Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Обучение русскому языку средствами субъективизации»
статья (русский язык) по теме

Харитонова Вера Викторовна

Актуальность опыта заключается в следующем:

-развитие  ученика  как   субъекта  собственной  деятельности   и
поведения;

-комплексное интеллектуальное развитие учащихся;-   формирование устойчивого интереса к учению;

-сохранение  и  укрепление   нравственного,   психологического   и
физического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx288.92 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Вашутинская основная общеобразовательная школа»

Обобщение педагогического опыта по теме

самообразования «Обучение русскому языку

средствами субъективизации»

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Харитонова Вера Викторовна


II.     АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

На протяжении ряда лет, работая в школе учителем русского языка и литературы по традиционной системе, стараюсь формировать у учащихся осознанное отношение к учебной деятельности, постоянно нахожусь в поиске новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.

В работе по традиционной системе обучение в основном ведется репродуктивными методами, поэтому существует проблема: как пробудить у ученика желание учиться, как формировать повышенный познавательный интерес и как создать условия для его развития. Решение этой проблемы требует внедрение новых методик обучения.

Анализ экзамена в новой форме за курс основной школы свидетельствуют о снижении уровня культуры речи, о недостаточной сформированности у выпускников речевых умений и навыков, лежащих в основе познавательной компетенции.

В своей работе я использую методику обучения русскому языку средствами субъективизации, автором которой является доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Вятского государственного гуманитарного университета Бакулина Галина Александровна.

При использовании этой методики в традиционной системе учащиеся становятся активными и осознанными участниками учебного процесса, которых на каждом структурном этапе ждет радость очередного открытия и с интересом получаемые знания, умения, навыки.

Таким образом, разрешается противоречие между недостаточной сформированностью общеучебных умений и навыков, неумением учащихся пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной ситуации и необходимостью формирования у учащихся познавательной мотивации и создания условий для их развития.


Актуальность опыта заключается в следующем:

-        развитие  ученика  как   субъекта  собственной  деятельности   и
поведения;

  • комплексное интеллектуальное развитие учащихся;
  • формирование устойчивого интереса к учению;

-        сохранение  и  укрепление   нравственного,   психологического   и
физического здоровья.


III.   ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

1. Познавательный интерес и мотивы его формирования

Познавательный интерес - избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой потребности. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации.

Источники стимулирования познавательного интереса

Содержание учебного

материала

Отношений учителя с

учениками

Характер и уровень

учебно - познавательной

деятельности

•Реализация новизны

содержания учебной

деятельности

•Открытие нового в

известном

•Обогащение учебного

материала

•Обоснование

практической

значимости знаний

•Прямое и непосредственное

участие учащихся в

планировании и проведении

большинства структурных

этапов урока

•Обеспечение обратной

связи

« ученик-учитель»

•Обеспечение поддержания

доброжелательности

•Проявление

педагогического оптимизма

•Систематическое

использование

антиципации на всех

структурных этапах

урока

•Применение

логических

упражнений,

предполагающих

активную

интеллектуальную

деятельность учащихся

•  Интенсивное

использование

устной речи

учащихся


Одним из способов устойчивого познавательного интереса является использование частично- поискового метода, в процессе которого учащиеся сами ищут правильное решение, делают выводы, выполняют самостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, в сочетании с элементами антиципации предвидения, предвосхищения учеником содержания, видов и результатов своих действий.

2. Методика субъективизации как средство развития познавательного интереса.

Обучение учеников средствами субъективизации заключается в том, что учащиеся:

-        овладевают содержанием материала более глубоко и осмысленно, за
счёт практически самостоятельного (под общим руководством учителя)
прохождения  пути  формирования  того  или  иного  понятия,  включая
формулирование его определения;

в    процессе    обучения    у    них    одновременно    развиваются интеллектуальные качества (внимание, память, мышление, устная речь);

  • все тексты имеют воспитывающе - познавательный характер;
  • задания поискового и проблемного характера.

