Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 6 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Горелкина Анна Сергеевна

Изучение курса русского языка в 6 классе призвано обеспечить развитие основных умений и навыков учащихся, формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых УУД и предполагает овладение различными видами аудирования и чтения, говорения и письма. Коммуникативные УУД непосредственно связаны с познавательными, которые выражаются в умении формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства. Всё это невозможно без умения учащихся планировать последовательность своих действий, осуществлять самоконтроль, самооценку, т.е. регулятивных УУД. Таким образом, обучение русскому языку обеспечивает общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить своё образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа  реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник  «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2013). Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 210 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • программы развития УУД.

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
  • освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.

Характеристика программы

Значение русского языка как учебного предмета определило основные особенности программы:

  • актуализация его метапредметной функции;
  • интеграция процессов изучения языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования познавательной деятельности;
  • усиление аксиологической направленности на основе расширения культурно-исторической составляющей.

Осуществляя компетентностный и системно-деятельностный принципы образования, программа направлена на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности на основе формирования УУД:

  • личностных, обеспечивающих самоопределение человека;
  • регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности;
  • познавательных, включающих общеучебные действия;
  • коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила направленность программы на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, что позволяет представлять изучаемый языковой материал в коммуникативном пространстве.

Особенностью программы является усиление аксиологической направленности изучения предмета, раскрывающей феномен русского языка как одной из значимых культурных ценностей, воспитывающей уважительное, сознательное отношение к родному языку, в связи с чем в курсе актуализирована культурно-историческая составляющая.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе в объеме 210 часов.

Результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностные:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

  1. владение всеми видами речевой деятельности;
  2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
  3. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

Предметные:

  1. представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
  3. владение всеми видами речевой деятельности;
  4. усвоение основ научных знаний о родном языке;
  5. освоение базовых понятий лингвистики;
  6. проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
  7. осознание эстетической функции родного языка.

Содержание программы

Речь и речевое общение

  1. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
  2. Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.

Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

Текст

  1. Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.

Функциональные разновидности языка

  1. Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
  2. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.

Общие сведения о языке

  1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
  2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Фонетика и орфоэпия

  1. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
  2. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.

Графика

  1. Соотношение звука и буквы.
  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование

  1. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
  2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

  1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
  2. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.

Морфология

  1. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
  2.  Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Синтаксис

  1. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.
  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

  1. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
  2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Учебно-тематическое планирование

Раздел программы

Темы

Всего часов

В том числе

изучение нового

р/р

к/р

Введение

Русский язык – государственный язык Российской Федерации

6

4

2

-

Морфемика

Словообразование

Орфография

Основные способы образования слов в русском языке

22

17

3

2

Лексикология

Орфография

Культура речи

Лексическое значение слова

      39

       31

      6

      2

Морфология

Имя существительное

20

17

1

2

Имя прилагательное

      29

        23

5

1

Имя числительное

17

13

3

1

Местоимение

26

18

6

2

Глагол

33

25

6

2

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение

12

8

3

1

Итого

204

156

35

13

 

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л. М. Рыбченкова, Т. Н. Роговик

Для учителя:

  1. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012. — 159 с. (Академический школьный учебник).
  2. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. — М.: Просвещение, 2011. — 108 с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: проект. — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с. (Стандарты второго поколения).
  4. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. — М.: Просвещение, 2009. — 4-е изд.
  5. Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. — М.: Просвещение, 2010.

Материально-техническое и информационное оснащение

1. АРМ учителя, интерактивная доска.

2. ЭОР:

  • 1С: Репетитор. Русский язык. Адрес в интернете: http://obr.ru//product.isp?id=7;
  • «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5–6 классы». Адрес в интернете: http://www.nmg.ru.


Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

Содержание, время

Виды

деятельности

Задачи.

Планируемый результат

Цифровые ресурсы

Д/з

теория

практика

предметный

УУД

Введение (4 часа + 2 развития речи)

1

Русский язык -государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

(п. 1)

Знакомство с учебником. Язык как система знаков и средство общения. Функции русского языка. (15 мин.)

Материал п. 1,  работа с таблицей «Хочу знать» с. 5, выполнение упражнений (практикум), «Радуга слов».

(30 мин.)

Работа в группах, совместная, индивидуальная деятельность, игра.

Осознание роли русского языка, систематизация материала о его функциях.

Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи. Познавательные (П): смысловое чтение. Коммуникативные (К): учет позиции партнера по совместной деятельности.

Презентация «Язык и власть»

П. 1,

 у. 6

2

Понятие о функциональных разновидностях языка.

(п. 2)

Пласты лексики. Стилистические особенности текста.

(5 мин.)

Материал п. 2, «Советы помощника», опрос: русский язык как государственный язык РФ, практикум.

(40 мин.)

Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа со схемами в парах.

Определение принадлежности текста к функциональной разновидности языка, развитие орфографической зоркости.

Планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания (П).

П. 2,

у. 12, (з. 2)

3–4

 Р/р Текст и его признаки.

(п. 3)

Текст как речевое произведение. Типовая принадлежность текста.

(10 мин.)

Материал п. 3, словарная работа, опрос: описание, анализ текста, практикум.

(35 мин.)

Работа в группах. Определение типовой принадлежности текста (проект).

Усвоение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста», умение определять типы речи текста.

Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

Презентация «Типы речи»

П. 3,

 у. 16

5–6

 Орфоэпические нормы.

(п. 4)

Соотношение звука и буквы, состав алфавита, транскрипция.

(15 мин.)

Материал п. 4. Опрос: повествование, практикум по транскрибированию, работа со словарем, конкурс  «говорунов».

(30 мин.)

Игра, беседа, работа в парах (со словарем), микрогруппах (по карточкам).

Овладение основными правилами литературного произношения, транскрипция, умение объяснить особенности произношения с помощью элементов транскрипции.

Планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П).

Презентация «Скороговорки»

П. 4,

у. 24, 25, индивидуальные задания

Морфемика. Словообразование. Орфография. (19 часов + 3 развития речи)

7-8

Состав слова.

 (п. 5)

Морфема как значимая единица языка. Состав слова. Однокоренные слова.

(15 мин.)

Материал у. 26 (таблица), 33 («слово из предложения»), «Советы помощника», практикум.

(30 мин.)

 Коллективная работа, работа в парах с таблицей.

Актуализация знаний о составе слова, углубление знаний о морфемах словообразующих и формообразующих.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П).

Спроецированные на экран задания  для работы с морфемами.

П. 5,

У. 33

9

Р/р Определение принадлежности текста к функциональной разновидности языка.

Типы и стили речи. Текст.

(10 мин.)

