Уроки русского языка 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Материалы к урокам русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 5 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 5 класс

I. Диктант

       Выходишь весной в прибрежную рощу и удивляешься наступившим переменам. Больше слышишь птичьих голосов. Уже поют, заливаются звонкими трелями соловьи. На опушке выросли яркие голубые подснежники, рядом подымаются стебли ландышей. На тополе, осине, березке уже появилась первая зелень. Легкий весенний ветер несет с простирающихся полей запах влажной земли. Утром, на заре, прошел дождь, и на травинках блестят прозрачные капли. (…) Как свеж, ярок и погож наступающий день!

II. Задания к тексту
1 вариант
1. Озаглавьте текст.
2. Допишите несколько предложений, которые можно включить в текст после знака (…).
3. Определите спряжение глагола
выр_сли.
4. Найдите в тексте 1 притяжательное прилагательное, выпишите его в словосочетании с существительным, укажите род, число, падеж.
5. Каким правилом вы пользовались, чтобы написать слово
свеж?
6. Составьте схему третьего предложения.

2 вариант
1. Озаглавьте текст.
2. Допишите несколько предложений, которые можно включить в текст после знака (…).
3. Определите спряжение глагола появилась.
4. Найдите в тексте 1 относительное прилагательное, выпишите его в словосочетании с существительным, укажите род, число, падеж.
5. Каким правилом вы пользовались, чтобы написать слово
погож?
6. Составьте схему пятого предложения.

Оценка выполнения контрольной работы по русскому языку

Уровни оценивания диктанта
4 уровень – диктант написан без ошибок или с 1 негрубой орфографической или пунктуационной ошибкой;
3 уровень – допущено 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 3 орфографических ошибки;
2 уровень – допущено 3 орфографических и 3 пунктуационных ошибки или до 5 (включительно) орфографических ошибок;
1 уровень – допущено ошибок больше, чем описано во 2 уровне.

Уровни оценивания грамматических заданий
4-ый уровень – все задания выполнены правильно, могут быть допущены 1-2 недочета;
3-ий уровень – в заданиях допущены 1-2 ошибки и не более 2-х недочетов;
2-ой уровень – в заданиях допущено2-3 ошибки и не более 3-х недочетов.
1-ый уровень – выполнена правильно половина заданий или больше половины заданий, но с ошибками и недочетами.
Примечание: составленные учениками предложения при оценивании грамотности учитываются. При оценивании грамматического задания рассматривается их соответствие теме, сочетаемость с контекстом, речевая полноценность.



Предварительный просмотр:

Фонетическая зарядкa

“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского прибоя”.

К. Г. Паустовский

Если прислушаться, то можно услышать, что мир наполнен звуками. Шумит ветер, гудят машины, звучат приемники, телевизоры, звон колокольчика, тиканье часов, птичьи голоса. Все это звуки. Но для того, чтобы люди могли обращаться, что-то сообщать друг другу, очень важны звуки речи. Из звуков речи состоят слова.

Фонетика – одна из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Особое внимание нужно обращать на различие понятий “звук” и “буква”, вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе, правильно выделять ударные слоги, умение делить слова на слоги.
При обучении грамоте учимся делить слова на слоги, определять ударение в словах. Для закрепления провожу задания, которые детям интересны. Привожу примеры таких заданий.

Игра “Переселение зверей”.

(Учитель рассказывает содержание игры.)

Дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить. И тогда решили: те животные , чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д ..

Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай, ласка, еж, барсук, енот.

Игра “Переезд”.

Звери решили себе купить мебель. На первую машину погрузили мебель, в названии которой один слог (стол, шкаф, стул), на вторую – название из двух слогов (диван, ковер, люстра, кровать, кресло), на третью – из трех слогов (зеркало, тумбочка).

Игра “Новоселье”.

