Урок русского языка "Отличие вводных слов от синтаксических омонимов"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Шрайбер Ольга Леонидовна

Урок усвоения нового материала по теме "Вводные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse_2.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Шрайбер Ольга Леонидовна, идентификатор 247-422-026

Урок русского языка в 8 классе

по теме «Отличие вводных слов от синтаксических омонимов».

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Познавательные цели урока: 

  • Знать функцию вводных слов в предложении, определяя принадлежность вводного слова смысловой группе;
  • Уметь опознавать вводные слова, правильно расставлять знаки препинания при них; выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности; уметь находить слова, сходные по функции с вводными, но не являющимися таковыми;
  • Обобщить и систематизировать знания по теме, углубив понятие об изучаемом языковом явлении.

Развивающая цель: формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием, способствующим обогащению речи школьников вводными словами.

Воспитательные цели урока:

  • поддерживать дух толерантности, принимая другую точку зрения, воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать одноклассников и быть к ним благожелательным;
  • воспитывать интерес к познанию нового, воспитание самостоятельности и ответственности.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык. Практика»  (под ред. В.В. Бабайцевой, М.,  Дрофа,

2008 г.)

  • компьютер, проектор
  • доска
  •  карточки
  • презентация  к уроку

1

Шрайбер Ольга Леонидовна, идентификатор 247-422-026

Слово учителя:                                                                    

-Здравствуйте, рада всех вас видеть… Ребята, поприветствуйте друг друга своими улыбками, подарите всем хорошее настроение. Садитесь, пожалуйста.          

У среды своя задача,

Свой особенный расчёт.

Кто познал – тому удача,

Остальным – наоборот!

Сегодня на уроке нас ждёт интереснейший материал, относящийся к теме “Вводные слова».  Скажите, какую практическую значимость этот материал может иметь лично для вас? Где и когда пригодится отличное знание этой темы?

Эпиграфом к нашему уроку является следующее высказывание (слайд №2):

Если в мире есть вещи, достойные

названия «чуда», то слово, бесспорно,

первое и самое чудесное из них.

Л.Успенский

- Почему оно достойно стать эпиграфом к уроку?

  1. Актуализация знаний.

- Вспомните, ребята, чем может быть осложнено простое предложение? (однородными членами, обобщающим словом при однородных членах, обращением, обособленными членами предложения…)

 -Прочитайте  предложения, написанные на доске  (знаки препинания не поставлены). Чем, по-вашему, они интересны? (есть одинаковое слово во всех предложениях, но оно выполняет разную функцию)

Друзья, будем строить дом (по) моему проекту.

Отреставрируем, отремонтируем и сделаем всё (по) моему.

(По) моему, знания условий строительства просто необходимы.

(Ответ учащегося: 1-е предложение осложнено обращением, слово  моему (проекту) является определением, выраженным притяжательным местоимением, которое пишется с предлогом раздельно;

2

Шрайбер Ольга Леонидовна, идентификатор 247-422-026

2-е предложение осложнено однородными сказуемыми, по-моему является обстоятельством образа действия, выраженным наречием, которое пишется через дефис, так как в слове есть приставка по-  и суффикс  -ому;

 3-е предложение  осложнено обособленным  вводным словом, которое обозначает степень уверенности, пишется через дефис.

- Согласны? (сверка с доской)

- С какими трудностями мы столкнулись, анализируя структуру данных  предложений? (не хватает знаний по определённым темам, нужно думать, прежде чем дать ответ)

       2. Изучение новой темы.

-Подумайте, какова тема нашего урока. Но прежде всего,  сформулируйте познавательные цели  и учебную задачу (или поставьте проблемный вопрос).

Познавательные цели:  

  • выяснить, есть ли в русском языке слова, сходные  с вводными, но не являющиеся таковыми;  
  • уточнить, какие слова употребляются в качестве вводных слов, уметь их опознавать в предложении и правильно расставлять знаки препинания при них.

Проблемный вопрос:  Как отличить вводные слова от слов-омонимов? (слайд №3)

-Каким образом вы предлагаете записать тему нашего урока?  (помочь уч-ся с оформлением темы)

Отличие вводных слов от синтаксических омонимов.  (слайд №4)

- По каким признакам в предложении можно найти вводные слова? (слайд №5)

  • Не являются членами предложения, т.е. не входят в структуру предложения и не являются его частью;
  • Выделяются понижением тона и паузой в устной речи, запятой (запятыми) на письме;
  • Выражают отношение говорящего к сообщаемому (рассказать подробнее про смысловые группы вводных слов):

- различная степень уверенности (конечно, может быть, вероятно);

- различные чувства (к счастью, к сожалению, к удивлению);

- источник сообщения (по-вашему, по слова, помнится);

- порядок мыслей (во-первых, во-вторых, следовательно, например);

- способ оформления мыслей (словом, иначе говоря, вообще);

- призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (понимаешь, видишь ли, предположим, допустим).

(проверка по слайду №6 +свои примеры!)

   3

Шрайбер Ольга Леонидовна, идентификатор 247-422-026

  3. Открытие учащимися нового знания.

Слайды  №7-8  «Подумай!» (знаки препинания не поставлены)

  1. Их неудовольствие очевидно.

Очевидно это апрельская капель…

Солнце светило ярко однако не грело.

Сегодня на улице однако вовсе не весенняя погода.

  1. Естественно все ждут прихода тёплого времени года.

Ваши распоряжения естественно подводят нас к правильному решению.

Действительно многие весной испытывают особый эмоциональный подъём.

Приглашение действительно на всю неделю.

