Сценария конкурса, посвященного Дню славянской письменности и культуры.
материал по русскому языку по теме

Лисина Галина Анатольевна

Сценарий конкурса разработан для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_igry_5-6_klass_14_maya.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровая программа

ко Дню славянской письменности и культуры

разработали учителя русского языка и литературы

 Лисина Г.А., Шлямова К.П.

Слайд 1 (заставка)

(Включить  песню  «Мир состоит из гор»

 во время заполнения зала)

Вася: (выцарапывает гвоздем стул, произнося вслух). Здесь был Вася. Теперь все будут знать, что я тут был.

Маша: Вася, какой же ты невоспитанный! Никогда не слышал поговорку: «Имя дурака везде валяется»? 

Вася: А тебе то что? Что хочу, то и делаю.

Маша: А знаешь, на кого ты сейчас похож?

Вася: На кого?

Маша: На первобытного человека, который высекает на скале какие-то изображения.

Вася: (обиженно) Почему сразу на первобытного?

Маша: Ты бы лучше  проект создал  “Как появилась славянская письменность”.

Вася: Откуда я знаю,  как появилась эта письменность…

(Появляются Кирилл и Мефодий)

Кирилл: Здравствуйте, мы слышали, что кто-то упомянул о письменности?

Вася: Упомянул… Слова-то какие… Ну я, Вася Иванов. А вы кто такие и почему вы такие …?

Мефодий: Кирилл и Мефодий, братья из греческого города Салоники, которые придумали славянский алфавит. Можем вам много интересного поведать!

Маша: Ой! Здорово! Я о вас так много слышала!!!

Вася: Валяйте! Буду слушать, если  улетно будет!

Маша: Не улетно, а увлекательно! Не валяйте, а расскажите, пожалуйста! Как, Вася, неудобно за тебя перед такими людьми!

Кирилл: Интересный ты отрок, Вася! Чтобы было увлекательно, нужно самому поучаствовать в действе! Вон сколько народу сидит! Хотите испытать счастье творчества?

Маша: Конечно! Хотим!!! Мы можем ребят в команды собрать! А остальные будут болельщиками! А наши учителя нам помогут преодолеть все трудности в постижении таинств языка и оценят наши старания по достоинству! А вас, уважаемые гости, просим занять почетное место в первом ряду и оценить наши старания вместе с педагогами и членами жюри.

-----------------------------------------------------------------------------------------

(выходят учителя-ведущие и приглашают команды занять свои места)

Ведущий 1: Прошу участников пройти на сцену, а капитанов представить команды.

(представление команд капитанами – название команды) 

Ведущий 2: Письменность была не всегда! То время, когда ее еще не было и  люди не умели фиксировать свою историю, называлось доисторическим.  Если нужно было отправить послание, это делали  с помощью предметов, которые нужно было расшифровать.

Слайд2

(звери, птицы)

Однажды могущественному персидскому царю пришел посланник с дарами: птица, мышь, лягушка и три стрелы. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами и отдают во власть им свои земли, воду, небо, а стрелы – от сопротивления. А один из самых умных мужей царя сказал, что знает скифов как гордый и бесстрашный народ. Их послание твердит: “Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю и не ускачете как лягушки в озера, то падете под ударами наших стрел”. 

Ведущий 1: А вот и первое задание.

Слайд 3

Используя картинки,  попробуйте отгадать, какие загадки или  пословицы подразумеваются под изображенными  предметами. Каждая команда выполняет задания и сдает в жюри, в случае затруднений, она может воспользоваться помощью зала.  Но помните, команда лишь 1 раз может использовать этот шанс, а заданий будет 5! (на листах и сдают жюри)

Задание № 1. Угадайте фразу:

(на экране проецируются карточки с заданиями)

  • Задание № 1: груздь и кузов
  • Задание  № 2: журавль и синица
  • Задание  № 3: вода и решето.

(после итогов задания)

Слайд4

Ведущий 1: Ответы на задание зрители и команды могут увидеть на экране.

Назвался груздем, полезай в кузов.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Носить воду в решете. 

Ведущий 2: Согласитесь, такие методы передачи информации не очень удобны. Эволюция письма прошла долгий и тернистый путь, меняясь и совершенствуясь. Многие народы, живущие на уровне первобытнообщинного строя, используют язык рисунков, т.е. пиктографию.

Слайд5

Посмотрите на экран!

(На экране появляются рисунки)

http://festival.1september.ru/articles/413482/Image188.gifhttp://festival.1september.ru/articles/413482/Image189.gifhttp://festival.1september.ru/articles/413482/Image190.gifhttp://festival.1september.ru/articles/413482/Image191.gifhttp://festival.1september.ru/articles/413482/Image192.gifhttp://festival.1september.ru/articles/413482/Image193.gifhttp://festival.1september.ru/articles/413482/Image194.gifhttp://festival.1september.ru/articles/413482/Image195.gif

Эти рисунки обозначают такой текст: человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, поплыл на лодке, охотился на моржа, заночевал. Некоторые виды пиктографии используются и в наше время, это вывески мастерских по ремонту обуви, часов и т.д.

