Рабочая программа по русскому языку в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Горячева Наталья Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkii_yazyk_7_klass_13-14.docx100.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 473

Утверждено

И.О. директора

ГБОУ СОШ № 473

______________Сухаревская Е.В.

«___»___________20____г.

Рабочая программа по русскому языку

на 2013-2014 учебный год

  7 «Б» класс

Составитель: Горячева Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационная категория

Рассмотрено на заседании МО

протокол № ___

от «___»____________20___  г.

Председатель МО

_______________________

Москва, 2013 г.

Реквизиты программы:

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008

Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2008

Тетради с печатной основой:

 

Дополнительные пособия:

 Учебно-методический комплект учителя:

1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1999

2. Публикации газеты «Русский язык» за 2005, 2006 г.г.

3. Публикации конкурса «Открытый урок-2007

4. Н.Г.Горашова. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс. М.: «Экзамен», 2007г.

5. Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 7 классе. М.: «Просвещение», 2009г.

Пояснительная записка к рабочей программе

 Рабочая программа по русскому языку для 7 Б класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А.  Баранова М.Т. и др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2008.

Количество часов по программе – 170, по учебному плану школы – 136.

Данная рабочая программа составлена для 7Б класса. В данном классе обучаются мотивированные учащиеся с высоким уровнем орфографической грамотности. В связи с этим, а также с тем, что сокращено количество часов, используется блоковая подача учебного материала, расширено количество часов на усвоение орфографических правил, а также  на написание творческих работ.

1.  Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

     Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

     Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

     Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

2. Специфика предмета.

      Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в данной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, данная рабочая  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре данной рабочей  программы. Программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

    Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

3. Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели обучения.

     Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

4. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

     Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные  умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Период обучения  в 5 – 11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности.  В связи с этим  приоритетной задачей   обучения в основной школе  (5- 9 классы) является  развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Именно поэтому  содержание обучения  на этом этапе составляет  освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о  стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета. Именно на этом этапе происходит интенсивное обогащение словарного  запаса  школьников  и   расширение круга используемых ими грамматических средств.

    На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. На профильном уровне, помимо указанного,   происходит углубление  лингвистических  знаний, а также совершенствование  речевых умений в профессионально ориентированной сфере общения.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА

I. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

I I. К концу VI I класса учащиеся должны о в л а д е т ь следующими у м е н и я м и   и   н а в ы к а м и:

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По с в я з н о й ре ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы



6.Тематический план

№ п.п.

Наименование разделов

Всего часов

Уроки развития речи

Контр. работы

Сочинения

Изложения

Введение

1

1.

Повторение пройденного в 5-6-ых классах

11

2

2

2.

Причастие

33

7

1

1

1

3.

Деепричастие

12

2

1

1

4.

Наречие

23

4

1

1

1

5.

Категория состояния

4

2

1

6.

Предлог

9+1

2

1

7.

Союз

14

2

1

1

8.

Частица

13

2

1

9.

Междометие. Звукоподражательные слова

4

1

10.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

11

2

1

11.

Резерв

1

ИТОГО:

136

25

7

7

3

 

7. Содержание тем учебного курса

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ (9 ч + 2 ч)

Причастие (26 ч + 7 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

-

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда-

тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причсастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (10 ч + 2 ч)

IV. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие (19 ч + 4 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.  

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (2 ч + 2 ч)

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

I I. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог (7 ч + 2ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль

предлогов.          

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.).         Дефис в         предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (12 ч + 2ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (11 ч + 2 ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ  (9 ч + 2 ч)

I .Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Цели урока

Содержание

материала

Тип, форма урока

Методы обучения

ТДЦ

Словарная работа

д/з

1

Русский язык как развивающееся явление

1

1.знать особенности развития русского языка

2уметь оперировать терминами «литературный язык», «литературная норма»

Группы и подгруппы славянских языков, развитие и совершенствование языка

Вводное учебное занятие, лекция

Объяснительно-иллюстративный

1.обучающая: помочь  осознать место русского языка среди других славянских языков; то, что язык изменяется с течением времени

2. развивающая: способствовать развитию речи, мышления, сенсорной сферы

3.воспитательная:способствовать формированию мировоззренческих понятий

Амфитеатр

№3 (с/д)

                                        Повторение пройденного в 5-6 классах (9+2)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

1.знать основные синтаксические понятия

2.уметь составлять словосочетания, распространять предложения

Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, ПП от СП

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический, поисковый

1.обучающая:

- обеспечить повторение учебного материала за курс 5-6 классов

-организовать деятельность учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях

-обеспечить проверку и оценку ЗУН

-организовать деятельность по коррекции ЗУН

-обеспечить условия для формирования ключевых компетенций: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой

-продолжить формирование общеучебных умений и навыков: анализ, синтез, сравнение, построение аналогий, объяснение понятий, самостоятельный поиск дополнительной  информации и др.

