Разработка темы "Глагол" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Богацкая Юлия Юрьевна

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЙ   ТЕСТ

Ученика(цы) _________________________________ .                                                          I  ВАРИАНТ.

  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает

а)   действие предмета;

б)   признак предмета;

в)   предмет;

  1. Глаголы изменяются:

а)   по падежам и родам;

б)   временам и числам;

в)   лицам и падежам;

  1. Укажите глагол со значением «настроение человека»

а)   печалится;

б)   проспаться;

в)   стареть;

  1. В какой пословице употреблен инфинитив:

а)   Со счастьем хорошо и по грибы ходить;

б)   У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается;

  1. В какой строке все глаголы совершенного вида

а)   увидеть,  убежать, застелить;

б)   жить,  прыгать,  открыть;

в)   решить,  решать,  печатать;

  1. Укажите предложения, в которых глагол пишется с  -тся:

а)   Где-то только светят…ся  окна узенькие;

б)   Меж тем Руслан далеко мчит…ся;

в)   Желая светлым днем вполне налюбоват…ся, орел в поднебесье полетел;

  1. Укажите строку, где во всех словосочетаниях чередующаяся гласная е в корне:

а)   прот…реть  пол,   выб…рать цветы,  расст…лать  ковер;

б)   заст…лить  скатертью,   ярко бл…стеть,   зам…реть от восторга;

в)   бл…стать на солнце,   зап…рать  дверь,   расст…лить  постель;

  1. Выберите строку, где в корнях только чередующиеся гласные:

а)   прил…гать,  разб…рать,  б…жаь;

б)   св…стеть,  зап..рать,  бл…стать;

в)   р…стение,   предл…жение,  зам…рать;

  1. Укажите строку, где во всех глаголах не пишется слитно:

а)   (не)здоровится,   (не)достанет,  (не)придет;

б)   (не)побрился,   (не)навидит,   (не)хочет;

в)   (не)взлюбил,   (не)доумевает,   (не)годует;

  1. Укажите строку, где во всех глаголах пишется суффикс  -ива- (-ыва-):

а)   участв..вать,  закид…вать,  чувств…вать;

б)   разгад…вать,   волно…ваться,   танц…вать;

в)   погляд…вать,   срисов…вать,   вытаск…вать;

КОНТРОЛЬНЫЙ   ТЕСТ

Ученика(цы) _________________________________ .                                                          II   ВАРИАНТ.

  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает

а)   состояние  предмета;

б)   признак предмета;

в)   предмет;

  1. Постоянными признаками глагола являются:

а)   время и число;

б)   вид и спряжение;

в)   число и лицо;

  1. Укажите глагол, называющий то, происходит в природе

а)   нездоровится;

б)   подмораживает;

в)   тревожиться;

  1. Какие признаки имеет инфинитив:

а)   время;

б)   вид;

в)   спряжение;

  1. В какой строке все глаголы несовершенного вида

а)   расправлять, загореть, требовать,  закрыть;

б)   расправлять,  заплывать,  читать,   дышать;

  1. Укажите строку со словосочетаниями, в состав которых входит глагол с  -ться:

а)   медленно плетет…ся,   учит…ся  грамоте;

б)   радостно смеет…ся,   должен радоват…ся;

в)   можем встретит…ся,   хочу  тренироват…ся;

  1. Укажите строку, где во всех словосочетаниях чередующаяся гласная и в корне:

а)   пробл…ски  надежды,   зап…реть  на замок,  приб…раться в комнате;

б)   выт…реть  посуду,   бл…снуть на солнце,  сд…реет со стены;

в)   уд…рать от собаки,   подж…гать  бумагу,  приб…рать на кухне;

  1. Выберите строку, где в корнях только чередующиеся гласные:

а)   м…хнуть,  уб…рать,  выр…щивать;

б)   р…стение,  р…сток,  зав…ршать;

г)   р…сту,   предл…гать,  заб…рать;

  1. Укажите строку, где во всех глаголах не пишется слитно:

а)   (не)домогать,   (не)годовать,  (не)навидеть;

б)   (не)догнать,   (не)годится,   (не)накрывать;

в)   (не)забывать,   (не)доумевать,   (не)здоровался;

  1. Укажите строку, где во всех глаголах пишется суффикс  -ова- (-ева-):

а)   чувств…вать,  разгад…вать,  погляд…вать;

б)   участв…вать,   волн…ваться,   рассматр…вать;

в)   след…вать,   совет…вать,   обрад…ваться;



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)__________________________

Тема урока: «ВИДЫ  ГЛАГОЛОВ»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание:  Выпишите в столбик глаголы.  На какой вопрос они отвечают?  

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился:

Сделал нынче столько дел!

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Первый этап (Знание):

1.  Определите вид пар глаголов.

                                                                   

а). Стелить – постелить,  бежать – пробежать;

б)  решать – решить,  освещать – осветить;

в)  вырезать – вырезать,  насыпать – насыпать;

г)  положить – класть,  ловить – поймать.

2.  Запишите способы образования этих глаголов:  1).  ……………………………………………………………

                                                                                       2).  ……………………………………………………………

Второй этап (Понимание):

1. Упражнение № 536. Стр. 178.  – 5 слов;

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

2.  Составьте 2 предложения, используя наречия из упр. № 536 (2).  

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Третий этап (Применение):

1.  Выпишите глаголы, обозначающие цвет, окраску (глаз) как действие.  Определите вид и время глаголов.

2.  Выполнив задание 1. ,  обозначьте в глаголах корень, суффикс, окончание.

Глаза у Славки были материнские, изменчивого цвета.  В ясный день – голубели.  В непогоду – темнели.  Обращенные к речке – синели.  А когда засмеется Славка, они заискрятся и засветятся.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Четвертый этап (Анализ):

  1. Прочитайте правило на стр. 175 и составьте алгоритм правописания суффиксов:

        –ОВА– , ( –ЕВА–);  –ЫВА–, (–ИВА–).

                               гор…вать                                                доклад…вать

                           1).  Ставлю глагол в форму наст. или буд. время 1 лица, ед. числа.

                              Я

что делаю?

что сделаю?

                                     гор…                                                доклад…

                           2).  Смотрю, на что оканчивается глагол

                                                на  - ую, - юю;               на  - иваю, - ываю;

                          3).  Значит,  пишу  суффиксы                              суффиксы

                                               ……….     ……….            ……….     ……….

Рассуждая по данному алгоритму, объясню суффиксы в словах:

Горевать,     т.к.     горюю;

Докладывать,  т.к.  докладываю;

Рассказ….вать,  т.к.  ………………………………..;

Команд….вать,  т.к.  ………………………………..;

Наста….вать,   т.к.  …………………………………;

Опазд….вать,  т.к.  ………………………………….;

Исслед….вать,  т.к.  …………………………………;

Лакир….вать,  т.к.  ………………………………….;

Пятый этап (Синтез):

Составьте предложения на тему: «Сегодня на уроке русского языка», изменив вид глаголов.  Обозначьте суффиксы.

Образовать,  потренировать,  использовать,  доказать,  попробовать.

(Рабочий материал для составления предложений:  новые слова,  в написании суффиксов,  алгоритм,  выбор гласной в суффиксе,  силы в оценивании работ).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но……………………………………………………………………………………………

2. Теперь я точно могу……………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел …………………………………………………………………………………………………

4. Мне интересно  ……………………………………………………………………………………………

Шестой этап (Домашнее задание)

Упражнение № 538.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «ВИДЫ  ГЛАГОЛОВ»

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно определил вид в видовых парах глаголов

1

Я правильно определил вид в видовых парах глаголов и назвал способы образования глаголов

2

Второй этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно образовал 5 слов со значением однократности, обозначил вид глаголов

1

Я правильно образовал 5 слов со значением однократности, обозначил вид глаголов и составил 2 предложения.

2

Третий этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно выписал глаголы, обозначающие цвет как действие, определил вид и время глаголов

1

Я правильно выписал глаголы, обозначающие цвет как действие, определил вид и время глаголов. Обозначил корень, суффикс и окончание глаголов.

2

Четвертый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно составьте алгоритм правописания суффиксов:       –ОВА– , ( –ЕВА–);  –ЫВА–, (–ИВА–) и объяснил написание суффиксов в трех словах.

2

Я правильно составьте алгоритм правописания суффиксов:       –ОВА– , ( –ЕВА–);  –ЫВА–, (–ИВА–) и объяснил написание суффиксов во всех словах.

3

Пятый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я составил четыре предложения на тему: «Сегодня на уроке русского языка», изменив вид глаголов.  Правильно обозначил суффиксы глаголов.

2

Я составил более четырех предложений на тему: «Сегодня на уроке русского языка», изменив вид глаголов.  Правильно обозначил суффиксы глаголов.

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                           



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)__________________________

Тема урока: «Как образуются глаголы»

Первый этап (Знание):

1.  Определите способ образования глаголов, укажи словообразовательную морфему.

                                                                   

Расселить                   ………………………………………..

светлеть                    ………………………………………..

переболеть                 ………………………………………..

серебрить                   ………………………………………..

обнародовать            ………………………………………..

 

2.  Запишите вывод.  

Основными способами образования глаголов в русском языке являются:

           а).  ……………………………………………….

           б).  ……………………………………………….

           г).  ……………………………………………….

Второй этап (Понимание):

1.  Выпишите глаголы, которые соответствуют данной схеме.  Определите, от какого слова эти глаголы образованы.

Признать,  белеть,  позвонить,  слепнуть,  каменеть,  загореть,  убрать;

Приставка,  корень, окончание

Корень, суффикс, окончание

……………………………………………..

……………………………………………..

………………………………….………….

…………………………….……………….

……………………………………………..

……………………………………………..

………………………………….………….

…………………………….……………….

2.  Выполнив задание №1, определите части речи тех слов, от которых образованы глаголы.  Сделайте вывод о закономерности образования глаголов.

Приставочный способ образование глагола - ………………………………………………

Суффиксальный способ образование глагола - …….………………………………………

Третий этап (Применение):

1.  От данных слов образуйте глаголы:

 Стелить,  путать,  слепой,  камень, черный,  пахать;

 

а) суффиксальным способом;    

б) приставочным способом;                   

….……………………………………………..

…………….…………………………………..

…….……………………………….………….

…….………………………….……………….

….……………………………………………..

…………….…………………………………..

…….……………………………….………….

…….………………………….……………….

2.  Определите спряжение у образованных глаголов.

   

Четвертый этап (Анализ):

В чем противоречие?  Прочитай глаголы и подумай.

Не доесть

Не достать

Не слышать

Не понимать

Не сыпать

Не говорить

Недоедать

Недоставать

Недослышать

Недопонимать

Недосыпать

Недоговаривать

1.  Распределите данные глаголы в таблицу:

(Не)торопился,  (не)взлюбил,  (не)домогал, (не)досыпал,  (не)поднял,  (не)додал,  (не)здоровилось, (не)долюбливать,  (не)убежал.

Не отдельно

Не слитно

Приставка - недо

……………………………………

……………………………………

……………………………………

……………………………………

……………………………………

……………………………………

……………………………………

……………………………………

……………………………………

……………………………………

……………………………………

……………………………………

…………………………………

…………………………………

…………………………………

…………………………………

…………………………………

…………………………………

2.  Приведите по одному своему примеру в каждую графу таблицы.

Пятый этап (Синтез):

1.  Образуйте с помощью приставок глаголы, которые можно использовать при описании игры в футбол, волейбол, баскетбол.  (не менее 7)

Бросить,  давать,  хватать, бить. 

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.  Составьте миниатюру о игре в футбол, волейбол, баскетбол, используя данные глаголы с различными приставками.  (6 – 7 предложений).

 Бросить,  давать,  хватать, бить. 

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Я могу ……………………………………………………………………………………………

2. Я не совсем разобрался  .……………………………………………………………………….

3. Я бы хотел …………………………………………………………………………………………………

4. Мне интересно  ……………………………………………………………………………………………

Шестой этап (Домашнее задание)

Упражнение № 532.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я определил способы образования  глаголов, указал словообразовательную морфему.

1

Я определил способы образования  глаголов, указал словообразовательную морфему и записал вывод.

2

Второй этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно выписал глаголы  в таблицу.

1

Я правильно выписал глаголы  в таблицу и сделал вывод о закономерности образования этих глаголов.

2

Третий этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно образовал глаголы приставочным и суффиксальным способами.

1

Я правильно образовал глаголы приставочным и суффиксальным способами и смог определить спряжение.

2

Четвертый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно распределил глаголы по графам таблицы.