Слайд 6

Ведущий 1: Задание № 2.  Приглашаются капитаны команд и выбирают задание,  которое содержит известную всем  пословицу. Команды, используя язык пиктографии, зашифровывают ее в рисунки. Команда получает балл при условии, что болельщики отгадывают зашифрованную фразу.

(когда отгадали все три рисунка, можно кликать 1 раз)

1 Клик мышь

(появляются отгадки)

  • 7 раз отмерь, один раз отрежь.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ведущий 2: Картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом в буквы-знаки. Их  придумал древний народ, живший на берегах Средиземного моря. А древние греки усовершенствовали. По первым буквам “альфа” и “бета” назвали буквенный состав. Вопрос болельщикам: как он называется? (Алфавит) 

Мефодий: В 863 году произошло важное событие. Мы с братом по заданию моравского князя Ростислава составляли славянский алфавит, перевели много книг с помощью него.

Слайд7

Мой алфавит – глаголица, от слова глагол, что обозначает “речь”, “слово”.  Глаголица просуществовала всего три века.

(На экране появляются буквы из глаголиц. Раздать на каждый стол)

http://festival.1september.ru/articles/413482/Image197.gif

1 Клик мышь

Ведущий 1: Задание: попробуйте освоить глаголицу. На экране вам даны буквы из глаголицы, переведите  слова с древней глаголицы на русский, только будьте осторожны, так как на конце слов после согласной ставится буква http://festival.1september.ru/articles/413482/Image196.gif(ы).

(выполненные работы сдаются в жюри)

 Задание №3.  

лов.

1. , http://festival.1september.ru/articles/413482/Image199.gif

лоб.

2. http://festival.1september.ru/articles/413482/Image201.gif

сон

3. http://festival.1september.ru/articles/413482/Image202.gif

1 Клик мышь

(Когда ответы сданы жюри, 1 клик мыши с отгадками) лов, лоб, сон                   

Слайд8

Кирилл: Алфавит, который составил я, называется кириллица. Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются некоторые греческие буквы

(На экране проецируется кириллица.

 У каждой команды лист с кириллицей.)

Слайд 9

Ведущий 1: Теперь, ребята, вам такое задание: попробуйте переписать поговорки, заменяя архаичные формы написания современными. Команда получает балл за каждый правильный ответ. У каждой команды лист с кириллицей лежит на столе.

Задание №4. (на экране, каждой команде дается лист с заданием)

http://festival.1september.ru/articles/413482/Image204.gif

http://festival.1september.ru/articles/413482/Image205.gif

http://festival.1september.ru/articles/413482/Image206.gifhttp://festival.1september.ru/articles/413482/Image207.gif

1 Клик мышь

Появляются ответы

Ведущий 2: Общими усилиями мы постигли азы славянской письменности и узнали имена тех, кто помог нашим предкам создать великий и могучий русский язык. Как же выглядели первые книги? Этот вопрос я адресую болельщикам.

(болельщики отвечают)

Слайд 10

Ведущий 2: Рукописные книги  писались подолгу гусиными перьями. Особенностью было то, что заглавные буквы рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей.

Слайд 11 с буквицами

Красивая буква дала название “красная строка”. Затем, после того, как книга написана, ее украшали драгоценными камнями, золотом и серебром. Только богатый человек мог позволить себе подобную книгу. 

Ведущий 1: Писцы не успевали переписывать книги. И вот в 16 веке создал Иван Федоров печатный  станок. Но об этом мы  поговорим в следующий раз.

(вынести мольберты на сцену, убрать столы)

А командам последнее пятое задание, творческое. Нарисуйте красивую буквицу.

  • 1 команда - нарисовать буквицу З в виде птицы.
  • 2 команда - нарисовать буквицу У в виде человека.
  • 3 команда - нарисовать буквицу А в виде зверя.

Слайд 12

Ведущий 1: Задание для зрителей. Вы обратили внимание, что каждая буква кириллицы напоминала слово. Например, http://festival.1september.ru/articles/413482/Image208.gif - наш, http://festival.1september.ru/articles/413482/Image209.gif- живете, http://festival.1september.ru/articles/413482/Image210.gif - покой.

Слайд 13

Попробуйте отгадать слова на слайде.  Буквы даны не по порядку. Баллы за ответы вы можете отдать своей команде. Принимается ответ при поднятой руке. Выкрики с места не засчитываются.

(Задание появляется на экране)

Задание № 6.

  1. рцы, твердо, добро, ук.
  2. слово, аз, земля, аз, како
  3. я, еры, како, земля.

1 Клик мышь

(когда все угадали)

Ответы:

  1. труд
  2. сказка
  3. язык

Слайд 14

Вася: Спасибо вам, уважаемые Кирилл и Мефодий, за ваш необыкновенный труд. Теперь я понял, как бережно нужно относиться к слову,  не буду коверкать свой родной язык и  к буквам и письму буду всегда относиться с уважением!

Кирилл: Нам очень приятно видеть отроков, с трепетом относящихся к родному языку, родной культуре!

Мефодий: Мы надеемся, что теперь вы каждый год будете отмечать 24 мая День славянской письменности!

