Методы и приёмы коррекционной работы на уроках русского языка в школе VI вида
статья по теме

Никитина Людмила Серафимовна

В статье перечислены некоторые методы и приёмы коррекционной работы, используемые на уроках русского языка. Более подробно  описаны игровые приёмы, которые могут быть интересны учителям других предметов, а также воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы коррекционной работы

на уроках русского языка в школе VI вида №101.

(Из опыта работы Никитиной Л.С.)

В нашей школе обучаются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Большинство из них с церебральным параличом (89 %). Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности.

Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности).

Основными направлениями коррекционной работы по русскому языку являются:

– увеличение пассивного и активного словарного запаса;

– формирование связной речи;

– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

– развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).

Особое внимание на всех уроках уделяется развитию речи, так как главной задачей обучения детей с НОДА и ДЦП является достижение такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы им наиболее полную социальную адаптацию.

Я расскажу лишь о некоторых методах и приёмах, используемых на уроках русского языка с целью коррекции психофизических нарушений. Так как время для выступления ограничено, я могу их лишь перечислить, а если какая – то информация заинтересует, отвечу на ваши вопросы.

  1. Дидактические игры.

Используются игры на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления, речи.  ("Футбол", "Испорченный телефон", "Что я? Кто я?", " Чепуха – не чепуха", «Лото»)

 "Футбол". 

Игра проводится либо на 1 этапе изучения темы/раздела (в таком случае должно быть дано опережающее задание), либо на последнем, повторительно-обобщающем.

Класс делится на 2 команды.

1. Члены команды совместно продумывают вопросы для соперников, каждый  вопрос должен вытекать из предыдущего. Переход инициативы в руки соперников происходит после того, как они ответят на заданный вопрос.

2. Если игра заканчивается с одинаковым счётом, начинается серия пенальти: на "воротах" по очереди стоят разные игроки команд, вопросы задаются также по очереди разными игроками, при этом времени на подготовку вопроса и обдумывание ответа не даётся.

Данная игра способствует коррекции устной речи, памяти, внимания, аналитического мышления; происходит развитие коммуникативных навыков.

Игра может быть использована в любой возрастной группе.

 "Испорченный телефон".

Цель: развитие внимания, памяти, речи, коммуникативных навыков.        

Для того, чтобы игра проходила в более быстром темпе и не было использовано много времени на уроке, участвуют3 человека (при наличии свободного времени число участников увеличивается, игра становится интересней), остальные - наблюдатели (можно дать задания и наблюдателям, например, кто больше ошибок запомнит).

 Описание игры: Упражнение проводится по правилам детской игры, с той лишь разницей, что передаётся не одно слово, а целый текст. Количество слов и предложений в тексте  зависит от возраста и индивидуальных особенностей игроков. Задача учеников: пересказать текст как можно ближе к оригиналу.

 "Что я? Кто я?"

Цель: развитие воображения, лексического запаса, речи.

Описание игры: В игре используется набор карточек на определённую тему (например, цветы, деревья и т.д.) Ученики вытягивают карточку и за ограниченное время записывают название изображённого предмета и на что он похож, что необычного можно увидеть за обыкновенным изображением.

"Чепуха - не чепуха "

Цель: развитие образного мышления, воображения, речи.

Игра проводится на этапе изучения строения текста, предложения, знаков препинания при прямой речи и диалоге.

Описание игры:

1 вариант игры. Задача учеников  записывать точный ответ на вопрос учителя. Вопрос- задание зависит от темы урока. После того, как ученики записали ответ, лист сворачивается так, чтоб не была видна сделанная запись.  Затем листочки передаются по кругу. И так до тех пор, пока учитель не задаст завершающий вопрос. После этого ответы ещё раз сворачиваются, ребята обмениваются листочками, и начинается веселое чтение. Совместно выбирается "рассказ", который окажется ближе всего по смыслу к тексту. Ученики делают вывод, можно ли назвать данный набор предложений текстом и почему.

2 вариант игры.

Игра проводится аналогично первому варианту, но ответы не сворачиваются, а задача учеников продолжить текст   в соответствии с предыдущими словами и фразами. Конечная цель - связный текст.

        

Минимальный комплект вопросов для игры:

- Кто?

- С кем?

- Что делали?

- Кто пришёл?

- Что спросил?

- Что ответили?

-Как отреагировал?

- Чем закончилось?

(Вопросы можно задавать в зависимости от вашей фантазии и реализуемых задач).

Обычно игра проводится в начале урока и не только создаёт эмоциональный настрой, но и является началом изучения или обобщения темы.

  1. Редактирование текста способствует развитию внимания, подключает аналитическое мышление, функции долговременной памяти. Этот метод хорош для создания ситуации успеха, при этом развивается эмоционально –волевая сфера ученика. Используемые формы работы:

- ролевая игра с применением готовых текстов;

- поиск материала с ошибками в повседневной жизни.

3. Проблемный метод.

Основа этого метода– создание проблемной ситуации, то есть ситуации интеллектуального затруднения, при котором учащиеся не располагают необходимыми знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений. При этом работа ведётся в двух направлениях:

- выдвижение проблемного вопроса;

  • создание проблемной ситуации.

4. Создание и использование тетради для справочных материалов.

Особый интерес представляет использование опорных схем, таблиц. Данный метод способствует развитию аналитического мышления учащихся, развитию долговременной памяти  и умения строить связный рассказ по опорной схеме.

5. Речетворчество.

Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения разного характера, при этом развивается  образное мышление, ассоциативные представления, устная и письменная речь учащихся, пополняется активный словарь.

Приёмы:

- «Прием свободных ассоциаций»; (по данным картинкам)

-  «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить)

-  «Продолжи рассказ»

7. Метод «смысловых единиц».

Метод служит для развития смысловой памяти, логического мышления.

Приёмы:

-анализ текста или его мини- изложение, при котором ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этом тексте?" и «Что говорится (сообщается) об этом?». Используемые мини-изложения помогают формироваться эмоционально-волевой сфере, уничтожая страх перед большим по объёму текстом.

- Использование личного опыта : установление родственных связей внутри текста или предложения по аналогии с родственными связями в семье. (например, при изучении темы «Простое предложение»)

Для детей с НОДА и ДЦП  характерна быстрая истощаемость всех психических процессов, поэтому кроме создания эмоционально благоприятной среды имеет большое значение смена действий во время урока, чередование методов и приёмов, дифференцированный подход, а также многократность повторения важного для запоминания материала.

Создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных на формирование психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника является целью работы нашей школы. Для достижения этой цели необходим системный подход во всех направлениях урочной и внеурочной деятельности каждого участника образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида

Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...

Выбор методов коррекции на уроках русского языка в школе 8 вида.

Данная тема раскрывает сущность методов коррекционной работы на уроках русского языка....

Словарная работа на уроках русского языка в школе VIII-го вида.

Основная задача - словарной работы уточнить словарь, расширить его, активизировать. Закреплению правильного орфографического образа слова способствует работа с орфографическим толковым словарем....

Эффективные методы и приёмы игровых технологий на уроках русского языка.

Среди современных педагогических технологий обучения детей творчеству и формирования активной личности ведущее место  занимают игровые технологии.Игровая форма занятий создаётся при помощи игровы...

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат...

Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»

На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...

Презентация к творческому проекту "Методы и приёмы коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старшей школе"

В презентации отражены основные методы и приёмы коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старшей школе"...


 

Комментарии