Рабочая программа объединения «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

ГИА в 9 классе проверяет  умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный  анализ  текста.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого  является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ГИА) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 68_chasov_.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пристенская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

                    «Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Грачёва Т.И.

«____»____________2013 г.

                      «Утверждаю»

Директор МОУ «Пристенская ООШ»

_____________Даньшина Г.П.

Приказ № ___ от «___»____2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Ветренко Лидии Леонидовны,

II квалификационная категория

объединения  «Подготовка к ГИА по русскому языку»

9 класс

                                         

2013- 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ГИА в 9 классе проверяет  умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный  анализ  текста.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого  является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ГИА) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

 Задачи объединения:

  • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ГИА;
  • совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
  • совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с активными  формами работы, которые позволят обучающимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов, и с промежуточным контролем ЗУН

Рабочая программа объединения рассчитана на 34  часов (1час в неделю).

На I полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 16    ч.

На II полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 18    ч.

 На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и опорных схем;
  • Самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в группах;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Написание изложений и сочинений.

В результате изучения курса обучающиеся  должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-рассуждения  на заданные темы;

-уметь писать сжатые изложения

ЗНАТЬ: 

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

  • текст как речевое произведение;
  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;
  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
  • средства связи предложений в тексте;
  • звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • морфемно-словообразовательный анализ слова;
  • основные способы словообразования;
  • морфологический анализ знаменательных частей речи;
  • морфологический анализ служебных частей речи;
  • словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;
  • простое предложение: главные и второстепенные члены;
  • двусоставные и односоставные предложения;
  • сложносочиненное предложение;
  • сложноподчиненное предложение;
  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения.

                               Календарно-тематический план

        

                               

п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Введение. Постигаем тайны ГИА

1

06.09

2

Виды изложений  Особенности сжатого изложения

1

13.09

3

Текст как единицы языка.

1

20.09

Содержательный анализ текста

4

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

1

27.09

5

Главная и второстепенная информация в тексте

1

04.10

6

Способы и приемы компрессии текста

1

11.10

7

Сжатое изложение с использованием приема сокращения

1

18.10

Сжатое изложение

8

Сжатое изложение с использованием приема обобщения

1

25.10

Сжатое изложение

9

Адекватное понимание письменной речи. Текст как  речевое  произведение..  Смысловая и композиционная целостность текста. (А1)

1

01.11

10

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. (А2)

1

15.11

11

Выразительность русской речи.. Выразительные средства лексики и фразеологии.

1

22.11

12

Выразительные средства грамматики

1

29.11

13

Анализ средств выразительности (А3)

1

08.12

тест

14

Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. (А4)

1

13.12

15

Грамматические нормы.

Правописание корней, словарных слов,корней с чередованием (А5)

1

20.12

16

Правописание приставок  Слитное, дефисное, раздельное написание (А6)

1

27.12

Тест

17

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) (А7)

1

10.01

18

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

1

17.01

19

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. (А7)

1

24.01

Тест

20

Практикум

1

31.01

Лингвистический анализ текста

21

 Лексика и фразеология.   Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению (В1

1

07.02

22

 Синтаксические нормы.  Словосочетание Типы подчинительной связи в  словосочетаниях  (В2)

1

14.02

23

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.  (В3)

1

21.02

24

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых  (В3)

1

28.02

Тест

25

Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами В4

1

07.03

26

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (В5)

1

14.03

27

Синтаксический анализ сложного предложения (В6, В8)

1

21.03

28

Знаки препинания в сложносочинённом предложении (В7)

1

04.04

тест

29

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (В7)

1

11.04

тест

30

Сложные предложения с разными видами связи (В9) Практикум

1

18.04

31

Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему С2.1 речевые клише.

1

25.04

32

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1

1

08.05

сочинение

33-34

Репетиционный экзамен в формате ГИА

2

16.05

23.05в

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Постигаем тайны ГИА. Знакомство с целями, задачами, содержанием объединения «Подготовка к ГИА по русскому  языку», со спецификой ГИА, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Знакомство с демоверсией.

I. Подготовка к выполнению части 1 - С1, написанию сжатого  изложения

Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. . Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1

II. Подготовка к выполнению части 2, заданий А1 - А7: А1 - А3 – содержательный анализ текста, А4 - А7 –лингвистический анализ.

Адекватное понимание письменной речи. Текст как  речевое  произведение. Анализ текста.  Смысловая и композиционная целостность текста.  Тестовые задания. (А1). Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Понятие о контексте. Слово в контексте. Группы слов по происхождению и употреблению. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Лексический анализ.  Тестовые задания. (А2) Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Тестовые задания.  (А3). Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. (А4) Правописание корней , словарных слов,  корней с чередованием. (А5). Правописание приставок  Слитное, дефисное, раздельное написание. (А6) Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. (А7) (Тест)

III. Подготовка к выполнению части 2,  заданий  В1 - В9

Лексика и фразеология.   Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению (В1) Синтаксические нормы.  Словосочетание Типы подчинительной связи в  словосочетаниях  Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.  (В2)  Тест Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.  Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. (В3) Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (В4) Практикум. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (В5) Синтаксический анализ сложного предложения (В6) Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении (В7). Синтаксический анализ сложного предложения (В8) Сложные предложения с разными видами связи (В9). Тесты. Работа с пакетами КИМов.

        IV.  Подготовка к выполнению части 3,  заданий  С2.1

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2.1. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи:  тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему С2.1

 Итоговое занятие. Работа с  бланками ответов.

Перечень учебно-методических средств обучения

Егораева Г.Т. Русский язык: 9 класс. ГИА (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. –М.: «Экзамен», 2013.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989

Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. - М.: Айрис-пресс,2004.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «А ТЕМП», 2008

Скиргайло Т.О, Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс: пособие для учащихся.-Казань: Изд-во МОиН РТ,2013.

 Русский язык 9 класс Подготовка к ГИА: Учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной.-  Ростов н/Д:: Легион, 2013.-374 с

Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение- рассуждение на итоговой аттестации по русскому  языку  в 9-11 классах: учебно-методическое пособие /изд. 2-еРостов н/Дону: Легион,2011. 95 с.

Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ/  сост. Н.И.Миронова. – М.: Эксмо, 2012

Материалы, размещенные на сайтах

-www:fipi.ru:

- документы,  регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2013 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант  экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ  выпускников 9-х классов 2013 г.;

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.

- www1.ege.edu.ru/gia

- www.seznaika.ru/russkiy/ege

- www.uchportal.ru/load


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просв...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просв...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Рабочая программа  разработана на основе авторской государственной программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образовани...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Т.А.Ладыженской 5 класс

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова на 204 ч( 6 уроков в неделю) и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по программе Т.М.Баранова и Т.А.Ладыженской

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по русскому языку на 136 часов( 4 урока в неделю)....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...