2

Я правильно распределил глаголы по графам таблицы и смог привести свои примеры.

3

Пятый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я образовал не менее 7 глаголов с разными приставками.

2

Я составил миниатюру.   Использовал глаголы с различными приставками.

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)__________________________

Тема урока: «Корень с чередованием букв Е-И»

Задание № 1.  Объясните правописание гласной.

Посеяно с лукошко, так и выр….сло немножко.   Человек предпол….гает, а Бог распол….гает.   Каково дерево, такова и отр…сль.   Подр….стешь – свое наживешь.

Первый этап (Знание):

Прочитайте слова.  Что в этих словах общего?  Чем эти слова отличаются?

         

Разбирать

Отпирать

Задирать

Вытирать

Замирать

Блистать

Расстилать

Выжигать

Рассчитывать

Разберу

Отпереть

Задеру

Вытереть

Замереть

Блестеть

Расстелить

Выжег

Расчет

1.  Прочитайте сказку «Как суффикс А стал VIP – персоной».  

     Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И.  Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

     Корень с Е сам находил себе занятия: то гонял мяч, то играл в теннис.  Ему не скучно было без друзей.

     А вот Корень с И очень переживал, что у него нет друзей.  Однажды Корень с И встретился с Суффиксом А, который тоже искал друга.  Они крепко пожали руки друг другу и стали неразлучными друзьями.

     И людям теперь легко различать братьев.  Надо только посмотреть есть ли рядом VIP – персона Суффикс А.

     «Тот, что с другом – А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е,» - говорят окружающие.

     Вот так Суффикс А стал очень важной персоной.  Ведь только он поможет написать правильную букву.

Закончи алгоритм:  

1).  Выдели корень.  Поставь ударение.

2).  Вспомни корни с чередованием.

3).  Если после корня суффикс  ……. , то пишу гласную ……. .

4).  Если после корня нет суффикса …… , то пишу гласную ……. .

Например:  

Прот….р,   но   прот….раю;

Заб…раю,  но   заб…ру;

Отп….раю,  но  …………………………….. ;

Бл….стеть,  но  ……………………………..;

Заст…..лать,  но  ……………….………….;

Расст….лить,  но  ………………………….;

2.  Определи вид глаголов.  Сделай вывод:  Е пишется в глаголах  ………………………….. вида;

                                                                    И пишется в глаголах  ………………………….. вида;

Второй этап (Понимание):

1.  Выпишите глаголы с чередованием Е-И, обозначьте орфограммы.

     Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы.  За селом расстилается гладкое озеро большого озера. Низко от него стелется туман.  Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов.  Но вот скоро на небе заблестит солнце, исчезнет туман.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.  Подберите к выписанным глаголам видовую пару с чередованием.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Третий этап (Применение):

1.  Составьте 4 словосочетания с глаголами, имеющими в корне чередование Е-И.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.  Составьте 4 предложения с глаголами, имеющими в корне чередование Е-И.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………  

Четвертый этап (Анализ):

1. Как вы думаете, глаголы примириться – мириться имеют тот же корень, что и глаголы умирать – умереть?

Глаголы примириться – мириться и  умирать – умереть имеют  ……………………..  корни, т.к. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.  Составьте 2 предложения с разными глаголами.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Пятый этап (Синтез):

Напишите миниатюру «Как я убираю комнату».  Используйте в своем сочинении опорные слова:

Прил….гать,  разб….рать,  выт…рать,  расст...лать   и  др. 

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Я могу ……………………………………………………..……….………………………………………

2. Я не совсем разобрался  .………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел …………………………………………………………………………………………………

4. Мне интересно  ……………………………………………………………………………………………

Шестой этап (Домашнее задание)

Параграф 61,  упражнение № 542.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Корень с чередованием букв Е-И»

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я закончил алгоритм, привел примеры.

1

Я закончил алгоритм, привел примеры, определил вид глаголов, сделал вывод.

2

Второй этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно выписал все глаголы  с чередованием Е-И  и обозначил орфограмму.

1

Я правильно выписал все глаголы  с чередованием Е-И  и обозначил орфограмму.  К выписанным глаголам правильно подобрал видовую пару.

2

Третий этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я составил 4 словосочетания с чередованием Е-И в корне.

1

Я составил 4 предложения с чередованием Е-И в корне.

2

Четвертый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно сделал вывод о корнях.

2

Я правильно сделал вывод о корнях и составил 2 предложения.

3

Пятый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я написал миниатюру.  Использовал  для создания текста менее 6 предложений.

2

Я написал миниатюру.  Использовал  для создания текста более 6 предложений.

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)__________________________

Тема урока: «НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА  ГЛАГОЛА (инфинитив)»

Первый этап (Знание):

1.  На какие вопросы отвечает инфинитив.

                                                                   

Бороться и искать       …………………..      ……………………..

Найти и не сдаваться  …………………..      ……………………..

Что можно определить у инфинитива?

      1).  ………..…………..      

      2). ……………………..

Почему эта форма называется неопределенной?  Что нельзя определить у инфинитива?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Назови опознавательные признаки инфинитива.            Подсказка:   решиться,  найти ,  увлечь

Окончания:   1).  ……………….……

                       2).  ……………………..

                       3).  …………………….

Сколько форм имеет инфинитив?    -  ………………….

Образуй инфинитив:

Строил      -   ……………………………..

Строился  -   …………………………….

Увидел      -   …………………………….

Увиделся  -    …………………………….

Стеру       -    …..………………………..

Стригся   -    ……………………………

Сформулируй правило:  в конце инфинитива после т и ч пишется   ………………..

Он сохраняется перед  …………………………..

2.  Приведите примеры:  

Клеил     -   клеить             -   клеиться;

Жег        - …………………  - ……………………..

Строил  - …………………  - ……………………..

Писал     - …………………  - ……………………..

Пек         - …………………  - ……………………..

Второй этап (Понимание):

1. Упражнение № 546. Стр. 180.  – (по 2 глагола из каждой цифры);

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

2. Упражнение № 546. Стр. 180.  – (по 3 глагола из каждой цифры);

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

Третий этап (Применение):

1.  Достройте пословицы инфинитивом - антонимом.

2.   Обозначьте вид,  основу,  окончание.

Надо  трудит….ся,  а  не  ……………………………… .

Умеешь  ссорит….ся,  научись  ……………………….. .

