"Обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе" (подготовка к ЕГЭ)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Урок проводится  с использованием  материала сборника Н.А.Сениной, А.Г. Нарушевича «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» («Легион»,2013 г.). Данный урок проводится после изучения структуры сочинения-рассуждения. Заранее даётся индивидуальное задание (создание презентации «Домский собор, звукового файла «Токката и фуга ре минор» Баха», информация о Домском соборе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_sochineniyu.docx115.8 КБ
Office presentation icon sobor.ppt471 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по теме "Обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

 (подготовка к ЕГЭ)

Цели:

1.Формирование языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ.

2. Актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения.

3. Поэтапная отработка алгоритма написания сочинения.

4. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля .

Тип урока:  урок обобщения

Оборудование урока: мультимедийный проектор,  звукозапись, текст статьи

В. Астафьева, опорный конспект, приложение №1, №2.

Методический комментарий: Урок проводится  с использованием  материала сборника Н.А.Сениной, А.Г. Нарушевича «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» («Легион»,2013 г.). Данный урок проводится после изучения структуры сочинения-рассуждения. Заранее даётся индивидуальное задание (создание презентации «Домский собор, звукового файла «Токката и фуга ре минор» Баха», информация о Домском соборе).

Ход урока

I Организация урока

II. Основная часть

1. Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Этот урок поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы в части С. Работа в группах создаст на уроке более комфортные условия для написания сочинения-рассуждения по статье В. Астафьева (тексты розданы всем учащимся).

2. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля.

- Назовите стили речи

– Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи.

1 группа: лексическое значение, цель стиля        

2 группа: признаки

3 группа: языковые особенности публицистического стиля.

3. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.

А) Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы.

Какова композиция сочинения-рассуждения?

(Формулировка одной из проблем исходного текста

Комментарий по выбранной проблеме

Формулировка позиции автора

Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)

Заключение.)

– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.

Б). Чтение учащимися исходного текста:

В) Анализ текста.

Определение стиля и типа речи.

– К какому стилю речи относится данный текст?

– Какой тип речи преобладает?

(Текст относится к публицистическому стилю, так как сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования и описания.)

- Всё ли было понятно в содержании? Что вам известно о Домском соборе?

Проверка выполнения домашнего индивидуального задания

- презентация «Домский собор»;

- информация о нем;

- звуковой файл.

Приложение №1

        Такое домашнее задание было дано не случайно, потому что оно помогает точнее понять содержание статьи.

- Прежде чем вы определите тему текста, проанализируйте содержание каждого абзаца, выделите в нём ключевые слова и наиболее важные мысли автора.

- Какова тема текста?

(Влияние музыки на человека)

- Какова основная мысль?

(Великая музыка очищает душу человека, преображает не только его, но и весь мир)

1 этап  Нахождение проблемы текста.

– Сформулируйте проблему. Запишите её в форме вопросительного предложения или словосочетания.

(Каково влияние музыки на человека? Проблема воздействия музыки на человека)

        Заостряю внимание учащихся на том, что, выбрав проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

        Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами. За правильно сформулированную проблему даётся 1 балл.

- Вспомните, каким может быть зачин в сочинении(см. опорный конспект)?

2 этап  Комментарий к проблеме (текстуальный) – 2 балла

( Работают все группы. По результатам работы составляется «рекомендация» к комментарию)

- Обратить внимание на характеристику музыки, звуков.

- Меняющееся состояние автора.

- Мысли, возникающие в процессе звучания музыки.

- Особенность композиции.

3 этап  Нахождение позиции автора – 1 балл

( Работают все группы.)

Четко сформулируйте её (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора». Тем, кто сформулировал проблему в форме вопроса, нужно ответить на него. Этот ответ отразит авторскую позицию.

4 этап  Аргументация – 3 балла

- Вспомните, как вводится аргументация?

Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ  ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ НЕ МЕНЕЕ 2 АРГУМЕНТОВ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ ВЗЯТ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ИЛИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Обращаю особое внимание на то, из чего должен состоять аргумент (см. опорный конспект).

Работа по подбору аргументов может проводиться и в группах (для более слабых учеников – консультант), и индивидуально.

