Лингвистический брейн-ринг "Этимология слов о здоровье и здоровом образе жизни"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Алёшина Ольга Николаевна

    Предлагаемый материал - конспект воспитательного мероприятия в форме игры Брейн-ринг. Содержание тесно связано с темой здоровья: рассматривается происхождение некоторых слов, например, врач, валериана, клюква, сердце, здоровый и др. Игра имеет и ещё одну задачу - закрепить понятие этимологии, как раздела науки о языке. Мероприятие будет интересно учащимся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_breyn.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  БРЕЙН-РИНГ

         \ Этимология слов на тему: «Здоровье. Здоровый образ жизни»\        

        5  класс

                       

ЦЕЛИ: воспитывать интерес к получению знаний на уроках русского языка,

             к изучению этимологии слов;  формировать культуру здоровья,

            способствовать развитию слухового внимания, долговременной памяти,

            ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления;

            формировать умение работать в коллективе, в условиях соревнования.

           

ОБОРУДОВАНИЕ: подборка вопросов, уровень сложности которых

             соответствует возрасту игроков, отличительные знаки участников,

             предмет, издающий звуковой сигнал.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Вступительное слово ведущего. Брейн-ринг – русская «по происхождению» игра, название имеет английское! Кто из вас знает, как оно переводится? «Площадка для мозгового сражения»,  «объединение для мозговых баталий», «круг рассудочных» - вот некоторые варианты. Итак, начнем «мозговую баталию» между командами 5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классов!

Сразу предупредим, что сегодняшнее состязание хотя и лингвистическое, но  тесно связано с темой здоровья!

  1. Вопросы для обсуждения:

Вопрос 1. Что такое этимология? \Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов \.

     Вопрос 2.  Угадайте слово по следующим признакам:

во-первых, оно пришло к нам из французского и буквально переводится «коровья оспа», во-вторых, синоним к слову прививка.  

\Вакцина; первоначально ее вырабатывали из коровьих оспинок.\

     Каково значение вакцины в жизни человека?

     Вопрос 3.   Подумайте и скажите, название какого лекарственного растения произошло от латинского слова, обозначающего буквально «быть здоровым». Подсказка: микстура этого лекарства помогает человеку успокоить нервы.

\Валериана\

     Вопрос 4.  Следующее слово – профессия. Как часто мы обращаемся к людям этой специализации в трудную минуту! А вот первоначально значение этого слова – «заговаривающий, волшебник».

\Врач\

     Вопрос 5.   В латыни это слово звучит как «болезнетворный яд». Победить его может прививка.  

\Вирус\

      Как можно предотвратить вирусное заболевание?

     Вопрос 6. Это слово в современном понимании – очень нужная нам, людям, профессия. Если обратиться к его этимологии, то узнаем поразительный факт: в латинском языке оно обозначает – «учитель». В качестве подсказки может служить то, что обе профессии в нашей стране относятся к бюджетной сфере.

\доктор\.

     Что такое этимология?

      Вопрос 7. Верите ли вы, что вежливые люди, встречаясь, всегда желают друг другу здоровья?

\Да. Здравствуй – это исконно русская форма «будь здоров!»\

     Вопрос 8.  Этимологическая задачка: древние славяне одного человека назвали «похожий на дерево». Как этого человека назвали бы мы?

\Это буквальный перевод современного слова - здоровый \

     Какого человека вы назвали бы здоровым?

      Вопрос 9.  Это слово – лекарственный препарат, который есть во всех аптечках. Его название восходит к греческому «фиолетовый».

\Йод. Название по цвету паров в химических опытах Ж.-Л.Гей-Люссака\

     Для чего в медицине используют йод?

     Вопрос 10.   Верите ли вы, что с употреблением жирной и углеводистой пищи мы получаем не только дополнительные калории, но и тепло? Напомним, что игра -  лингвистическая!

\Да. Калория в латинском дословно – «тепло»\

     Полезно ли считать потребление калорий?

     Вопрос 11.  Что такое звукоподражание? Название какой полезной ягоды восходит к звукоподражанию? Подсказка: место, где ее можно найти, на диалектах звучит как «ключевина», т. е. болото.

\Клюква\

    Чем полезна клюква? Какие способы хранения клюквы вы знаете? Какие лучше сохраняют целебные качества ягоды?

     Вопрос 12.  А это слово обозначает полуфабрикат и готовое блюдо. В греческом оно названо «кушаньем из ячменной муки», а в итальянском – «блаженством». Подсказка: Родина этого кушанья – Италия.

\Макароны\

   

      Вопрос 13.  Этимологическая задачка. В словаре есть два слова, допустим, А и Б. Оба они произошли от слова В. Из них А – английское и обозначает бытовой прибор, нужный на кухне. Б – латинское и называет жидкое лекарство.

В – «смешиваю». Угадайте, как звучат А и Б.

\Миксер и микстура\

    Вопрос 14.  Как вы думаете, употребляем ли мы «незрелые» овощи? Напоминаем, игра – лингвистическая!

\Да, огурцы.  С греческого дословно переводится как «несозревший»\

     Чем полезен огурец?

     Вопрос 15.  В переводе с итальянского это слово звучит «золотые яблоки». Как этот овощ называют русские люди?

\Помидор\

     Вопрос 16.   Все мы любим салаты… Делаем их из овощей, зелени и даже фруктов... А как вы думаете, как переводится это слово с итальянского? \Салат по происхождению является итальянским словом и буквально значит «соленая зелень»\

     Вопрос 17.  Заболевания этого органа очень распространены в современном обществе. К этому ведет курение, алкоголь, переедание, малоактивный образ жизни. А название этого человеческого органа связано с местом положения в теле.  \Сердце\

     Вопрос 18. Из чего ваши мамы варят щи? Как вы думаете, из чего их варили первоначально?

\Из щавеля. Общеславянское «щи» - это и есть щавель\

     3. Подведение итогов.

     Вопрос заключительный.  Что нового и интересного вы узнали сегодня во время Брейн-ринга?

     Жюри считает очки, заработанные командами, подводит итоги, победители награждаются дипломами и подарками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»

Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся на занятиях по футболу.

Игра в футбол заключают в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают...

Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"

Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...

Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....