Материал у 93, опрос («Мое имя»), творческая работа.

(35 мин.)

Самостоятельная работа, проект.

Умение определять стилистическую принадлежность текста.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К).

Спроецированный на экран материал для работы над проектом.

У. 31

10-12

Основные способы образования слов в русском языке.

(п. 6)

Морфемы. Способы словообразования.

(5 мин.)

Материал п. 6, орфографический тренинг, практикум (построение словообразовательных цепочек, гнезд).

(40 мин.)

Беседа, работа в парах, коллективная работа.

Умение осознавать роль морфем в формо- и словообразовании, определять способ словообразования, сопоставлять морфемную структуру и способ образования.

Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

Кластер «Способы словообразования».

П. 6, у. 38, 43

13-14

Сложные и сложносокращенные слова.

 (п. 7)

Сложение и аббревиация как способы словообразования.

(10 мин.)

Материал п. 7, опрос «Запускаем самолетики», практикум, работа с текстом.

(35 мин.)

  Коллективная, индивидуальная  деятельность (совершенствование правописных умений), игра.

Умение осознавать роль морфем в формо- и словообразовании, определять способ словообразования, сопоставлять морфемную структуру и способ образования.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П).

спроецированный на экран текст «Александрия».

П. 7,

У. 50, 55

15-16

Понятие об этимологии.

(п. 8)

Этимология и лексическое значение. Морфемный состав.

(10 мин.)

Словообразовательная разминка, орфографический тренинг, работа со словообразовательными моделями (у. 57).

(30 мин.)

 

Совершенствование правописных умений. Работа в парах (классификация), группах.

Выполнение словообразовательных задач. Умение производить этимологический анализ, работать со словарем, читать и пересказывать текст.

Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

П. 8,

 у. 61, индивидуальные задания (ложная этимология)

17-18

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

(п. 9)

Морфемы. Способы словообразования.

(5 мин.)

Опрос: сообщения учащихся. «Советы помощника», план морфемного разбора, работа с текстом.

(30 мин.)

Беседа, работа в парах, коллективная работа.

Умение осознавать роль морфем в формо- и словообразовании, определять способ словообразования, сопоставлять морфемную структуру и способ образования.

Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

П. 9, у. 67

19-20

Р/р Сочинение на лингвистическую тему.

Текст как речевое произведение.

(15 мин.)

Словарная работа, орфографический и пунктуационный тренинг, создание текста.

(30 мин.)

Коллективная работа (работа с текстом, определение темы, нахождение опорных слов).

Умение читать и создавать тексты в соответствии с заданной темой и типом текста.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К).

«Уроки русского языка Кирилла и Мефодия».

П. 10

21-23

Буквы о/а в корнях гор/гар, зор/зар, раст/рос.

(п.10)

Чередование.

(10 мин.)

Выполнение заданий у. 68 (актуализация знаний), 69-77 (выбор гласной), игра «Составь слова», анализ текста.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах, по рядам (игра).

Совершенствование правописных умений на основе выбора гласных в корнях с чередованием, развитие умения читать и понимать текст.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Спроецированные на экран задания игры.

П. 10, у. 77

24-25

Правописание приставок пре/при.

(п. 11)

Словообразование. Значения приставок.

(15 мин.)

Орфографический тренинг, выполнение упражнений 79-83 (выбор написания), рабочая тетрадь - тест.

(30 мин.)

Коллективная работа, работа в парах, по рядам (игра). Самостоятельная работа.

Развитие орфографической зоркости. Создание алгоритма написания приставок. Проверка уровня сформированности правописных умений.

Планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П), учет позиции партнера по совместной деятельности (К).

Спроецированное на экран грамматическое задание к тексту.

П. 11, у. 84

26

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

(п. 12)

Морфемы. Способы словообразования. Чередование.

(5 мин.)

Материал п. 12, работа с таблицей, составление кластера, создание презентации.

Работа в парах, коллективная, самостоятельная работа. Проект.

Развитие орфографической зоркости. Применение алгоритма написания корней и приставок. Проверка уровня сформированности правописных умений.

Планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П), учет позиции партнера по совместной деятельности (К).

«Уроки рус-ского языка Кирилла и Мефодия».

П. 12, у. 3

27-28

Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография». Работа над ошибками.

Морфемы. Способы словообразования. Чередование.

(5 мин.)

Материал п. 12, работа с таблицей, составление кластера, создание презентации.

Работа в парах, коллективная, самостоятельная работа. Проект.

Развитие орфографической зоркости. Применение алгоритма написания корней и приставок. Проверка умения выполнят морфемный и словообразовательный разборы.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К).

Спроецированные на экран алгоритмы правил.

П. 13

Лексикология. Орфография. Культура речи. (33 часа + 6 развития речи)

29-30

Повторение изученного в 5 классе.

 (п. 13)

Лексикология. Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

(15 мин.)

Материал п. 13, орфографический тренинг, «Минутка для шутки», работа со словарем, составление устного ответа.

(30 мин.)

Коллективная, групповая работа (проект). Работа со схемой в парах.

Умение объяснять лексическое значение слова разными способами, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П).

Презентация «Приемы схематизаций».

П. 13,

у. 93

31-32

Р/р Сочинение-рассказ о народном промысле.

 (п. 18)

Стили и типы  речи. Рассказ. Синонимы и антонимы в речи.

(10 мин.)

Словарная работа, создание текста.

(35 мин.)

Работа в группах. Самостоятельная работа.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи, использовать в речи синонимы и антонимы.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

Презентация «Народные промыслы».

Завершить работу над сочинением.

33–34

Метафора.

 (п. 14)

Прямое и переносное значения слов. Виды метафор.

(10 мин.)

Орфографический практикум, работа с материалом для наблюдения (у. 97), работа с таблицей (у. 101), планом.

(35 мин.)

Беседа, работа в парах, коллективная работа.

Умение объяснять лексическое значение слова, различать  прямое и переносное значение слова, определять и использовать метафоры в тексте.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания (П).

Спроецированный на экран план ответа.

П. 14,

у. 104, индивидуальные задания.

35-36

Лексические выразительные средства.

(п. 15)

Текст. Прямое и переносное значения слов. Лексический анализ слова.

(15 мин.)

Опрос: составление метафорических словосочетаний, «третье лишнее», орфографический практикум, работа со словарем, работа с текстом. Проверочная работа.

(30 мин.)

Работа со словарем в микрогруппах. Работа в парах по опросу. Самостоятельная работа с текстом.

Умение анализировать текст с точки зрения использования лексических средств выразительности.      

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации (П), учет позиции партнера по совместной деятельности, создание текста (К).

