Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Мясникова Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

средняя школа №2 г.Балаково

 Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»

Цель урока: подготовка к ГИА.

Задачи урока:

            1)Работаем над лексическими средствами выразительности.

        2)Учимся анализировать средства выразительности.

        3)Вспоминаем синонимы и антонимы, омонимы, фразеологизмы.

        4)Знакомство с понятием паронимы.

Оборудование урока

(в том числе интерактивное оборудование, программное обеспечение и т.п.)

Компьютер, проектор, экран, доска, словари, дидактический материал, таблицы.

Ход урока

Ход урока в соответствии со структурой презентации.

Межпредметные связи

Русский язык - литература

План урока:

Вступление

Основная часть:

а) основные средства выразительности;

б) лексические средства выразительности;

е) образность речи

 3.  Заключение

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися

Обучающиеся повторят лексические средства выразительности, познакомятся с контекстуальными синонимами и антонимами, познакомятся с определением паронимов.

           

Слово учителя.  Для того чтобы правильно выполнить задание А3, нужно знать основные средства выразительности языка, уметь находить их в предложенном для анализа тексте, знать, какие средства выразительности характерны для определённых стилей речи.

Перед вами стихотворение Анны Ахматовой. ( слайд №1) 

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней царственное слово.

Как вы его понимаете? (С помощью слов мы выражаем мысли,  подтверждаем факты. Что значит  «царственное» слово?) Какой художественный приём лежит в основе высказывания? (метафора)

Можно ли использовать его в качестве эпиграфа к уроку? (Да. Потому что лексика изучает слова.)  Запишите эпиграф.

   Различают фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические средства выразительности. (слайд №2)  Сегодня мы остановимся только на лексических средствах выразительности.  ( они у вас есть в таблице )

   Нужно помнить, что для определённых стилей речи характерны и определённые средства выразительности. (слайд №3) 

Научный

Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; стилистически нейтральные слова, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова

Публицистический

Лексические средства выразительности: общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздействия, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания).

Художественный

Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексики публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы.

 (Слайд №4)  Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы, омонимы, фразеологизмы.  (После ответов ребят определения выводятся на экран)

Хорошо, а теперь  мы с вами поработаем с понятиями устно. Четверо  поработают с карточками.

(Слайд №5). В каждом синонимическом ряду отметьте слова книжные, нейтральные, разговорные, просторечные.

(беседовать, болтать, говорить, калякать, разговаривать, толковать;

Возмездие, кара, наказание;

Извести, издержать, израсходовать, истратить, промотать, разбазарить, растратить, ухлопать)

(Слайд №6)  Подберите к словам левой колонки антонимы из правой колонки.

(Грязный – чистый Бодрый – усталый Трудолюбие – лень Убыток- выгода Сухой – влажный Спокойствие – тревога Противник – союзник Посредственный – талантливый Кручиниться – радоваться Загрязнить – очистить Выпрямить – согнуть Абстрактный – конкретный)

(Слайд №7) К данным словам подберите омонимы, составьте словосочетания так, чтобы был понятен смысл слова.

(брак, горн, завод, запустить, полка, свет, стан)

(Слайд №8,9,10)  Давайте послушаем ребят, работавших с карточками. (тексты заданий на экране)

№1.Раскройте скобки. Составьте с приведёнными ниже словами словосочетания по схеме «прилагательное + существительное». Не забывайте о сочетаемости слов.

Грузный, полный, пухлый, толстый, тучный (губы, книга, тело, фигура, человек, щеки); влажный, мокрый, промозглый, сырой (белье, воздух, земля, климат, листва, осень, погода, подвал, трава, сырость).

№2.Подберите  литературный синоним.

смотрелки, спечь, тутошний, шустро, убивец, сжадничать

(глаза, испечь, здешний, быстро, убийца, жадничать)

№3 Укажите значение фразеологизмов, подберите синоним (тоже фразеологизм).

     Дать волю рукам (распустить руки, драться), остаться на бобах (остаться с носом, ни с чем), жить бок о бок (в двух шагах, рядом).

Оценки за карточки.

Минута эмоциональной разгрузки. Отгадайте  загадку. (Слайд №11)

Она иногда способна варить, ее можно носить на плечах, она может идти кругом от успеха, может быть даже без царя, а повинную ее меч не сечет.

3. Объяснение новой темы.

Мы повторили с вами такие понятия, как синонимы и антонимы, омонимы и фразеологизмы.  А что же значит паронимы? Посмотрите на экран, попробуйте сами дать определение.

(Слайд № 12)

Чем похожи и в чем различие между словами:

Глиняный - глинистый, невежа – невежда, понятный – понятливый, костяной – костлявый - костистый

После ответов ребят определение выводится на экран. Правильно. (Слайд  №13)

  Какова роль синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов в тексте? (Являются средствами выразительности. Создают образность и выразительность)

После ответов ребят вывод на экране.

(Слайд № 13)

        Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
        В глухую (н_)давно (н_)ведомую тайгу поч_ти (н_)кем (н_)посещавшуюся (в)течени_ многих лет пр_шли г(е,и)ологи бе(с,сс)трашные, смелые люди овл_девшие и(с,сс)ку(с,сс)твом п_знания недр земли и (н_)ост_навливаясь (н_)перед(чем) (н_)смотря (н_)на какие пр_пятствия ра(с,сс)в__репевшие реч_нки вя_кие б_лота сколь_кие обл_денелые скалы с (н_)и(с,сс)_каемой (и,э)нергией (а,о)тво_вали у тайги ее богатства.
        Какие только опас_ности (н_)по_стерегают г(е,и)ологов в тайге! Здесь надо всегда держать ухо востро!
        В тайге в_личестве(н,нн)ой и (н_)об_ятной (по)настоящ_му п(а,о)р(а,о)жа_т какая(то) сверх_естестве(н,нн)ая красота. К(а,о)л(а,о)(с,сс)альные пихты и кедры ра_кинувш(е,и)еся (в)ширь и устр_мивш(е,и)еся (в)высь как ф(а,о)нтастические чудо деревья (темно)зеленыесосны и ели как(будто) образуют (н_)пр_ступную стену все безмол_ству_т. Ст_ит (н_)чем (н_)наруша_мая тиш_на. И вдруг (н_)вольно вздраг(е,и)ва(е,и)ш_от каких(то) стра(н,нн)ых ш_рохов и трудно (а,о)пределить что это за звуки и(от)куда они несут_ся а потом снов_ (по)прежнему так(же) тихо как и раньше.
Грамматическое задание: Определите лексическое значение слова "глухая" (тайга). Подберите синонимы к следующим словам: отважный, тихо, фантастический. Подберите антонимы к следующим словам: работать, трудно, далекий, найдите в тексте фразеологизм.

 

Оценки за работу на уроке.

5. Домашнее задание. Сделать презентации по теме урока и приготовить ее защиту.

(Слайд № 14)


(Слайд №15-18) Тест по теме «Лексика»

  •        1.   Укажите неверное утверждение.
  • А. Все слова русского языка образуют его словарный состав.
  • Б. Синонимами могут быть слова разных частей речи.
  • В. Диалектные слова - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
  • Г. Новые слова, возникшие в языке, называются неологизмами.
  • 2. Слова одной  и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:
  • А) антонимами;
  • Б) синонимами;
  • В) омонимами.
  • 3.Слова ,употребляемые жителями той или иной области , называются :
  • А) профессиональными;
  • Б) диалектными;
  • В) устаревшими.
  • 4.Слова ,вышедшие из активного повседневного употребления, называются:
  • А) заимствованными;
  • Б) устаревшими;
  • В) профессиональными.
  • 5.Найдите неологизм:
  • А) брокер;
  • Б) космос;
  • В) сарафан;
  • Г) бурак.
  • 6.Найдите строку, в которой все слова являются устаревшими:
  • А) лапти, светлица, школа;
  • Б) лапти, ботфорты, музей;
  • В) лапти, треуголка, ендова.
  • 7.Определите, где верно указаны синонимы:
  • А) обет - клятва;
  • Б) чуткий – стыдливый;
  • В) реформа – обсуждение.
  • 8.Укажите предложение, в котором есть диалектное слово.
  • А) Мужики на пригорке ладят мельницу.
  • Б) Слово «география», взятое из греческого языка.
  • В) Биосфера – это область распространения жизни на Земле.
  • 9.Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
  • А) Тубус телескопа поврежден.
  • Б) На мшарах много клюквы.
  • В) Стрелы лежали в колчане.
  • 10.Определите, где неверно указано значение фразеологизма:
  • А) стреляный воробей – опытный;
  • Б) яблоку негде упасть – тесно;
  • В) с гулькин нос – много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия элективного курса

Конспект занятия №3 элективного курса "Литературное наследие малой родины" в 5 классе...

Конспект занятия элективного курса в 10 классе "Культура делового общения"

В конспекте  занятия по теме "Культура делового общения" содержатся все необходимые материалы для проведения элективного курса. В презентации представлены основные особенности проведения занятия....

конспект занятия элективного курса

Материал по теме "Окислительно-восстановительные реакции" с разбором заданий, тестом....

Синтаксические и лексические средства выразительности речи (в помощь выпускникам)

Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов....

Конспект занятия элективного курса "Методы решения иррациональных неравенств"

Рассмативаются методы решения разных иррациональных неравенств, в том числе с параметрами....

Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"

На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу.  Называется она косилка рото...