Звери решили отпраздновать новоселье. Они отправились в магазин и стали закупать только те продукты, в названии которых ударение падает на второй слог. Выберем, что закупили звери.

Слова: торт, печенье, булка, конфеты, мороженое, лимонад, компот, ватрушка, пирог, сок, лимоны, груши, капуста, морковь.

Игра “Рыбалка”.

Однажды Волк с Лисой отправились ловить рыбу. После рыбалки решили поделить рыбу. Волку досталась рыба, в названии которой один слог, а лисе – та рыба. в названии которой два слога.
Дети говорят, что Волку достанется сом, ерш, лещ, язь, линь, а Лисе – карась, щука, плотва, налим, угорь, окунь, жерех.

Содержание этого задания можно изменить. Например: Волку досталась рыба. в названии которой звуков меньше, чем букв, а Лисе – рыба, в названии которой звуков столько, сколько букв. Значит, Волк получит такую рыбу, как карась, голавль, окунь, пескарь, линь. У Лисы будут сом, плотва, красноперка, налим, карп.

Игра “В лес по ягоды и грибы”.

Решили звери на зиму запасти ягод и грибов. Стали в лес ходить. Решили собирать только те ягоды, в названии которых ударение падает на второй слог.

(Называю по два слова, а дети выбирают нужное ).

Клюква или брусника?
Малина
 или земляника?
Черника или костяника?

Белочка грибы на зиму сушить стала, но собирала только те грибы, в названии которых 3 слога. (На доске картинки с изображением грибов. Дети выбирают и называют: боровик, лисичка, моховик, опенок, волнушка).

Игра “В зоопарке”.

Ребята были в зоопарке. Но смотрели не всех зверей, а только тех , в названии которых три слога.

(Называю по два животных, а дети выбирают нужное слово).

Слон или бегемот?
Косуля
или медведь?
Волк или
лисица?
Мартышка
 или тигр?
Лев или
носорог?
Крокодил
 или росомаха?
Леопард или манул?

Задания.

1. Назовите слова, в которых при изменении ударения меняется смысл: пироги, замок, кружки, стоит.

2. Нужно изменить звук, чтобы получилось новое слово: карта – парта, тушить – тужить, врач – грач, колос – голос.

3. Нужно к слову добавить новый звук, чтобы появилось новое слово: сон – стон, каска – краска, кошка – крошка, ролик – кролик, тучка – штучка, сук – стук.

Начиная со второго класса на уроках русского языка провожу фонетическую зарядку.

Задания постепенно усложняются. Это же самое задание о животных можно усложнить. Выбрать тех животных, в названии которых есть только твердые согласные

Слон или бегемот?
Тигр или
волк?
Барсук или крокодил?
Носорог или медведь?
Панду или обезьяна?
Зебра или
 норка?

Фонетическую зарядку чаще всего провожу в начале урока. Это могут быть занимательные вопросы, ответы на которые дети обычно не знают. Даю 3 –4 варианта ответов. По подсказке они отвечают на вопрос. Таким образом, проверяю не только знание фонетики, но и развиваю любознательность.

Примеры таких вопросов.

1. Чем питается животное большая панда?

а) бамбук,
б) пальма,
в) лиана?

Подсказка: 2 слога, 4 согласных.

2. В 1980 году в Москве проходили XXII Игры Летней Олимпиады. Какое животное было символом Олимпиады?

а) лиса,
б)
 медведь,
в) заяц?

Подсказка: в слове все согласные мягкие.

3. Какое озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым?

а) Балхаш,
б)Байкал?

Подсказка: в названии озера есть 2 глухие согласные.

4. Какая страна первая обрела флаг?

а) Япония,
б)
 Дания,
в) Россия?

Подсказка: в отгадке 6 звуков.

5. В какой стране впервые стали пользоваться ложками?

а) Индия,
б) Греция,
в)
 Египет?

Подсказка: 6 букв, 7 звуков, ударение падает на второй слог.