Субъективизация создаёт условия обучения, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, учатся думать и говорить, что повышает интерес к процессу обучения, обеспечивает высокий эмоциональный подъём. Цель обучения средствами субъективизации - качественно новый уровень организации учебного процесса, предусматривающий прямое и непосредственное участие учащихся в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока:


I.        Организационный момент.

П.        Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.

  1. Изучение нового материала.
  2. Физкультминутка.

V.        Закрепление изученного материала.

VI.        Подведение итога урока.

VII.        Рефлексия.

3. Сущность теоретической базы опыта

Принципы педагогической деятельности, на которых основан опыт работы: -Принцип опережающего отражения в сознании детей содержания и видов предстоящей ему учебной деятельности;

-Принцип комплексного воздействия на интеллект ребёнка;

- Принцип обоснованного, аргументированного, доказательного ответа детей, преимущественного в виде текста;

-Принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и ученика.

Сущность опыта заключается в использовании ресурса развития познавательного интереса и творческой активности учащихся в учебно-воспитательном процессе, поиска способов стимулирования общеинтеллектуального развития учащихся и повышения качества знаний по учебным дисциплинам начальной школы через использование методики развития речемыслительных способностей школьников средствами субъективизации.

Система работы основывается на использовании методики обучения средствами субъективизации, нацеленной на развития познавательного интереса и творческой активности учащихся в учебно-воспитательном процессе, возможной для применения в традиционной системе обучения для усиления её развивающей направленности.


В основе педагогического опыта лежат идеи Г. И. Щукиной о формировании познавательного интереса учащихся; методика обучения Г. А. Бакулиной, главная идея которой - развитие речемыслительных способностей школьников средствами субъективизации.


IV.    ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

  • сознательное и активное включение ученика в планирование,
    организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности;
  • поиск активных форм и методов формирования инновационных
    знаний, умений, навыков учащихся;
  • создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества,
    содружества, соперничества, взаимной поддержки, сотворчества учителя и
    ученика.

V.    НОВИЗНА ОПЫТА

Новизна данной методики заключается прежде всего в том, что впервые в качестве системообразующего фактора в основу положена субъективизация, под которой понимается качественно новый уровень осознанной активной деятельности учащихся на уроке русского языка, их участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов.

Учащимся передаётся часть функций учителя. Направляемые педагогом школьники самостоятельности определяют и формулируют тему и цель урока, выявляют и озвучивают тему словарно-орфографической работы, с высокой долей самостоятельности овладевают новым учебным материалом, обобщают его, формулируют задания к выполняемым на уроке упражнениям.

Принципиальной новизной данной методики является постоянное, взаимосвязанное сочетание на уроке трёх высокоинтеллектуальных процессов:

  1. антиципации  (предвидение,  предвосхищение  учеником     своих
    учебных действий). Вместе с тем прогнозирование основывается на
    активной работе памяти, внимания, мышления, речи, стимулирует
    их  формирование  и развитие.  Термин  введён  в  психологию
    немецким  учёным  Вильгельмом  Вундтом  в   1880  году.  Под
    антиципацией   он   понимал   способность   человека   предвидеть
    результаты действий до их осуществления.
  2. целенаправленного развития логического мышления (через систему
    нового     типа     упражнений,      именуемых      комплексными,
    интеллектуально-лингвистическими);
  1. повышенной речевой активности школьников.

Перечисленные средства субъективизации дают возможность учащимся стать реальным субъектом познавательного процесса, превращать учебную деятельность в увлекательный поиск знаний, сделать каждый структурный этап урока эффективным и творческим.

VI.    АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА

Методика доступна каждому учителю и дает возможность применения идей на любом уровне и в иных условиях, то есть опыт может быть освоен учителями открытыми к инновационным процессам, происходящим в системе российского образования.

VII.   ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Для организации процесса обучения в русле субъективизации используются различные типы уроков с сохранением всех их основных этапов: словарно-орфографической работы, изучения нового материала, закрепления, повторения и т.д.

Новым элементом урока русского языка является мобилизующий этап. Он проводится в самом начале урока и помогает обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность, углубленное внимание ученика к изучаемой на уроке теме. Следуя рекомендациям Г.А. Бакулиной, составляю упражнения, чтобы с их помощью можно было учащимся решать следующие задачи:

самостоятельно определять и формулировать темы урока;

повторять материала и углублять знания по конкретной теме;

совершенствовать важнейшие качества интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.).

Работа с упражнениями начального этапа требует соблюдения ряда условий:

  1. Подбор учебного материала к упражнениям и составление заданий к ним
    осуществляется таким образом, чтобы углубление знаний по лингвистике
    сочеталось с интенсивной речемыслительной деятельностью.
  2. Задания учителя взаимосвязаны единой смысловой линией, которая
    обеспечивает   повторение   изученного   материала   и   самостоятельное
    формулирование школьниками новой темы, предназначенной для изучения.

3.        При выполнении каждого задания от учащихся требуется   логичный
доказательный ответ, а   при формулировании темы урока - построение
умозаключения.

В качестве пример рассмотрим, как такая работа осуществляется при ознакомлении с темой «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имён существительных»

Ход урока

1.     Мобилизующий этап На доске написаны слова:

  1. Ш...пот, ...;
  2. Нож...м, ...;
  3. Друж...к,...

Справка: этаж.. .м, жуч.. .к, ш.. .лк, ноч.. .нька, плеч.. .м, ж.. .лудь.

Учитель. Прочитайте слова и справку. Сформулируйте к ним задание.

Надо продолжить ряды слов, добавляя к ним из справки слова с одинаковой орфограммой.

Учитель. Какие слова можно дописать в первый ряд и почему?

В первый ряд можно добавить слова шелк и желудь. Это существительные, в корне которых после шипящих ж, ш, щ пишется е, кроме слов-исключений. Написание слов с гласной е можно проверить. Шепот- шепчет, шелк - шелка, желудь - желудевый.

Учитель. Назовите слова второго ряда.

Слова   второго  ряда:   этажом,   плечом.   Это   существительные,   в окончаниях которых после шипящих и ц пишутся гласные о или е. Под ударением пишется о, без ударения — е. В словах ножом, этажом, плечом пишется о. Она ударная.      2.Формулирование темы и цели урока

Учитель. Прочитайте все слова третьего ряда.

Дружок, жучок, ноченька.

Учитель записывает слова на доске полностью, без пропуска гласных в суффиксах.

Учитель. Назовите их главный общий признак.

Это имена существительные.

Учитель. Выделите в них все части слова. Скажите, после каких согласных находится суффикс в этих существительных.

В этих существительных суффикс находится после шипящих.

Учитель.     Скажите,    какие    гласные    написаны    в     суффиксах существительных после шипящих. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. В суффиксах этих существительных после шипящих написаны гласные о и е. Значит, тема сегодняшнего урока «Гласные о и е после шипящих в суффиксах имен существительных». Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

  1. Познакомиться с ....
  2. Учиться правильно....

Цель урока: познакомиться с правилом правописания гласных о и е после шипящих в суффиксах имен существительных; учиться правильно писать существительные на данное правило

Тесно связан с мобилизующим этапом следующий этап - формулирование учащимися темы и цели урока.

В 5 классе школьники формулируют цель по опорным фразам, которые вывожу на экран. Самостоятельно сформулированная тема и цель урока повышает уровень субъективизации учебного процесса. У учащихся создается внутренняя установка и самоустановка на достижение этой цели, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу.

Следует обязательно сделать явными для учащихся цели их учебной деятельности - выполнение каждого действия на уроке, каждого задания, каждого упражнения. Иначе учебный процесс, организуемый учителем, не "заденет" ученика, не вызовет потребности включиться в него, не будет сформирована мотивация на учебную деятельность.

Опыт работы показывает, что новый этап урока (мобилизующий) и новый вид упражнений способствуют тому, что урок русского языка становится для учащихся более интересным и развивающим, а для учителя более творческим. На таких уроках развивается не только ученик, но и учитель совершенствует своё мастерство.

Очень важным структурным элементом в уроке русского языка является словарно-орфографическая работа, которая проводится в несколько этапов при непосредственном участии школьников.

Вначале учащиеся определяют новое словарное слово с помощью специально разработанных упражнений:

составление искомого слова из его частей;

определение словарного слова с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова или путем последовательного нахождения и соединения всех его букв;

нахождение слова на основе закономерности подбора исходных слов;

определение слова с помощью разбора слова по составу;

определение слова с помощью шифра или на основе выявления принципа соединения исходных слов и т.д.

Затем ученики находят словарное слово в словаре и записывают его, определяют количество слогов, выделяют ударный слог, подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Важно, чтобы такая работа проводилась систематически, т.к. на экзамене в 9 классе учащимся даётся возможность обращаться к словарю при написании сжатого изложения, но они им не пользуются, потому что не научены.

В процессе беседы-рассуждения формулируют лексическое значение нового слова, составляют этимологическую справку, наконец, вводят его в активный словарь.

Безусловно, словарная работа развивает не только устную монологическую речь, но и внимание, сообразительность, интуицию, абстрактное мышление.

Осознанная и активная деятельность учащихся во время изучения нового материала обеспечивается за счёт широкого использования частично-поискового метода. Новые знания не даются школьникам в готовом виде -они должны добыть их в процессе поисковой деятельности.

Учитель готовит исходный учебный материал, предусматривает последовательность мыслительных операций, а на уроке руководит ходом учебных действий. Каждая намеченная им поисковая операция помогает открыть новую грань изучаемого языкового явления и оттачивает умственные способности учащихся. При этом они учатся устанавливать родовую принадлежность данного понятия, выявляют его существенные признаки, формулируют определение, овладевают алгоритмом рассуждения по его распознаванию или отличию от других языковых категорий.

В качестве примера рассмотрим, как такая работа осуществляется при изучении темы «Правописание суффиксов глаголов».

Учитель. Чтобы ответить на вопрос, как не ошибиться в написании суффиксов инфинитива и глаголов в прошедшем времени, составим алгоритм действий. Для этого рассмотрите запись:

Н.ф.гл.        Гл. в прош. вр.       Гл.1 л.   в ед.   ч.наст,или

буд.вр.        

затосковать        затосковал        затоскую

гощёатъ        горевал        горюю

       рассчитывать        рассчитывал        рассчитываю

поворачивать        поворачивал

поворачиваю

Алгоритм (раздаётся на карточках каждому) Чтобы правильно написать суффикс в инфинитиве и прош . вр., нужно

  • образовать форму          в        ;
  • посмотреть, на что         

Если на - ... (-...), то        Если на - ...     (- ...    ), то

в инф. и пр.вр. пишу -...(-...).        в инф. и пр.вр. пишу - ... (- ... ).

Учитель. Пользуясь алгоритмом, поясните один из примеров, приведённых на доске.

Учитель. Сравните наши выводы с материалом, помещённым в учебнике.

На этапе закрепления (повторения, обобщения) изученного, учитывая рекомендации Г.А.Бакулиной, подбираю упражнения комплексные -интеллектуально-лингвистические. Составляю их таким образом, чтобы языковое развитие сочеталось с интеллектуальным, осуществлялось одновременно, в тесной, неразрывной взаимосвязи (построить рассуждение на основе нескольких исходных составляющих: пословиц, фразеологических оборотов, соединить предложения по их типу и смысловой связи и т.д.) Образец задания при закреплении изученного:

Упражнение

придерж.ватъ язык связ.вать порукам и ногам поворач.ватъся спиной наклад, вать лапу танц.вать от печки


огранич.ватъ свободу действий поменьше разговар. вать присва.вать чужое игнорир.ватъ обессил. вать

вытяг.вать жилы

6-1    =    5

Учитель. Используем полученные знания на практике. Перед вами упражнение. Прочитайте запись в столбиках, рассмотрите шифр. Сформулируйте задание к упражнению.

К фразеологизмам, данным в 1 столбике, нужно подобрать синонимы среди слов и словосочетаний 2 столбика. Один фразеологизм исключить. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание суффиксов глаголов. Учитель. Какой фразеологизм вы исключили? По каким признакам?

Используйте его при выполнении следующего задания.
   
значит начинать с самого (сложного, простого, интересного).

Нужно составить предложение, включив в него данный фразеологизм. Учитывая его значение, выбрать подходящее слово из скобок. Записать, расставить знаки.

Учитель. Выполните синтаксический разбор, объясните постановку запятой. Поясните написание слова по теме урока.

Учитель. Расскажите изученное правило, пользуясь сокращённым алгоритмом. Приведите свои примеры.

Алгоритм (раздаётся на карточках)

В ... и          пишу -    ова- (- ева-), если в ... или ... вр. гл. ...на - ... (- ...

В ... и          пишу -    ыва- (- ива-), если в ... или ... вр. гл. ... на - ... (-

Лингвистическая компетенция  формируется  в процессе  активной речемыслительной деятельности. Во время работы над заданием ученики

совершают несколько мыслительных операций (сравнивают, обобщают, группируют и т.д.), развивается аналитическая деятельность, логическое мышление, более напряжённо работает внимание.

Инновационным видом работы с упражнением является самостоятельная формулировка учениками заданий в соответствии с темой урока. Такая работа позволяет тщательно анализировать учебный материал и более осмысленно выполнять задания.

Значительное место в формировании коммуникативной компетенции, речеведческих и интеллектуальных качеств отводится текстовым упражнениям, когда учащиеся полнее и точнее понимают значение и назначение языковой единицы (слова, словосочетания, предложения, текста) и имеют перед собой образец для развития собственной речи. Подбираются для анализа и разбора тексты, имеющие воспитывающе-познавательный характер, что позволяет воздействовать и на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствовать его знания об окружающем мире и своим содержанием поддерживать интерес школьников к русскому языку.

Работа с текстовыми упражнениями организуется в несколько этапов: восстановление или составление текста (текст в готовом виде не предлагается); частичная или полная запись текста (что именно и как писать определяют ученики); проверка правильности выполнения задания.

Виды работы с текстовыми упражнениями:

восстановление текста по разного типа схемам, таблицам;

восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме; восстановление второй части текста по аналогии с первой и по опорным словам и фразам;

восстановление текста на основе языковой интуиции, смысла и рифмы стихотворных строк, по смыслу и плану-схеме;

восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями;

составление тематической зарисовки;

составление текста, который нужно сократить и завершить; завершение каждой микротемы текста фразеологическим оборотом [4, с. 10].

Учитель. Прочитайте полученный текст вслух. Рассмотрите дополнительную запись, сформулируйте письменное задание.

Первую часть исходного текста списать без изменения. Из второй исключить восклицательное предложение. Из третьей и четвёртой выписать предложения с прямой речью. Получится новый текст.

Упражнение

Путники стали высказ...ватъ догадки, что бы это значило. Один предположил: «Источник течёт непрерывно и словно говорит: будь деятельным, работай неустанно!» Славный совет!

«Не ленись испыт...ватъ своё сердце: сохранило ли оно такую же чистоту и ясность, как вода в этом источнике», - совет...вал следующий. И не напрасно. Ведь подвиги могут объясняться не только благородством, но и желанием прославиться.

Второй запротест...вал: «Здесь, бесспорно, другой урок. Не может заслуж...ватъ уважения тот, кто стремится лишь к собственной выгоде.» Действительно, ключ утоляет жажду всякого. Это значит: работай не только для себя, но и для людей.

В жаркий полдень три путника бесед...вали у чистого прохладного
ручья. Над ключом угад...валасъ надпись: «Человек, будь похож: на этот
источник».        (По рассказу «Источник»)


Учитель. Прочитайте про себя части текста, сформулируйте устное задание к упражнению.

Нужно восстановить текст, расположив его части в логической последовательности.

Учитель. Задание сформулировано верно. Внесу в него некоторые изменения. 1 и 2 части пишут все, а 3 и 4 напишем по вариантам. Первый вариант выберет для себя ту часть, в которой оба глагола по теме урока одного вида. Второй напишет ту, в которой есть глаголы разных видов. Учитель.   Укажите   пары   глаголов,   которые   можно   объединить   по орфографическому принципу. Учитель. Объясните знаки выделения в предложениях с прямой речью.

Подобного типа упражнения позволяют расширить масштабы творческой деятельности на уроках, делают ее разноплановой, неординарной. Наряду с усвоением изучаемой темы осуществляется сопутствующее, но основательное повторение ранее изученного, увеличивается объем проработанного материала, улучшается качество приобретаемых учащимися лингвистических знаний, умений и навыков.

Не ослабевает роль средств субективизации обучения и на завершающем этапе урока, на котором подводится итог проделанной работы. Опрос-итог заключается в том, что учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии. Например: что на уроке было главным? Что нового узнали сегодня? Чему учились? Если позволяет время, то выслушиваю ответ на один и тот же вопрос нескольких учеников. Мнения могут быть разными, но не добиваюсь, чтобы главным назвали именно то, что считаю таковым я. Другое дело - могу наравне со всеми высказать и своё мнение. Часто домашнее задание предлагаю учащимся выбрать самим, предварительно обсудив с ними вопрос: «Каким должно быть домашнее задание,   чтобы   новый   материал   был   качественно   закреплён?»   При


регулярном использовании этого приёма повышается сознательность выполнения домашнего задания.

Урок с применением методики обучения русскому языку средствами
субъективизации развивается по определённому сценарию. Он требует от
учителя     предварительно     продуманных,        чётко,        грамотно

сформулированных вопросов и заданий, а от учащихся-аргументированных, доказательных, развёрнутых ответов в виде текста-рассуждения, текста-умозаключения, текста-обоснования.

VIII. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Проведение уроков русского языка по методике ГА. Бакуниной (работаю с учениками 3 год) постепенно, медленно, но всё же помогло способствовать развитию языковой интуиции даже у самых слабых учеников. Удалось «разговорит неразговорчивых», пробудить интерес к интеллектуальной работе на уроке и дома. Большинство учащихся формулируют тему и цель урока, что позволяет на более осознанном, личностно-ориентированном уровне усваивать новый материал. Школьники внимательнее стали работать с текстом, что расширяет не только их лексический, но и интеллектуальный уровень. Речь обучающихся по методике Г.А. Бакулиной стала развёрнутой и доказательной. Значительно повысилась познавательная активность, которая влияет на характер общения в учебных и во внеучебных ситуациях. Школьники стали более открытыми, уверенными в себе, способными к содержательному интеллектуальному общению.

Учащиеся принимают участие в школьных и районных олимпиадах, во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Использование самостоятельной работы для развития способностей учащихся"

В  моей работе рассмотрены следующие вопросы: Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности.  Система са...

обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Использование самостоятельной работы для развития способностей учащихся"

В  моей работе рассмотрены следующие вопросы: Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности.  Система са...

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Обучение русскому языку средствами субъективизации»

•В работе по традиционной системе обучение в основном ведется репродуктивными методами, поэтому существует проблема: как пробудить у ученика желание учиться, как формировать повышенный познавательный ...

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования: «Информатизация как средство развития современного образования»

Цели педагогического опытаСовершенствование преподавания информатики и автоматизации образования на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагог...

Обобщение педагогического опыта «Словарная работа на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы

Обобщение педагогического опыта«Словарная работа на уроках русского языка»учителя русского языка и литературы...

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Активные методы обучения на уроках музыки»

Активные  формы  обучения  –  это  методы,  которые  побуждают  учащихся  к активной  мыслительной  и  практической  деятельности...

Обучение русскому языку средствами субъективизации

Субъективизация – это способ организации работы обучаемого, ибо именно в деятельности происходит формирование субъекта, становление его личности и реализация её потенциальных возможностей. Под с...