МЕТОДЫ КОМПРЕССИОННОГО СЖАТИЯ ТЕКСТА
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Никонова Александра Степановна

урок-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ПРАКТИКУМ в 8 классе

МЕТОДЫ КОМПРЕССИОННОГО СЖАТИЯ ТЕКСТА

Цели урока:

Образовательные:

в рамках подготовки к ЕГЭ организовать деятельность учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений при подготовке к написанию сжатого изложения;

содействовать усвоению определения стиля, типа речи текста для анализа, определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним.

Развивающие:

содействовать развитию мышления, внимания, памяти; создавать условия для развития монологической речи, навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом,

создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

Оборудование:

учебник русского языка, компьютер и проектор с презентацией учебного материала,

 рабочие тетради ,  памятка для учащихся.

Тип урока:

урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока:

практикум

План урока:

  1. Организация начала урока
  2. Целеполагание
  3. Работа с текстами разных типов
  4. Работа с текстом С. Львова
  5. Самостоятельная творческая работа в парах, группах сменного состава
  6. Подведение итогов творческой самостоятельной работы
  7. Рефлексия
  8. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организация начала урока
  2. Целеполагание

        Я рада приветствовать вас. Нам сегодня предстоит интересная и важная работа, которая поможет вам подготовиться к ЕГЭ.

Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать текст.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, проанализируем его, отработаем навыки написания сжатого изложения, вспомним методы компрессии текста.

Работа над текстами разных типов.

Беседа:

  • Вспомните, какие способы компрессии текста вы знаете?
  • Что надо знать, чтобы правильно сократить текст по содержанию?
  • Расскажите, что надо сократить, а что сохранить при каждом типе речи.

  • Работа в группах.

Задание:

Произвести компрессию текста по содержанию.

1 группа: ведущий тип речи - повествование

2 группа: ведущий тип речи - описание

3 группа: ведущий тип речи – рассуждение

Проверка работ учащихся.

  1. Анализ текста С. Львова

А теперь мы проанализируем текст С. Львова и сделаем его компрессию.

Вспомним, памятку «как писать сжатое изложение».

  1. Работа с текстом.

Чтение текста.

Беседа:

Какова тема текста? (домашнее чтение)

Какова основная мысль текста? (домашнее чтение объединяет членов семьи)

Определяем речевую ситуацию.

Каков стиль текста? (публицистический)

Какие проблемы поднимает автор в этом тексте? (Роль домашнего чтения в сближении членов семьи; есть любимые книги, потому что прочитаны вместе и вслух;

проблема преимущественного права книги перед другими средствами информации)

Какова позиция автора? (призывает, уговаривает к совместному чтению для сближения семьи, развитию их чувств)

Определяем количество абзацев и микротем:

  1. Домашнее чтение вслух сближает.
  2. Домашние книги можно сгруппировать по-разному, но особенно любимы те, которые мы читаем вместе вслух.
  3. Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения.
  4. Попробуйте читать вместе вслух.
  5. Все переживания при совместимости чтения вслух усиливаются, возникает радость общения.
  6. Попробуйте читать вместе вслух – не пожалеете.

Сегодня мы попытаемся обработать несколько методов, а именно замену СПП ПП, ОЧ обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно.

Вместе с вами мы сделаем компрессию двух абзацев, а дальше вы будете работать самостоятельно.

1 абзац:

1 предложение – оставить

2 предложение – СПП – ПП

3 предложение – СПП – ПП

2 абзац:

1 предложение  - СПП – ПП

2,3 предложение – СПП – ПП – слияние предложений

  1. Творческое задание

Мы с вами сделали компрессию двух абзацев, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти методы сжатия.

1 ряд – 3 абзаца                                       2 ряд - 4 абзаца                            3 ряд – 5, 6 абзацев

Подведение итогов работы в парах, группах сменного состава

  • Чтение текстов
  • Какие приемы компрессии текста вы использовали?

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание: закончить компрессию текста, составить 10 тестовых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

Данная презентация прилагается к разработке по теме "Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению"...

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и  конкретными примерами и  текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...