6. Какое из данных животных обитает только в Австралии?

а) бегемот,
б) леопард,
в)
 утконос?

Подсказка: в отгадке 3 слога, ударный последний слог, все согласные твердые.

7. Назовите самую высокую гору в Европе.

а) Монблан,
б)
 Эльбрус?

Подсказка: в названии 7букв, 6звуков.

8. Самая большая река в мире.

а) Енисей,
б)
 Нил,
в) Амазонка,
г) Лена.

Подсказка: все согласные сонорные.

9. У какой птицы самые широкие крылья?

а) альбатрос,
б) гриф?

Подсказка: в названии этой птицы есть буква, которая не обозначает звука.

10. Какую страну можно из конца в конец проехать на метро?

а) Ватикан,
б)
Сингапур,
в) Люксембург.

Подсказка: есть 2 непарные согласные, 1согласная мягкая.

11. Кто изобрел носовые платки?

а) французы,
б)
немцы,
в) англичане.

Подсказка: в слове 2слога.

12. В какой стране самый большой стадион?

а) Англия,
б) Россия,
в)
Испания.

Подсказка: в названии страны 4слога.

13. Самая большая планета из нашей Галактики.

а) Сатурн,
б)
Юпитер
в) Уран.

Подсказка: в ответе есть буква, обозначающая 2 звука.

14. Самый густонаселенный город в мире.

а) Токио,
б) Дели,
в) Пекин.

Подсказка: В ответе все согласные глухие.

15. Какая птица спит в воздухе?

а) орел,
б) кукушка,
в)
стриж.

Подсказка: в конце слова есть сомнительная согласная.

Иногда задаю вопросы на уроке по разным темам. Обычно на уроке задаю 3 – 4 вопроса. Некоторые вопросы связаны между собой по темам. Например: “Южная Америка”, “Северная Америка”.

1. Лист какого дерева изображен на флаге Канады?

а) тополь,
б)
клен,
в) дуб,
г) рябина.

Подсказка: 1 слог, 3 согласных, 1 согласный звук мягкий.

2. Самая большая страна в Северной Америке.

а) Мексика,
б) США,
в)
 Канада.

Подсказка: Все гласные а.

3. Самая большая страна Южной Америки.

а) Аргентина,
б)
Бразилия,
в) Венесуэла.

Подсказка: в слове все согласные звонкие.

4. В какой стране Южной Америки находится самое сухое место на Земле.

а) Боливия,
б)
Чили,
в) Уругвай.

Подсказка: 2 слога.

Для домашнего задания составляю более сложные задания, на которые требуется больше времени. Если на уроке дети отвечают устно, то эти задания выполняют письменно.

Карточка № 1.

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

  1. в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь),
  2. в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),
  3. в слове 1слог, все согласные звуки твердые,
  4. в слове 4 слога (помидоры)

В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

Карточка № 2.

1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник.
Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв (арония, яблоки).

2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков? (Апельсины).

Карточка № 3.

1. В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты.
Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков? Мама дочке купила пальто.

2. В магазине “Обувь” продают сапоги, ботинки, туфли, тапки, босоножки, кеды.
Что купил папа сыну, если в названии обуви 3слога, последний слог ударный. Папа сыну купил сапоги.

Для быстрой проверки составляю тесты.

Тест № 1.

А. Сколько гласных звуков в русском языке?

1) – 8,
2) – 9,
3) – 10,
4) – 7,
5) – 6.

Б. Какая гласная буква обозначает 1 звук?

1) – е,
2) – ю,
3) – я,
4) – а.

В. Какая гласная буква обозначает 2 звука?

1) – а,
2) – о,
3) – у,
4) – я,
5) – ю.

Г. Сколько звуков и букв в слове огонь?

1) 5 букв, 5 звуков,
2) 4 буквы, 4 звука,
3) 4 звука, 5 букв,
4) 5 звуков, 4 буквы.