2.развивающая:

-содействовать осознанию ценности изучаемого предмета

-помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала

- содействовать развитию умения использовать научные методы познания

- создать условия для развития умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения

- обеспечить развитие умения ставить цели и планировать свою деятельность

- создать условия для развития умения структурировать информацию

- обеспечить развитие умения составлять простой и сложный планы текста

- обеспечить развитие монологической и диалогической речи

3.воспитательная:

- содействовать формированию мировоззренческих понятий

- способствовать формированию ценностных ориентаций – осознание духовной ценности знаний, их значимости в современной жизни

Вожатый

§ 1 №9

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

1.знать основные синтаксические понятия из раздела «Синтаксис и пунктуация»

2.уметь конструировать предложения по схемам

Предмет изучения пунктуации. Функции знаков препинания

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический

Грамота

§2 №12 (с/д)

4

Лексика и фразеология

1

1.знать понятия по разделу «Лексика»

2.уметь работать со словарем

Предмет изучения лексики и фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический, поисковый

Кудрявый, курчавый, вьющийся

§ 3 №14

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

1

1.знать основные фонетические понятия

2.уметь работать с орфоэпическим словарем

Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора.

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический

Дифференцировать

§ 4 №20

6

Словообразование  и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

1

1.знать основные понятия по теме

2.уметь различать формы слова и однокоренные слова, определять способ образования слов

Предмет изучения словообразования. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Порядок морфемного и словообразовательного разбора

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический

Засека

§ 5 №26

7

8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

2

1.знать грамматические признаки изученных в 5-6 классах частей речи

2.уметь разграничивать разные части речи

Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический, поисковый

Затон

§ 6 №34

      №38

9

Контрольная работа №1. Входной контроль. Тестирование

1

1.уметь применять полученные ЗУН на практике

2.уметь работать с тестами

Тестирование

Урок проверки и оценки ЗУН, тестирование

Практический

№44

10

Анализ контрольной работы.

Р.р. Текст

1

1.Уметь систематизировать ошибки и проводить работу над ошибками

2.знать основные признаки текста

2.уметь анализировать тексты

Работа над ошибками

Признаки текста, типы речи. Средства связи предложений в тексте

Урок развития речи, практикум

Практический

Прародитель

§ 7 №47

11

Свободный диктант

1

1.иметь понятие о свободном диктанте

2.уметь выбирать верное написание орфограмм и ставить ЗП

Свободный диктант по упр.47

Урок проверки и оценки ЗУН, свободный диктант

Практический

№40

12

Р.р. Стили литературного языка

1

1.знать изученные стили речи

2.уметь определять стилевую принадлежность текста

Литературный язык и его стили

Урок развития речи, практикум

Практический

§ 8 Подобрать тексты разных стилей

     Морфология. Орфография. Культура речи    Причастие (26+7)

  13

14

Причастие как часть речи

2

1.знать грамматические признаки причастия

2.уметь находить причастия в тексте

Значение причастий. Грамматические признаки, сближающие причастия с прилагательными. Глагольные признаки причастия. Роль в предложении

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический, объяснительно-иллюстративный

1.обучающая:

- обеспечить усвоение ЗУН по теме

-обеспечить освоение понятий: причастие: действительное и страдательное; причастный оборот

-организовать деятельность учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях

-обеспечить проверку и оценку ЗУН

-организовать деятельность по коррекции ЗУН

-обеспечить условия для формирования ключевых компетенций: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой

-продолжить формирование специальных умений и навыков: проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; проводить морфологический анализ причастий; определять роль причастий в предложениях

-продолжить формирование общеучебных умений и навыков: анализ, синтез, сравнение, построение аналогий, объяснение понятий, самостоятельный поиск дополнительной  информации и др.

2.развивающая:

-содействовать осознанию ценности изучаемого предмета

-помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала

- создать условия для развития умений анализировать познавательный объект – причастие и причастные обороты

- создать условия для формирования умений сравнивать причастия с прилагательными и глаголами

-содействовать развитию умения выделять главное в познавательном объекте – причастии

-обеспечить развитие умения классифицировать причастия

- содействовать развитию умения использовать научные методы познания

- создать условия для развития умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения

- обеспечить развитие умения ставить цели и планировать свою деятельность

-создать условия для развития умения работать во времени

-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль

- создать условия для развития умения структурировать информацию

- обеспечить развитие умения составлять простой и сложный планы текста

- содействовать развитию умений общаться

- обеспечить развитие монологической и диалогической речи

- обеспечить развитие умения выделять узловые моменты своей или чужой познавательной деятельности

- содействовать развитию умения занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности

-обеспечить развитие умения объективизировать деятельность

3.воспитательная:

- содействовать формированию мировоззренческих понятий

-осуществлять  эстетическое воспитание

- способствовать формированию опыта нравственного поведения

- способствовать формированию ценностных ориентаций – осознание духовной ценности знаний, их значимости в современной жизни

