необходимость возрождения в молодом поколении чувства патриотизма и предлагает инструменты для его формирования...

Урок русского языка по теме " Приложение как особый вид определения" 8 класс

Конспект урока русского языка по модели "перевёрнутый класс" с разноуровневым заданием....