Д. Какая буква не обозначает звука?

1) – а,
2) – э,
3) – ы,
4) – ъ.

Ответы: А – 5, Б – 4, В – 4, Г – 3, Д – 4.

Таким образом, используя такие задания, можно и проверять, и закреплять знание фонетики.

 



Предварительный просмотр:

Стартовая работа по русскому языку

5-й класс

1. а. Укажите, в какой части слова пропущенная орфограмма.

ВЕЧЕР

(За)в_ршинами леса скрыл_сь со(?)нце. Пр_хладно и сыр_ (в)л_су. Ожива_т з_мля. Пахн_т в_сенними поч(?)ками. Вот сам собой шев_льнулся (на)з_мле мокрый л_сток. Под ним (по)казалась (из)з_мли з_леная стрелка м_л_дой травк_. Много звуков (в)в_черн_м л_су. (За)лива_т(?)ся (на)д_рев(?)ях певчие др_зды. (На)в_ршин_ стар_ дуба громк_ ворку_т дикий голу_ь. Около прозрач(?)н_й лужи с_дят лягушки.
Выт_нув длин_ шеи, прол_тели (над)темн_м л_с_м утки. Страшн_ (за)х_х_тал филин. Прон_слись (над)макушк_м_ д_рев(?)_в л_сные кулич(?)ки.
(На)ступа_т в_сенняя пр_хладная ноч(?).

б. Найдите ошибки в тексте и запишите его.

НОЯБРЬ – ПРЕДЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Калючий утринник словно предупреждает, што суровые замарозки на земле и воздухе вашли всилу. Ноябрь саединяет глубокую осень с устойчивой зимой.
Бледный снег опятнал далины, украсил деривца вовражках. «Первый снижок не лужок», – гаварит пасловица. Палежал и растаял, но он унес с собой и астаток типла. Ночалось нинастье. Марасят затяжные дажди со снегом.
На рибинах пиршество драздов. Виселой гурьбой обирают они деривце за деривцем. Заяц за абновки принялся. Билет зайченок с ног, миняет цвет шкурки под стать снегу.
Все крепче зобирает зима, все чаще непогода. Крутица поземка, периползает черес дороги, пакрывает неровности зимли. Дни идут на убыль, ночи прибавляют. В ноябре рассвет с сумерками в полдень фстречается.

(По А.Стрижову)

2. а. Определите части речи в предложении.

Широко раскинулось голубое озеро с прозрачной водой.
Сяпала некузявая Калуша по напушке и увазила бутявку.

Выпишите глагол, существительное, прилагательное и определите их грамматические значения.

_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

б. Прочитайте текст.

Наступил октябрь. Деревья давно скинули красивый наряд. Пусто и светло в лесу. Листва ковром лежит под ногами. Цветы и травы уже высохли. Ягодные кустики стоят без листьев и плодов. Найдешь в лесу ландыш, но вместо пахучих цветов на его тоненьких стебельках увидишь ярко-красные плоды. Будь осторожен. Они ядовиты.

Во втором предложении укажите все части речи.
Выпишите из текста глаголы, имеющие форму лица. Укажите форму глагола, значение лица и числа.

_________________________________________________________________________________

в. Запишите 

глагол играл в наст. вр., в форме 2-го л. ед. ч.

__________________________________________________________________________________

прилагательное чистый  в форме ед. ч. ж.р. т.п.

__________________________________________________________________________________

существительное кино – в форме ед. ч. р.п.

___________________________________________________________________________________

местоимение она – в форме ж.р. ед. ч. п.п.

________________________________________________________________________________

Составьте предложение, используя одно из полученных слов, запишите предложение, укажите все части речи.

________________________________________________________________________________

3. а. Выполните морфемный разбор слов:

подольет, беспокоишься, обидеть.

________________________________________________________________________________

б. Определите «третье лишнее». Объясните, по какому принципу нашли «лишнее слово».