Любишь катат….ся,  умей  и саночки  …………………… .

Четвертый этап (Анализ):

1.  Найдите глаголы.   Выпишите.   Образуйте неопределенную форму.

Каждое время года имеет свои особенности.   На смену зиме приходит весна.   Скоро зашумят весенние дожди.   Много незабываемых впечатлений дает нам природа.

2). Определите спряжение:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     

                                   

Пятый этап (Синтез):

1.  Восстановите фразеологизм, используя инфинитив.

2.  Подберите синоним

              Бежать во весь дух   -   мчаться;

…………………… в трубу  -  ………………….;

…………………… за нос - …………………….;

……………………на задних лапках …………………………;

Даром хлеб ……………… - …………………………..………;  

……………………… сквозь пальцы - ……………………….;

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но……………………………………………………………………………………………

2. Теперь я точно могу……………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел …………………………………………………………………………………………………

4. Мне интересно  ……………………………………………………………………………………………

Шестой этап (Домашнее задание)

Параграф 62.

Подберите пословицы,  фразеологизмы, где используются инфинитив.

Обозначьте вид,  окончание,  основу  ( 6 - 7 ).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА  ГЛАГОЛА (инфинитив)»

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно ответил на все теоретические вопросы по теме «Неопределенная форма».

1

Я правильно ответил на все теоретические вопросы по теме «Неопределенная форма» и привел примеры.

2

Второй этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно записал инфинитив, указал вид, основу, окончания 2 глаголов из каждой цифры.

1

Я правильно записал инфинитив, указал вид, основу, окончания 3 глаголов из каждой цифры.

2

Третий этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно достроил пословицы инфинитивом – антонимом, обозначил окончание.

1

Я правильно достроил пословицы инфинитивом – антонимом, обозначил вид,  основу,  окончание.

2

Четвертый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я нашел все глаголы в тексте и образовал инфинитив.

2

Я нашел все глаголы в тексте, образовал инфинитив и определил спряжение.

3

Пятый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я восстановил все фразеологизмы, используя инфинитив.

2

Я восстановил все фразеологизмы, используя инфинитив, правильно подобрал синонимы.

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                           



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)__________________________

Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами»

Первый этап (Знание):

   Прочитайте лингвистическую сказку.

                                                                   

     Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол.  Трудной и печальной была эта любовь.  Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю».  Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

     Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно.  Однако Глагол был постоянным в своих чувствах.  Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

     Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам.  Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!»

     И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом.  Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не сможет».  

1. Составьте определение: НЕ с глаголами пишется ……………………., кроме тех случаев, когда слово ………………………  употребляется.  Например: ………..……………, но ……………………... .

2.  Рассуждая объясни,  как пишется НЕ с глаголами в данных примерах:

Частица говорила Глаголу: «Не люблю».   Она закричала ему: «Ненавижу!»

а). Не люблю – это  ………………… ,  без не ……………………….………. .  Значит, не пишется ……………………………...………. .

б). Ненавижу – это ………………………. ,  без не ………………………….  .  Значит, не ……………………………………… .

Второй этап (Понимание):

Прочитайте текст.

     В нору Ларссонов пришло ужасное горе.  Родители (не)доумевали и (не)годовали.  

- Хорош сын!  Я этого (не)переживу, - сказал папа.

- Никогда (не)могла предположить, что вместо помощника у нас вырастет такой сын, - грустно вздохнула мама.

     Что же случилось в лисьей семье?  Сын Людвиг (не)захотел учиться лисьей хитрости.

- Только (не)наказывай его, - сказала мама.

- Хорошо, (не)буду.  Но (не)поговорить с ним я (не)могу.

Папа Ларссон вошел в комнату сына.

Выпишите все глаголы из текста в таблицу:

Глагол употребляется без не

Глагол не употребляется без не

………………...…………..……………………………

………………………..…………………………………

…………………………………...……………………..

………………...………………………………………..

……………..…….……………………………………..

…………..…….….…………………………………….

…………..…….………….…………………………….

…………..….…………………………………………..

…………………………………………

…………………………………………

………………………………………..

………………………………………..

………………………………………..

……………………………………….

……………………………………….

………………………………………..

 Выпишите все глаголы.  Дополните таблицу 3 собственными примерами.

Третий этап (Применение):

Внимательно прочитайте стихотворение.  Раскройте скобки.  Какие еще советы вы можете предложить своим одноклассникам.  Составьте словосочетания (3) или предложения (3) с НЕ.

                    (Не)ругайтесь,  (не)деритесь,

                    (Не)стоните,  (не)дразнитесь,

                    (Не)кричите, (не)спешите,

                     Вместе не (не)напишите.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Четвертый этап (Анализ):

 1.  Образуйте от данных глаголов существительные.

ненавидеть   …………………………………..

негодовать   …………………………………..

недоумевать ………………………………….

недомогать …………………………………..

неистовствовать ………………………….

2.  Образуйте от данных глаголов существительные и сформулируйте правило правописания НЕ с этими словами, общее для этих частей речи.

ненавидеть   …………………………………..

негодовать   …………………………………..

недоумевать ………………………………….

недомогать …………………………………..

неистовствовать ………………………….

НЕ с существительными и глаголами пишется слитно…………………………………… …………………………………………………………………………………………………

Пятый этап (Синтез):

Составьте инструкцию, используя конструкции с частицами НЕ на тему: «Умей вести себя на уроке»

(6 - 7 предложений).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но……………………………………………………………………………………………

2. Теперь я точно могу……………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел …………………………………………………………………………………………………

4. Мне интересно  ……………………………………………………………………………………………

Шестой этап (Домашнее задание)

Упражнение № 524.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я дал определение глагола, привел примеры

1

Я объяснил, как пишется НЕ с глаголами, используя тип речи рассуждение.

2

Второй этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно выписал все глаголы в таблицу.

1

Я правильно выписал все глаголы в таблицу и дополнил ее 3 примерами.

2

Третий этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно раскрыл скобки и составил 3 словосочетания

1

Я правильно раскрыл скобки и составил 3 предложения

2

Четвертый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно образовал от всех глаголов существительные

2

Я правильно образовал от всех глаголов существительные и сформулировал общее правило

3

Пятый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я составил инструкцию. Использовал для создания текста менее 6 глаголов.

2

Я составил инструкцию. Использовал для создания текста более 6 глаголов.