- Как безошибочно проверить, что в одном предложении есть вводное слово, а в другом – нет?

 (Ответ уч-ся: нужно составить алгоритм действий по нахождению вводных слов в тексте).  

Запись алгоритма в тетрадь!

Алгоритм (слайд №9)

  • Проверить, является ли слово членом предложения (входит в его структуру)

   

                                        да                                                     нет

Отвечает ли на самостоятельный                    Выражает ли это слово отношение  

вопрос?                                             говорящего    к сообщаемому?                                                        

          да                      нет                                                да                                     нет

самостоят.                  служебная                        вводное                                          другой

часть речи                  часть речи                          слово                           осложняющий эл-т                                                                                  

4. Первичное закрепление  «Поработайте корректором!» (слайд №11) +каждому ученику выдаётся карточка с текстом (комментирование каждой ситуации, проговаривание вслух «что делаю и почему, что получается» - работа с алгоритмом).

Задание: исправить пунктуационные ошибки.

Необыкновенно медленно, однако разворачивается в этом году весна. Не слышно к

4

Шрайбер Ольга Леонидовна, идентификатор 247-422-026

сожалению запаха, характерного для этих дней. Видно мир не устанавливает со мной

контакта? Может быть с годами теряется сама возможность этого контакта? К моему

огорчению, примешалась ещё и досада. Ведь естественно дети слышат этот запах – дети, которые не хотят ни одного дня весны  прожить невнимательно.

Ю.Олеша. Ни дня без строчки

  • Прочитать текст вслух.
  • Образцы высказываний:
  • В предложении допущена пунктуационная ошибка. Я считаю…
  • Сомнение вызвало слово…
  • Кто справился с работой без ошибок? (просигналить карточкой  – «смайликом»).                                                                                                

5. Самостоятельная работа - тест (с самопроверкой) слайд №12.

- Я предлагаю решить вам небольшую тестовую работу  (1 минутка на выполнение задания).    Ситуация успеха: «Вы всё  можете. У вас всё получится!»

Найти правильный вариант ответа. Расставить знаки препинания (устно)

  1. Предложение с вводным словом:

А) Может это и правда а может и нет.

Б) Он вполне может успеть на поезд.

В) В сущности проблемы разобраться нелегко.

      2) Предложение со словом, омонимичным вводному:

           А) Я наверное никогда не обманывалась на твой счёт.

           Б) Такое решение вполне вероятно.

           В) Вероятно ты выполнишь мою просьбу.

      3) Предложение со словом  однако в роли вводного:

           А) Он глуп однако хитёр.

           Б) Скоро однако мы увидим море.

- Проверьте по ключу правильность выполнения теста.

Ключ к тесту (слайд №13).    1    А;        2    Б;        3   Б

-Кто справился с тестом без ошибок? (воспользуйтесь «смайликами», пусть будет больше солнца и улыбок в нашем классе!)

6. Подведение итогов (рефлексия – «телеграмма»)

5

Шрайбер Ольга Леонидовна, идентификатор 247-422-026

- Ответьте, пожалуйста, коротко, одним предложением, практически «телеграммой», на мои вопросы:

  • Что на уроке было главным? Полезно ли в жизни будет умение, приобретённое на уроке?
  • Добились ли мы поставленных целей?
  • Что было интересным?                                                                          
  • Чему научились? В чём вы теперь, безусловно, уверены?

- Вводные слова, действительно, обогащают нашу речь.

 Меня, как всех, не раз, не два спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них слова во-первых, во-вторых,

Они, начав издалека, давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока не знаю, где была душа.

     Но часто их неуместное, немотивированное, избыточное использование  ведёт к засорению языка. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, часто косноязычной. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Советую вам поступать, как герои нашей весёлой песенки, и тогда у вас не будет никаких проблем в употреблении вводных слов в вашей устной и письменной речи.

Переделанная песня "Взрослые и дети" - муз. В. Шаинского 

Мусор в речи, видишь ли, одноклассники нашли.
Между прочим, это лишь вводные слова.
Я,
во-первых, не грублю - хамов сам я не люблю,
во-вторых, без вводных слов наша речь мертва.
                                                              Понимаете, друзья, обойтись никак нельзя
                                                             мне без слов без вводных.
                                                            Я их,
грубо говоря, не включаю куда зря,
                                                            как душе угодно.

Как, к примеру, мнение (если есть сомнение)
высказать без вводного "
видно", "может быть"?

Как же мне, по-вашему, чью-то точку зрения
не сославшись, высказать, автора забыть?                                                          

Иногда, случается, много слов включается
типа "
понимаешь ли", "значит", "так сказать",
вводные слова тогда,
в общем-то, мешаются -
этому,
пожалуй, я не буду возражать.                    

Слайд №14.  «Спасибо за урок!»  - Благодарю всех за работу. Урок окончен.                    6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Вводные слова. Вводные предложения"

Данный урок учит правильно употреблять вводные слова, вводные предложения, вводные конструкции в речи учащихся 11 класса, правильно расставлять знаки препинания, различать вводные слова и члены предло...

Открытый урок в 8 классе по русскому языку "Вводные слова и знаки препинания при них"

Урок закрепления знаний, умений и навыков по теме "Вводные слова и знаки препинания при них". В конспекте дан разнообразный интересный материал, разные формы устной и письменной работы с дет...

Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"

Технологическая карта урока русского языка Тема:  Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...

Дидактические материалы к уроку русского языка Вводные слова и предложения

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вводные слова и предложения выражают различное отношение говорящего к тому, очем сообщается . Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопро...