КТП по русскому языку 5 класс к учебнику Е.А.Быстровой
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему

Вольникова Елена Валентиновна

КТП по русскому языку 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_russkiy_yazyk_5_klass_k_uchebniku_e.a.bystrovoy._fgos.docx122.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса составлена в соответствии с:

  •        Законом  Российской Федерации об образовании;
  • Требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
  • Концептуальными положениями Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
  • Программой к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2010;
  • Учебным планом МАОУ СОШ №1 ст. Выселки Краснодарского края, который предполагает 5 часов в неделю, 34 рабочих недели, в год отведено 170 часов.

В программе за курс 5 класса на федеральном уровне  отведено 175 часов.

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования  второго поколения  в целях опережающего перехода.

Общая характеристика программы

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

 • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

 Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.   В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

 • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».                

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

 В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Содержание тем учебного курса

О языке (1 ч)

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

 Речь (18ч) (из них развитие речи – 5ч.)

Текст: основные признаки текста; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).

Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения:

а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;

в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.

Композиционные   формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению. Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34 ч)

Синтаксис и пунктуация (24ч) (из них развитие речи – 4ч.)

    Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании .Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но,одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

       ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (22ч) (из них развитие речи – 4ч.)

        Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча―ща, чу―щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА(12ч) (из них развитие речи – 3ч.)

          Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (20 ч) (из них развитие речи – 2ч.)

Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (1ч)

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (23ч) (из них развитие речи – 5ч.)

      Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

    Основные способы образования имей существительных. Правила   употребления   при   письме   типичных  суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.   Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (17 ч) (из них развитие речи – 3ч.)

         Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.  Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.

           ГЛАГОЛ (26ч) (из них развитие речи – 3ч.)

            Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).  Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

  Возвратные глаголы. Правописание -ться и –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и―е (-мир- ―-мер-; -тир- ― -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

          Повторение (6ч)

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Русский язык — национальный язык русского народа

(1 ч)

Речь. Речевое общение. Речевая деятельность

(18ч)

Синтаксис и пунктуация

(24 ч)

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

(22 ч)

Лексика

(12 ч)

Морфемика. Словообразование. Орфография

(20 ч)

Морфология. Орфография

(67 ч)

Повторение

(6)

Итого

170

Планируемое количество контрольных работ в 5 классе:

четверть

диктант

сочинение

изложение

1 четверть

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1. «Правописаниеорфограмм в  корне слова»

Рр-3). ОбучающееСочинение Мой четвероногий друг

(Рр-6). ОбучающееСочинение по картине Е.Н. Широкова Друзья

(Рр-8). ОбучающееСочинение по картине И.Э. Грабаря Зимнее утро или В.Н. Бакшеевой Иней

Обучающее выборочное изложение

Обучающее Подробное изложение

Контрольное изложение№ 1

(Рр-7). ОбучающееСжатое изложение Тетрадки под дождем

2 четверть

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3.

(Рр-13) ОбучающееСочинение по картине А.Н. Семёнова Как прекрасен этот мир

ОбучающееСочинение по картине И. Шишкина Перед грозой

(Рр-9)Обучающее изложение от другого лица

(Рр-10)Обучающее изложение от третьего лица Журавли

(Рр-11, 12) Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица

Рр-14, 15)обучающее Сжатое изложение.

Рр-18)Обучающее изложение

3 четверть

 Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5

Рр-19).Обучающее сочинение по картине С.А. ТутуноваЗима пришла. Детство

(Рр-20,21 Контрольное сочинение № 1 по картине А.А.

ПластоваПервый снег

Рр-22) ОбучающееОписание натюрморта по картине

Утренний натюрморт К.С. Петрова-Водкина

4 четверть

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 6. по теме «Имя прилагательное»

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 7 по теме «Глагол»

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам года № 8

(Рр-23). Обучающее сочинение Описание комнаты

(Рр-24 ОбучающееСочинение-описание памятника архитектуры

(Рр-25). ОбучающееСочинение-описание внешности человека

(Рр-26). ОбучающееОписание натюрморта по картине Ф.П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка

Рр-27, 28)Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения № 2

Рр-29 ОбучающееСочинениеЧто было бы, если бы…

итого

8

14  (2 контрольных)

9  (2контрольных)

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств  для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

 • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

 • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

 • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

 • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

 • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

 • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

 • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание  разных видов монолога) и  диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и  др.; сочетание  разных видов  диалога);

 • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

 определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия

·               формулировать проблему,

·               выдвигать аргументы,

·               строить логическую цепь рассуждения,

·               находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

·                осуществлять библиографический поиск,

·                извлекать необходимую информацию из различных источников;

·               определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

·               применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др;

Регулятивные универсальные учебные действия

·               ставить и адекватно формулировать цель деятельности,

·               планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

·                осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения языка в школе.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста

• использовать компьютерные инструменты

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и   сложные предложения изученных видов;

разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;

соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль.подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями

Календарно–тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч.