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                               



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)__________________________

Тема урока: «ТСЯ  и ТЬСЯ В  ГЛАГОЛАХ»

Первый этап (Знание):

1.  Вспомни правило, закончи алгоритм:

                                                            Задаю       вопрос

                                                  Что делает?             Что сделает?

                                                  Что сделает?            Что сделать?

                                               3 лицо, ед.ч., мн.ч.     …………………………..

                                        не пишу …………..……..   пишу ………………….……….

                           он трудится                   он должен трудиться

2.  Приведите по 2 своих примера.  

…………………………..……….………..              ……………………………………………..

…………………………..……….………..              ……………………………………………..

Второй этап (Понимание):

1. Как пишется тся или ться?  Объясните графически.

   Друзья познают…ся в беде.   Не стыдно не знать,  стыдно не учит…ся.  Трус своей тени боит…ся.  За все брат...ся – ничего не сделать.  У него дело из рук валит…ся.   Всякий человек в деле познает…ся.  

 

2. Найдите глагол, который соответствует схеме:  

ПРИСТАВКА,  КОРЕНЬ,  СУФФИКС,  ОКОНЧАНИЕ, СУФФИКС.  Выпиши его, определи спряжение.

…………………………………………………………………………………………………………………

Третий этап (Применение):

1.  Продолжи ряд однородных членов, подбирая глаголы на тся, ться  и обозначая орфограмму.

Девочка (что делает?)…………………………………………………………………………..……………….………

Хочется (что сделать?)…………………………………………………………………………..……………..……… Должен (что сделать?)…………………………………………………………………………..……………...………

Четвертый этап (Анализ):

1.  Составьте словосочетания с глаголами так, чтобы они писались с ь и без него.

2.  Составьте предложения с глаголами так, чтобы они писались с ь и без него.

                           поразит….ся;     удивит…ся;

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

                                 

Пятый этап (Синтез):

1.  Исправьте все ошибки в тексте.

     Взоопарке прожывает много звирей.   Крошечьные медвежата ризвяться в своей клетке.  Львенок Сенечька пытаеться укусить сваю маму.  Обезъяна держиться заветку и слатко спит.  Семейство тигров дружно умываеться.

     Интерестно ухаживать за жывотными и заботится о них.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но……………………………………………………………………………………………

2. Теперь я точно могу……………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел …………………………………………………………………………………………………

4. Мне интересно  ……………………………………………………………………………………………

Шестой этап (Домашнее задание)

Упражнение № 550.  Подберите и запишите 3 пословицы с тся, ться  .

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «ТСЯ  и ТЬСЯ В  ГЛАГОЛАХ»

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я вспомнил правило, правильно закончил алгоритм.

1

Я вспомнил правило, правильно закончил алгоритм и привел по 2 своих примера.

2

Второй этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно объяснил написание тся и ться графически.

1

Я правильно объяснил написание тся и ться графически.  Нашел глагол , соответствующий схеме, определил спряжение.

2

Третий этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно продолжил ряд однородных членов  (не менее 2), подбирая глаголы на тся и ться .

1

Я правильно продолжил ряд однородных членов  (более 2), подбирая глаголы на тся и ться .

2

Четвертый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я составил с глаголами словосочетания так, чтобы они писались с ь и без него.

2

Я составил с глаголами предложения так, чтобы они писались с ь и без него.

3

Пятый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я исправил не менее 10 ошибок в тексте.

2

Я исправил более 10 ошибок в тексте.

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                           



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)__________________________

 Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ТСЯ  и ТЬСЯ В  ГЛАГОЛАХ»

Первый этап (Знание):

1.  Выпишите в два столбика глаголы  на - тся, - ться, входящие в словосочетание:

        1). Со словами можно, надо, нельзя, стать, решиться и др.

        2).  С другими словами

     Тут солнце решило принят…ся за дело, и поле в неделю зазеленело.  Длинные сережка покачивают…ся от ветра, над ними стали поднимат…ся облачка желтой выльцы.  Мастером нельзя родит…ся, мастерству нужно учит…ся.  Золотистая пшеница стала гнут…ся от зерна.  Начало поле желтеть, золотит…ся, туда полетели скворцы и синицы.

       

1).

2).

………………………………………….…………

………………………….…………………………

………………………………………………….…

………………………………….…………………

…………………………………….………………

……………………………………….……………

………………………………………….…………

………………………….…………………………

………………………………………………….…

………………………………….…………………

…………………………………….………………

……………………………………….……………

Сделай вывод:  со словами надо, следует, можно, нельзя употребляется глагол в ……………………… форме, потому пишу окончание ……….  

2.   Выпишите глагол с разрывной основой.   Разберите его по составу.

…………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

 

Второй этап (Понимание):

1.  Сравните произношение слов: синица – переносится.

Эти слова произносятся …………………………… , пишутся   …………………………  .  Синица – отвечает на вопрос  ……………………….  , Это …………………………… с суффиксом  - иц.  Переносится – отвечает на вопрос ……………………………  .  Это …………………………… , - ит - …………………………… , -ся ……………………… .

Распределите словосочетания по столбикам, обозначьте - тся, - ться.

     Болит переносица;   собрание переносит…ся;   чистая водица;   не стоит с ним возит…ся;  острая спица;  ему (не)спит…ся;  белая курица;   вулкан  курит…ся.

……………………………………………………        ……………………………………………………

……………………………………………………        ……………………………………………………

……………………………………………………        ……………………………………………………

……………………………………………………        ……………………………………………………

2.  Разберите по составу:  переносится;  переносица;

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Третий этап (Применение):

1.  От данных слов образуйте глаголы на - тся, - ться.  Составьте с ними словосочетания.

2.  От данных слов образуйте глаголы на - тся, - ться.  Составьте с ними предложения.

Слеза,   толпа,  вить,  терпеть.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Четвертый этап (Анализ):

Над полем жаворонок в…ёт..ся

Во ржи с…неют васильки

И солнце весело смеет…ся

В прозрачном зеркале души.

1.  Раскройте скобки, обозначьте орфограммы – пропуски, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, составьте схему предложения.

 …………………………………………………………………………………………………………………

  1. Найдите средства художественной выразительности.   Выпишите и определите тропы.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Пятый этап (Синтез):

Сочините смешную чепуху, используя рифмующиеся слова.  

Обозначьте орфограмму - тся, - ться в глаголах.

