Урок письма 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Фиденко Наталья Александровна

     Знакомство с разными видами писем,  заполнением  конверта,  с правилами написания письма. Даются сведения об истории письма. Какие бывают письма, какую роль в жизни людей они играют.  Задача письма – объединить людей, разделённых пространством и временем. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок письма

5 класс

Письма больше, чем воспоминания. На них запеклась кровь событий, это – само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное.

А.И.Герцен

1. Организационный момент.

Стук в дверь, входит Незнайка.

- А куда я попал?

- Я Незнайка из Цветочного города и у меня к вам куча вопросов.

- Какие бывают письма, какую роль в жизни людей они играют?

- Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма?

- Если сохраняются, то почему?

- С какой целью, почему люди пишут письма?

- Как правильно написать письмо и заполнить конверт? Всё ли вы знаете о письме? (Запись темы урока).

2.Изучение нового материала.

     Учитель: - Сегодня вы познакомитесь с разными видами писем, научитесь заполнять конверт, узнаете о правилах написания письма. А помогут нам гости из Цветочного города Знайка и Синеглазка.

Сейчас Знайка расскажет нам об истории письма.

      - Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Наше отношение к письменному слову поразительно бездумно. Уже сейчас, некоторые наши современники, покинув стены школы, ограничиваются тем, что пишут два-три заявления в год.

     Задача письма – объединить людей, разделённых пространством и временем.

     Незнайка: - Так что же такое письмо и что оно означает?

     - Слово «письмо» имеет в разных языках различные оттенки. Каждый народ выделяет в этом понятии какую-то одну, по его мнению, важную сторону.

     В русском языке слово «письмо» восходит к глаголу «писать» и показывает что-то написанное. Писать можно от руки, а можно и на машинке. Но подписывать всегда надо от руки. Писать следует чётко, понятно, вежливо, доброжелательно и скромно. Поскольку пишут на чём-то, то надо думать и о внешнем виде конверта и бумаги.

     В английском языке письмо обозначается словом letter. Этот термин происходит от латинского littera, что значит буква. Если вы пишете письмо от руки, то следите за тем, чтобы буквы были ровные и чёткие, чтобы в конце строки слова не скатывались вниз, как капли дождя с крыши. Аккуратно и изящно написанные буквы – знак внимания и уважения к адресату.

     В немецком языке письмо называют словом der Brif, которое восходит к латинскому brevis, что значит «короткий». В этом слове подчёркивается, что письмо как сочинение должно быть коротким. Научитесь писать по существу, сжато, но всё же полно по содержанию.

     В латинском языке письмо именовалось словом epistola, которое, в свою очередь, происходило от греческого epistole, означавшего посылку, послание. Это слово сохранилось до сих пор в термине «эпистолярный», т.е. имеющий отношение к письмам.  Этот принцип наименования письма подчёркивает, что письмо, написав, нужно послать. Посылать его надо, снабдив конвертом, маркой, написав индекс и адрес и не забыв указать свои собственные данные: индекс, адрес, имя и фамилию.

     Язык, которым пишется письмо, будь то русский, немецкий, французский, итальянский или английский, всегда должен быть понятным для адресата, грамотным и литературным.  Письмо нас связывает с людьми, но и обязывает.

Незнайка: - Кому могут быть адресованы письма? (Друзьям, родителям, родным и близким в своей стране и за рубежом.)

- Получателя письма называют адресатом (от немецкого слова «адрес»).

Прежде чем писать письмо, его надо обдумать.  Ведь не безразлично, кому писать, что писать, когда писать и как, а также, зачем писать  и сколько. Письма надо хранить и беречь.

Учитель:- А Синеглазка расскажет о правилах, которые нужно соблюдать при написании писем.

Существуют правила, которые обычно соблюдаются очень строго:

  1. В письме обязательно должна быть указана дата и место его написания, можно уточнить ещё и час (например, г.Саранск 16.10.2007, 12 часов дня).
  2. Если обращаться на «ты», то писать это местоимение с маленькой буквы, если вы называете адресата на «Вы», то обязательно пишите это слово с большой буквы.
  3. Если письмо окончено и подписано, а вы забыли что-то существенное и хотите продолжить письмо, то принято ставить две латинские буквы с точками: PS. (постскриптум), т.е. после подписи, а окончание письма пометить первой буквой своего имени. Например, вместо Валентина в постскриптуме надо поставить только букву В с точкой. Бывает и P.P.S. (после постскриптума).
  4. Для письма принято использовать белую гладкую бумагу с красивым орнаментом.
  5. Открытки отправляются в конвертах.

Этические законы переписки

Первый закон. В письмах нельзя лгать. Это удар, который человек наносит не только адресату, но и себе. Неискренний человек не может ожидать искренности в ответ.

Второй закон. Откровенность. Скрытность в письмах быстро выходит наружу, и интерес к переписке у обоих партнёров пропадает. Недомолвки и недоверие убивают человеческий контакт, и переписка прекращается.

Третий закон. Неприкосновенность. Письма – это сугубо личное достояние, и читать чужие письма безнравственно, как и вообще лезть в чужую жизнь. Если мы считаем, что человек в письмах должен быть откровенным, то бережное отношение к их цельности и неприкосновенности – одно из правил нравственной чистоты, порядочности человека.