Авторы Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.;

под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС.Инновационная школа)

п/п

Дата

Тема урока

Кол.

часов

Тип урока

Планируемый результат

Виды учебной деятельности

план

факт

знать

уметь

Русский язык — национальный язык русского

народа

1

урок формирования новых умений

Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества

Поиск и понимание информации

Часть I

Речь. Речевая деятельность. Речевое общение (6 ч), из них развитие речи (2 ч)

Язык и речь (§ 1)

1

урок формирования новых умений

Осознавать различия языка и речи.

Поиск и понимание информации

(Рр-1).Сочинение (упр.10)

1

Урок развития речи

Интерпретация текста

Речь и речевое общение (§ 2)

1

Урок развития речи

Основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи

Уметь анализировать особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи. Выявлять особенности разговорной речи. Сопоставлять текст с точки зрения содержания, различать разговорную и книжную речь.

Поиск и понимание информации

Речь устная и письменная (§ 3) Речь книжная и разговорная

(§ 4)

1

урок формирования новых умений

Речь диалогическая и монологическая (§ 5) Речевой этикет (§ 6)

1

урок формирования новых умений

Диалогическая и монологическая речь.

Уметь вести диалог, владеть различными видами монолога и диалога. Соблюдать при общении нормы речевого этикета.

Поиск и понимание информации

(Рр-2)Подробное изложение.

1

Урок развития речи

Создавать подробные письменные высказывания

Преобразование информации

Текст (12 ч.), из них развитие речи (3 ч),  входная диагностика — (1 ч)

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (§ 7)

1

урок формирования новых умений

Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль.

Поисковое чтение

Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста (§ 8)

1

урок формирования новых умений

Знать основные признаки текста. Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста

Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Определять тему и главную мысль текста

Входная диагностика. Тест

1

урок контроля и коррекции знаний, умений

Средства связи предложений в тексте (§ 8)

1

урок формирования новых умений

Знать: последовательная и параллельная связь предложений в тексте, средства связи предложений в тексте.

Уметь распознавать основные признаки текста. Анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять план текста.

понимать текст, обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста

Простой и сложный план текста. Абзац-часть текста.(§ 9)

1

урок формирования новых умений

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы

делить тексты на смысловые части, составлять план текста

Рр-3).Сочинение Мой четвероногий друг

1

Урок развития речи

Уметьсоздавать письменные   высказывания небольшого объема на заданную тему

Создание текста

(Рр — 4).Подготовка и написание контрольного подробного изложения №1

1

Урок развития речи

Уметь подробно, излагать содержание прочитанного текста.

Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.

преобразование и интерпретация информации

(Рр-5)Написание контрольного подробного изложения. №2

1

урок контроля и коррекции знаний, умений

Типы речи (§ 10)  Повествование (§ 11)

1

урок изучения новых знаний

Знать: функционально- смысловые типы речи.

Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах сравнение.

Уметь определять функционально- смысловые типы речи.

На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста

жанр, структура, выразительные средства текста

Описание (§ 12)

1

урок изучения новых знаний

Рассуждение (§ 13)

1

урок изучения новых знаний

Сочетание разных типов речи (§ 14)

1

урок изучения новых знаний

Синтаксис и пунктуация (24 ч), из них развитие речи (4 ч), 1 к/р

Синтаксис и пунктуация (§ 15)

1

урок изучения новых знаний

Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения. Словосочетание, его признаки, виды словосо-четаний

Распознавать и уметь выделять словосочетание в составе предложения. Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Конструировать изученные виды словосочетаний. Группировать словосочетания по заданным признакам

Поиск и понимание информации

Словосочетание. Разбор словосочетания (§ 16)

1

урок изучения новых знаний

(Рр-6).Сочинение по картине Е.Н. Широкова Друзья

1

Урок развития речи

Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи.