Ведущий 1: Итак, команды потрудились на славу и могут отдохнуть, а  члены жюри подводят окончательные итоги.

Слайды 15

Песня «Моя Россия» группы «Непоседы»

(включить минусовку песни)

Поет --------------------------

Слайды с 16 АВТОМАТИЧЕСКИ переключаются

Кирилл: Передаем слово вашим учителям.

Ведущий 1: Слово жюри.

(Итоги подводят)

Веселая музыка включается

Приложения см. ниже

1.Карточки для команд

2.Протокол жюри

3.Глаголица

Команда ____________________                Капитан ____________________

Задание 1.

«Угадайте фразу».

Используя картинки,  попробуйте отгадать, какие загадки или  пословицы подразумеваются под изображенными  предметами. Каждая команда выполняет задание и сдает членам жюри. В случае затруднений вы можете воспользоваться помощью зала. Но помните: использовать этот шанс можно лишь 1 раз, а заданий будет 5!

  1. _____________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________
  3. _____________________________________________________________

Задание 2.

«Расшифруйте пиктограммы».

Используя язык пиктографии, зашифруйте рисунками известную пословицу. Команда получит балл только в том случае, если болельщики отгадают зашифрованную фразу.

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Задание 2.

«Расшифруйте пиктограммы».

Используя язык пиктографии, зашифруйте рисунками известную пословицу. Команда получит балл только в том случае, если болельщики отгадают зашифрованную фразу.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Задание 2.

«Расшифруйте пиктограммы».

Используя язык пиктографии, зашифруйте рисунками известную пословицу. Команда получит балл только в том случае, если болельщики отгадают зашифрованную фразу.

  • Любишь кататься, люби и саночки возить.

Команда ____________________

Задание 3.

«Знакомство с глаголицей».

На ваших столах лежат листы с буквами из глаголицы. Постарайтесь перевести слова с древней глаголицы на русский язык. Каждая команда выполняет задание и сдает членам жюри. Будьте внимательны: на конце слов после согласной ставится буква http://festival.1september.ru/articles/413482/Image196.gif, не дающая звука.

  1. http://festival.1september.ru/articles/413482/Image199.gif ( _______________ );
  2. http://festival.1september.ru/articles/413482/Image201.gif ( _______________ );
  3. http://festival.1september.ru/articles/413482/Image202.gif ( _______________ ).

Команда ____________________

Задание 4.

«Перевод».

Переписать поговорки, заменяя архаичные формы написания современными. Каждая команда выполняет задание и сдает членам жюри.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________


Протокол  жюри познавательной игры «Знатоки славянской культуры»

сборных команд-участников(16.05.2013 г)

Время на выполнение

Классы

Название команд

Использование помощи зала (+ или-) Можно 1 раз за игру

  1. Название, связанное со славянской письменностью и культурой                                Максимум 3 балла

Задание №1:  (ответы)     1 балл за каждый правильный ответ                                                                     1. Собирай по ягодке – соберешь кузовок.                                                    2.Не куст, а с листочками,  не рубаха, а сшита, не человек, а рассказывает.      3.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2 минуты

Задание №2: (ответы) 3 балла за правильный ответ болельщиков

  • 7 раз отмерь, один раз отрежь.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.

5 минут

Задание №3: (ответы) (ответ)

 лов.

1. http://festival.1september.ru/articles/413482/Image199.gif

 лоб.

2.  http://festival.1september.ru/articles/413482/Image201.gif

сон

3. http://festival.1september.ru/articles/413482/Image202.gif

3 минуты

Задание №4: (ответы) 1 балл за каждый правильный ответ                                                                    

Грелся Максим круг осин.                                                                  Ксения ждет воскресения.                                                                    Ощупал Фрол щуку серед  Волги на дне.

2 минуты

Задание №5:  максимально 3 балла.  Учитывается мастерство, фантазия.

  • 1 команда - нарисовать буквицу Ж в виде зверя.
  • 2 команда - нарисовать буквицу У в виде птицы.
  • 3 команда - нарисовать буквицу К в виде человека.

6 минут

Задание №6: (ответы болельщиков): 1 балл за каждый правильный ответ                                                                    

  1. труд
  2. сказка
  3. язык

5 минут

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий праздника, посвященного Дню  славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА),ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ...

Игра «Кто хочет быть миллионером», посвященная Дню славянской письменности и культуры

Игра составлена по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».Предлагаю игру, посвященную Дню славянской письменности. Проводим ее в мае. Предварительно дети получают задание подготовит...

Сценарий праздника,посвященного дню славянской письменности и культуры.

Материал предназначен для подготовки празднования дня славянской письменности и культуры для учащихся 5-7 классов....

Сценарий видеозаписи конкурса, посвященного Дню славянской письменности "Былички"

Сценарий видеозаписи для выступления учащихся 6-7 классов  по теме "Былички" в номинации «Художественное слово»....

«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры

Цель: воспитание  уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....

Сценарий лингвистического праздника, посвященного Дню Славянской письменности и культуры

Сценарий мероприятия ко Дню Славянской письменности и культуры....