урок по русскому языку в 5 классе "Эта удивительная страна слов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Воронкевич Елена Николаевна

Повторительно-обобщающий урок по теме "Лексика" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eta_udivitelnaya_strana_slov.docx39.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Эта удивительная страна слов».

Урок русского языка.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Лексика».

Цели:

Образовательные: 
формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова;
совершенствовать умение работы со словарями разных типов.

Развивающие: 
развивать творческое мышление, активность учащихся;
совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные
привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку;
воспитывать бережное отношение к родному языку.

Объявление темы и задач урока.

Учитель: Здравствуйте. Сегодня, ребята, мы совершим с вами путешествие по стране «Лексика».  Но чтобы начать путешествие, надо повторить все слова-термины, которые мы изучали в разделе «Лексика».

Приготовьте маршрутные листы.

Сейчас мы проверим вашу быстроту и знания. Кто правильно напишет все термины, тот получит орден «Лучший теоретик».

  1. Все слова языка. (Лексика)
  2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)
  3. Слова, имеющие одно значение. (Однозначные)
  4. Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)
  5. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)
  6. Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. (Омофоны)
  7. Слова, близкие по значению. (Синонимы)
  8. Слова, противоположные по значению. (Антонимы)
  9. Устойчивые сочетания слов. (Фразеологизмы)

Первая наша остановка – станция «Словарная», но попасть мы туда пока не сможем. Начальник станции приготовил для нас испытания. Справимся ли мы? Тогда начинаем.

На столах у вас словари антонимов, синонимов,  толковые словари.  Пользуясь словарями, приведите примеры:

I группа – многозначных слов,

II группа – синонимов,

III группа – антонимов.

Проверяем задание.

-Молодцы, ребята! Теперь мы можем двигаться дальше.

Следующая станция «Многозначительная». А здесь нас ждет новое задание. Все жители станции не хотят принимать в свою семью слово «земля». Давайте им докажем, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное слово. Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова. Для справок: планета, территория, Родина, почва, суша.

  1. Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова Однозначных и Многозначных Слов (земля – территория)
  2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)
  3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)
  4. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)
  5. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)

Следующая станция «Синонимическая». А здесь нас ждет новое задание. Все жители станции живут семьями в отдельных домиках. Но накануне был сильный ветер и все перепутал. Жители просят нас помочь найти свои семьи.

Задание: Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.

  1. Отважный, гигант, бояться, неустрашимый.
  2. Холод, храбрый, мороз.
  3. Стужа, великан, титан.
  4. Трепетать, опасаться, робеть, смелый.

- И с этим заданием вы справились. Мы продолжаем свое путешествие.

Страна «Лексика» нас продолжает удивлять. Послушаете стихотворение, которое так и называется «Удивительные вещи». Если вы правильно определите, о каких словах идет в нем речь,  то узнаете, на какой станции мы оказались.

Страшные вещи в природе бывают.
Ножки у стула. Но стул не шагает.
Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил», - говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре? 
(автор К. Корд)

- Что удивительного в том, что стул не шагает, часы никого не обижают, а слона не пускают в оркестр? Что это за слова?

- Так на какой станции мы оказались? Верно, ребята, это станция «Омонимическая». Здесь живут двойники. Какие именно, вы узнаете, когда отгадаете загадки:

  1. Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. (Очки)
  2. В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки)
  3. В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед. (Челн)
  4. Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу. (Ключ)
  5. На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. (Коса)

- Молодцы, и здесь вы справились успешно с заданием и помогли жителям острова. Но пора отправляться в путь. Впереди еще станция «Антонимическая».

А ее жители предложили нам  сыграть в игру.

Игра «Лексическое лото»

Правила: класс делится на группы. Каждой группе раздаются карточки со словами. Каждое слово пронумеровано. Учитель читает слова-антонимы (каждое слово – на отдельной карточке) и отдает группе, у которой на карточке имеется антоним к нему.

http://festival.1september.ru/articles/526971/img1.gif http://festival.1september.ru/articles/526971/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/526971/img3.gif http://festival.1september.ru/articles/526971/img4.gif

http://festival.1september.ru/articles/526971/img5.gif

Слова-антонимы:

1. Удача.

2. Талантливый.

3.Чёрный.

4. Слава.

5. Дальний.

6. Меньше.

7. Прошлое.

8. Вниз.

9. Утром.

10.Внутренний.

11. Мир.

12. Назад.

13. Дружба.

14. Разлука.

15. Мудрец.

16. Сладкий.

17. Нежность.

18.Чистота.

19.Нет.

20.Дорого.

21.Мягкий.

22. Нездоровый.

23. Ложь.

24.Урод.

25. Хуже.

26. Много.

27. Правда.

28.Оправдывать.

29.Соглашаться.

30. Последний.

31. Хороший.

32. Спуск.

33. Ложь.

34. Сторонник.

35. Грусть.

36.Тьма.

37. Слабый.

38. Шум.

39.Глупый.

40. Плохой.

 Подведение итогов урока.

- Вот и закончилось наше путешествие. Что мы сегодня с вами повторяли на уроке?

Домашнее задание.

Выпишите из словарей фразеологизмы со словом голова. Кто найдет больше всех фразеологизмов, получит маленький приз на следующем занятии.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку в 8 классе "Вводные слова и предложения"

Данная презентация рассчитана на два  урока и поможет учащимся понять данную тему....

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Конспект урока по русскому языку "Чередование гласных в корне слова"

Чередование гласных в корне слова. Материал даётся блочно. Удобен для применения на уроках русского языка в любов параллели как для изучения новой темы, так и для повторения...

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе. «Познай слово. Рождается внезапная строка» Урок развития речи.

Развитие речи учащихся для седьмого класса по предмету Русский язык....