Развитие речи
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Байматова Дилбар Солиевна

В школах с узбекским и другими языками обучения ведущей целью обучения является практическое овладение русским языком для пользования им в важнейших сферах общения. Коммуникативная цель состоит в формировании навыков общения, в совершенствовании умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письма на русском языке.  Данная работа формирует у учащихся понимание сообщения описательного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_rechi.zip604.84 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка кружкового занятия с презентацией

по русскому языку

для школ с узбекским и другими языками обучения

7 класс

На тему:

Как описать предмет по внешнему виду?

сочинение – описание

по картине И.И. Машкова

«Ананасы и бананы»

C:\Users\Userz\Downloads\mashkov_3174.jpg

Составила учитель русского языка и литературы

Школы№62 Янгиюльского района Ташкентской области

Байматова Дилбар Солиевна

Дата:                                

Тема:                                  Как описать предмет по внешнему виду?

сочинение – описание

Цели:

1. Познакомить учащихся  с простыми и сложными  именами прилагательными, которые описывают  внешний вид предмета, цвет и величину;

2.Привить любовь к природе, к окружающему миру;

3. Отработать навыки умения использовать в речи сложных имён прилагательных, умение описывать внешний вид предмета, различать цветовую гамму; Совершенствование навыков написания сочинения-описания;  Формирование навыка связного изложения мысли как в устной, так и в письменной форме; Развитие познавательной деятельности учащихся, самостоятельного мышления; Формирование образовательных компетенций.

Тип урока:   смешанный

Метод:   беседа, сочинение – описание

Оборудование:    репродукции известных русских художников. Методическое пособие «Развитие речи» 5-7 классы, компьютер, проектор, слайды;

Структура урока

I

Организационный момент

3 минуты

II

Опрос пройденного материала

10 минут

III

Объяснение нового материала

15 минут

IV

Закрепление

12 минут

V

Подведение итогов. Задание на дом.

5 минут

Ход урока

  1. Организационный момент.

Объявить тему и цель урока, создать мотивацию.

  1. Опрос пройденного материала.

Согласуйте, данные словосочетания с именами числительными:

большой дом, огромное окно, новые дома, маленькие девочки, большая дверь;

Например: передо мной один большой дом. Две маленькие девочки играли на улице. Открылись несколько больших дверей. Одно огромное окно на всю комнату.

Сделайте вывод:

Числительные согласуются с существительными в роде, числе и падеже

Например: один мальчик, одна девочка, одно яйцо

Числительное два относится к существительным мужского рода и среднего рода

Числительное две относится к существительным женского рода

Остальные числительные не изменяются по родам: три петуха, три яйца, три курицы

  1.  Объяснение нового материала.

Вступительная беседа учителя. Сегодня,  ребята мы будем с вами описывать внешний вид предмета. Будем работать по  картине И.И. Машкова «Ананасы и бананы». На экране выставлена репродукция картины И. Машкова «Ананасы и бананы». Посмотрите на картину.

На экране проецируется  слайд№3

C:\Users\Userz\Downloads\mashkov_3174.jpg

  Как бы вы её назвали? Как вы думаете, какому жанру она принадлежит? Что нарисовано на картине?  Я бы хотела обратить ваше внимание на схему и таблицу. Сегодня,  мои юные друзья постараемся вместе с вами ответить на ряд вопросов и составить небольшое сочинение – описание.  На экране проецируются  слайды№4,5

На экране проецируются слайды№6, 7

Учитель читает текст:

       «Это натюрморт художника Ильи Машкова. На нем нарисованы экзотические фрукты: ананасы, бананы, апельсины. Стеклянная посуда — это только фон для праздника ярких фруктов. Тяжелые, увесистые ананасы с плотными, твердыми коричневыми чешуйками — в центре картины. Светлые блики играют на их кожуре. Ананас напоминает крупную кедровую шишку, наполненную орехами. А как ароматны нарезанные ломтики ананаса! Кажется, тронь их — и потечет густой ароматный сок. А для того, кому ананас покажется недостаточно сладким, стоит сахарница.

         Дружная семейка бананов лимонного цвета расположилась рядом с ананасами. Светло-желтые плоды очень свежие, уже созревшие. Рядом с бананами художник поместил два апельсина: один, который в тени, — темно-оранжевый, другой — светло-золотистый. Картина  вызывает радостное настроение. В воздухе как будто витают ароматные запахи, так и хочется протянуть руку и попробовать эти аппетитные плоды».

  1. Закрепление.

А теперь, ребята с целью закрепления нашего материала мы выполним несколько заданий.

Задание№1 Выпишите в два столбика имена прилагательные (простые и сложные). Данное задание вы будете выполнять в парах. Какая пара выполнит задание быстрее?

Экзотический, стеклянный, яркий, тяжёлый, увесистый, твёрдый, крупный, светлый, коричневый, густой, ароматный, жёлтый, сладкий, радостный, аппетитный;

Светло-жёлтый, тёмно-оранжевый, светло-золотистый;

Задание№2 Данное задание будете выполнять в группах. Опишите картину. 

1 группа «Описание ананаса»

2 группа «Описание банана»

3 группа «Описание апельсина»

C:\Users\Userz\Downloads\mashkov6.jpg       C:\Users\Userz\Downloads\mashkov9.jpg                C:\Users\Userz\Downloads\mashkov5.jpg

Задание №3

Какая группа быстрее соберёт картину И. Машкова «Ананасы и бананы» и причитает высказывания С. Маршака «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им в жизни»

Из частичек картин нужно собрать одно целое.

  C:\Users\Userz\Downloads\mashkov20.jpg   C:\Users\Userz\Downloads\mashkov19.jpg     C:\Users\Userz\Downloads\mashkov17.jpg C:\Users\Userz\Downloads\mashkov14.jpg                                                       

Подведение итогов

- Что нового на уроке вы узнали?

- Понравилась ли вам картина?

- Как бы вы назвали картину?

- Какую цветовую гамму использовал художник?

- По какой последовательности описывается предмет ?

V. Задание  на дом.

Переведите словосочетания на родной язык и составьте несколько предложений.

Экзотические фрукты, коричневая чешуйка, созревшие плоды, радостное нас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...