        Примеры иллюстраций к аргументам, приведенных учащимися: воздействие музыки на героя «Слепого музыканта» В.Г. Короленко, на Николая Ростова после проигрыша в карты («Война и мир» Л.Н. Толстого); чувства Обломова после пения Ольги в одноимённом романе И.А. Гончарова и др.        .         .

   

Заключительный этап. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения

Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарий, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме

1.      Следите за абзацным членением текста

2.      Избегайте громоздких предложений

3.      Не уверен – не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь

4.     Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях

5.     Посмотрите, соответствуют ли аргументы указанной проблеме

5.  Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы. Пример: автор статьи, фамилия автора (например, В. Астафьев), прозаик, писатель

III. Подведение итогов урока.

( Сочинение пишется в классе на следующем уроке в этот же день)

– Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?

– Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?

- Домашнее задание: доработать черновой вариант созданного в «рабочих листах» текста, учитывая все замечания и рекомендации.

Сочинение ученицы

( Орфография и пунктуация автора сочинения)

        Жизнь подобна горной реке с её резкими подъёмами, внезапными спусками и неожиданными преградами. У каждого из нас бывают неприятности и невзгоды. Мы можем чувствовать себя одинокими, покинутыми всеми или пребывать в унынии, хандрить, как Евгений Онегин. Но что может спасти нас?  Конечно, искусство.

        Вот и В.Астафьев в своём тексте затрагивает проблему роли музыки в жизни человека. Ведь музыка – один из видов искусства.

        Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор говорит о своих чувствах, которые он испытывает при посещении Домского собора в Риге. « Они (звуки) всюду, всё наполнено ими: душа, земля, мир».  В.Астафьев с восхищением рассказывает о переменах в своей душе: «Душевная смута, вздорность суетной жизни…- всё-всё осталось в другом месте, в другом свете, в другой отдалившейся от меня жизни». Действительно, музыка помогает человеку освободиться от невзгод и страданий. Наслаждаясь звуками пения, ты ощущаешь небывалый подъём душевных сил.

         В.Астафьев считает, что в музыке таится великая сила, способная помочь человеку в самых тяжёлых жизненных ситуациях.

        Я согласна с автором. Да, в музыке заключено невидимое могущество. Музыка – неиссякаемый источник душевных сил. Она делает жизнь человека счастливее и лучше, даже в самые ужасные минуты.

         Об этом неоднократно говорили в своих произведениях  русские писатели. Так, в романе Гончарова «Обломов» есть эпизод, когда Илья Ильич, человек ленивый, слушает пение Ольги. Звуки её голоса заставили его воспрянуть от «сна», начать жить.

         Также можно вспомнить блокаду Ленинграда. Люди, умирающие от голода, обессилившие от страданий, пришли насладиться симфонией Шестаковича. Ведь музыка дает нам силы жить дальше, оставаться людьми.

         Итак, музыка творит с человеком изумительные вещи. Она может взбодрить его, пополнить запас душевных сил и помочь выжить в этом сложном мире.

Приложение №2

Блок 1. Композиция сочинения  

 Блок 2.  Зачин в  сочинении-рассуждении

Вступление, как и заключение, - это важные композиционные части сочинения. Вступление может

  • вводить тему текста
  • сообщать об основной проблеме текста
  • определять круг проблем, затронутых автором
  • быть основанием для объяснения основной проблемы
  • содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста
  • содержать обобщённое  рассуждение  по теме, раскрываемой автором

Формы зачинов:

  • Лирическое размышление
  • Рассуждение о заглавии
  • Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста
  • Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста
  • Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста
  • Описательное утверждение

Грамматические средства оформления зачинов:

  • Назывное предложение или ряд назывных предложений
  • Риторический вопрос
  • Цепочка вопросительных предложений
  • Вопросно-ответное единство
  • Цитата

Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение +  риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.

Речевые клише:

  • Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
  • Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…
  • Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )
  • Передо мной размышления …  (кого?) на животрепещущую тему…

Блок 3.    Как сформулировать проблему исходного текста?

 

Теоретическая часть

Проблема -  это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Основные виды проблем:

Речевые клише. Формулируем проблему

  • Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
  • Касается …  проблемы.
  • Уделяет внимание ... проблеме.
  • Над какой-л. проблемой думать, работать.
  • Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
  • Автор затрагивает проблему...
  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
  • Автор очень эмоционально отстаивает идею...
  • Автор привлекает наше  внимание к очень важной проблеме…

Блок 4.   Как прокомментировать проблему.