Четвёртый закон переписки. Право человека распоряжаться своими письмами. Русская пословица гласит: «Что написано пером, не вырубишь топором». Это мудрое изречение всегда надо помнить, когда собираешься писать письмо. Нельзя забывать, что, хочешь ты того или нет, но твоё письмо перестаёт принадлежать тебе, как только оно отослано.

3. Виды писем.

Незнайка: - Ребята, какие виды писем вам известны?

Учитель: - Письма бывают

               Деловые              личные

Письмо-поздравление

Письмо-пожелание

Письмо-просьба

Письмо-информация

Благодарственное письмо

(Схема на доске).

Учитель: - К нам пришёл почтальон Печкин и просит помочь разобрать письма. Скажите, кто и кому их написал. Определите вид письма.

1.                                           Мои папа и мама.

Я живу хорошо, просто замечательно. У меня всё есть, есть свой дом, он тёплый. В нём одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье моё не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается, а на днях я линять начал, старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи, зато новая растёт, чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась.

До свидания, ваш сын дядя Шарик.

(Письмо-информация)

2.                                  Добрыня!

Государственные дела требуют твоего срочного вмешательства. Повелеваю тебе получить дань с Бекета Хана Крымского.

Целую. Князь.

Извини за испорченные выходные.

P.S. Важно! Гонца возьми с собой. Пусть помогает.

(Письмо-просьба).

3.                               Дорогой Малыш!

Поздравляю тебя с Днём рождения. Пусть жизнь твоя будет сладкой, как варенье. Будь весёлым и жизнерадостным, как я.

Привет от …

(Письмо-поздравление).

4.                               Уважаемый…

Мы назначили Иванова С.Ф. новым представителем в Вашем районе. Сергей Фёдорович некоторое время работал в нашей фирме и хорошо знает все аспекты её деятельности. Иванов прибудет в город утром 17 мая 2007 года и обратится к Вам.

     Президент фирмы Соколов.

     (деловое письмо)

4. Письменная работа.

Учитель: - Сегодня на уроке вы научитесь писать письма личного характера и правильно заполнять конверт. Вы можете написать письмо другу, однокласснику, учителю, бабушке или дедушке. Алгоритм написания письма перед вами, правила заполнения конверта тоже. Не забудьте про самые важные для любого письма слова: здравствуйте и до свидания.

- Запишите их в тетрадь и запомните.

Алгоритм написания письма (на доске)

Схема текста письма

Письмо

1.Приветствие или обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки

Здравствуйте…

2. Основное содержание письма, сообщение о новостях

Напишу вам…

Хочу рассказать тебе о…

3. Вопросы адресату

Как вы живёте…

Как выше здоровье…

Какие у тебя новости…

Благодарность

Спасибо за то, что…

Благодарю вас…

Просьбы

Я прошу тебя…

У меня к вам большая просьба…

Заранее благодарен…

Напиши мне о…

Приветы

Передайте большой привет…

4. Прощание

До свидания…

Пока…

До встречи…

Всего хорошего…

С нетерпением жду ответа…

5. Подпись

Маша.

Любящая вас дочь Катя.

6. Дата и место написания

15 мая 2007 год

с. Каменная Балка

 

Правила заполнения конверта (на доске)

От кого Иващенко А.Г.

Откуда Ставропольский край

             Арзгирский район

             с. Каменная Балка

             ул. Садовая, 17

Индекс 356585

Кому Малько Л.Н

Куда г. Ставрополь

         ул. Доваторцев, д. 69, кв. 15

Индекс 357497

Сейчас можно послать письмо и без конверта, послав его по электронной почте.

5. Речевые задачи

1) - Письмо начинается с приветствия и обращения. Подумайте, к кому вы обратитесь со словами: «Здравствуйте, дорогие…», «Здравствуй, моя хорошая…», «Привет,…», «Уважаемая, Елена Сергеевна…»

   

 2) Послушайте письмо, адресованное бабушке.

Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе-

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

(Р. Алдонина).

- Какое впечатление произвело на вас это послание?

- Что можно сказать о человеке, написавшем это письмо?

6. Кроссворд

1. Человек, который разносит письма, посылки, телеграммы. (почтальон)

2. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (конверт)

3. Вид письма: личное и … (деловое)

4. Самый известный почтальон, герой мультфильма. (Печкин)

5. Вязкое вещество, которое используется для печати бандеролей и посылок. Горит и тает, все тайны скрывает. (сургуч)

6. Получатель письма. (адресат)

7. Учреждение, которое помогает нам общаться друг с другом и получать средства массовой информации. (почта)

8. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (письмо)

9. Почтовый символ конверта. (марка)

10. Пункт назначения письма. (адрес)

11. Короткое телеграфное сообщение. (телеграмма)

     7. Итог урока. Домашнее задание.

- Какую же роль в жизни людей выполняют письма?

В письме можно дать волю своей фантазии, помечтать. Напишите письмо на планету Марс или послание в бутылке с необитаемого острова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...