Создание текста

Предложение и его признаки §17)

1

урок изучения новых знаний

Знать признаки предложения , средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Определять основные признаки предложения, находить его границы.

Поиск и понимание информации

Интонация (§ 18) Логическое ударение (§ 19)

1

урок изучения новых знаний

Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализировать интонационные и смысловые особенности предложений. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речи

Виды предложений по цели высказывания(§ 20) Виды предложений по эмоциональной окраске (§ 21)

1

урок изучения новых знаний

Поиск и понимание информации

(Рр-7).Сжатое изложение Тетрадки под дождем

1

Урок развития речи

Передавать содержание текста в сжатом виде в письменной форме

преобразование и интерпретация информации

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения (§ 22)

1

урок формирования новых умений

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения

Выделять грамматическую основу двусоставного предложения.

Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое.

Поиск и понимание информации

Тире между подлежащим и сказуемым (§ 23)

1

урок ознакомления с новым материалом

Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (§ 24)

1

урок ознакомления с новым материалом

Знать второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения.

Предложения с однородными членами. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Предложения с обращением. Интонация, пунктуация предложений с обращением. Предложения с вводными словами.

Предложения с обращением.

Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Определение (§ 25)

1

урок ознакомления с новым материалом

(Рр-8).Сочинение по картине И.Э. Грабаря Зимнее утро или В.Н. БакшеевойИней

1

Урок развития речи

Создавать небольшие текст- описание в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи.

Создание текста

Дополнение (§ 26)

1

урок ознакомления с новым материалом

понимать информацию,  представленную разными способами

Обстоятельство (§ 27)

1

урок ознакомления с новым материалом

понимать информацию,  представленную разными способами

Предложения с однородными членами (§ 28)

1

урок ознакомления с новым материалом

понимать информацию,  представленную разными способами

Обобщающее слово при однородных членах предложения (§29)

1

урок ознакомления с новым материалом

Опознавать однородные члены предложения.

Составлять схемы предложений с однородными членами.

Изучающее чтение

Предложения с обращениями (§30)

Предложения с вводными словами (§ 31)

1

урок ознакомления с новым материалом

Предложения с вводными словами.

Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными словами

Изучающее чтение

Предложения с прямой речью (§ 32)

1

урок ознакомления с новым материалом

 Интонация, пунктуация предложений с прямой речью

Правильно интонировать предложения с прямой речью

Изучающее чтение

Предложения с прямой речью (§ 32)

1

урок закрепления изученного

Синтаксический разбор простого предложения (§ 33)

1

урок обобщения и систематизации знаний

(Рр-9)Обучающее изложение от другого лица

1

Урок развития речи

Передавать содержание текста от другого лица в письменной форме

преобразование и интерпретация информации

Простое и сложное предложение

(§ 34)

1

урок ознакомления с новым материалом

Простое и сложное предложение

Опознавать и разграничивать

простое и сложное предложение

Изучающее чтение

Простое и сложное предложение(§ 34)

1

урок закрепления изученного

Контрольный диктант  по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

урок контроля и коррекции знаний, умений

Фонетика. Орфоэпия (14 ч), развитие речи (3 ч), 1 к/р

Фонетика. Звук — единица языка

(§ 35—36) Звуки и буквы

(§ 37)

1

урок формирования новых умений

Фонетика — раздел лингвистики.

Звук — единица языка.

Поисковое чтение

(Рр-10)Обучающее изложение от третьего лица Журавли

1

Урок развития речи

Передавать содержание текста от другого лица в письменной форме

Преобразование и интерпретация информации

Фонетическая транскрипция (§ 38) Отличие гласных и согласных звуков (§ 39)

1

урок формирования новых умений

Фонетическая транскрипция Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове

Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкиеАнализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции.

Поисковое чтение

Согласные звонкие и глухие (§ 40) Согласные твердые и мягкие (§ 41)

1

урок формирования новых умений

Обозначение мягкости согласных

 (§ 42)

1

урок формирования новых умений

Работа со словарём


Правописание ь (§ 42)

1

урок формирования новых умений

Уметь различать и обозначать

на письме твердость и мягкость согласных, [ j'].