-формировать основы ЗОЖ

- способствовать формированию чувства чести, справедливости, совести, патриотизма

-способствовать обогащению внутреннего мира

- способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям

- способствовать формированию уважения к правам людей, окружающих учащихся в социальной действительности современного мира

-способствовать воспитанию гражданской ответственности и правосознания

- способствовать формированию позитивных установок для решения насущных проблем учебной и социализирующей деятельности учащихся

- способствовать формированию убежденности в познаваемости окружающего мира

Присутствовать

§ 9  №56

       №57

15

Р.р. Публицистический стиль. Виды публичных общественно-политических выступлений

1

1.знать понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема; виды общественно-политических выступлений

2.уметь анализировать текст публицистического стиля

Назначение публицистического стиля и его признаки. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура

Урок развития речи, практикум

Практический

Публицистика

§ 10 №63

16

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

1.знать условия выбора окончаний причастия

2.уметь редактировать текст, в котором используются причастия

Алгоритм определения написания личного безударного окончания причастия

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Колонна

§ 11 №68

17

18

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

2

1.знать понятие причастного оборота

2.уметь ставить знаки препинания при причастных оборотах

Условия выделения причастного оборота  на письме

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Гирлянда, пакет

§ 12 №72

№75

19

20

Р.р. Описание внешности человека

2

1.знать особенности текста-описания

2.уметь составлять план текста, содержащего описание внешности

Описание как смысловой тип текста. Особенности описания внешности человека

Урок развития речи, практикум

Практический, продуктивно-репродуктивный

Благородный, великодушный, возвышенный, высокий, святой

§ 13 №81

№82

21

Действительные и страдательные причастия

1

1.знать семантику действительных и страдательных причастий

2.уметь различать действительные и страдательные причастия

Виды причастий. Навыки синтаксического разбора

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Паром

§14 № 85

22

Краткие и полные страдательные причастия

1

1.знать, что страдательные причастия имеют полную и краткую формы

2.уметь образовывать краткую форму страдательных причастий

Грамматические категории и роль в предложении кратких и полных причастий

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Отразить, калитка

§15 №88

23

24

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

2

1.знать способы образования действительных причастий настоящего времени

2.уметь выбирать гласную в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Способы образования действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Силуэт, поразительный

§16 №91

№93

25

26

Действительные причастия прошедшего времени

2

1.знать правило написания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени

2.уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени

Способы образования действительных причастий прошедшего времени. Суффиксы этих причастий

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Прибывший, увядший

§17 №97

№99

27

28

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

2

1.знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

2.уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени

Способы образования страдательных причастий настоящего времени. Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Движимый

§18 №105

№107

29

Страдательные причастия прошедшего времени

1

1.знать правило написания суффиксов –ЕНН-, -НН-

2.уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени

Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Приведенный, переведенный

§19 №110

30

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1

1.уметь писать гласные перед Н в страдательных причастиях

2.знать нормы акцентологии в причастиях данного типа

Условия выбора гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Инсценировка

§20 №113

31

32

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных

2

1.знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

2.уметь выбирать  написание одной и двух букв Н в причастиях и прилагательных

Правила написания Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Условия перехода причастий в прилагательные

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Жеваный, кованый; медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный

§21 №117

120

33

34

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

2

1.знать правило написания Н и НН в кратких прилагательных и причастиях

2.уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных

Образование кратких страдательных причастий прошедшего времени

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Знакомый, известный. привычный

§22 №125

128

35

36

Р.р. Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

2

1.знать приемы систематизации материала

2.уметь писать изложение заданного типа

Отбор материала, составление плана изложения. Приемы описания внешности человека

Урок развития речи, изложение

Продуктивно-репродуктивный

№100

37

Морфологический разбор причастия

1

1.знать порядок морфологического разбора причастия

2.уметь проводить этот разбор

Порядок морфологического разбора причастия

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Акварель, аквариум. акваланг

§23 №131

38

39

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

2

1.знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями

2.уметь применять орфографическое правило на письме

Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, прилагательными, существительными

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Выровненный; претензия, претендовать

§24 №136

№137

40

Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

1.знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

2.уметь сопоставлять эту орфограмму с другими случаями выбора О, Ё, Е после шипящих

Условия выбора букв Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательного причастия прошедшего времени

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Коловорот

§25 №142

41

42

Р.р.Сочинение-описание внешности знакомого по личным впечатлениям

2

1.знать структуру текста-описания

2.уметь собирать материал для сочинения, составлять план, формулировать идею

Сбор материала, составление плана, написание сочинения

Урок развития речи, сочинение

Продуктивно-репродуктивный  

№145

Стр. 70 вопросы,

№147

43

44

Повторение темы «Причастие»

2

1.знать орфографические и пунктуационные правила по теме

2.уметь применять их на практике

Систематизация знаний по теме «Причастие»

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический, поисковый

Лилейный

№156

45

Контрольная работа №2 по теме «Причастие». Диктант

1

Уметь применять ЗУН на практике

Диктант

Урок проверки и оценки ЗУН, диктант

Практический

№154

                       Деепричастие  (10+2)

46

Анализ контрольной работы.