Хлопушка, квакушка, лягушка.

________________________________________________________________________________

Подорожник, подоконник, подстаканник.

________________________________________________________________________________

в. Прочитайте текст. Выпишите необычные слова. Объясните, как они образованы. Почему?

В чудодетство откроешь окошки.
И звонко поют словечки.

________________________________________________________________________________

3. а. Дано слово вол. Сделайте в нем ошибку. Получилось? Почему?

________________________________________________________________________________

б. Сидит звонкий согласный на краешке слова и ворчит:
– Безобразие! Не успеешь поместиться в конце слова, как сейчас же звонкость пропадает! Что делать?
Тут прилетел Жучок и сказал:

________________________________________________________________________________

Придумайте реплику Жука.

________________________________________________________________________________

в. В слове блюдо пять звуков. Определите, сколько раз встречается каждый из этих звуков в пословице Без соли, без хлеба худая беседа.

________________________________________________________________________________

4. а. Найдите «третье лишнее»:

пускай приходит, пускай всех, ты пускай.

________________________________________________________________________________

Каждая ли из этих пар является словосочетанием? Почему?

________________________________________________________________________________

б. Соотнесите предложения и их характеристики. Расставьте пропущенные запятые. Графически объясните их постановку.

в. Здесь в примерах есть случаи рассогласования. Это терпеть нельзя! Исправьте, чтобы было согласование.

Стадо идут по дороге. Подходят к озеру, и каждая корова одна за другой пьют воду, довольно мычит. Собаки Тузик и Полкан охраняет стадо. Чтобы никто не обидели коров.

5. а. Объясните игру слов в стихотворных строчках. Что произошло со словами, когда в них изменили ударение?

Косит заяц, а зайчишка косит,
Тр
усит воришка, а ослик трусит.

Приведите свои примеры.

________________________________________________________________________________

б. Расположите синонимы-прилагательные по степени нарастания признака: громадный, исполинский, огромный, гигантский; по степени убывания признака: маленький, небольшой, крошечный, миниатюрный.

________________________________________________________________________________

в. Определите значение слова.

Слово красный в древнерусском языке имело несколько значений. Определите значение этого слова в следующих предложениях.

а) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

________________________________________________________________________________

б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

________________________________________________________________________________

в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

РАБОТА В ПАРАХ

Задание по орфографии

Вставьте пропущенные буквы, укажите, в какой части слова находится пропущенная орфограмма. Расставьте пропущенные знаки препинания.

КАК Р_СТЕТ ТРАВА?

Знает_ ли вы как р_стет трава? Первые р_стки по_вляются ещ_ до начала спада воды. Все кругом сновит_ся син_м с _ренев_м потом ж_лтым бел_м зелен_м. В один из т_ких дней я бр_дил по берегу моря и так н_глоталстая свежего ветра что прилег на буг_рок и уснул. Потом я встал и увидел что буг_рок из бел_ стал зелен_.
Я слышал от ст_риков что надо припасть ух_м к земле. Тогда ты услышиш_ как р_стет трава. Я спал крепк_ и (не)слышал этого но видел св_ими глазами что трава пробил_сь из земли за несколько часов.

Лист контроля

Здание

Ответ

1
2
3


4

5
6
7
8

9
10

11

12
13
14

15
16
17
18
19

20
21
22
23

24

25

26

27
28
29

30

31

32



33


34

35
36

37

 