Изучающее чтение

Позиционные чередования гласных (§ 43)

1

урок формирования новых умений

Правописание гласных в корне слова

Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица

(Рр-11)

1

Урок развития речи

преобразование и интерпретация информации

(Рр-12)Написание контрольного изложения № 2 от третьего лица

1

Урок развития речи

Слог. Ударение (§44—45)

1

урок формирования новых умений

Слог — единица слова Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения.

Уметь делить слова на слоги. Правильно переносить слова с одной строки на другую.Определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами.Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения.

делить тексты на смысловые части, составлять план текста

Орфоэпия (§ 46) Произношение гласных звуков (§ 47)

1

урок формирования новых умений

Основные нормы произношения гласных и согласных звуков.

Поиск информации

Произношение согласных звуков. Озвончение и   оглушение согласных (§ 48)

1

урок формирования новых умений

Произношение сочетаний согласных звуков (§ 48) Выразительные средства фонетики (§ 49)

1

урок формирования новых умений

Контрольный диктант по теме "Фонетика"

1

урок контроля и коррекции знаний, умений

Графика. Орфография (8 ч), из них развитие речи (1 ч), к/р 1ч.

 Графика — раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв

(§ 50—51)

1

урок контроля и коррекции знаний, умений

Состав русского алфавита. Название букв.

Соотношение звука и буквы

Осознавать значение письма. Соотносить в словах звуки и буквы

Поиск информации

Орфография. Правописание гласных в корне слова

(§ 52—53)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание гласных в корне слова

Находить орфограммы в морфемах.

Владеть приемами определения правописания гласных и согласных в корне

Изучающее чтение

Правописание непроверяемых гласных в корне слова(§ 53)

1

урок ознакомления с новым материалом

Информация, представленная разными способами

Правописание гласных в корне слова (§ 53)

1

урок ознакомления с новым материалом

(Рр-13)Сочинение по картине А.Н. Семёнова Как прекрасен этот мир

1

Урок развития речи

Уметь создавать письменные

высказывания небольшого

объема.

Создание текста

Правописание согласных в корне слова(§ 54)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание согласных в корне слова

Находить орфограммы в морфемах.

Владеть приемами определения правописания согласных в корне

Информация, представленная разными способами

Правописание удвоенных согласных в корне слова(§54)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание согласных в корне слова

Проверочная работа по теме Графика. Орфография

1

урок проверки и коррекции знаний и умений

Лексика (12 ч), из них развитие речи (3 ч),  к/р 1 ч.

Слово и его значения (§55) Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья (§ 56—57)

1

урок ознакомления с новым материалом

Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья.

Способы толкования (краткое, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов).

Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использовать для определения, уточнения его значения

Работа со словарями

Однозначные и многозначные слова (§ 58)

1

урок ознакомления с новым материалом

Омонимы — омографы, омофоны, омоформы. Синонимы. Лексическая сочетаемость слова

Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов.

Употреблять в речи слова-ри-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски. Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов.

Прямое и переносное значение слов (§ 59)

1

урок ознакомления с новым материалом

Омонимы (§60)

1

урок ознакомления с новым материалом

Синонимы (§ 61)

1

урок ознакомления с новым материалом

Работа со словарями

(Рр-14) Сжатое изложение.

1

Урок развития речи

Передавать сжатое содержание текста

преобразование и интерпретация информации

Антонимы (§ 62)

1

урок

коррекции знаний и умений

Контрольный диктант по теме "Лексика"

1

урок проверки и

знаний и умений

Эпитет (§ 63)

1

урок

коррекции знаний и умений

Осознавать художественную выразительность тропов. Находить в текстах эпитеты, метафоры, олицетворения. Использовать в речи слова в переносном значении

Создавать небольшие тексты

(описание) в соответствии с

нормами построения данного

типа речи  

Понимание текста с учётом жанра, структуры, выразительных средств

Метафора (63) Олицетворение

(§ 63)

1

урок ознакомления с новым материалом

(Рр-15)Подготовка к сочинению по картине. Сочинение по картине            И. Шишкина Перед грозой

1

Урок развития речи

(Рр-16)Сочинение по картине И. Шишкина Перед грозой

1

Урок развития речи

Уметь создавать письменные

высказывания небольшого

объема

Создание текста

Часть II

Морфемика. Словообразование. Орфография (20ч), из них развитие речи (2 ч), к/р 1ч.

