Конспект урока письма и развития речи (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока  по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_soglasovanie_prilag._s_sushch.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   специальное    (коррекционное)

общеобразовательное  учреждения для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья   «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа № 7»

План-конспект урока по русскому  языку в 7 классе

Тема «Согласование имён прилагательных с именами существительными»

Учитель русского языка: Т.П. Макушина

                                                             г. Егорьевск

                                                                  2013 г.

Цели:

 1.обучающая: систематизировать существенные признаки имени существительного  и  имени прилагательного  как части  речи; повторить грамматические категории данных частей речи; выявить особенности употребления  имён существительных и имён прилагательных в речи;

2. развивающая: развивать умения работы с языковым материалом, сравнивать, сопоставлять  изучаемые явления;

3. коррекционная:  активизация мыслительной деятельности  обучающихся, формирование умений группировать объекты,

4. воспитывающая: воспитывать умение работать в группах (коммуникативные умения); отстаивать свое мнение, любовь к родному языку.

Оборудование: наглядно-демонстрационный материал к заданиям  № 2,3,4,6,8

Тип урока:  комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
  • Сегодня необычный урок. На нём будет много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний, смекалки, внимания. Наша задача не только поиграть, но и повторить все, что мы знаем, узнать новое.

     

1. Отгадайте загадку.

Я белым одеялом

 Всю землю укрываю,

 Белю поля, дома

 Зовут меня... (Зима)

Какой частью речи является наша отгадка? (имя существительное)

Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (белый)

- Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?

снег белый и чистый

снег серый и тусклый

снег золотистый и голубой

снег голубой и синий

снег желтый и грязный

снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой

-Почему вы удивились при слове палевый?

- Можно так сказать о снеге?

-Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (имя прилагательное)

Итак, мы с вами вспомнили употребление имён прилагательных и имён существительных в речи. А теперь поговорим об их грамматических признаках.

2. Выберите верные утверждения.

  1. а) Имя сущ.-это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?

Б) Имя сущ. –это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?

  1. а) имя сущ.- это часть речи, которая обозначает признак предмета;

б) имя сущ.-обозначает предмет.

  1. а) Имена существительные изменяются по числам.

б) не изменяются по числам.

  1. а) имена сущ. бывают только мужского и женского рода

б) имена сущ. бывают муж., жен., ср.. рода.

  1. а) имя сущ.-это часть речи

б) имя сущ.- это часть слова

Ответы: 1)б; 2)б; 3)а; 4)б; 5)а.

  1.  Вспомним,  как согласуются  имена существительные и имена прилагательные в числе:

Определи, в каком числе стоят слова в первом столбике, и соедини их линией с нужным:

А) пришла

зеленая                                          ед. ч.

улица

светлые                                         мн.ч.

звери

заиграли

Б) фабрика

строил                                            ед. ч.

синие

тетради                                          мн.ч.

цветная

выиграли

В) съелиъ

лебеди                                            ед.ч.

короткая                                        мн. ч.

долины  

подошла

холодный

4. Важной категорией имени существительного и имени прилагательного является падеж. Поставьте имена прилагательные в нужном падеже относительно имён  существительных:

  Бродил по (густой) лесу, помогал  (старшая) сестре, рассказать (весёлый)  историю, выпал из (птичий) гнезда, скучал без  (добрая) мамы, подарил (мудрая)бабушке, звонил по (домашний) телефону, вспоминали о (весёлое) лете, разрезали  (кухонный) ножом, учились в  (новая) школе, люблю (тёплый)  море, смотрел  (интересный) фильм, пришли к (седой) деду.

     

      5.Физминутка.

       Горка высокая,  (поднять руки вверх, потянуться)

      Река глубокая, (присесть)

      Звезда далекая ,(подняться, руки вверх)

      И одинокая. (движения рук вправо-влево)

6. В каждом столбике зачеркни слова, которые не относятся к данному склонению:

1-е склонение                                  2-е склонение                     3-е склонение

картина                                              стол                                       глушь

 глаз                                                    диван                                   область                                                                                                                                                    дочь                                                    конь                                     родник

стенка                                                 море                                    степь

крыло                                                тишь                                     смелость

книга                                                  голова                                  тетрадь

юноша                                               яблоко                                   трава

хвост                                                  мышь                                     память

птица                                                  голос                                     растение

трава                                                   край                                      вода

природа                                              словарь                                 ель

пустыня                                              ученик                                  мышь

ночь                                                    лошадь                                 поле

дача                                                     озеро                                     помощь

7. Составьте  3  предложения   по теме   «Школа», определив род, число и падеж имён существительных и имён прилагательных.

8. Вставить в окошко пропущенную букву.

А). Гор*д, з*мляника, ст*лица, ч*рный, колл*кция, лаг*рь, г*род, ж*лтый, п*м*дор, д*рога, п*года, *ктябрь, *бед.

Б). Сев*р, ул*ца, в*сток, к*ртофель, м*рковь, завтр*к, п*года, *сина, мес*ц, лаг*рь, ул*ца, праз*ник, ж*лтый.

     9. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.

    Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.

    собака, ромашка, сладкий, дерево;

    линейка, круглый, облако, трава;

    зима, сугроб, шуба, пушистый;

   огромный, медведь, лиса, дом;

   книга, деревянный, носки, дуб.

   (По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)

       

  1. Подведение итогов урока:

1.О  каких  частях  речи  мы  сегодня  говорили на  уроке?

2.Какие грамматические признаки имён существительных и имён прилагательных мы вспомнили?

3. Как  согласуются имена существительные и имена прилагательные?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".

Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

Конспект урока письма и развития речи Тема: «Изменение глаголов по временам» 7 класс

Цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».Задачи урока:Образовательные:  организовать деятельность класса по теме , «Изменение глаголов по вр...

Конспект урока письма и развития речи в 8 классе на тему: "Местоимение"

        Конспект открытого урока письма и развития речи в  8 «Б» классе с применением новых образовательных технологий на тему: "Местоимение" (обобщающий урок...

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе по теме «Правописание гласных после шипящих»

Цель урока: Учить детей правописанию слов с сочетанием ча - ща.Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетанием жи - ши;  практическое овладение правописанием орфогра...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...