38

39

40

Назовите самостоятельную часть речи: глагол, союз, предлог, частица.
Выпишите существительное: тройка, третий, три, трижды.
Определите части речи, к которым относятся выделенные слова.
Рой пчел кружился над цветущей липой.
Рой яму глубже.
Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами.
Рояль, фамилия, кофе, тюль, жюри.
Какими частями речи может быть слово столовая?
Укажите местоимения в предложении
Не рыбалкой запомнилось мне утро этого дня.
Могут ли ключевые слова в тексте выражаться служебными частями речи?
Сколько здесь форм слов?
Поняли, поняла, понял, понимание, понимаешь, понимая.
Образуйте от существительных формы мн. ч.:
директор, инспектор, торт.
Назовите существительное общего рода, которое имеет значение «необразованный, мало знающий человек».
Найдите «четвертое лишнее»:
ветка, кроватка, креветка, книжка.
Выделите приставку в слове
переплывать.
От какого слова образовано прилагательное придорожный?
Возьмите приставку слова побежать, корень слова
дарить, суффикс существительного пирожок. Запишите полученное слово.
Образуйте сложное существительное от словосочетания
универсальный магазин.
Выделите корень слова
застлал.
Выделите суффикс в слове
прерывистый.
Придумайте слово, в состав которого входят две приставки.
Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания:
водный, водитель, подводник, наводнение?
Сколько звуков в слове
подъезд?
Придумайте слово, в котором звуков меньше, чем букв.
Запишите слова:
верну[ца], сосе[ц]кая.
Выполните фонетическую транскрипцию данных слов, произнесите их наоборот, запишите новые слова:
лен, люк, шел.
В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Местный, вишня, вышьет, карась, емкий, емкость, стою.
Выберите слово, в котором есть только мягкие согласные звуки, запишите его.
Львенок, учитель, линейка, житель, ельник.
Какие согласные звуки являются общими для слов:
а)
городской, вокзал; б) конечно, кошка?
Какими звуками различаются в произношении слова
бидон и бетон?
Повторяются ли одинаковые гласные звуки в слове
топор?
Сколько звуков [ш] в предложении?
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Укажите дополнение в предложении.
Малая лень большое горе приносит.
Вставьте пропущенные слова. Укажите, какими членами предложения они являются.
Слушай учителя ____________________, пиши _________________.
Укажите предложения, где перед союзом и необходима запятая.
а)
Все веселее светит солнце и природа пробуждается от спячки.
б)
Бурно тают снега и веселыми ручьями бегут по улице.
в)
Радостно суетятся птицы и наполняют воздух своим гомоном.
На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?
В траве по опушкам прячутся крепкие боровики (1) розовеют под палым листом мокрые сыроежки (2) краснеют по кочкам важные мухоморы.
Укажите сказуемые в предложении.
Возвышаются над головой стволы старых деревьев, чуть не касаются неба своими вершинами.
Дайте характеристику предложению
Над безбрежным морем восходит весеннее солнце.
Замените каждый фразеологический оборот глаголом, близким по смыслу.
Унести ноги; клевать носом; водить за нос;
Подчеркните фразеологизмы в тексте.

ГЛУПЫЕ СОРОКИ

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья... Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись – лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

Подберите к каждому слову сначала близкое по значению слово, а затем слово с противоположным значением: мощный, мрак, быстро, важничать.
Найдите лексическую ошибку.
А теперь позвольте вручить Петрову наш скромный ценный подарок.
Прочитайте текст и ответьте на вопрос Степы.
Степа считал себя мастером по разведению костров. «Ребята, вы неправильно дрова ложите, – говорил он. – Так долго не разгорится». «А ты неправильно говоришь», – возразила Настя. «А как надо сказать?» – удивился Степа.
Объясните, в чем состоит ошибка Степы.

       

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Игры на уроках русского языка в 5-м классе 

Цель урока: 

  1. Систематизировать ранее полученные знания о морфемах с помощью игры;
  2. Развивать умение делить слова на морфемы и образовывать новые слова.

Оборудование: карточки со словами, распечатанные тексты сказок, чистые листы бумаги, фломастеры, фишки или кубики с цифрами 1, 2, 3 для жеребьевки.