Теоретический материал

Комментировать – объяснять, пояснять.  

Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста.

Поскольку в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста, то  целесообразнее писать текстуальный комментарий. Чаще всего совмещают два вида комментария.

 

Концепционный  комментарий

Примерные вопросы:

  • К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая)
  • Насколько она злободневна?
  • Что делает её злободневной?
  • Традиционна ли эта проблема или нова?
  • Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
  • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
  • Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
  • Кому приходилось обращаться к  данной проблеме?

Речевые клише

Об этом много пишут …

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:...

Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема   актуальна, поскольку   о ней пишут в газетах, говорят  на телевидении,  её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги  …

Блок 5.   Формулируем позицию автора

Теория

Проблема – это вопрос, который волнует автора.

Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

1) Перечитать текст

2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
  • Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

  Средства выражения авторской позиции

Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…

…- Так определяет автор своё отношение к …

Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого)…

Автор образно представляет  суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы …

Автор заставляет  читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)…

Автор передаёт  глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий,  обобщений, размышлений и т.п.)…

Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений…;

Автор недвусмысленно   подчеркивает   свое   негативное  (положительное) отношение к ...

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни…

Автор показывает негативную сторону нашей жизни…

Автор подчеркивает  остроту поставленной проблемы…

Автор убеждает  читателя в правоте своей позиции…

В словах автора звучит    мнение большинства людей…

Автор пытаться найти в читателе единомышленника…

Автор пытается понять, почему …

Автор усиливает  положительное (или отрицательное)  отношение читателя  к  чему-либо…

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Авторская  позиция ясна: …

- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально…

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях…

Автор показывает  образец (антиобразец) поведения, отношения к  жизни…

Автор приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни…

Точка зрения автора на выдвинутую проблему обозначена прямо.

Блок 6.  Выражаем своё отношение к проблеме и аргументируем .

Цель этой части работы – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение.  Таким образом,  выражая собственное мнение о  выявленной  в тексте проблеме, читатель может согласиться  с точкой зрения автора или  опровергнуть её.  

Позиция согласия/несогласия

За

Против

Особенно близка мне мысль автора о…  

Мне близка позиция автора по отношению к …  

Я, безусловно,  согласен с автором в том, что…  

Я вполне согласен с мыслями автора о…  

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Автор прав, утверждая, что…

Осмелюсь не согласиться с автором в том, что…  

Мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора…  

Мысли автора о … близки мне, однако…  

Позволю себе не согласиться с автором в том, что… ;

на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;

В отличие от автора, я считаю, что...

Однако не со всеми доводами  можно согласиться…

Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

 Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Необходимо сформулировать тезис -  главную мысль автора текста, которую вы стараетесь доказать, обосновать или опровергнуть.

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями),  собеседником.

Аргументировать –   приводить доказательства, аргументы.

Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…).

Исходя из требований к  сочинению-рассуждению целесообразно использовать в своей работе разные типы аргументов:

Как выразить собственное мнение и аргументировать его?

   

  Пример. Тезис:   чтение книг играет огромную роль в жизни человека.

Аргументы:

«ЗА»

  • Чтение расширяет наш кругозор, углубляет наши знания  о мире и человеке.
  • Человек, который не читает книги, имеет узкий кругозор
  • Чтение художественных произведений пробуждает эмоции.
  • Чтение приносит людям утешение, дарит на надежду.
  • Художественная литература рождает в человеке добрые чувства.
  • Хорошие книги  воспитывают человека, делают его  лучше.
  • Человек, не читающий книг,   ограничен    в общении…

Против:

  • Не всякая книга может принести пользу человеку.

Вывод: книга – это важная составляющая интеллектуального обогащения и нравственного воспитания человека.

Список использованных ресурсов:

  1. Егораева Г.Т. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  2. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку// газета «Русский язык». - №12. – 2006 г.
  3. Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» - Ростов-на-Дону, «Легион»,2013 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

Урок  по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"...

Презентация по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

Презентация по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"...

Мастер- класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения 9.3.

Мастер-класс «Технология критического мышления. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 9.3»Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовк...

Открытый урок по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

Задачей этого урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля. Выполнение задания 27 при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хо...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...

Подготовка к ЕГЭ. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Обучение написанию сочинения по тексту публицистического характера....