Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Соловьева Анна Антоновна

закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiy_13-14.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятий 13 - 14 курса

«Подготовка к  написанию сжатого изложения»

Занятия 13 – 14

 Основные средства связи предложений в тексте

 Цель: закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте

Необходимые сведения

Основные средства связи предложений в тексте

Лексические средства

Лексический повтор ключевых слов, повтор однокоренных слов, синонимы (в том числе и контекстуальные, то есть употребляющиеся как синонимы только в данном тексте), антонимы (в том числе и контекстуальные), родо-видовые слова (цветы: иван-чай, ромашка...), описательные обороты.

Морфологические средства

Союзы, союзные слова, частицы, местоимения (особенно личные и указательные), наречия, единство видовременных форм глагола, степени сравнения прилагательных и наречий.

Синтаксические средства

Порядок слов, вводные слова и конструкции, вопросительные предложения, синтаксический параллелизм, неполные предложения, обращения.

Упражнение 1

Прочитайте текст. Пользуясь таблицей, проанализируйте средства связи предложений в тесте.

Найдите:

- повтор ключевых слов;

- контекстуальные синонимы;

- родо-видовые слова;

- союзы, частицы, наречия;

- обратный порядок слов;

- вводные слова;

- вопросительные предложения;

- неполные предложения;

- обращения.

Обратите внимание на видовременные формы глагола.

Быть самим собой

Однажды Садовник пришел в свой сад и обнаружил, что все цветы, деревья и кустарники погибают.

Испугался Садовник, стал расспрашивать, что же случилось.

Сначала обратился к Дубу. Дуб простонал, что умирает, так как не может быть таким высоким, как Сосна. Бросился Садовник к Сосне и  застал ее поверженной: согнулась бедная под тяжестью мысли о том, что не могла давать виноград, как Лоза. А Лоза погибала, потому что не могла цвести, как Роза. Поникшая Роза плакала – ведь она не была столь сильной и могучей, как Дуб.

Отчаялся Садовник. Но что за чудо? Вдруг увидел он еще одно растение – Фрезию. Пышно цветущую, распространяющую дивный аромат и поэтому прекрасную. « Милая Фрезия! - воскликнул Садовник. - Как же ты сумела среди этого мрачного увядающего сада сохранить такой здоровый вид?»
Красавица ответила: «Не знаю. Возможно, я  так выгляжу потому, что, слушая бесконечные стенания соседей, однажды сказала себе: а я постараюсь быть просто Фрезией, и буду настолько хорошей Фрезией, насколько смогу».

Проверьте себя:

- повтор ключевых слов: Садовник, Дуб, Сосна, Лоза, Роза, Фрезия;

- контекстуальные синонимы: Сосна – бедная, Фрезия – красавица;

- родо-видовые слова: растения – цветы, деревья, кусты; цветы – Роза,  Фрезия; деревья – Дуб, Сосна; кусты – Лоза.

- союзы, частицы, наречия, местоимения: а, но, же, как же, сначала, вдруг, Садовник – он, Фрезия – я;

- обратный порядок слов: испугался Садовник; отчаялся Садовник; увидел он;

- вводные слова: возможно;

- вопросительные предложения: Но что за чудо?

- неполные предложения: Сначала обратился к дубу.

- обращения: Милая Фрезия!

Обозначающие действия Садовника глаголы: пришел, обнаружил, испугался, обратился, бросился, застал, увидел, воскликнул – имеют совершенный вид и стоят в форме прошедшего времени.

 

Задание

Составьте подобные упражнения. Предложите  для выполнения одноклассникам. Тексты можно найти на сайте skazki-priskazki.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению" 9 кл

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА 9 кл...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» 9-10. Составление плана текста

План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию,...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...