  1. ………………………………..……………….……  переносица            

            ……………………………………………………… переносит…ся

            …………………………………………….………… хмурит…ся                  

            ……………………………………………….……… курица

  1. ………………………………..……………….……  влюбит…ся            

            ……………………………………………………… синица

            …………………………………………….………… боит…ся                  

            ……………………………………………….……… шприца

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Я могу ……………………………………………………..……….………………………………………

2. Я не совсем разобрался  .………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел …………………………………………………………………………………………………

4. Мне интересно  ……………………………………………………………………………………………

Шестой этап (Домашнее задание)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ТСЯ  и ТЬСЯ В  ГЛАГОЛАХ»

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно выписал глаголы и сделал вывод.

1

Я правильно выписал глаголы и сделал вывод.   Выписал глагол с разрывной основой и разобрал его по составу.

2

Второй этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно распределил слова и обозначил орфограммы - тся,      - ться .

1

Я правильно распределил слова и обозначил орфограммы - тся,      - ться .  Правильно разобрал слова по составу.

2

Третий этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно образовал слова на - тся, - ться и составил с ними словосочетания.

1

Я правильно образовал слова на - тся, - ться и составил с ними предложения.

2

Четвертый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно обозначил орфограммы, расставил знаки препинания. Обозначил грамматическую основу и составил схему.

2

Я правильно обозначил орфограммы, расставил знаки препинания. Обозначил грамматическую основу и составил схему.  Нашел и определил тропы.

3

Пятый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я написал смешную чепуху, используя рифмованные слова - 1.

2

Я написал смешную чепуху, используя рифмованные слова  - 1 и 2.

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Технологическая карта по теме «Глагол»

Ученика(цы)  ________________________________.

Количество часов  - 9 уроков.

Срок изучения  __.__.20__г. –__.__.20__г.

Цель изучения темы:  знать морфологические признаки глагола, закрепить правило о слитном и раздельном написании глагола, знать способы образования глаголов, смысловые и морфемные различия видов,  безошибочно определять инфинитив, изучить и безошибочно писать слова с чередованием в корне Е-И,  правописание глаголов с ТСЯ-ТЬСЯ; обогатить речь, используя различные глаголы говорения, активно пользоваться на уроке таким типом речи, как рассуждение.

Обязательная часть

Накопительная часть

п/п

Тема  урока

Максимальное

кол-во баллов

Набранные

баллы

Творческие работы

Макс. кол-во

баллов

Набранные баллы

Активность на уроке

Бонус от учителя

1.

Что обозначает глагол

12

Буклеты «Все о глаголе»

5

Домашнее задание

2

Гимн, Герб страны «Глаголия»

5

2.

Слитное, раздельное написание НЕ с глаголами

16

Стихотворение о частице НЕ. Инструкция «Умей себя вести..»

5

Домашнее задание

2

3.

Как образуется глагол

12

Физминутка в стихах.

5

Домашнее задание

2

4.

Виды глагола

12

Зачем глаголу столько видов? Рассказ на лингвистическую тему.

5

Домашнее задание

2

5.

Корни с чередованием гласных Е-И

16

История: «Почему Е не любит командиров?»

5

Домашнее задание

2

6.

Неопределенная форма глагола

12

Портрет неопределенной формы.  Сказка об инфинитиве.

5

Домашнее задание

2

7.

Правописание ТСЯ-ТЬСЯ

12

Сказка, детективная история «Где тут ТСЯ, где тут ТЬСЯ»

5

Домашнее задание

2

8.

Правописание ТСЯ-ТЬСЯ

16

0

Домашнее задание

0

9.

Тестовая работа по орфографии

10

Защита творческих работ

2

Домашнее задание

0

Итого:  

 132

42

Расчет баллов за урок (максимально) – обязательная часть.

I.

Знание

2

116  -  132 балла          ОТЛИЧНО;

   

II.

Понимание

2

III.

Применение

2

91  -  115 баллов          ХОРОШО;

IV.

Анализ

3

V.

Синтез

3

65  -  90 баллов         УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО;

VI.

Самостоятельная работа

4

VII.

Домашняя работа

2

До 64 баллов             НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО;



Предварительный просмотр:

Тема: «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ГЛАГОЛ»

Целевая аудитория: 5 класс.

Тип урока: повторение основных сведений о глаголе как части речи.

Цели урока:

Знание основные сведения о глаголе как части речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.

Понимание: роль глаголов в речи.

Применение: подбирать глаголы, обозначающие различные действия.

Анализ: определять морфологические признаки глаголов и их синтаксическую роль в предложении.

Синтез: составлять тексты, используя разнообразные глаголы говорения.

Оценка: осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий.

Ход урока:

1.   Организационный момент.

2.   Эмоциональный настрой.

      Звучит быстрая музыка.  

 - Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать,  петь, двигаться)      

 - Какие части речи назвали? (глагол)

3.   Сообщение и запись темы урока. Постановка цели.

Что обозначает глагол

Цель урока:   вспомнить основные сведения о глаголе как части речи: значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении; попробовать нарисовать портрет глагола;  попытаться выбирать задания по силам; оценивать себя; научиться работать с технологической картой.

В конце урока вы подсчитаете полученные баллы и сами поставите себе оценку. Отметка за всю тему «Глагол» будет выставлена с учетом баллов, полученных на каждом уроке.

 4. Подготовка к восприятию темы.

Прочитайте  высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.  «Глагол    

      - самая огнедышащая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая  

        свежая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие».

     -  Как понимаете смысл высказывания ?

     -  Глагол обозначает движение, без него невозможно передать событие, невозможно представить  

       будущее, узнать прошлое.

Запишем первое предложение в виде эпиграфа.

- Ребята, глагол — необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие и потому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека,  а также для характеристики различных явлений природы.

Справочная служба (индивидуальное задание).

     -  Знаете ли вы, что по частоте употребления глагол занимает 2 место после имени существительного. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысяч глаголов. Самым частым из них являются слова: МОЧЬ, СКАЗАТЬ, ГОВОРИТЬ, ЗНАТЬ, СТАТЬ, ВИДЕТЬ, ХОТЕТЬ, ПОЙТИ, ДАТЬ, ЕСТЬ, СТОЯТЬ, ЖИТЬ, ИМЕТЬ, СМОТРЕТЬ, КАЗАТЬСЯ, ВЗЯТЬ, ПОНИМАТЬ, СДЕЛАТЬ, ДЕЛАТЬ, ЗНАЧИТ. 