Ход урока

1. Орфографическая минутка. (В неё включены слова, в которых было сделано наибольшее количество ошибок в 1 полугодии):

Учитель:

- Я диктую слова (один из вариантов ниже), а каждый из вас произносит их по слогам, проговаривая “трудности”.

Например:

1 вариант

или

2 вариант

паркет

потому что

вокзал

как будто

костюм

нянчить

кабинет

поздно

велосипед

помощник

состязание

страстный

гитара

грустный

гимнастика

печка

бинокль

чествовать

апельсин

плеснуть

балкон

мощный

пианино

ужасный

свитер

запасливый

ателье

участник

маршрут

голландский

корзина

ночка

фиолетовый

властный

гербарий

помощник

2. “Исправь ошибку, дай совет”.

Учитель:

- Давайте вспомним, что такое морфемы? Назовите их.

- Знание морфемы поможет вам выполнить задание.

В записанных на доске предложениях найдите орфографические ошибки. Укажите, в каких морфемах они допущены. Запишите предложения в исправленном виде в тетради.

Из-за озера покозались птицы, они выделяются грозными фигуроми на фоне заката. (Ошибка в корне) (ошибка в окончании),

Все пернатые перипугались и смотрят на них. (Ошибка в приставке)

А наблюдатильные селезни не дерутся, а разглядывают странных гостей. (Ошибка в суффиксе)

- Что вы посоветуете ученику, который сделал эти ошибки?

 (Учитель раздает капитанам карточки и фломастеры3. Эстафета “ Найди сорняк и вырви с корнем”.

Учитель:

- Давайте поиграем! Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть родственных слов).

- Объясните, как вы понимаете слово сорняк?

- Вам предстоит вырвать сорняки, для этого разделим класс на 3 команды и выберем капитанов.

Капитан каждой команды получит карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно “вырвала с корнем сорняки”.

- Итак, внимание! Задание: в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с корнем”, т.е. выделить корень и подчеркнуть о, затем передать лист следующему участнику.

. Капитан и начинает эстафету).

Карточка №1

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;

Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;

Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;

Левый, слева, лев, налево, левая;

Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;

Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

Карточка№2

Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать;

Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;

Головной, головка, уголовник, изголовье, подголовник;

Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;

Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;

Склон, поклониться, клонировать, наклон.

Карточка№3

Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;

Прелестный, лестно, льстивый, лестничный;

Стол, столик, столетие, настольный;

Полный, пополнение, половина, располнел;

Кривой, окриветь, скривиться, креветка;

Помешал, мешать, помехи, помещение.

4. Конкурс капитанов.

Учитель:

На доске записаны и разобраны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу верно:

1)стекло (стекл – корень, о – окончание)

стекло (с-приставка, тек – корень, л- суффикс, о – окончание)

2)осиной (осин – корень, ой – окончание)

осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание)

3) допили (до- приставка, пил – корень, и – окончание)

Допили (до- приставка, пи - корень, л- суффикс, и – окончание)

5. “Допиши сказку”.

Учитель:

-В эстафете каждый работал сам, а теперь объедините силы для создания сказки о морфемах. Жеребьевка определит, кому “достанется” суффикс, приставка или корень. Команды получают соответствующие тексты. (В качестве жребия предлагаю обычно бросить кубик из домино. Например, какая команда “выкинет” кубик с наибольшим числом, та “работает” с корнем, меньшее число на кубике- команда “работает” с приставкой).

1) Корень

Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень вдруг чудесным образом заговорил: “А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево”. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова “выросли” из корня ХВАТ).

2) Приставка

Бродили по свету приставки ДО- и ЗА-. У мели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается . Что делать? Звать приставки ДО- и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу. Глаголы варить, пилить, сверлить, шпатлевать, красить взялись за дело.(Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки).

3) Суффикс

Жили да были друзья- суффиксы – ЩИК, -ИСТ, -НИК и -ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс -ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы -ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к глаголам строить, воспитать, охранять, подобрали по дороге даже камень. (Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...