Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

русского языка и литературы

на тему "В жизни всегда есть место подвигу"

Цели:  

Формировать умения анализировать текст.

Развивать речь, внимание учащихся.

Воспитывать ответственность за свои поступки, понимание сути высших человеческих качеств.

Оборудование:  тексты для анализа, иллюстрации, карточки с заданиями

Ход урока:

Орг. момент

Сообщение темы, целей урока

- Сегодня наш урок будет необычным. Мы соединим вместе литературу и русский язык. Это возможно, как вы думаете? Если да, то предположите, каковы цели урока? (Ответы детей)

  • Развитие умений понимать текст, выделять главное.
  • Формирование умений анализировать литературный текст с точки зрения русского языка, его средств, особенностей.
  • Развитие правильной речи, умения слушать друг друга.

- Эпиграфом к уроку станут слова:  (Слайд 2)

Мечтать - не значит жить!

Нужны подвиги, подвиги!

                                                   М. Горький

- Как вы понимаете эти слова?

- Что такое подвиг? (Героический самоотверженный поступок – из словаря Ожегова)

- Подберите к слову «подвиг» однокоренные слова (двигать, движение души)

- Как тему подвига раскрыл Максим Горький, мы узнаем, прочитав текст о Данко.

(Слайд 3-4)

Работа с текстом

  1. Чтение вслух отрывка  из легенды «Данко» (от слов «Что сделаю я для людей?!» до слов «и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»)

(Слайды 5-8)

–Каким вам представляется Данко? (Слайд 9) Что отличает его от других людей племени? (Слайд 10)

В чем заключается его подвиг? Какова главная мысль легенды?

  1. Анализ текста.

- Докажите, что это текст (Предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены общей темой – подвиг Данко)

- Какова грамматическая связь предложений?

- Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение (Стиль художественный, наличие образов: Данко, солнце, лес, река, степь, трава; использование выразительных средств языка).

- Тип речи? (Повествование с элементами описания)

(Слайд 11)

Работа в группах

1 группа   Лексический анализ текста (Слайд 12)

1. Вспомните, что изучает лексика?

2. Найдите в тексте синонимы (солнце, факел любви к людям, горящее сердце, свет),     антонимы (солнце – тьма, солнце – гроза, гнилой зев болота – золотая река).

3. Для чего автор использует их в тексте? (Добро в жизни всегда рядом со злом. С помощью антонимов автор усиливает контраст между светлыми и темными силами.

Синонимы помогают полнее раскрыть стремление к свободе, к свету)

2 группа   Анализ средств художественной выразительности в  

                   тексте (Слайд 13)

1. Вспомните, какие средства художественной выразительности встречаются в текстах?

2. Найти в тексте тропы, фигуры речи:

    эпитеты (горящее сердце, чудесное зрелище, смелое сердце);

    метафоры (сердце пылало, факел любви к людям, тьма  

    разлетелась, гнилой зев болота, брильянты дождя);

олицетворения (лес удивленно качал вершинами, лес замолчал, лес расступился, вздыхала степь);

сравнения (сердце как солнце, золотом сверкала роса, роса как кровь);

антитеза (темный лес – солнечный свет);

анафора (кинул взор);

риторический вопрос (Что сделаю я для людей?!)

3 группа    Морфологический анализ текста  (Слайд 14)

             

1. Вспомните, что изучает морфология?

2. Выпишите из текста глаголы. Какова их роль в тексте? (передают движение, быстроту действия навстречу свету, подвигу во имя людей).

3. Выпишите прилагательные. Какова их роль в тексте? (сделать описание предметов    и явлений более точным, ярким, запоминающимся).

4. Выпишите причастия. Их роль.

Краткий отчет групп

Фронтальная работа

Обратим внимание на фонетические средства выразительности:

- Как называется повтор согласных звуков? (Аллитерация) Найдите в тексте.

(р, щ, з, в – звуки, сочетания которых похожи на раскаты грома, свистящие и шипящие звуки передают быстроту, свист ветра, бег людей)

- Как называется повтор гласных звуков? (Ассонанс – открытые звуки) Какова их роль?

Всмотримся в синтаксические особенности текста.

- Какие предложения использует автор в легенде о Данко? (Простые распространенные, восклицательные, вопросительные) Для какого стиля характерны такие предложения?

Работа в группах (по карточкам)

  1. Произвести фонетический разбор слов:  Солнце, сердце, ярко, вперед.
  2. Произвести словообразовательный разбор: ширь, промытого, горящего, зев.
  3. Произвести морфемный разбор слов: разорванной, промытого, бросился, горящее.

Рефлексивно-оценочный этап

- Какова главная мысль легенды о Данко? Чему она учит нас?

- Согласны ли вы, что в жизни всегда есть место подвигу?

Домашнее задание

Привести пример героического поступка в наше время (из материалов газет, журналов, телепередач, новостей)

Подведение итогов, оценка работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Урок мужества для учащихся 6 класса «В жизни всегда есть место подвигу?»

Цель - формировать представление о подвиге, мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества; воспитывать уважение  ...

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу"

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы...

Урок мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок мужества  раскрывает образ героя на примерах из истории, литературы и современной жизни,посвящен Дню Героя Отечества....

Урок Мужества по теме: «В жизни всегда есть место подвигу»

Данный урок мужества предназначен для учащихся 6-11 классов. Цель урока - показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на п...

урок литературы "В жизни всегда есть место подвигу" (по произведению А.Т Твардовского "Рассказ танкиста") 5 класс

Методическая разработка урока литературы для 5 класс патриотической направленности...