5. Рассмотрите технологическую карту урока, подпишите ее .Найдите графу мои баллы .После каждого этапа вы должны будете оценить себя. Задания выбирайте по силам, пишите аккуратно. Первый этап .Повторяем известные сведения о глаголе. Читаем задание.

Первый этап (Знание):

   Прочитайте лингвистическую сказку о Глаголе. Используя материал-подсказку, вспомните основные теоретические сведения о глаголе. Выберите то задание, которое вам по силам. Выполните его на распечатках.

Лингвистическая сказка.

     Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания виднеется надпись: «Мы обозначаем действие или состояние».

За каждым окошком здания кипит глагольная жизнь. Но что бы ни происходило в жизни Глагола, он бережно хранит свое Спряжение. А вот время под замком не удержишь. Зайдет в одну дверь Глагол Будущего времени, а в другую выходит уже в Настоящем или Прошедшем времени. У входа наденет на себя Число, Род или Лицо, возьмет под руку Подлежащее и сразу станет Сказуемым. Вот тогда Глагол не удержишь в стране Глаголия. Побежит он по дорожкам предложений , будет любить и ненавидеть, шагать и лететь, стареть и молодеть, спать и веселиться …   С их помощью мы узнаем, что все в этом мире двигается, меняет свои краски, звучит, живет.

  1. Дайте определение глагола, приведите примеры этой части речи.

Глагол — это … часть речи, которая обозначает … или …... и отвечает на вопросы ….., …..... . В предложении является …………………………………..  .

     Например: …................................ , …........................... , …................................ .

     2.   Заполните схему:

                                                    Основные сведения о глаголе

                                         обозначает                        отвечает на вопросы

                                 ……………………………       …………………………

                                 ……………………………       …………………………

                                                           Постоянные признаки:

                                                       ……………………………      

                                                           

                                                        Непостоянные признаки:

                                                   1). Время 1.  ……….                     ………..                …………

                                                                    2.  ……….                       число         и        лицо

                                                                    3.  ……….                     ………..                 …………

                                                                                                              число        и         род

                                                    Синтаксическая роль: ………………………………………...

Проверка.

Заполнение технологической карты.

Второй этап (Понимание): откройте учебники на стр. 173 .

   Глагол в русском языке может обозначать различные действия.  Прочитайте текст и выполните задание:

     Весна голосов.... Ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трещит, заливается жаворонок. В светлых березняках тенькает синица. Под снегом в лощине течет, булькает вода.

     Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной щебечут птицы и время от времени шорох — оседает последний снег. Я думаю: «Весна пришла, я так люблю это время года».

1. Выпишите глаголы (1 — 2), обозначающие самые разнообразные явления:

1).  реальные действия: (готовить), присел, слушаю;

2).  состояния: (спать), радуюсь;

3).  процесс речи и мысли: (понимаю), думаю;

4).  взаимоотношения: (ненавижу), люблю;

5).  движение: (шагаю), течет, летит;

6).  звуковые явления: (кукарекать), трещит, заливается, тенькает;

Проверка.

Заполнение ТК.

Третий этап (Применение):

   Рассмотрите цветную вклейку № 3 — фрагмент картины художника К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»  и выполните задания:

1. Составьте по картине нераспространенные предложения, в которых глаголы передавали бы:

- движение;

- состояние;

- звуки;

- краски;

2. Составьте по картине распространенные предложения, в которых глаголы передавали бы:

- движение;

- состояние;

- звуки;

- краски;

Проверка.   Какова же роль глагола в речи?

 -обозначает действие, состояние человека, выражает динамику событий, передает звуковое, зрительное восприятие.

Заполнение ТК.

Четвертый этап (Анализ):

  Прочитайте текст, выпишите глагол, обозначающий шум деревьев, определите его морфологические признаки.

- Люблю, когда лес шумит. Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья шепчутся между собой. Это значит погожий день устоялся.

Задание1.Выписать глагол и определить время и спряжение.

Задание2.Определить морфологические признаки глагола.


…….  - глагол, обозначает …...... , отвечает на вопрос …....... .

Морфологические признаки:  постоянные признаки: …...................................................

                                                   непостоянные признаки …................................................

Синтаксическая роль:………………………………………………………………………

Проверка.

Заполнение ТК.(Я правильно выписал глагол и определил все морфологические признаки или я правильно выписал глагол ,но не все морфологические признаки определил правильно)

Пятый этап (Синтез):

Немного отдохнем.  Садимся поудобнее.  Представим  яркий солнечный весенний день, солнышко пригревает,  на крышах домов снег начинает подтаивать, тает и одинокая ,самая последняя сосулька…Кап-кап  капают капли с крыши, кап-кап роняет капли сосулька, кап-кап ведут они разговор ,радуясь солнышку, Чирикающим воробышкам или грустят о зиме .

Последний этап нашей работы- миниатюра «О чем рассказала весенняя капель».Ваша задача придумать или подслушать разговор капели. Использовать в своей работе как можно больше глаголов, чтобы текст получился живой, динамичный. А поможет нам весенняя мелодия. Закройте глаза послушайте немного и начинайте писать.

- Миниатюра с использованием различных глаголов..

Мы рассказывали о капели как о живом существе.  Какое средство художественной выразительности использовали.  Примеры.

Проверка.

Заполнение ТК.

- Подсчитайте и запишите внизу ТК общее количество баллов за урок.

Подведем итоги. Какую часть речи мы сегодня повторяли? Какую роль играют в речи? Слова оживляющие все к чему не прикоснутся. С помощью глагола мы узнаем, как все в нашем мире двигается, говорит, звучит, меняет краски, живет.

На какой вопрос отвечает?  Постоянные признаки? Непостоянные? Синтаксическая роль?

Заполни ТК.
Оцените свою деятельность на уроке:

1.Было трудно, но……………………………………………………………………………………………

2.Теперь я могу……………………………………………………………………………………………….

3.Я бы хотел……………………………………………………………………………………………………

 

Шестой этап (Домашнее задание)

Параграф 57 стр. 172-173(правило).  Задания 1-2 по выбору.

Задание 1.  Нарисуйте портрет глагола. Почему вы видите глагол именно таким? Защита рисунков.

Задание 2.  Напишите синквейн о глаголе.

Рабочая карта ученика(цы)__________________________

Тема урока: «Что обозначает глагол»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Первый этап (Знание):

   Прочитайте лингвистическую сказку о Глаголе. Используя материал-подсказку, вспомните основные теоретические сведения о глаголе. Выберите то задание, которое вам по силам.

                                                                   Лингвистическая сказка.

     Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания виднеется надпись: «Мы обозначаем действие или состояние».

За каждым окошком здания кипит глагольная жизнь. Но что бы ни происходило в жизни Глагола, он бережно хранит свое Спряжение. А вот время под замком не удержишь. Зайдет в одну дверь Глагол Будущего времени, а в другую выходит уже в Настоящем или Прошедшем времени. У входа наденет на себя Число, Род или Лицо, возьмет под руку Подлежащее и сразу станет Сказуемым. Вот тогда Глагол не удержишь в стране Глаголия. Побежит он по дорожкам предложений , будет любить и ненавидеть, шагать и лететь, стареть и молодеть, спать и веселиться …   С их помощью мы узнаем, что все в этом мире двигается, меняет свои краски, звучит, живет.

Дайте определение глагола, приведите примеры этой части речи.

Задание 1.   Я могу дать определение глагола, привести примеры этой части речи.

Глагол — это …............................... часть речи, которая обозначает …........................... или ….................. и отвечает на вопросы …........................., ….................…........ . В предложении является …………………………………..  .

Например: ….................... , …........................ , …................................ .

Задание 2. Я могу заполнить схему:

                                                    Основные сведения о глаголе

                                         обозначает                        отвечает на вопросы

                                 ……………………………       …………………………

                                 ……………………………       …………………………

                                                           Постоянные признаки:

                                                       ……………………………      

                                                           

                                                        Непостоянные признаки:

                                                   1). время 1.  ……….                     ………..             ………..

                                                                    2.  ……….                       число       и        лицо

                                                                    3.  ……….                     ………..             ………..

                                                                                                              число      и         род

                                                   Синтаксическая роль: ………………………………………

Заполни технологическую карту(ТК)

Второй этап (Понимание):

   

Глагол в русском языке может обозначать различные действия.  Прочитайте текст и выполните задание:

     Весна голосов.... Ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трещит, заливается жаворонок. В светлых березняках тенькает синица. Под снегом в лощине течет, булькает вода.

     Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной щебечут птицы и время от времени шорох — оседает последний снег. Я думаю: «Весна пришла, я так люблю это время года».

Задание 1.   Я могу выписать из текста 1 — 2 глагола, обозначающие самые разнообразные явления:

1). реальные действия: (готовить): ………………………………..;

2). состояния: (спать):  ……………………………………………..;

3). процесс речи и мысли: (понимаю):   …………………………..;

4). взаимоотношения: (ненавижу):  ………………………………..;

5). движение: (шагаю):  ……………………………………………..;

6). звуковые явления: (кукарекать): ………………………………..;

Заполни  ТК

Третий этап (Применение):

Рассмотрите цветную вклейку № 3 — фрагмент картины  художника К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» и выполните задания.

Задание 1.  Я смогу составить по картине нераспространенные предложения, в которых глаголы передавали бы:

- движение   ………………………………………………..;

- состояние  ………………………………………………..;

- звуки ………………………………………………..;

- краски  ………………………………………………..;

Задание 2.  Я смогу составить по картине распространенные предложения, в которых глаголы передавали бы:

                                           - движение;     - состояние;     - звуки;     - краски;

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Заполни ТК

Четвертый этап (Анализ):

  Прочитайте текст, выпишите глагол, обозначающий шум деревьев, определите его морфологические признаки.

- Люблю, когда лес шумит. Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья шепчутся между собой. Это значит погожий день устоялся.

Задание 1.   Я могу выписать глагол, обозначающий шум деревьев, и определить его спряжение и время.        ..............................................................................................................................................

Задание 2.   Я могу выписать глагол, обозначающий шум деревьев,  и определить его морфологические признаки.

…..................... , - глагол, т.к. обозначает …........................... , отвечает на вопрос …........................... .

Морфологические признаки: постоянные признаки: …...................................................

                                                  непостоянные признаки …................................................

Синтаксическая роль: …………………………………………………………………….

Заполни  ТК

Пятый этап (Синтез):

Выполните творческую работу на тему «О чем рассказала весенняя капель».

Задание 1.

Я смогу написать миниатюру (5 — 8 предложений) на тему «О чем рассказала весенняя капель», используя различные глаголы.

….......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................….......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................….......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

…......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

…......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

….......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................….......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................….......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

…......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

…......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Заполни ТК.
Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но……………………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу……………………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел …………………………………………………………………………………………………

 

Шестой этап (Домашнее задание)

Параграф 57 стр. 172-173 (правило).  Задания №№ 1, 2 - по выбору.

Задание 1.  Нарисуйте портрет глагола. Почему вы видите глагол именно таким? Защита рисунков.

Задание 2.  Напишите синквейн о глаголе.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я дал определение глагола, привел примеры

1

Я правильно заполнил таблицу: «Основные сведения о глаголе».

2

Второй этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я выписал из текста менее 7 глаголов, обозначающих разнообразные явления

1

Я выписал из текста более 7 глаголов, обозначающих разнообразные явления

2

Третий этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я составил по картине нераспространенные предложения с глаголами

1

Я составил по картине распространенные предложения с глаголами

2

Четвертый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно выписал глагол, определил спряжение и время

2

Я правильно выписал глагол и определил все морфологические признаки

3

Пятый этап.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я составил миниатюру «О чем рассказала капель».  Использовал для создания текста менее 7 глаголов.

2

Я написал миниатюру «О чем рассказала весенняя капель».  Использовал для создания текста более 7 глаголов.

3

                                                                              Количество баллов за урок:    

                                                                                                              Отметка:

Домашняя работа.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я нарисовал портрет глагола

1

Я нарисовал портрет глагола и сумел объяснить, почему вижу глагол таким

1

Я написал синквейн

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"

Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.

Это разработка проведенно мастер-класса  учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...

Разработка мастер - класса Шубиной Ларисы Викторовны на тему: "Изучение элементов бурятского танца по некотрым разработкам Т.Е. Гергесовой"

Разаботка мастер - класса на тему: "Изучени элементов бурятского танца по некоторым разработкам ТЕ Гергесовой"...