Конспект урока по русскому языку "Слитное написание союзов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока составлен на основе проблемного метода обучения. Урок имеет следующие цели.

Образовательные цели:

1)научить учащихся отличать союзы от омонимичных частей речи;

2)познакомить с написанием союзов;

3)формировать навык написание союзов.

Развивающие цели:

1)формировать навык самостоятельного  сопоставления и анализа примеров;

2)формировать умение  самостоятельно делать вывод.

Оборудование:

1)компьютер;

2)проектор или телевизор( для презентации);

3)раздаточный материал (см.приложение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_soyuzov.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе.

Тема             «Слитное написание союзов тоже, также, зато ,чтобы».

Цели        .

Образовательные цели:

1)научить учащихся отличать союзы от омонимичных частей речи;

2)познакомить с написанием союзов;

3)формировать навык написание союзов.

Развивающие цели:

1)формировать навык самостоятельного  сопоставления и анализа примеров;

2)формировать умение  самостоятельно делать вывод.

Оборудование:

1)компьютер;

2)проектор или телевизор( для презентации);

3)раздаточный материал (см.приложение).

Доска:                             Дата.

                               Классная работа.

                     (тема урока не записана).

(На доске необходимо сразу записать фамилии2-3 учащихся, которых будут помощниками).

                Ход урока.

                                                                

1.Приветствие детей.

2.Проверка готовности детей к уроку(наличие принадлежностей, раздаточного материала).

3.Повторение.(слайд №1)

        

4.Переход к  новой теме через проблему.

Слайд №2.

Фронтальная работа с классом.

Целеполагание.

-Прочитайте внимательно предложения.(слайд «2)

-Какой вопрос вы себе задали? (почему пиш.слитно или раздельно?)

-Итак,проблема.  Любая проблема должна быть решена. Ваши варианты решения ?  

(определить часть речи ( для детей это должно стать «золотым» правилом решения проблем , связанных с орфографией).

- Зачем?( грамотно писать…)

-Выпишите выделенные слова в 2 столбика: слитное написание и раздельно, определите часть речи(1 минута)

Слайд №2. Проверка.

-В 1 столбике даны простые союзы. Мы знаем, что они пишутся слитно, а во втором столбике даны части речи, которые пишутся раздельно.

-Итак , мы определили часть речи. Проблема решена? Вы сможете грамотно написать эти слова?

-Нет.

-А что самое главное научиться делать?

-Научиться отличать союзы от синонимичных частей речи.

-Зачем?( Грамотно писать, определять синтаксическую роль в предложении, расставлять знаки…)

-Как?

Слайд.(№3.)

Сформулируйте и запишите тему урока на листочке (приложение №1) .

Учащиеся самостоятельно решают проблему, поставленную на данном уроке.

Учитель консультирует помощников, и через 5-7 минут дети могут уже обращаться за помощью к соседу, к помощникам или к учителю. В конце урока учитель собирает раздаточный материал для проверки. Помощники получают дополнительные отметки  по усмотрению учителя.

Приложение №1.

Я сегодня научусь________________________________________________________, чтобы _________________________________ .

 Для этого мне необходимо провести эксперимент.

А)1. Незнакомец был невысок ростом, за(то) плечист.

    2. Мальчик получил награду за(то), что спас ребенка.

Ход эксперимента.

1)Попробую задать вопрос. Получилось? (1 предл._______ ;2 предл.________)

2)Попробую выяснить , явл. ли членом предл. (1-_________;2-_______)

3)Попробую заменит  союзом НО. Получилось? (1-_________; 2-________)

Сделаю вывод: В 1 предложении за(то)явл.________ ,поэтому я напишу______________ .Во. за(то)явл._________, поэтому я напишу____________ .

Б) 1.Я то(же)хочу стать артистом.

     2.Сегодня мы выполним то(же)задание, что и вчера.        

Ход эксперимента.

1)Попробую задать вопрос.  (1 предл._______ ;2 предл.________)

2) Попробую выяснить , явл. ли членом предл. (1-_________;2-_______)

3)Попробую убрать ЖЕ .Получилось? (1-_________; 2-________)

4)Попробую заменить союзом И. Получилось? (1-_________; 2-________)

Сделаю вывод: В 1 предложении то(же) явл.________ ,поэтому я напишу______________ .Во 2  то(же)явл._________, поэтому я напишу____________ .

В)Что(бы) такое съесть, что(бы) похудеть.

Ход эксперимента.