Морфема — значимая часть слова (§ 1). Окончание и основа слова (§ 2)

1

урок ознакомления с новым материалом

Морфема — минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова.

Окончание. Корень. Однокоренные слова.

Опознавать морфемы, членить слово на морфемы. Различать словообразующие и формообразующие морфемы. Характеризовать морфемный состав слова.

Проводить морфемный анализ слова.

Поисковое чтение

Корень (§ 3)

1

урок ознакомления с новым материалом

(Рр-17)Обучающее изложение

1

Урок развития речи

Передавать содержание текста

Интерпретация информации

Суффикс (§ 4)

1

урок ознакомления с новым материалом

Приставка, суффикс — словообразующие морфемы.

Проводить морфемный анализ слова

Поисковое чтение

Приставка (§ 5)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков (§ 6)

1

урок ознакомления с новым материалом

Чередование звуков в морфемах.

Проводить морфемный анализ слова

Изучающее чтение

Чередование гласных е//и в корне

(§ 6)

1

урок ознакомления с новым материалом

Чередование звуков в морфемах

Применять знания и умения по

морфемике и словообразованию

в практике правописания

Чередование звуков о//а в корне слова (§ 6)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание корней с чередованием -раст- //-ращ- // -рос- (§ 6)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание корней с чередованиями (§ 6)

1

урок закрепления изученного

Чередование звуков в морфемах

Правильно писать морфемы с чередующимися звуками

Изучающее чтение

Работа с разными источниками информации

Правописание приставок (§ 7)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание приставок на ,

 (§ 7)

1

урок ознакомления с новым материалом

Буквы ы—и в корне после приставок (§ 8)

1

урок ознакомления с новым материалом

Приставки пре- и при- (§ 9)

1

урок ознакомления с новым материалом

Приставки пре- и при- (§ 9)

1

урок закрепления изученного

Буквы и иы после ц (§ 10)

1

урок ознакомления с новым материалом

Способы образования слов

(§ 11)

1

урок ознакомления с новым материалом

Производящая основа. Слово-образующиеморфемы. Основные способы образования слов.

Словообразовательный анализ слов.

Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему.

Определять способ образования словаПроводить словообразовательный анализ слова.

(Рр-18).Обучающее сочинение по картине

С.А. Тутунова Зима пришла. Детство

1

Урок развития речи

Создавать небольшие тексты

(повествование) в соответствии с

нормами построения данного

типа речи  

Создание текста

Способы образования слов. Сложение (§ 11) Морфемный разбор слова (§ 12)

1

урок ознакомления с новым материалом

Способы образования слов

Проводить словообразовательный анализ слова.

Поисковое чтение

Контрольный диктант по теме «Правописание корней.

1

урок проверки и коррекции знаний и умений

Морфология (1 ч)

Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи (§ 13) Самостоятельные и служебные части речи (§ 14)

1

урок проверки и коррекции знаний и умений

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи

Опознавать различные части речи по их существенным признакам.

Разграничивать самостоятельные и служебные части речи

Изучающее чтение

Имя существительное как часть речи (23 ч), из них развитие речи (5 ч), к/р 1 ч.

Имя существительное как часть речи (§ 15)

1

урок ознакомления с новым материалом

Осмыслить понятие «предмет» в грамматике

Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного.

Поиск информации

(Рр-19)Подготовка к сочинению по картине.

1

Урок развития речи

Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств

Выписки из текстов

(Рр-20)Контрольное сочинение № 1 по картине А.А.

ПластоваПервый снег

1

Урок развития речи

Создавать небольшие тексты

(описание) в соответствии с

нормами построения данного

типа речи  

Составление текста

Правописание суффиксов существительных-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))

 (§ 16)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание наиболее употребительных суффиксов существительных: -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-).

Правильно произносить и писать суффиксы существительных

Формулировка   выводов,  основываясь на тексте;  аргументация

вывода

Правописание суффиксов существительных-ек-, -ик-

(§ 17)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание не с именем существительным (§ 18)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание не с именами существительными

Различать имена существительные с приставкой не и с отрицательной частицей не. Уметь пользоваться существительными-синонимами с не и без не


Имена существительные одушевленные и неодушевленные (§ 19)

1

урок ознакомления с новым материалом

Осознавать необходимость раз-личения одушевленных и неодушевленных существительных в целях правильного употребления в речи в формах родительного и винительного падежей.

Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам.

Различать одушевленные и неодушевленные существительные по значению и формальным грамматическим признакам

Составление на основании текста ответа

на поставленный вопрос.

(Рр-22) Описание натюрморта по картине

Утренний натюрморт

 К.С. Петрова-Водкина

1

Урок развития речи

Создавать небольшие тексты

(описание) в соответствии с

нормами построения данного

типа речи  

Составление текста

Имена существительные нарицательные и собственные (§ 20)

1

урок ознакомления с новым материалом

Имена существительные нарицательные и собственные. Прописная буква в собственных именах. Использование кавычек в названиях книг, газет, и др.

Правильно употреблять в письменной речи собственные имена существительные

Изучающее чтение

Род имен существительных  

(§ 21)

1

урок ознакомления с новым материалом

Знать род имен существительных, его синтаксическую роль

Определять род имен существительных по значению, по различным формальным при-знакам.

Имена существительные мужского рода. Имена существительные ж.р.

Формулировка   выводов,  основываясь на тексте;  аргументация

вывода

Ь после шипящих на конце имен существительных (§ 21)

1

урок ознакомления с новым материалом

Определять род имен существительных с ь на конце.

(Рр-23).Описание комнаты

1

Урок развития речи

Создавать небольшие тексты

(описание) в соответствии с

нормами построения данного

типа речи  

Составление текста

Имена существительные общего рода (§ 22)

1

урок ознакомления с новым материалом

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Правильно употреблять в речи существительные общего рода и несклоняемые существительные.

Изучающее чтение

Род несклоняемых имен существительных

(§ 23)

1

урок ознакомления с новым материалом

Склонение имен существительных (§ 24)

1

урок ознакомления с новым материалом

Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание.

Определять склонение имен существительных. Образовывать нужные падежные, предложно-падежные формы существительных и употреблять их в речи. Проверять написания безударных падежных окончаний существительных. Правильно писать безударные падежные окончания сущ.

Составление на основании текста ответа

на поставленный вопрос

Разносклоняемые имена существительные

(§ 24)

1

урок ознакомления с новым материалом

Число имен существительных (§ 25)

1

урок ознакомления с новым материалом

Число имен существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Образовывать множественное число имен существительных и употреблять их в речи. Правильно согласовывать существительные, имеющие форму только одного числа, с глаголами.

Составление на основании текста ответа

на поставленный вопрос

Повторение изученного по теме Имя существительное как часть речи

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (§ 26)

1

урок обобщения и систематизации знаний

Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание.

Проверять написания безударных падежных окончаний существительных. Правильно писать безударные падежные окончания существительных.

Составление на основании текста ответа

на поставленный вопрос

Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц (§ 26)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц.

Правильно писать безударные падежные окончания и суффиксы существительных.

(Рр-24) Сочинение-описание памятника архитектуры

1

Урок развития речи

Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств

Создание текста

Морфологический разбор имени существительного

 (§ 27)

1

урок ознакомления с новым материалом

Проводить морфологический разбор имени существительного.

Контрольный диктант  по теме «Существительное»

1

урок проверки и коррекции знаний и умений

Повторение изученного по теме Имя существительное как часть речи.

1

урок проверки и коррекции знаний и умений

Уметь работать с тестовыми заданиями.

Составление на основании текста ответа

на вопрос

Имя прилагательное (17 ч), из них развитие речи (3 ч), к/р 1 ч.

Имя прилагательное как часть речи (§ 28)

1

урок ознакомления с новым материалом

Общее грамматическое значение признака предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.

Определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

Изучающее чтение

(Рр-24).Сочинение-описание внешности человека

1

Урок развития речи

нормы построения данного

типа речи  

Использовать в речи прилагательные для описания людей, животных, предметов, картин, природных явлений, обстановки помещения и др

Создание текста

Имена прилагательные качественные и относительные

(§ 29)

1

урок ознакомления с новым материалом

Разряды имен прилагательных по значению, смысловые различия прилагательных разных разрядовХарактерные признаки качественных имен прилагательных.

Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

Определять принадл. прилагательного к одному из трех разрядов

Формулировка выводов с опорой на текст

Притяжательные имена прилагательные (§ 29)

1

урок ознакомления с новым материалом

Согласование имени прилагательного с именами существительными (§ 30)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание окончаний имен прилагательных..

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже

Информация, представленная разными способами

Имена прилагательные полные и краткие

(§ 31) Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую (§ 31)

1

урок ознакомления с новым материалом

Образование и правописание кратких прилагательных, чередование звуков при образовании кратких прилагательных. Роль и место кратких прилагательных в предложении

Образовывать краткие прилагательные.

Соблюдать нормы произношения кратких прилагательных с учетом перемещения ударения при изменении их по родам и числам.

Использовать краткие прилагательные в речи.

Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного(§ 32)

1

урок ознакомления с новым материалом

Степени сравнения качественных имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени.

Знать способы образования имен прилагательных

Чередование согласных звуков при образовании сравнительной степени прилагательных с суффиксом -е и превосходной степени с суффиксом –айш-.

Правильно произносить имена прилагательные в различных степенях сравнения. Образовывать прилагательные с помощью суффиксов и приставок.

Информация, представленная разными способами

Превосходная степень имени прилагательного(§ 32)

1

урок ознакомления с новым материалом

Информация, представленная разными способами

Повторение изученного по теме Имя прилагательное Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования имен прилагательных.

1

урок обобщения и систематизации знаний

Информация, представленная разными способами

Правописание -н- и -нн- в прилагательных (§ 33)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание -н- и -нн- в прилагательных

Усвоить правописание н инн в суффиксах прилагательных

Информация, представленная разными способами

Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными (§33)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание не с прилагательными

Уметь обозначать на письме и употреблять в речи прилагательные с не и прилагательные без не (антонимы) для выражения противопоставления.

Правописание сложных имен прилагательных (§ 33)

1

урок ознакомления с новым материалом

Знать дефисное написание сложных прилагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки цветов

Уметь писать сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цветов

(Рр-25, 26).Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка

2

Урок развития речи

Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств

Создание текста

Морфологический разбор имени прилагательного (§ 34)

1

урок ознакомления с новым материалом

Знать правила согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Производить морфологический разбор имени прилагательного

Информация, представленная разными способами

Повторение изученного по теме Имя прилагательное как часть речи

1

урок обобщения и систематизации знаний

Контрольный диктант по теме «Прилагательное»

1

урок проверки и коррекции знаний и умений

Глагол (26ч), развитие речи (3 ч), 2 к/р

Глагол как часть речи

(§ 35)

1

урок проверки и коррекции знаний и умений

Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.

Распознавать глагол среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам.

Изучающее чтение

Правописание не с глаголами (§ 36)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание не с глаголами

Совершенствовать и закреплять

навыки правописания не с глаголами

Ответ на вопрос

Инфинитив (§ 37)

1

урок ознакомления с новым материалом

Осмысливать значение, морфологические признаки и синтаксическую роль инфинитива.

Осмысливать значение, морфологические

признаки и синтаксическую

роль инфинитива.

Употреблять в речи инфинитивные

конструкции в соответств.

с целью высказывания.

формулировка   выводов,  основываясь на тексте;    аргументы,

подтверждающие вывод;

Правописание -тсяи –ться в глаголах (§ 38)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание -тся и -ться в глаголах

Овладеть алгоритмом правописания -тся и -ться в глаголах

(Рр-27)Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения № 2

1

Урок развития речи

Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств, типа речи

Выписки из прочитанного

(Рр- 28)Написание контрольного сочинения-рассуждения

1

Урок развития речи

Создание текста

Вид глагола (§ 39)

1

урок ознакомления с новым материалом

Вид глагола. Значение и при-знаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар.

Употребление глаголов в речи.

Овладевать способами видообразования.

Употреблять в речи глаголы совершенного

и несовершенного

вида. Употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.

Поисковое чтение

Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-) (§ 39)

1

урок ознакомления с новым материалом

Правописание суффиксов

Переходные и непереходные глаголы (§ 40)

1

урок ознакомления с новым материалом

Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи.

Различать переходные и непереходные

глаголы, употреблять

их в речи.

Формулировка   выводов,  основываясь на тексте;  аргументация

вывода

Возвратные глаголы (§ 41)

1

урок ознакомления с новым материалом

Определять возвратность глагола

Использовать в речи возвратные глаголы, обозначающие взаимное и возвратное действие в действительных и страдательных оборотах

Наклонения глагола. Условное наклонение глагола (§ 42)

1

        урок ознакомления с новым материалом

Наклонения глагола

Определять наклонения глагола.