1С: Репетитор

П. 15,

 у. 112, репродукции

37

Р/р Подготовка материалов для сочинения-описания.

 

Текст как речевое произведение.

(15 мин.)

Материал у. 113, домашнего задания, словарная работа, межпредметная связь (литература), создание текста.

(35 мин.)

Работа в парах, коллективное обсуждение. Самостоятельная работа.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

Презентация «Есть в осени первоначальной…»

Осенняя открытка (с применением ИКТ)

38-41

Чередование гласных в корнях скак/скоч, равн/ровн, твар/твор. 

(п. 16)

Чередование.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, составление алгоритма («советы помощника»), анализ текста.

(35 мин.)

 Коллективная и индивидуальная работа.

Совершенствование правописных умений на основе выбора гласных в корнях с чередованием, развитие умения читать и понимать текст.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Спроецированный на экран дополнительный материал.

П. 16,

у. 119- 120

42

Исконно русские слова.

(п. 17)

Лексическое значение слова.

(5 мин.)

Орфографический тренинг, работа со схемой и с упражнениями 126-128, поиск соответствий, работа с текстом, со словарем.

(40 мин.)

Индивидуальная, коллективная работа, работа в парах.

Умение проводить лексический анализ слова, работать со словарем.

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации (П), учет позиции партнера по совместной деятельности, создание текста (К).

Спроецированная на экран схема.

П. 17,

у. 134, 135

43-44

Заимствованные слова.

(п. 18)

Лексическое значение слова. Синонимы.

(5 мин.)

Материал для наблюдения, работа со схемой, речевой тренинг, «слова-иностранцы».

Работа в группах, парах, проект.

Умение проводить лексический анализ слова, работать со словарем.

Смысловое чтение (П), учет позиции партнера по совместной деятельности, создание текста (К).

«Уроки рус-ского языка Кирилла и Мефодия».

П. 18.

у. 144

45-46

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

(п. 19)

Смысловые и стилистические различия слов. Заимствованные слова.

(10 мин.)

Материал п. 19, практикум, орфографический тренинг, выписки из словаря, анализ текста.

(35 мин.)

Работа со словарём (индивидуальная), текстом (в парах).

Умение опознавать заимствованные слова, различать их, определять принадлежность к разным пластам лексики.

Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П),  монологическая речь, навыки анализа текста (К).

Презентация по теме «Лексика».

П. 19,

у. 151-153

47-48

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления.

 (п. 20)

Архаизмы, историзмы, неологизмы, их роль в речи.

(10 мин.)

Словарный диктант, работа со схемой, анализ текста, работа со схемой.

(35 мин.)

Самостоятельная работа, беседа, работа в парах, проект.

Углубление знаний о лексическом составе языка с точки зрения сферы употребления.

Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П),  монологическая речь, навыки анализа текста (К).

Презентация по теме «Лексика».

П. 20,

 у. 163, проект (у. 162)

49-50

Общеупотребительные слова. Диалектизмы.

 (п. 21)

Лексическое значение слова.

(5 мин.)

Материал п. 21,  практикум по обогащению словарного запаса, работа со словарями, текстом.

(35 мин.)

Самостоятельная работа, беседа, работа в группах, парах (схема у. 165).

Умение опознавать лексические явления  в тексте, выбирать и употреблять лексические средства.

Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П),  монологическая речь, навыки анализа текста (К).

Презентация по теме «Лексика». Тексты.

П. 21,

у. 170, рассказ по схеме.

51–52

Профессионализмы.

(п. 22)

Лексический состав русского языка.

(5 мин.)

Работа с текстами, совершенствование умения подбирать слова, опираясь на заданные параметры текста.

(40 мин.)

Коллективная работа, самостоятельная работа, индивидуальные задания.

Умение адекватно понимать содержание текста, передавать в устной форме его содержание.

 Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П),  монологическая речь, навыки анализа текста (К).

Презентация «Стили и типы речи».

Продолжить текст.

53

Жаргонизмы.

(п. 23)

Лексический состав русского языка.

(5 мин.)

Работа с текстом, заполнение таблицы у. 180, составление синонимичных рядов.

(40 мин.)

Самостоятельная работа с текстом, работа в парах.

Умение оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного и уместного словоупотребления.

Мотивация к учению (Л), смысловое чтение (П), пересказ с заданной степенью свернутости (К), подведение под понятие (Р).

Спроецированный на экран видеоряд к заданию «Запиши слова парами».

У. 179

54-55

Стилистически нейтральная и книжная лексика.

(п. 24)

Лексический состав русского языка.

(5 мин.)

Работа с кластером у. 183, заполнение таблицы у. 182, составление синонимичных рядов.

(40 мин.)

Коллективная работа, работа в парах, группах.

Умение оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного и уместного словоупотребления.

Планирование последовательности действий (Р), определение основной и второстепенной информации (П).

Работа над презентацией к у. 190.

П. 24,

у. 187

56–57

Стлистические пласты лексики. Разговорная лексика.

(п. 25)

Стилистические пласты лексики.

(5 мин.)

Теоретический материал учебника. Работа с таблицами у. 194, 195, морфемный разбор у. 192.

(40 мин.)

Коллективная работа, индивидуальные задания.

Умение определять стилистическую принадлежность слова.

Постановка учебной задачи (Р), умение делать выводы и обобщения (П), участие в коллективном обсуждении (К).

Видеоряд к у. 197.

У. 198

58

Р/р Сочинение-рассуждение.

Текст как речевое произведение.

(10 мин.)

Повторение стилей и типов речи, выполнение упражнений, работа над планом.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в группах.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

Презентация «Стили и типы речи».

П. 26

59-60

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

(п. 26)

Лексический состав русского языка.

(5 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдения упр. 200, теоретический материал, практикум.

(40 мин.)

 Работа в парах. Игра «самолётики».

Умение опознавать лексические явления  в тексте, выбирать и употреблять лексические средства.

Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П),  монологическая речь, навыки анализа текста (К).

1С: Репетитор.

У. 209, 211

61–62

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.

(п. 27)

Источники фразеологизмов.

(5 мин.)

Проверочная работа, материал для наблюдения у. 214, составление кластера по образцу стр. 68, рабочая тетрадь – тест.

(40 мин.)

Коллективная работа. Работа в парах.

Умение опознавать лексические явления  в тексте, выбирать и употреблять лексические средства.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

Презентация к у. 213.

У. 238

63-64

Р/р Изложение прослушанного текста.

Приемы сжатия текста.

(10 мин.)

Аудирование, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия.

(35 мин.)

Коллективная  и индивидуальная работа.

Умение понимать и передавать содержание прослушанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие.

Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К).

Аудиозапись. Презентация « Приемы сжатия».

65

Повторение темы «Лексикология».

(п. 28)

Лексикология. Лексическое значение слова. Лексический состав русского языка.

(15 мин.)

Выбор верных утверждений, работа с тестом, составление алгоритма написания корней с чередованием.

(30 мин.)

Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.

Умение определять лексическое значение слова, группировать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу.

Формулирование цели деятельности (Р), осуществление поиска информации в соответствии с учебной задачей (П), создание монологического высказывания (К).

«Уроки рус-ского языка Кирилла и Мефодия».

66–67

Контрольная работа по теме «Лексикология». Работа над ошибками.

Лексикология. Лексическое значение слова. Лексический состав русского языка.

(15 мин.)

Орфографический тренинг, работа с текстом, составление алгоритма действий, анализ текстов.

(35 мин.)

Индивидуальная работа.

Умение читать и создавать тексты в соответствии с заданной темой и стилем речи.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К).

П. 32,

у. 256

Морфология (96 часов + 21 развития речи)

68

Части речи в русском языке.

(п. 29)

Морфология как раздел науки о языке. Морфологические признаки слов. Грамматическое значение.

(15 мин.)

Работа со схемами, составление плана ответа, анализ и характеристика слов как частей речи.

(30 мин.)

Самостоятельная работа, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка).

Умение  характеризовать значение, морфологические признаки частей речи, умение читать и понимать текст, составлять схему.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Презентация  «Части речи».

П. 29,

у. 222

69-70

Имя существительное как часть речи.

(п. 37)

Морфологические признаки имени существительного.

(15 мин.)

Практикум у. 224-227, «советы помощника», работа с текстом.

(30 мин.)

Самостоятельная работа, беседа, работа в группах (проектная), парах (взаимопроверка).

Умение  характеризовать значение, морфологические признаки имени существительного, умение читать и понимать текст, составлять схему.

Формулирование цели деятельности (Р), подведение под понятие (П),  монологическая речь, навыки анализа текста (К).

Проект «Это интересно» (к с. 119).

У. 231
карточки «верно-неверно».

71–72

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

(п. 31)

Падеж и число имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. (15 мин.)

Проверка д/з с использованием карточек, материал для наблюдения у. 235-237, р/р у. 240.

(30 мин.)

Самостоятельная работа.

Умение распознавать склоняемые, разносклоняемые и несклоняемые имена существительные, приводить примеры.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К).

«Уроки рус-ского языка Кирилла и Мефодия».

Творческое задание к тексту (устно).

73

Имена существительные общего рода.

(п. 32)

Род имени существительного.

(5 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдений у. 241, практикум у. 242-243, закрепление у. 244.

(40 мин.)

Работа в парах, группах.

Умение определять имена существительные общего рода, согласовывать с ними имена прилагательные и глаголы.

Формулирование цели деятельности (Р), осуществление поиска информации в соответствии с учебной задачей (П), работа над культурой речи (К).

Мини-проект «Из истории языка».

У. 244

74

Морфологический разбор имени существительного.

(п. 33)

Морфологические признаки имени существительного.

(10 мин.)

Проверка домашнего задания, работа с текстом у. 245, составление алгоритма, практикум в рабочей тетради (п. 33).

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах (взаимная проверка).

Умение  характеризовать значение, морфологические признаки имени существительного, умение читать и понимать текст, работа с таблицей.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление  самооценки (Р).

У. 246

75

Р/р Стиль текста.

Типы и стили речи.

(5 мин.)

Работа с таблицей, практикум, создание текста.

40 мин.)

Работа в парах, группах (проектная), индивидуальные задания.

Умение распознавать стилистическую принадлежность текста, Сопоставлять тексты разных стилей.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Мини-проект «Стили речи».

Примеры текстов.

76-79

Словообразование имен существительных.

(п. 34)

Способы словообразования, типичные морфемные модели.
(10 мин.)

Актуализация знаний у. 247, анализ слов у. 249, словообразовательные группы у. 250-251.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.

Умение производить словообразовательный разбор имени существительного.

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации, подведение под понятия (П), монологическая речь (К).

Презентация «Способы словообразования».

У. 256, 257

80-81

Сложносокращённые  имена существительные.

(п. 35)

Способы словообразования, аббревиация.

 (15 мин.)

Орфографический тренинг, практикум у. 262-263, правописание у. 267-269, работа со схемой у 260.

(30 мин.)

Беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка).

Умение правильно употреблять сложносокращенные имена существительные.

Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

Видеоряд к дополнительному материалу.

У. 266

82-84

Правописание гласных в суффиксах имен существительных.

(п. 36)

Выбор написания о/е/ё после шипящих, суффиксов ик/ек.

(10 мин.)

Работа с алгоритмом правила, материал для наблюдения у. 271, 275, практикум, рабочая тетрадь – тест.

(35 мин.)

Работа в парах, группах.

Развития умения использовать алгоритм орфографического правила.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Презентация «Написание гласных после шипящих».

У. 274, 278

85

Повторение темы «Имя существительное».

(п. 37)

Морфологические признаки и написание имени существительного.

(15 мин.)

Совершенствование правописных умений, работа с текстом, таблицей, морфологический разбор имён существительных.

(30 мин.)

Коллективная работа. Работа в группах.

Умение  характеризовать значение, морфологические признаки имени существительного, применять орфографические правила.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение (П), согласованное выполнение действий (К).

Презентация «Порядок морфологического разбора имени существительного»

П. 39, у. 291, 296

86-87

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

Морфологические признаки и написание имени существительного.

(15 мин.)

Записывание текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы.

Самостоятельная индивидуальная работа с текстом.

Проверка уровня сформированности умений опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слов.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К).

Спроецированные на экран грамматические задания к тексту.

88–89

Имя прилагательное как часть речи.

(п. 43)

Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имён прилагательных. Синтаксическая роль прилагательного в тексте.

(15 мин.)

Актуализация знаний, материал для наблюдения, развитие орфографической зоркости у. 281, не с прилагательными у. 284.

(30 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах (составление алгоритма).

Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Презентация «Алгоритм написания не с прилагательными».

У. 286

90-91

Р/р Особенности строения текста-описания.

(п. 38)

Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста.

(10 мин.)

У. 286-287.

(35 мин.)

Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.

Развитие умения создавать текст-описание.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

Видеоряд «Портрет в русской живописи».

П. 39

92–93

Сравнительная степень.

(п. 39)

Степени сравнения прилагательных.

(15 мин.)

Материал для наблюдения, составление схемы, практикум у. 289-293, рабочая тетрадь.

(30 мин.)

Индивидуальная работа, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка).