1)Попробую задать вопрос.  (1._______ ;2.________)

2) Попробую выяснить , явл. ли членом предл. (1-_________;2-_______)

3)Попробую убрать бы .Получилось? (1-_________; 2-________)

4)Попробую заменить союзом  для того чтобы. Получилось? (1-_________; 2-________)

Сделаю вывод: В1случ. что(бы) явл.________ ,поэтому я напишу______________ .Во 2 что(бы) явл._________, поэтому я напишу____________ .

2.Проверю свои выводы, изучив теорию(карточка №1). Все верно? (№1- 3 балла)

3.Выучу и расскажу теорию соседу.(№2- 2 балла). (Не забудь вклеить в справочник!)

4.Я учусь применять теорию на практике!!!

Уровень 1.

Я могу объяснить написание союзов и сходных с ними омонимичных сочетаний, опираясь на теорию(№3 + или-; 2+ =1балл))

  1. Олегу тоже не сиделось в бричке.(….)
  2. Чтобы писать грамотно, надо знать и теорию.(….)
  3. То же слово, да не так бы молвить.(….)
  4. Все очень устали, зато цели достигли.(….)
  5. По окончании митинга народ разошёлся так же быстро, как и собрался.(…..)
  6. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба.(….)

Уровень 2.Я могу раскрыть скобки. Определю части речи. (№4  1пр.=1)

1) В этом доме мы увидели все то (же).  Дети вышли на улицу, мы то(же).

 2) Что (бы) я ни говорил они меня не слушали. Я вышел, что(бы) освежиться.

3) День прошел так (же) как вчера. Катя танцевала, пела а так(же) играла на пианино.

Уровень 3 . Я могу выписать предложения с союзами. Помню: союзы пишутся___________ .

  1. От дождя женщина спряталась под дубом, нам то (же) пришлось искать пристанище.
  2. Трудно себе представить, что (бы) со мной было, если бы пароход опоздал.
  3. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, что (бы) из сада не несло жаром.
  4. Дождь прекратился, ветер то (же) затих.
  5. Марьяна улыбалась редко, за (то) её улыбка всегда поражала.
  6. Что (бы) он ни делал, всё у него получалось хорошо.
  7. Выполни то (же) задание.

ПРОВЕРЮ!!! .(№5 1пр.=2б)

Уровень 4. Я могу закончить данные предложения.(№6 1 пр.=3 балла)

  1. Что бы ни случилось, _____________________________________.
  2. Надо беречь природу сегодня, чтобы ________________________.
  3. Я был благодарен другу за то, ______________________________.
  4. Отцветает черёмуха, зато __________________________________.

Уровень 5.Я могу самостоятельно составить предложения с союзами зато, тоже, также, чтобы и с омонимичными им сочетаниями . ( на выбор)( №7 1 предл. =3 балла)

        

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

40-34=5

33-24=4        Отметка________ .
                                                                                    23-17=3

Я смогу (не смогу) объяснить правописание выделенных слов в предложениях, предложенных в начале урока.

 Самым сложным для меня сегодня на уроке было__________________________________________________ .

А самое главное !!!__________ мы ни делали,  всегда мы заодно.

Доп.задание. Спиши, вставь пропущенные союзы или синон. части речи.

1.За ___   решение трудной задачи его отметил учитель.

2. Мои друзья пошли в театр, я то ___ пошёл.

3. Представление в цирке было то ___, что и на прошлой неделе.

4. Задание по алгебре было то ___, что и вчера.

5. Книга показалась мне то ____ интересной.

6. Что ___ ты подумал о человеке, который не сдержал слово?

7. Что ___ быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.

8. Фильм был интересен так ___ , как и предыдущая работа режиссёра.

Д.з. 1)Выучу теорию.(карточка№1)

       2)упр.346 (Б.) или дополнительное задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 7 класса по теме: "Правописание союзов"

В помощь учителю русского языка и литературы. "Правописание союзов", на мой взгляд, одна из трудных тем в изучении правил русского языка. Предлагаю своё видение изучения этой темы. Буду рада, если это...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание союзов"

Урок закрепления материала по русскому языку в 7 классе по теме: "Правописание союзов"...

Открытый урок на тему «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»

Урок русского языка в 7 классе.Цели урока:1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.3. совершенствовать ...

Технологическая карта урока по теме "СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ", 7 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ОБЩАЯ ЧАСТЬПредмет –русский языкКласс  - 7 Тема урока - СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫПланируемые образовательные результатыПредметныеМетапредм...

Конспект урока по русскому языку «Написание адреса на конверте»

Конспект урока по русскому языку «Написание адреса на конверте» (коррекционная школа)...

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».  Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...