Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Куликова Ирина Сергеевна

Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской  программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы" Вялкова Г. М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekt_kurs_obuchenie_sochineniyam_raznykh_zhanrov_3.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ленинградский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

станицы Новоплатнировской

муниципального образования

Ленинградский район

                                                                     

                                                                            УТВЕРЖДЕНО

                                                                             решением педагогического совета

                                                            от  30  августа 2014 года                                          

                                                                                       протокол  № 1

                                                                                       Председатель педсовета

                                                                                         _______________ С. Г. Эпп

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                             (второго вида)

элективного курса    Обучение сочинениям разных жанров

Ступень обучения, класс – среднее (полное) общее  образование  11  класс

Количество часов - 34                         Уровень - базовый

Учитель – Куликова Ирина Сергеевна

Программа разработана на основе авторской  программы элективного курса Обучение сочинениям разных жанров для 10 – 11 классов / Вялкова Г. М. -  Волгоград. - Учитель. - 2009

1. Пояснительная записка

          Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы разработана на основе авторской  программы элективного курса Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы/ Вялкова Г. М. -  Волгоград. - Учитель. – 2009.

 Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что учебный план ОУ предусматривает в 11 классе 34 часа, а в  авторской программе – 68 часов.

            Цель элективного курса:

- помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;  совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Таблица тематического  распределения часов

Разделы, темы

Количество часов

п/п

авторская программа

рабочая

программа

I полугодие

17

Сочинение как текст.

3

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

2

Теоретико-литературные понятия и их роль.

2

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

9

Зачетная работа за I полугодие.

1

II полугодие

17

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Сочинение-рассуждение.

4

Структура сочинения.

2

Сочинение-характеристика героя.

4

Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.

2

Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей.

1

Анализ эпизода.

1

Сочинение-анализ стихотворения.  

1

Стилистика сочинения.

1

Итоговая зачетная работа.

1

Итого:

68

34

2. Содержание программы.

1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.

2.  Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.

3.  Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

4.Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.

5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

7.  Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.

8.   Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.

9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

10.  Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.

11.   Сочинение-анализ стихотворения.  Имманентный  анализ. Интертекстуальный анализ.

12.  Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.

3.Перечень  зачетных работ.  

 п/п

Вид работ

Кол-во часов

1.

Зачетная работа за I полугодие.

1

2.

Итоговая зачетная работа.

1

4.Требования к подготовке учащихся по элективному курсу.

Учащиеся должны:

-  понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

-   уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

5.Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. Программа разработана на основе авторской  программы элективного курса Обучение сочинениям разных жанров. 10 – 11 классы / Вялкова Г. М. -  Волгоград. - Учитель. – 2009.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей русского языка    и     литературы   от 28 августа 2014 года  № 1

Член ШМО учитель русского языка и литературы_______ Г. А. Леднева

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Г. В. Белина

 29 августа 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. ...

Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"

Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений,  формирование умений анализировать предложе...

КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса

КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса разработано на основе рабочей программы Куликовой И. С. и рассчитано на 34 ч...

КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса

КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса разработано на основе рабочей программы Куликовой И. С. и рассчитано на 34 ч...

Программа элективного курса " Обучение сочинению в рамках выполнения части С ЕГЭ"

Единый государственный экзамен по русскому языку как форма итоговой аттестации школьников обязательно включает часть С, выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на про...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Элективный курс "Обучение сочинениям разных жанров"

Обучение написанию сочинений – одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка и литературы. Она особенно актуальна в условиях внедрения Федеральных государственных образовательн...