Умение образовывать и анализировать формы сравнительной и превосходной степени.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Спроецированная на экран схема.

У. 295-296

94–95

Превосходная степень.

(п. 40)

Степени сравнения прилагательных.

(10 мин.)

Материал для наблюдения, составление схемы, практикум у. 298-300, рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Индивидуальная работа, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка).

Умение образовывать и анализировать формы сравнительной и превосходной степени.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Спроецированная на экран схема.

У. 302

96

Р/р Сжатое изложение.

Приемы сжатия текста.

(10 мин.)

Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия.

(35 мин.)

Коллективная  и индивидуальная работа.

Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие.

Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К).

Презентация « Приемы сжатия».

У. 304

97-98

Качественные прилагательные.

(п. 41)

Разряды прилагательных по значению.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 305, практикум у. 306-309, рабочая тетрадь, продолжение текста у. 311.

(35 мин.)

Беседа, работа в группах, парах.

Умение распознавать разряд прилагательного, приводить примеры.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Видеоряд к у. 311.

У. 310

99-100

Относительные прилагательные.

(п. 42)

Разряды прилагательных по значению.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 312, практикум у. 313-314, рабочая тетрадь, описание у. 317-318.

(35 мин.)

Беседа, работа в группах, парах.

Умение распознавать разряд прилагательного, приводить примеры.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Видеоряд к у. 315.

У. 316

101-102

Притяжательные прилагательные.

(п. 43)

Разряды прилагательных по значению.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 319, практикум у. 320-322, рабочая тетрадь, описание у. 317-318, тип речи у. 326, проверочная работа.

(35 мин.)

Беседа, работа в группах, парах.

Умение распознавать разряд прилагательного, приводить примеры.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, конкретизация (П), согласованное выполнение действий (К).

Видеоряд к у. 326.

У. 325

103–104

Морфологический разбор имени прилагательного.

(п. 44)

Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имён прилагательных. Синтаксическая роль прилагательного в тексте.

(15 мин.)

Составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 326, рабочая тетрадь.

(30 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах (составление алгоритма), группах.

Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Видеоряд к у. 326.

У. 328

105–106

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

(п. 45)

Способы словообразования. Выбор написания о/е/ё после шипящих.

(10 мин.)

Актуализация знаний у. 329-330,  «советы помощника», материал для наблюдений у. 332, практикум  рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Работа в парах, игра «Шпионские страсти».

Развития умения использовать алгоритм орфографического правила.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Видеоряд к у. 327.

У. 333

107-109

Одна и две н в суффиксах прилагательных.

(п. 46)

Способы словообразования. Выбор написания н и нн в прилагательных.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 334, практикум у. 335-341, рабочая тетрадь, микротема у. 343, проверочная работа.

(35 мин.)

Работа в парах, микрогруппе (мини-презентация).

Развития умения использовать алгоритм орфографического правила.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Мини-презентация к теме.

У. 339, 340

110

Правописание имен прилагательных с суффиксами к и ск.

(п. 47)

Способы словообразования. Типичные морфемные модели. Выбор написания к и ск в прилагательных.

(10 мин.)

Цифровой диктант, материал для наблюдений у. 344, практикум у. 345-349, рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Беседа, работа в парах.

Умение опираться на морфемно-словообразовательный анализ при выборе написания.

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), выполнение упражнений, монологическая речь (К).

У. 350

111-112

Правописание сложных прилагательных.

(п. 48)

Морфемика и словообразование. Подчинительные и сочинительные сочетания.

(15 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдений у. 351, практикум у. 352-356, рабочая тетрадь - тест.

(35 мин.)

Коллективная работа, индивидуальные задания.

Умение опираться на морфемно-словообразовательный анализ при выборе написания.

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), выполнение упражнений, монологическая речь (К).

Видеоряд к у 360.

У. 360

113-114

Р/р Описание признаков предметов и явлений окружающего мира.

(п. 49)

Типы речи.

(5 мин.)

У. 361-363.

(40 мин.)

Коллективная , самостоятельная работа. Создание текста-описания.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Выбор ценностных ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П).

Фотоэкспозиция «Натюрморт в Третьяковской галерее».

Тренинг п. 49-50.

115

Повторение темы «Имя прилагательное».

(п. 50)

Прилагательное как часть речи. Морфологические признаки, написание прилагательного.

(15 мин.)

Орфографический тренинг, блиц-опрос, работа с тестом, стили и типы речи у. 3

(30 мин.)

Коллективная работа, индивидуальные задания, игра «Я за себя не отвечаю».

Умение анализировать  значение и морфологические признаки имени прилагательного, применять орфографические правила.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение (П), согласованное выполнение действий (К).

Презентация «Имя прилагательное».

С. 17

116

Контрольный диктант.

Прилагательное как часть речи. Морфологические признаки, написание прилагательного.

Записывание текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы.

(45 мин.)

Самостоятельная индивидуальная работа с текстом.

Умение анализировать  значение и морфологические признаки имени прилагательного, применять орфографические правила.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К).

117-118

Имя числительное как часть речи.

(п. 51)

Значение и морфологические признаки имени числительного.

(10 мин.)

Материал для наблюдения, теоретический материал учебника, практикум у. 362-363, «советы помощника», работа с таблицей.

(35 мин.)

Работа под руководством учителя, в парах.

Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Спроецированный на экран материал для наблюдения.

Предложения с числительными «Это интересно»

119-120

Простые, сложные и составные числительные.

(п. 52)

Разряды числительных по структуре.

(10 мин.)

Материал для наблюдения у. 369, схема у. 370, практикум у. 371-374, составление диалога у. 373.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах.

Умение правильно образовывать и записывать имена числительные.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, конкретизация (П), согласованное выполнение действий (К).

Видеоряд к у. 372.

П. 52, у. 372

121

Количественные и порядковые числительные.

(п. 53)

Разряды числительных по значению.

(10 мин.)

Материал для наблюдения – текст, работа с таблицей, практикум у. 381-384, рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах (проектная).

Умение правильно характеризовать и записывать имена числительные.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, конкретизация (П), согласованное выполнение действий (К).

«Смайлик» с. 41

122

Р/р Роль числительных в тексте.

Текст.

(5 мин.)

Задание у. 385, определение темы, идеи, работа над планом текста.

Коллективная, самостоятельная работа. Создание текста.

Знать особенности использования в речи имён числительных.

Выбор ценностных ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П).

Презентация «Стили и типы речи».

П. 53

123-125

Склонение числительных.

(п. 54)

Разряды числительных и их склонение.

(15 мин.)

Материал п. 54. Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 387 - таблица, практикум, проверочная работа - рабочая тетрадь.

