Урок русского языка в 5 классе "Типы речи. Повествование"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Типы речи. Повествование.
Цели: углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования (приём вопроса, фотографирования), вырабатывать навык пользования разными типами речи в различных ситуациях; отрабатывать навыки различения текстов разных типов речи; познакомить со структурой повествовательного текста.
- Организационный момент.
- Речевая разминка. (Слова выведены на экран или разложены у каждого ученика на парте).
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая...
— О чём это стихотворение? (Описано прекрасное летнее утро)
— К какому стилю речи можно отнести это стихотворение? (Стиль художественной литературы, образная лексика, эпитеты, метафоры, олицетворение: дремлет, кудри лозняка, чуткий, зеркальной, серебристая. Цель автора — пробудить чувства, представить, как это радость — оказаться летним утром на реке или озере).
— Как можно озаглавить текст? (У поэта И.Никитина — “Утро”).
— Как следует читать этот текст? (Неторопливо, спокойно, с интонацией удивления, раздумья, радости, любования природой, сменой красок).
— В начальных классах вы знакомились с типами речи. С какими? Скажите, к какому типу можно отвести это стихотворение? (Описание).
— Итак, тема нашего урока — “Типы текста. Повествование”. Слайд 1.
- Пропустили 2 линейки, записали число – Девятое декабря, на следующей строчке – классная работа, на третьей линейке – тема: Типы речи. Повествование.
III. Работа со схемой.
- Итак, известны З типа речи: повествование, описание, рассуждение. У вас на парте лежит схема, которая поможет вам распознавать различные типы текста. Такая же схема у меня на экране. Слайд 2
В повествовании рассказывается о последовательных действиях (Что было вначале, дальше? Как развивались события, действия. К тексту повествование можно задать вопрос: что произошло. Если у нас был фотоаппарат, то к этому тексту мы бы сделали несколько рисунков - фотографий).
В описании даются признаки, качества, свойства предмета ( Текст описание отвечает на вопрос: Какой? К такому тексту можно сделать только один рисунок).
В рассуждении выявляются причины событий, их связь ( К текст рассуждение можно поставить вопрос: Почему? Такой текст нельзя нарисовать).
3. - Как вы думаете, зачем надо знать все три типа речи?
Иногда надо знать внешность, лицо предмета, его признаки, например: Какой день? От этого зависит одежда человека. В других случаях важно выяснить причины каких-то явлений, чтобы использовать их в жизни или избегать встречи с ними (Почему нельзя собирать в лесу все грибы?) Иногда надо подчеркнуть последовательность событий (Как я готовлю уроки).
В художественных произведениях встречаются все типы речи: описание внешности героев, повествование о сменяющихся действиях, рассуждение о следствиях и поступках героев.
IV. Терминологический диктант “Одним словом”.
Как назвать тип речи, если:
- в тексте сообщается о последовательности действий и событий, можно сделать несколько рисунков-фотографий, употребляются глаголы;
- В тексте говорится о признаках предмета, можно сделать один рисунок-фотографию, употребляются прилагательные;
- в тексте доказывается, объясняется что-то, нельзя нарисовать-сфотографировать, употребляются наречия: во-первых, значит, следовательно, поэтому.
(Повествование, описание, рассуждение). Ответы на слайде 3, ученики сверяют со своим результатом.
5.- Дано начало трёх текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите. Тексты на экране, Слайд 4 или записываются под диктовку учителя, также можно делать это задание на слух.
1) У меня есть младший брат (сестра, друг). Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жёсткие, как щётка, и вьющиеся, большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щёки...
2) Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился...
З) У меня есть младший брат. Я очень привязан к нему. И вот почему...
— Итак, уже начало текста программирует тип текста — описание, повествование, рассуждение.
V. Работа с учебником.
- Остановимся подробнее на типе текста повествование.
Определение текста повествование на слайде 4.
Запись определения в тетрадь.
Повествование – это изображение событий или явлений, следующих одно за другим.
Физическая минутка
- Откроем учебник на странице 115, параграф 55.
1. Структура текста повествования.
- Текст повествования состоит из следующих компонентов:
- вступление
- основная часть
- заключение
- Прочитаем текст, данный в учебнике.
Ответим на вопросы к этому тексту:
- О чем повествуется в тексте?
- Как можно озаглавить его? (выбирается лучший вариант, «Шкатулка», «музыкальная шкатулка»).
- Найдите начальную часть текста или вступление.
- Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы, - так вы уясните последовательность событий, о котором повествуется в тексте.
Прочитайте текст еще раз самостоятельно.
Учитель выписывает на доску глаголы
- нашли
- принесли
- вытерли
- открыли
- завели, но не играла
- нажимали
- поставили
- забыли
Закройте учебники, попробуйте с помощью глаголов восстановить текст. Учитель спрашивает 2 учеников.
- Напишите в тетрадь название текста. Я называю глагол, а вы восстанавливаете по нему целое предложение.
Учитель зачитывает только глаголы из 2 и 3 абзаца. После написания, вслух зачитывается несколько работ.
- Сделать морфологический разбор слова «бронзовый». 1 ученик у доски.
VI. Подведение итогов уроков.
- О каком типе речи мы более подробно говорили сегодня на уроке?
- Чем повествование отличается от других типов речи?
Учитель отмечает лучшие ответы на уроке.
VII. Домашнее задание.
- Вашим домашним заданием будет:
1. Повторить характерные черты каждого типа речи.
- Урок окончен, до свидания.
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая...
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая...
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая...
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....
Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему «Отзыв о книге».
Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал ...
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Урок русского языка по развитию речи
Урок русского языка в 10 классе по развитию речи (Написание сочинения - рассуждения, блок С)...
Технологическая карта урока русского языка и развития речи.
Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....
Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.
Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...
Урок русского языка по развитию речи в 5 классе коррекция 8 вида "Тайны цвета"
На уроке используется музыка,краски, стихи...