Деепричастие как часть речи

1

1.знать о морфологических признаках и синтаксической роли деепричастий

2.уметь находить деепричастия в предложении

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль деепричастий

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практичес-кий

1.обучающая:

- обеспечить усвоение ЗУН по теме

-обеспечить освоение понятий: деепричастие, деепричастный оброт

-организовать деятельность учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях

-обеспечить проверку и оценку ЗУН

-организовать деятельность по коррекции ЗУН

-обеспечить условия для формирования ключевых компетенций: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой

-продолжить формирование специальных умений и навыков: проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений, проводить морфологический анализ деепричастий

-продолжить формирование общеучебных умений и навыков: анализ, синтез, сравнение, построение аналогий, объяснение понятий, самостоятельный поиск дополнительной  информации и др.

2.развивающая:

- создать условия для развития умений анализировать деепричастия

- создать условия для формирования умений сравнивать деепричастия и глаголы

- содействовать развитию умения использовать научные методы познания

3.воспитательная:

-способствовать обогащению внутреннего мира

- способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям

- способствовать формированию уважения к правам людей, окружающих учащихся в социальной действительности современного мира

-способствовать воспитанию гражданской ответственности и правосознания

- способствовать формированию позитивных установок для решения насущных проблем учебной и социализирующей деятельности учащихся

- способствовать формированию убежденности в познаваемости окружающего мира

Пенальти

§26 №161

47

48

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

1

1.уметь находить границы деепричастных оборотов и ставить ЗП при них

Условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Полова

§27 №165

№166

49

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1

1.знать правило написания НЕ с деепричастиями

2.уметь распознавать приставку НЕ- и частицу НЕ с деепричастиями

Условия раздельного написания НЕ с деепричастиями, причастиями, глаголами, существительными, прилагательными

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Бассейн

§28 №173

50

Деепричастия несовершенного вида

1

1.знать способы образования деепричастий несовершенного вида

2.уметь образовывать деепричастия несовершенного вида

Способы образования деепричастий несовершенного вида

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Дистанция

§29 №177

50

51

Деепричастия совершенного вида

1

1.знать способы образования деепричастий совершенного вида

2.уметь образовывать деепричастия

Способы образования деепричастий совершенного вида. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Сиять

§30№181

 № 182

52

53

Р.р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

2

Уметь описывать действия, используя деепричастия; составлять текст-повествование с элементами описания

Сбор материала. Составление плана. Написание сочинения

Урок развития речи, сочинение

Продуктивно-репродуктивный

Внимательно, сосредоточенно; быстрый, стремительный

№187

№186

54

Морфологический разбор деепричастия

1

1.знать порядок морфологического разбора деепричастия

2.уметь выполнять морфологический разбор деепричастий

Порядок морфологического разбора деепричастия

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Комбинация

§31 №188

55

Повторение темы «Деепричастие»

1

1.знать морфологические признаки деепричастия

2.уметь применять полученные знания

Систематизация ЗУН по теме

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум, поисковый

Практический

Галерея

№194

56

Контрольная работа №3 по теме «Деепричастие». Тестирование

1

1.уметь применять ЗУН на практике

2.уметь работать с тестами

Тестирование

Урок проверки и оценки ЗУН, тестирование

Практический

№195

               Наречие (19+4)

57

Анализ контрольной работы.

Наречие как часть речи

1

1.знать морфологические признаки наречия

2.уметь находить наречия в тексте

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль наречий

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

1.обучающая:

- обеспечить усвоение ЗУН по теме

-обеспечить освоение понятий: наречие, степени сравнения наречий

-организовать деятельность учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях

-обеспечить проверку и оценку ЗУН

-организовать деятельность по коррекции ЗУН

-обеспечить условия для формирования ключевых компетенций: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой

-продолжить формирование специальных умений и навыков: проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений, морфологический разбор наречия

-продолжить формирование общеучебных умений и навыков: анализ, синтез, сравнение, построение аналогий, объяснение понятий, самостоятельный поиск дополнительной  информации и др.

2.развивающая:

-содействовать осознанию ценности изучаемого предмета

-помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала

- создать условия для развития умений анализировать наречия

- создать условия для формирования умений сравнивать наречия и прилагательные

-обеспечить развитие умения классифицировать наречия по характеру смысловых отношений

- содействовать развитию умения использовать научные методы познания

- создать условия для развития умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения

- обеспечить развитие умения ставить цели и планировать свою деятельность

-создать условия для развития умения работать во времени

-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль

- создать условия для развития умения структурировать информацию

- обеспечить развитие умения составлять простой и сложный планы текста

- содействовать развитию умений общаться

- обеспечить развитие монологической и диалогической речи

- обеспечить развитие умения выделять узловые моменты своей или чужой познавательной деятельности

- содействовать развитию умения занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности

-обеспечить развитие умения объективизировать деятельность

3.воспитательная:

- содействовать формированию мировоззренческих понятий

-осуществлять  эстетическое воспитание

- способствовать формированию опыта нравственного поведения

- способствовать формированию ценностных ориентаций – осознание духовной ценности знаний, их значимости в современной жизни

-формировать основы ЗОЖ

- способствовать формированию чувства чести, справедливости, совести, патриотизма

-способствовать обогащению внутреннего мира

- способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям

- способствовать формированию уважения к правам людей, окружающих учащихся в социальной действительности современного мира

1.обучающая:

- обеспечить усвоение ЗУН по теме

-обеспечить освоение понятия категории состояния

-организовать деятельность учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях

2.развивающая:

- обеспечить развитие умения составлять простой и сложный планы текста

- содействовать развитию умений общаться

- обеспечить развитие монологической и диалогической речи

3.воспитательная:

- содействовать формированию мировоззренческих понятий

-осуществлять  эстетическое воспитание

Мельком

§32 №198

58

59

Смысловые группы наречий

2

1.знать смысловые разряды наречий

2.уметь определять, в какую смысловую группу входит наречие

Лексико-синтаксические значения, выражаемые наречием

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Пращур

§33 №206

№210

60

61

Р.р. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег»

2

Уметь писать сочинение в форме дневниковых записей

Языковые особенности текста в форме дневниковой записи

Урок развития речи, сочинение

Продуктивно-репродуктивный

№211

№215

62

63

Степени сравнения наречий

2

1.знать способы образования степеней сравнения наречий

2.уметь различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени

Способы образования форм степеней сравнения наречий

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Комбинат

§34 №213

№214

64

Морфологический разбор наречия

1

1.знать порядок морфологического разбора наречия

2.уметь проводить разбор

Порядок морфологического разбора наречия

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Эпидемия

§35 №218

65

66

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е

2

1.знать правило написания НЕ с наречиями

2.уметь писать НЕ с наречиями на –О и -Е

Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями и прилагательными

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Возражение, поражение

§36 №220

№225

67

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

1

1.знать правило выбора гласных в приставках НЕ- и НИ-

2.уметь писать буквы Е и И в приставках отрицательных наречий

Условия выбора букв Е и И в приставках НЕ- и Ни- отрицательных наречий

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Почтальон, квитанция, штемпель, конверт

§37 №231

68

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и -Е

1

1.знать условия выбора Н и НН в наречиях на –О и –Е

2.уметь конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями

Условия выбора Н и НН в наречиях на –О и -Е

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Бережливо

§38 № 236

69

Р.р. Описание действий

1

Уметь составлять текст с описанием действий

Особенности описания действий как вида текста, его структура, языковые особенности

Урок развития речи, практикум

Практический, продуктивно-репродуктивный

§39 №239 или 240

70

Буквы О и Ё после шипящих на конце наречий

1

1.знать условия выбора О и Ё после шипящих на конце наречий

2.уметь применять изученное правило на письме

Условия выбора букв О и Ё после шипящих на конце наречий

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Тамарисковый

§40 №243

71

Буквы О и А на конце наречий

1

1.знать условия выбора букв О и А на конце наречий

2.уметь применять правило

Условия выбора на конце наречий букв О и А

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Труппа

§41 №247

72

Р.р. Подробное изложение

1

Уметь писать изложение с заданной степени развернутости

Написание изложения

Урок развития речи, изложение

Продуктивно-репродуктивный

№249

73

74

Дефис между частями слова в наречиях

2

1.знать условия дефисного, раздельного и слитного написания наречий

2.уметь писать слова с изучаемой орфограммой

Условия выбора дефиса между частями слова в наречии

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Точь-в-точь, бок о бок

§42 №253

№255

75

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

1

1.знать условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях

2.уметь писать слова с изученными орфограммами

Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

До смерти, на лету, с налету, с разбегу, на миг, вмиг

§ 43

№261

76

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

1.знать правило написания Ь после шипящих на конце наречий

2.уметь находить изучаемую орфограмму

Условия написания Ь после шипящих на конце наречий

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Уж, замуж, невтерпеж

§44 №265,266

77

78

Повторение темы «Наречие»

1

1.знать основные сведения о наречии как части речи

2.уметь находить наречия и писать их

Систематизация ЗУН по теме

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический

Фрегат

№269

№271

79

Контрольная работа №4 по теме «Наречие». Диктант

1

Уметь применять ЗУН на практике

Диктант

Урок проверки и оценки ЗУН, диктант

Практический

№274

                   Категория состояния (2+2)

80

Анализ контрольной работы.

Категория состояния как часть речи

1

1.знать морфологические признаки, значение и синтаксическую роль

2.уметь отличать слова категории состояния от наречий

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль категории состояния

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практичес-кий

Эпидемия

§45 №277

81

Морфологический разбор категории состояния

1

1.знать порядок морфологического разбора категории состояния

2.уметь проводить морфологический разбор категории состояния

Порядок морфологического разбора категории состояния

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Шевелиться

§46 №280

82

83

Р.р. Сжатое изложение с описанием состояния природы

1

Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов, излагать отобранный материал

Выборочное изложение

Урок развития речи, изложение

Продуктивно-репродуктивный

№281

84

Служебные части речи

Самостоятельные и служебные части речи

1

1.знать отличие самостоятельных частей речи от служебных

2.уметь конструировать предложения, используя служебные части речи

Отличие самостоятельных частей речи от служебных

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практичес-кий

1.обучающая: помочь понять отличие самостоятельных и служебных частей речи

2.развивающая: способствовать развитию мышления

3.воспитательная: способствовать воспитанию культуры самоорганизации

Чемпион

§47  №284

            Предлог (7+2)

85

Предлог как часть речи

1

1.знать морфологические признаки предлогов

2.уметь определять разряды предлогов

Предлоги, их значения и разряды. Синтаксическая роль

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

1.обучающая:

- обеспечить усвоение ЗУН по теме

-обеспечить освоение понятий: предлог, непроизводные и производные предлоги, простые и составные предлоги

-организовать деятельность учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях

-обеспечить условия для формирования ключевых компетенций: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой

-продолжить формирование специальных умений и навыков: проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений, морфологический разбор предлогов

2.развивающая:

- содействовать развитию умения использовать научные методы познания

- создать условия для развития умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения

- обеспечить развитие умения ставить цели и планировать свою деятельность

-создать условия для развития умения работать во времени

-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль

- создать условия для развития умения структурировать информацию

- обеспечить развитие умения составлять простой и сложный планы текста

- содействовать развитию умений общаться

- обеспечить развитие монологической и диалогической речи

3.воспитательная:

- способствовать формированию чувства чести, справедливости, совести, патриотизма

-способствовать обогащению внутреннего мира

Резиденция

§48 №288

86

Употребление предлогов

1

1.знать нормы употребления предлогов в речи

2.уметь предупреждать ошибки в употреблении предлогов

Однозначные и многозначные предлоги

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Период

§49 №294

 87

Непроизводные и производные предлоги

1

1.знать производные и непроизводные предлоги

2.уметь находить их в тексте

Отличие производных предлогов от непроизводных. Неморфологический признак образования производных предлогов

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор

§50 №300,301

88

Простые и составные предлоги

1

1.знать простые и составные предлоги

2.уметь находить простые и составные предлоги

Простые и составные предлоги. Употребление предлогов в деловой речи

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Фантазия

§51 №304

89

Морфологический  разбор предлога

1

1.знать порядок морфологического разбора предлога

2.уметь проводить морфологический разбор предлогов

Порядок морфологического разбора предлогов

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Гимнастика

§52 №306

90

91

Р.р. Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

2

Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу

Особенности рассказа-репортажа, его композиция, описание внешности персонажей

Урок развития речи, сочинение

Продуктивно-репродуктивный

Осанка, снаряд, чемпион, тренер

№307

92

93

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

1.знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов

2.уметь различать омонимичные формы предлогов и наречий, предлогов и существительных

Условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Впоследствии

§53 №309,311

                  Союз (12+2)

94

Союз как часть речи

1

1.уметь проводить анализ своей деятельности

2.знать о союзе как о части речи

Союз как часть речи. Синтаксическая роль союзов

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

1.обучающая:

- обеспечить усвоение ЗУН по теме

-обеспечить освоение понятий: союзы сочинительные и подчинительные, простые и составные

-организовать деятельность учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях

-обеспечить проверку и оценку ЗУН

-организовать деятельность по коррекции ЗУН

-продолжить формирование специальных умений и навыков: проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений, морфологический разбор союзов

2.развивающая:

- создать условия для формирования умений сравнивать предлоги и союзы по синтаксической функции

-обеспечить развитие умения классифицировать союзы

- содействовать развитию умения использовать научные методы познания

- создать условия для развития умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения

- обеспечить развитие умения ставить цели и планировать свою деятельность

-создать условия для развития умения работать во времени

-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль

- создать условия для развития умения структурировать информацию

- обеспечить развитие умения составлять простой и сложный планы текста

- содействовать развитию умений общаться

- обеспечить развитие монологической и диалогической речи

- обеспечить развитие умения выделять узловые моменты своей или чужой познавательной деятельности

- содействовать развитию умения занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности

-обеспечить развитие умения объективизировать деятельность

3.воспитательная:

- содействовать формированию мировоззренческих понятий

-осуществлять  эстетическое воспитание

- способствовать формированию опыта нравственного поведения

- способствовать формированию ценностных ориентаций – осознание духовной ценности знаний, их значимости в современной жизни

Реальный

§54 №317

95

Простые и составные союзы

1

1.знать о классификации союзов по строению на простые и составные

2.уметь находить простые и составные союзы

Классификация союзов по строению. Ф.И.Буслаев и его книга «О преподавании отечественного языка»

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Ситуация

§55 №319

96

Союзы сочинительные и подчинительные

1

1.знать о классификации союзов по значению

2.уметь различать союзы подчинительные и сочинительные

Классификация союзов по значению

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Кромешный

§56 №321

97

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

1

Уметь находить границу предикативных частей в союзном сложном предложении

Употребление запятой на границе предикативных частей ССП и СПП.

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Старательно

§57 №326

99

100

Сочинительные союзы

2

1.знать классификацию сочинительных союзов по значению

2.уметь различать сочинительные союзы по значению

Группы сочинительных союзов по значению

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Междугородный

§58 №328

№336

101

Подчинительные союзы

1

1.знать группы подчинительных союзов по значению

2.уметь определять значения подчинительных союзов

Группы подчинительных союзов по значению

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Светофор, семафор

§59 №339

102

Морфологический разбор союза

1

1.знать порядок морфологического разбора  союза

2.уметь проводить этот разбор

Порядок морфологического разбора

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

С разбегу

60 №342

103

104

Р.р. Сочинение «Книга – наш друг и советчик»

2

1.знать особенности текста-рассуждения

2.уметь строить рассуждение на дискуссионную тему

Структура текста-рассуждения, его языковые особенности. Особенности публицистического стиля

Урок развития речи, сочинение

Продуктивно-репродуктивный

№343

105

106

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ

2

1.знать правила написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ

2.уметь отличать союзы от омонимичных им сочетаний местоимения и наречий с частицей

Условия различения союзов ТОЖЕ. ТАКЖЕ, ЧТОБЫ и омонимичных им сочетаний

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Масса

§61

№348

№350

107

Повторение сведений о союзах и предлогах

1

Уметь применять на письме основные орфографические правила в рамках изученных тем

Систематизация ЗУН по теме «Предлоги и союзы»

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический, поисковый

Кросс

№356

108

Контрольная работа №5 по теме «Предлоги и союзы». Тестирование

1

Уметь применять ЗУН на практике

Тестирование

Урок проверки и оценки ЗУН, тестирование

Практический

№354

                    Частица (11+2 часа)

109

Анализ контрольной работы

Частица как часть речи

1

1.знать особенности частицы как служебной части речи

2.уметь находить частицы

Определение частицы как части речи.

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

1.обучающая:

- обеспечить усвоение ЗУН по теме

-обеспечить освоение понятия частицы

-организовать деятельность учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях

-обеспечить проверку и оценку ЗУН

-организовать деятельность по коррекции ЗУН

2.развивающая:

- создать условия для формирования умений сравнивать частицы с другими служебными частями речи

-обеспечить развитие умения классифицировать частицы

-создать условия для развития умения работать во времени

-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль

- создать условия для развития умения структурировать информацию

- содействовать развитию умений общаться

- обеспечить развитие монологической и диалогической речи

3.воспитательная:

- содействовать формированию мировоззренческих понятий

-осуществлять  эстетическое воспитание

- способствовать формированию опыта нравственного поведения

- способствовать формированию ценностных ориентаций – осознание духовной ценности знаний, их значимости в современной жизни

-формировать основы ЗОЖ

- способствовать формированию чувства чести, справедливости, совести, патриотизма

-способствовать обогащению внутреннего мира

- способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям

- способствовать формированию уважения к правам людей, окружающих учащихся в социальной действительности современного мира

-способствовать воспитанию гражданской ответственности и правосознания

- способствовать формированию позитивных установок для решения насущных проблем учебной и социализирующей деятельности учащихся

- способствовать формированию убежденности в познаваемости окружающего мира

Священный

§62 №359

110

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

1.знать роль частиц в предложении и при образовании форм слова

2.уметь применять изученные орфограммы

Деление частиц на разряды по значению

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Сатира

§63 №364

111

112

Смысловые частицы

2

1.знать разряды частиц

2.уметь находить смысловые частицы в предложении

Назначение смысловых частиц в предложении

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Предварительный

§64 №372

№373

113

Раздельное и дефисное написание частиц

1

Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм

Условия выбора дефисного и слитного написания частиц

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Старательно

§65 №381

114

Морфологический разбор частицы

1

1.знать порядок морфологического разбора частицы

2.уметь проводить морфологический разбор частиц

Порядок морфологического разбора

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Резиденция

66 №383

115

116

Отрицательные частицы НЕ и НИ

1

1.знать о двойном отрицании

2.уметь определять смысл положительных и отрицательных значений в предложениях с частицей НЕ