(30 мин.)

Работа под руководством учителя, работа в парах.

Умение правильно изменять по падежам сложные и составные числительные и употреблять их в речи.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), навыки рассуждения, согласованное выполнение действий (К).

Видеоряд к у. 393.

П. 54, у. 399

126-127

Разряды количественных числительных.

(п. 55)

Грамматические признаки коли-чественных числительных.

(10 мин.)

Материал для наблюдения  у. 401, работа со схемой, практикум у. 402-404, диалог, рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Беседа,  совместный анализ теоретического материала, работа в группах.

Углубление знаний о грамматических признаках коли-чественных числительных.

(10 мин.)

Постановка учебной задачи (Р), составление алгоритма действий (П), развитие умения воспринимать информацию, понимать схему, таблицу (П).

Видеоряд к у. 408

У. 408, 416

128

Р/р Сочинение на лингвистическую тему.

Текст. Функциональные стили.

(10 мин.)

У. 417.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа.

Умение использовать имена числительные в текстах.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К).

Презентация «Собирательные числительные».

У. 415

129

Синтаксическая роль числительных.

(п. 56)

Грамматические признаки  числительных.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, работа с таблицей, «советы помощника», анализ текста в соответствии с коммуникативной задачей.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, игра «Самолетики»..

Умение использовать числительные в речи.

Постановка учебной задачи (Р), умение делать обобщения и выводы (П), монологическая речь, ответы на вопросы (К).

У. 421

130

Р/р Лексические способы сокращения текста.

Текст.

(10 мин.)

Материал у. 420. Информационная переработка текста с использованием предлагаемых способов.

(35 мин.)

Коллективная , самостоятельная работа, создание вторичного текста.

Умение читать текст и анализировать его с опорой на вопросы.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К).

Презентация «Сокращаем текст».

131

Морфологический разбор числительного.

(п. 57)

Значение и морфологические признаки имени числительного.

(10 мин.)

Материал п. 57 (с. 54), практикум, проверочная работа у. 424.

(35 мин.)

Самостоятельная работа, работа в парах.

Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного.

Формулирование цели деятельности (Р), осуществление поиска информации в соответствии с учебной задачей (П), создание монологического высказывания (К).

Видеоряд к у. 424.

П.57, морфологический разбор.

132

Повторение темы «Имя числительное».

(п. 58)

Значение, морфологические признаки, написание имени числительного.

(10 мин.)

Задания 1, 2 (тест), работа с текстом, рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Игра «Я за себя не отвечаю», работа в парах.

Проверка уровня сформированности  умений  характеризовать значение, морфологические признаки числительного, его роль в предложении.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление  самооценки (Р).

У. 4

133

Контрольная работа.

Значение, морфологические признаки, написание имени числительного.

Работа с текстом.

Коллективная работа, работа в парах.

Проверка уровня сформированности  умений   характеризовать значение, морфологические признаки числительного, его роль в предложении.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление  самооценки (Р).

«Это интересно»

134-135

Местоимение как часть речи.

(п. 59)

Разряды местоимений.

(10 мин.)

Устные рассказы, материал для наблюдения  у. 425-426, работа со схемой к теории, практикум у. 427, 429, диалог, рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Работа в парах (взаимопроверка), беседа.

Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки местоимения.

Постановка учебной задачи (Р), умение сравнивать и сопоставлять (П), монологическая речь, ответы на вопросы (К).

Презентация по теме «Местоимение».

П. 59, у. 430

136–137

Личные местоимения.

(п. 60)

Склонение личных местоимений.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, изучение теоретического материала, работа с таблицей, практикум у. 433-434.

(25 мин.)

Актуализация знаний (беседа), анализ теоретического материала, работа в группе (проектная).

Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П).

Мини-проект «Личные местоимения».

П. 60, у. 435

138

Р/р Приемы сжатия текста.

Приемы сжатия текста.

(10 мин.)

Буквенный диктант, составление схем грамматических связей.

(35 мин.)

Коллективная  и индивидуальная работа.

Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие.

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), развитие устной речи (К).

Презентация «Приемы сжатия».

П. 61

139

Возвратное местоимение «себя».

(п. 61)

Склонение возвратного местоимения.

(5 мин.)

Материал для наблюдения  у. 439, работа с таблицей, практикум у. 441, работа с текстом, «школа чтения», рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.

Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения.

Постановка и решение проблем, анализ, сравнение (П), развитие устной речи (К).

Видеоряд к у. 442.

П. 61

140-141

Притяжательные местоимения.

(п. 62)

Склонение возвратного местоимения.

(5 мин.)

Материал для наблюдения  у. 443, работа с таблицей, практикум у. 444-446, работа с текстом.

(35 мин.)

Работа в парах, беседа.

Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения.

Постановка и решение проблем, анализ, сравнение (П), развитие устной речи (К).

У. 448

142-143

Р/р Сочинение-описание картины.

Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста.

(10 мин.)

Материал у. 451, «Это интересно» (с. 71). Работа с текстом: анализ, продолжение.

Коллективная , самостоятельная работа. Создание текста.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

Презентация «Виртуоз».

У. 451 (1)

144

Указательные местоимения.

(п. 63)

Склонение указательных местоимений.

(5 мин.)

Материал для наблюдения  у. 452-454, работа с таблицей, практикум у. 455, устное сочинение.

(40 мин.)

Работа в парах, беседа.

Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения.

Постановка учебной задачи (Р), выполнение упражнений, навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К).

У. 456 (сочинение)

145–146

Определительные местоимения.

(п. 64)

Склонение определительных местоимений.

(5 мин.)

Материал для наблюдения  у. 457-459, работа с таблицей, практикум рабочая тетрадь, работа с текстом, пересказ у. 460.

(40 мин.)

Работа в парах, беседа.

Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения.

Постановка учебной задачи (Р), выполнение упражнений, навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К).

У. 460 (4)

147

Р/р Текст.

Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста.

(10 мин.)

Материал у. 460, словарная работа, анализ текста, практикум.

(35 мин.)

Работа в группах. Определение типовой принадлежности текста (проект).

Умение анализировать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем, анализ, сравнение (П), развитие устной речи (К).

Проект «Текст»

У. 460 (3)

148–149

Вопросительно-относительные местоимения.

(п. 65)

Склонение и роль в предложении вопросительно-относительных местоимений.

(10 мин.)

Материал для наблюдения  у. 469-470, работа с таблицей, практикум у. 472, 474, работа с текстом у. 476.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения.

Постановка учебной задачи (Р), умение делать обобщения и выводы, выполнение упражнений (П), монологическая речь, ответы на вопросы (К).