наклонения.

Создавать небольшие тексты

(рассуждение) в соответствии с

нормами построения данного

типа речи  

(Рр-29 Сочинение Что было бы, если бы…

1

Урок развития речи

Употребление глаголов в речи

Создание текста

Повелительное наклонение глагола (§ 42)

1

урок ознакомления с новым материалом

Возвратные глаголы.

Изучающее чтение

Изъявительное наклонение глагола. (§ 42)

1

урок ознакомления с новым материалом

Времена глагола.

Настоящее время глагола

 (§ 43)

1

урок ознакомления с новым материалом

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении

Определять времена глагола.

Употреблять глаголы настоящего,

будущего, прошедшего

времени в речи в соответствии

с ситуацией общения

Изучающее чтение

Прошедшее время глагола

(§ 43)

1

урок ознакомления с новым материалом

Будущее время глагола (§ 43)

1

урок ознакомления с новым материалом

Повторение изученного по теме Глагол как часть речи.

1

урок обобщения и систематизации знаний

Употреблять глаголы настоящего,

будущего, прошедшего

времени в речи в соответствии

с ситуацией общения

Работа с разными источниками

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

урок проверки и коррекции знаний и умений

Спряжение глагола (§ 44)

1

урок проверки и коррекции знаний и умений

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Определять тип спряжения глаголов. Правильно произносить и писать личные окончания глаголов

I и II спряжения.

Ответ на вопрос

Спряжение глагола (§ 44)

1

урок закрепления изученного

Ответ на вопрос

Разноспрягаемые глаголы

 (§ 44)

1

урок ознакомления с новым материалом

Безличные глаголы (§ 45)

1

урок ознакомления с новым материалом

Безличные глаголы, их значение,

употребление в предложениях

с одним главным членом

(односоставных).

Осмысливать семантику безличных глаголов. Употреблять предложения с безличными глаголами в устной и письменной речи в соответствии с речевыми ситуациями, стилями речи. Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные

Нахождение в тексте конкретных сведений,  заданных в явном виде

Безличные глаголы (§ 45)

1

урок закрепления изученного

Морфологический разбор глагола (§ 46)

1

урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

урок проверки и коррекции знаний и умений

Разграничивать постоянные и

непостоянные морфологические

признаки глагола.

Работа с разными источниками информации

Повторение изученного (5ч)

Повторение по теме «Речь. Речевое общение. Текст»

1

урок обобщения и систематизации знаний

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

урок обобщения и систематизации знаний

Определять синтаксическую

роль глагола в предложении Выполнять морфологический

разбор изученных частей речи

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».


Повторение по теме «Лексика».

Повторение по теме «Морфемика».

Повторение по теме «Морфология».

 Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС.Инновационная школа).
  2. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
  3. Программа к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011.
  4. Филологический портал Philology.ruhttp://www.philology.ru

Литература для учителя

  1. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС.Инновационная школа).
  2. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
  3. Интернет-порталыhttp://pedsovet.su/load/27, http://www.proshkolu.ru
  4. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  5. Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)
  6. Программа к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011.
  7. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru
  8. Справочно-информационные    интернет - порталы
  9. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru
  10. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
  11. Филологический портал Philology.ruhttp://www.philology.ru

Литература для учащихся

  1.  Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.
  2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
  3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
  4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
  6. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
  7. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
  8. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Е.А.Быстровой

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,методические рекомендации, нормы оценок, контрольно-измерительные материалы....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой

Технологическая карта  составлена  к уроку  русского языка в 5 классе  "Тема, основная мысль и структура текста".В ней  представлены этапы урока и цели, деятельность учителя и...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс, по учебнику Е.А. Быстровой

Программа предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику Е.А. Быстровой, ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.А. Быстровой для общеобразовательных учреждений

Программа разработана на основе программы курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5–9 классов общеобразовательных учреждений   - М.: Русское слово, 2013. 64 с. (ФГО...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику Е. А. Быстровой)

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса  составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на основе ПРОГРАММЫ ПО РУ...

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) К учебнику Е.А. Быстровой (5 класс)

Рабочая программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы «Русский язык» 5—9классы» и Программ...

Рабочая программа ФГОС с УУД по русскому языку класс по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыж...