Рабочая программа спецкурса "Обучение написанию сжатого изложения"
рабочая программа (русский язык, 8 класс) на тему

Горячева Наталья Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_8_klass_szhat_izlozh.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 473

Утверждаю

И.о. директора

ГБОУ СОШ № 473

____________Сухаревская Е.В.

«___»___________20____г.

Рабочая программа

спецкурса «Обучение  написанию сжатого изложения»

на 2013-2014 учебный год

Программа для учащихся 8а класса

Срок реализации – 25 часов

(с 01.11.2013)

(1 час в неделю)                 

Составитель: Горячева Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационная категория

Рассмотрено на заседании МО

протокол № ___

от «___»____________20___  г.

Председатель МО

__________________________

Москва, 2013 г.

Пояснительная записка

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы.

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.

Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.

Данный курс предназначен для учащихся 8-а класса.

Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, применяющимся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Учебный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.

В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:

1. Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2. Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3. Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4. Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную

мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

5. Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6. Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7. Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8. Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым

типом речи.

9. Умение последовательно излагать собственные мысли.

10. Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,

целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11. Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.

В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня речевого развития школьников.

Данный курс рассчитан на 25 часов, т.к. начинается с 01ноября 2013 года.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.

Программа учебного курса

"Обучение   написанию сжатого изложению ".

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч).

2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе (1ч).

3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения (1ч).

4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста (1ч).

5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение (1ч).

6. Подготовка рабочих материалов к изложению (1ч).

7.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения (1ч).

8. Приемы компрессии текста (4ч).

9. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения (1ч).

10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения (1ч).

11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом (1ч).

12. Практическая работа. Обучающее изложение «Как делаются слова» (1ч).

13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения (1ч).

14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч).

15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения (1ч).

16.Проверка и оценка изложения (1ч).

17.Психологический тренинг « Боремся со стрессом» (1ч).

18.Контрольное изложение (2ч).

19. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками (1ч).

20. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения(1ч.

Итого – 25 часов

Содержание программы учебного курса

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч).

Цели и задачи курса.

Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.

2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе (1ч).

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий.

Оценка уровня речевого развития учащихся класса .

3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения (1ч).

Понятие об изложении. Виды изложений.

Алгоритм написания изложения.

Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением.

Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.

4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста (1ч).

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:

- определить тему текста,

- пересказать его содержание,

-ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,

- восстановить последовательность эпизодов,

-определить общий смысл текста: что хотел сказать автор,

-какова главная мысль текста,

-каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.

Понятие «авторский стиль изложения».

Упражнения для подготовки учащихся к изложению

5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение (1ч).

Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана.

Последовательность событий. Выделение микротем.

Упражнения в абзацном членении текста.

Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану.

Упражнения для подготовки учащихся к изложению

6. Подготовка рабочих материалов к изложению (1ч).

Подготовка рабочих материалов к изложению.

Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа.

Изложение каждой микротемы . Анализ черновых работ. Исправление недочетов.

7.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения (1ч).

Понятие «сжатое изложение».

Особенности сжатого изложения.

Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанного по одному исходному тексту.

Практикум по сокращению текста.

8. Приемы компрессии текста (4ч).

  • Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) –1ч.
  • Замены (1 ч):

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным

местоимением с обобщающим значением;

-замена сложноподчинённого предложения простым.

  • Исключения(1 ч):

-исключение повторов;

-исключение фрагмента предложения;

исключение одного или нескольких из синонимов.

  • Слияния (1 ч):

-слияние нескольких предложений в одно и т.д.

Практикумы по сокращению текста с использованием приемов компрессии.

9. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения (1ч).

Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия

текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками

с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением»

10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения (1ч).

Написание сжатого изложения.

11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом (1ч).

12. Обучающее изложение «Как делаются слова» (1ч).

13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения  (1ч).

Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:

-содержание изложения,

-наличие сжатия исходного текста,

-смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Рассмотрение системы оценивания задания С1.

Памятка для анализа изложения.

Упражнения для подготовки учащихся к изложению

14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч).

Рекомендации по квалификации ошибок.

Упражнения на выявление разных видов ошибок и их исправление.

15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения (1ч).

Словарная работа. Выделение микротем.

Составление плана. Компрессия текста.

Изложение каждой микротемы на черновике.

Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения.

16.Проверка и оценка изложения  (1ч).

17.Психологический тренинг « Боремся со стрессом» (1ч).

18.Контрольное изложение (2ч).

19. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками (1ч).

20. Итоги учебного курса . Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения (1ч).

Итого – 25 часов

Литература

1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.

2.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2004

4.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.

5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.

6.Морозова И.Д.«Виды изложений и методика их проведения».- М. : «Просвещение», -1984)

7.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2008.

8.Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2006.

9.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, - 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.

В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"

Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....