Видеоряд к у. 468.

У. 467

150-151

Неопределенные местоимения.

(п.66)

Написание неопределённых местоимений.

(15 мин.)

Орфографический тренинг, анализ языкового материала, составление алгоритма действий.

(30 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения, использовать алгоритм орфографического правила.

Постановка учебной задачи (Р), выполнение упражнений, навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К).

Спроецированный на экран дополнительный материал. Работа с интерактивной доской.

У. 475

152-153

Отрицательные местоимения.

(п. 67)

Написание отрицательных местоимений.

(15 мин.)

Орфографический тренинг, развитие навыков грамотного письма у. 479-482, текст у. 485.

(30 мин.)

 Индивидуальная, совместная деятельность.

Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения, использовать алгоритм ор-фографиче-ского правила

Постановка учебной задачи (Р), выполнение упражнений, навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К).

Спроецированный на экран алгоритм правила. Работа с интерактивной доской.

У. 483, 485 (4)

154

Морфологический разбор местоимений.

(п. 68)

Разряды местоимений.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, схема к у. 493, практикум у. 487,  рабочая тетрадь.

(35 мин.)

 Беседа, работа в парах, группах (презентации).

Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки местоимения.

Формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, совершенствование умений слушать и говорить (П), согласованное выполнение действий (К).

Презентации.

П. 68

155-156

Р/р Сочинение-описание картины.

Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста.

(10 мин.)

Материал у. 488-490, «Это интересно» (с. 89), «советы помощника».

Коллективная , самостоятельная работа. Создание текста.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

Презентация «Жатва».

У. 491

157

Повторение темы «Местоимение».

(п. 69)

Разряды местоимений.

(10 мин.)

Задания 1, 2 (тест), работа с текстом, рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Игра «Я за себя не отвечаю», работа в парах.

Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки местоимения.

Формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, совершенствование умений читать, писать, слушать и говорить (П).

Презентация «Местоимение».

П. 69

158–159

Контрольная работа. Работа над ошибками.

Местоимение как часть речи.

Работа с текстом.

Самостоятельная индивидуальная работа.

Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки местоимения.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), установление причинно-следственных связей (П), владение письменной речью (К).

160-161

Глагол.

(п. 70)

Глагол как часть речи.

(10 мин.)

Материал у. 494, всплывающие окна (материал о спряжении глаголов), работа с таблицей (у. 495), работа с текстом у. 497, рабочая тетрадь стр. 46 – 47.

(35 мин.)

Работа в парах, коллективное обсуждение.

Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль, способы словообазования.

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), монологическая речь (К).

Презентация «Части речи», видеоряд к у. 495 (змеи), 496 (зайчата).

У. 497

162-163

Совершенный и несовершенный вид глагола.

(п. 71)

Виды глагола, видовые пары.

(10 мин.)

Распознавание видов глагола (у. 501), образование глаголов (у. 507), работа с текстом (у. 509).
(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в группах. Индивидуальные задания.

Умение определять вид глагола, составлять видовые пары, углубление знаний о типах текста.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), речевая деятельность (К).

Видеоряд к у. 502 (штукатур), 508 (поползень), мини-проект к у. 505).

П. 71, у. 510

164

Разноспрягаемые глаголы.

(п. 72)

Тип спряжения глаголов, личная форма глагола, инфинитив.

(5 мин.)

Орфографический тренинг, определение спряжения глаголов, материал для наблюдения (у. 511), работа с таблицей у. 512 (40 мин.)

Коллективная,  работа, работа в группах.  

Умение определять тип спряжения, соотносит личные формы с инфинитивом.

Постановка учебной задачи, выполнение упражнений (Р). Навык анализа (П). Создание текста на нравственную тему (К).

У. 514

165–166

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.

(п. 73)

Переходность, возвратность как грамматические категории.

(10 мин.)

Материал для наблюдения (у. 515), составление словосочетаний (у. 517), работа с текстом у. 523, рабочая тетрадь стр. 49.

(35 мин.)

Самостоятельная работа.

Умение группировать глаголы по заданным морфологическим признакам, правильно употреблять при глаголах  существительные в косвенных падежах.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), речевая деятельность (К).

Видеоряд к у. 521 (круговорот воды в природе).

У. 521, 523

167–169

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

(п. 74)

Наклонение как грамматическая категория.

(15 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 524, 525, работа с таблицей у. 527,образование глагольных форм (у. 528).

Коллективная работа, работа в группах, парах.

Умение группировать глаголы по заданным признакам, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов в тексте.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), разноаспектный анализ текста (К).

Презентация «Наклонение глагола»

У. 534, 535

170

Условное наклонение.

(п. 75)

Наклонение как грамматическая категория.

(5 мин.)

Проверочная работа, материал для наблюдения у. 537, тренировочные упражнения.

(30 мин.)

Работа в парах, самостоятельная работа.

Умение группировать глаголы по заданным признакам, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов в тексте.

Формулирование проблемы (Р), выдвижение аргументов, анализ, сравнение (П), создание текста на нравственную тему (К).

Презентация «Наклонение глагола»

П. 75, у. 540

171-172

Р/р Сочинение-рассуждение.

Стили, типы речи.

(10 мин.)

Материал у. 540, работа со словарём.

Работа в парах, самостоятельная работа, создание текста.

Развитие умения создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.

Выбор ценностных ориентиро (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

Видеоряд по теме «Благородство»

Орфографический тренинг п. 76

173-176

Повелительное наклонение.

(п. 76)

Наклонение как грамматическая категория.

(5 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 541, работа с таблицей у. 542,орфографический тренинг  (у. 543-546), рабочая тетрадь стр. 52 – 53.

(40 мин.)

Коллективная работа, работа в группах, парах.

Умение группировать глаголы по заданным признакам, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов в тексте.

Формулирование проблемы (Р), выдвижение аргументов, анализ, сравнение (П), создание текста на нравственную тему (К).

Мини-проект «Повелительное наклонение»

У. 544, 553

177-178

Р/р Создание текста-инструкции.

Стили, типы речи.

(10 мин.)

Материал у. 550-552, работа со словарём.

(35 мин.)

Работа в группе, парах, самостоятельная работа, создание текста.

Развитие умения создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.

Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

Мини-проект «Завтрак на скорую руку»

Орфографический тренинг п. 77

179

Употребление наклонений.

(п. 77)

Наклонение как грамматическая категория в связном тексте.

(5 мин.)

Проверочная работа - таблица у. 553, орографический тренинг, моделирование предложений у. 556, игра «Самолётики».

(40 мин.)

Работа в парах, индивидуальная работа.