Положительный смысл предложения при наличии в нем двойного отрицания

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Карикатура

§67 №387

№392

117

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-

1

Уметь правильно писать слова разных частей речи с НЕ

Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Недосягаемый

§68 №399

118

119

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету

2

Уметь составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из героев

Особенности рассказа по данному сюжету. Роль описаний в рассказе. Роль возможного диалога

Урок развития речи, сочинение

Продуктивно-репродуктивный

№402

120

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ

1

Уметь различать приставку НИ-, частицу НИ, союз НИ-НИ

Различение на письме частицы НИ, приставки

НИ-, союза НИ-НИ

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Претензия

§69 №406

121

Повторение темы «Частицы»

1

1.знать морфологические признаки частиц

2.уметь писать частицы

Систематизация ЗУН по теме

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический, поисковый

Предварительный

№414

                                Междометие. Звукоподражательные слова (4часа)

       

122

Междометие как часть речи

1

1.знать о междометии как о части речи

2.уметь употреблять междометия в речи

Назначение междометий в языке. Отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи

звукоподражательные слова, их отличие от междометий

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Комендант

§70 №416

1.обучающая: способствовать усвоению знаний о междометиях как особом роде слов

2.развивающая: способствовать развитию мышления, речи

3.вопитательная: способствовать эстетическому воспитанию

123

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1

Уметь писать слова с изученным видом орфограмм; ставить ЗП при междометиях

Условия употребления междометий

Урок изучения и первичного закрепления нового материала, практикум

Практический

Период

§71 №419

124

Итоговая контрольная работа. Тестирование

Уметь применять изученные правила на практике

Тестирование

Урок проверки и оценки ЗУН, тестирование

Практический

1.обучающая:

- обеспечить осуществление повторения материала по курсу 5-7 классов

-организовать деятельность учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях

-обеспечить проверку и оценку ЗУН

2.развивающая:

-содействовать осознанию ценности изучаемого предмета

- обеспечить развитие умения ставить цели и планировать свою деятельность

-создать условия для развития умения работать во времени

-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль

3.воспитательная:

- содействовать формированию мировоззренческих понятий

- способствовать формированию ценностных ориентаций – осознание духовной ценности знаний, их значимости в современной жизни

- способствовать формированию уважения к правам людей, окружающих учащихся в социальной действительности современного мира

-способствовать воспитанию гражданской ответственности и правосознания

- способствовать формированию позитивных установок для решения насущных проблем учебной и социализирующей деятельности учащихся

- способствовать формированию убежденности в познаваемости окружающего мира

125

Анализ итоговой  контрольной работы

1

Уметь систематизировать и исправлять ошибки

Работа над ошибками

Урок коррекции ЗУН, работа над ошибками

практический

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (9+2 часов)

126

127

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи

2

1.знать разделы науки о языке и языковые единицы

2.уметь различать тексты разных типов и стилей

Роль русского языка, его место в международной жизни. Признаки текста, виды текстов. Группировка жанров по стилям

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический

Паром

§72,73

№427

128

129

Р.р. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

2

Уметь писать сочинение на заданную тему

Сочинение

Урок развития речи, сочинение

Продуктивно-репродуктивный

Дописать черновик

130

Фонетика. Графика

1

1.знать основные сведения по разделу

2.уметь проводить фонетический анализ слова

Фонетический разбор

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический, поисковый

Ориентация

§ 74 №431

131

Лексика и фразеология

1

1.знать основные сведения по разделу

2.уметь использовать фразеологизмы в речи

ЛЗ слова.  Фразеологизмы. Отличие ЛЗ от ГЗ слова

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический

Классик

§ 75 №433

132

Морфемика. Словообразование

1

1.знать состав слова

2.уметь проводить морфемный и словообразовательный разборы

Способы словообразования. Разбор слов по составу

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический, поисковый

Калитка

§76 №438

133

Морфология

1

1.знать основные понятия раздела

2.уметь различать части речи

Морфологические признаки частей речи, морфологический разбор слов

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический

Дистанция

§77 №445

134

Орфография

1

1.знать понятие орфограммы

2.уметь применять изученные орфограммы

Повторение орфограмм, изученных в 7 классе

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический

Автор

§78 №452

135

Синтаксис.

Пунктуация

1

1.знать основные понятия раздела

2.уметь применять изученные пунктуационные правила

3.знать основные нормы РЛЯ

4.уметь ставить ЗП при письме

Синтаксический разбор

Пунктуационный разбор

Урок повторения и обобщения ЗУН, практикум

Практический

Пунктуация

§79,80  №462

136

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...