Умение группировать глаголы по заданным признакам, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов в тексте.

Формулирование проблемы (Р), выдвижение аргументов, анализ, сравнение (П), создание текста на нравственную тему (К).

Презентация «Наклонение глагола»

У. 557 (4, 5)

180-182

Безличные глаголы.

(п. 78)

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Роль глагола в тексте.

(5 мин.)

Материал для наблюдения у. 558, 559, синтаксический разбор предложений у. 560, 561, работа с текстом у. 565.

(40 мин.)

Коллективная, индивидуальная работа.

Умение анализировать предложения с безличными глаголами.

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), монологическая речь (К).

Презентация «Безличные глаголы»

У. 565 (3)

183

Морфологический разбор глагола.
(п. 79)

Морфологические признаки глагола.

(5 мин.)

«Верно-неверно» у. 566, всплывающие окна, работа с таблицей, тренинг у. 567 (1, 2).

(40 мин.)

Коллективная, индивидуаль-ная работа, в парах.

Умение выполнять морфологический разбор глагола.

Планирование последовательности действий (Р), универсальные логические действия (П), умение вступать в диалог (К).

Видеоряд к у. 567

У. 567 (3, 4)

184-186

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

(п. 80)

Правило написания суффиксов глаголов. (10 мин.).

Орфографический тренинг, материал для наблюдений у. 568, классификация глаголов у. 569, работа с текстом у. 572.

(35 мин.)

Самостоятельная работа со словарём, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка).

Умение опираться на морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Мини-проект «Рассказы Ф. Кривина»

У. 570

187-188

Р/р Рассказ о событии.

Стили, типы речи.

(10 мин.)

«Советы помощника», у. 573, работа с текстом у. 574, «бином фантазии» у. 576, рабочая тетрадь стр. 58 – 59.

(35 мин.)

Работа в группе, парах, самостоятельная работа, создание текста.

Развитие умения анализировать, редактировать, создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.

Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

Презентация памятки «Как построить рассказ о событии»

Орфографический тренинг п. 81

189-190

Повторение темы «Глагол».

(п. 82)

Глагол как часть речи, написание, использование глаголов.

(10 мин.)

Материал п. 82, рабочая тетрадь (тест стр. 61 – 64).

(35 мин.)

Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.

Умение характеризовать значение, морфологические признаки. синтаксическую роль глагола, употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и орфографическими нормами.

Планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П), учет позиции партнера по совместной деятельности (К).

Видеоряд к у. 578 «Иван Фёдоров»

У. 578

191-192

Контрольный диктант (контрольная работа). Работа над ошибками.

Глагол как часть речи, написание глаголов.

Записывание текста (разноаспектный анализ текста), выполнение грамматических заданий, анализ работы.

Самостоятельная работа с текстом и заданиями к нему.

Проверка уровня сформированности умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки, синтаксическую роль глагола.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (Р), рефлексия (К).

Синтаксис и пунктуация (9 часов + 3 развития речи)

193

Основные единицы синтаксиса.

(п. 83)

Основные понятия синтаксиса. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли.

(15 мин.)

Изучение теоретического материала, работа со схемой, планирование.

(30 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Актуализация знаний о синтаксисе. Умение отличать словосочетания от предложений.

Постановка учебной задачи (Р), навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К).

Презентация «Термины и понятия синтаксиса».

Орфографический тренинг п. 84

194-195

Простое предложение.

(п. 84)

Границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Роль предложений в формировании и выражении мысли.

(15 мин.)

Материал для наблюдения у. 584, оформление диалога и прямой речи у. 585, синтаксический разбор у. 587 – 590.

(30 мин.)

Актуализация знаний (беседа), анализ теоретического материала, работа в группах (проектная).

Умение определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи, отличать предложение от других языковых единиц.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П).

Подготовка к сочинению www.

art. ru

196-197

Р/р Сочинение-описание картины.

Стили, типы речи.

(10 мин.)

У. 591, 592, рабочая тетрадь стр. 17.

Работа в группе, парах, самостоятельная работа, создание текста.

Развитие умения анализировать, редактировать, создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.

Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

Презентация «Берёзовая роща»

198

Порядок слов в предложении.

(п. 85)

Роль предложений в формировании и выражении мысли. Инверсия.

(5 мин.)

Материал для наблюдения – аудирование  (текст «Папирус»), у. 593, 594, синтаксический разбор у. 595, игра «Скороговорки».

(40 мин.)

Работа в парах, командная игра.

Умение распознавать прямой и обратный порядок слов.

Смысловое чтение, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение работать в команде (К).

Видеоряд «Папирус»

У. 597

199-200

Простое осложнённое предложение.

(п. 86)

Смысловые и грамматические связи слов в предложении.

(10 мин.)

Обращение (у. 598), вводные слова (у 599), составление схем грамматических связей (у. 603)

(35 мин.)

Самостоятельная работа, взаимопроверка, коллективная работа.

Умение распознавать осложнённые предложения, определять функции обращений и вводных слов.

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), развитие  речи (К).

У. 604

201

Тест по теме «Простое предложение»

Простое предложение как единица речи, знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Рабочая тетрадь стр. 73 – 78.

(45 мин.)

Самостоятельная индивидуальная работа.

Умение анализировать структуру предложения.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), постановка и решение проблем (П).

Орфографический тренинг п. 87

202

Р/р Рассуждение.

(п. 87)

Стили, типы речи.

(10 мин.)

Работа в группе, парах, самостоятельная работа, создание текста.

Развитие умения анализировать, редактировать, создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.

Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

Презентация «Стили речи»

У. 610

203-204

Сложное предложение.

(п. 88)

Виды сложного предложения.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 611, преобразование предложений у. 612, 613, рабочая тетрадь стр. 72.

(35 мин.)

Коллективная работа, в парах.

Умение определять вид сложного предложения, средства связи частей сложного предложения.

Постановка цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации из различных источников (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Мини-проект «Сложное предложение»

205-210

Резерв

ИТОГО:    169 часов + 35 развития речи 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой

Данная программа  реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (ав...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 7 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.

Курс русского языка, реализуемый в УМК под ред. Л. М. Рыбченковой, нацелен на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных уч...

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 8 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.

Методический аппарат учебника "Русский язык. 8 класс" направлен на овладение учащимися систематическими знаниями на основе преимущественно эвристического метода....

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 9 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.

УМК для 9 класса является логическим продолжением указанной линии учебников и содержит систему работы с текстом, который занимает доминирующее положение в структуре урока русского языка....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по французскому языку( второй иностранный язык)

Рабочая программа разработана к учебнику "Французский язык. 5 класс" Шацких В.Н....