"Стимулирование творческой деятельности на уроках русского языка и литературы"
материал по русскому языку на тему

Горбунова Надежда Викторовна

Творческий отчет по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorbunova_n.v.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филологическое образование играет ведущую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии ее морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений.

При этом языковое образование является основой интеллектуального развития и саморазвития личности, т. к. вооружает ее инструментом для получения знаний в любых сферах науки и производства, а филологическое образование в целом способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной области, так как вооружает личность коммуникативными умениями и навыками, лежащими в основе любой деятельности.

Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологическое образование нацелено на формирование определенных компетенций — языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической (см. схему 1).

Схема 1. Структура филологического образования


Результатом формирования компетенций должна стать языковая культура

Таким образом, в формировании языковой / филологической культуры принимают участие все указанные компетенции, влияющие на тот или иной ее аспект в структуре:

  • соблюдение культурно-речевых норм в первую очередь формируется в результате работы над языковой и лингвистической компетенциями учащихся:
  • функциональная грамотность и умение общаться, а также выработка индивидуального идиостиля в речи зависят от сформированности коммуникативной компетенции;

— бережное отношение к родному языку и отчасти формирование индивидуальной манеры речи тесно связаны с культурологической компетенцией учащихся.

Языковая культура учащихся в целом должна быть сформирована к старшим классам, и представлять собой систему закономерно расположенных и находящихся в определенной связи компонентов (см. схему 2).

Схема 2. Модель языковой личности/ культуры учащегося

        Модель языковой культуры личности включает в себя:

1. практический компонент, отражающий владение языком и знания о языке;

Для формирования данного компонента у учащихся на своих уроках я добиваюсь через составление рассказов на грамматическую и лингвистичес-кую темы, работу над орфоэпическими нормами, обогащение словарного запаса учащихся, написание изложений, доклады, сообщения, пересказы, работу в парах.

2. аксиологический аспект, регулирующий речевое поведение личности в деятельности и в обществе.

Над формированием данного компонента работаем на каждом уроке в каждом классе,   через лингвистический анализ текста (определить тему, основную мысль: стиль речи: анализ синтаксических, морфологических, лексических средств языка); орфографический и пунктуационный анализ. В 7 классе больший упор делается на орфографический и пунктуационный разбор, через доказательство орфограмм комментированным письмом, объяснительным диктантом, доказательство через oпору, доказательство правильности орфограммы своими примерами и аргументами. В 11 классе упор делается на комплексный анализ. Большую роль отвожу учебнику, потому что он располагает всей необходимой информацией, с достаточным комплектом упражнений и заданий. Также в 11 классе провожу лабораторную работу по теме «Публицистический стиль» (см. Приложение 1). Цель которой - найти, охарактеризовать языковые факты и явления, имеющие стилевую принадлежность; обосновывать свой выбор.

3. личностно - творческий компонент, определяющий специфический способ реализации сущностных сил человека, его целей, мотивов, интересов и установок.

Так как класс, в котором я начала работу разноуровневый (в плане качества усвоения знаний), то и подход к ним должен быть дифференциро-ванным, как и в подаче нового материала, так и в контроле над знаниями учащихся. В связи с этим мной была выбрана тема по самообразованию «Стимулирование творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы». Цель: развитие творческой личности учащихся, на основе формирования педагогической культуры и поддержки творчески устремлённых учеников в индивидуальной и совместной деятельности по предмету.

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

В 7 классе учащиеся, как ни в каком другом стремятся выразить своё «я». Именно в этом классе наступил и чётко проявляется критический период детской креативности (от лат. creare «творить», «создавать»). Следовательно, именно здесь как нигде нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести возможность для самореализации, для выражения своего «я».

Творчество невозможно без эмоциональных, интеллектуальных и волевых процессов. Творческую деятельность отличают такие специи-фические черты, как воображение, интуиция, образность - и в этом классе они проявляются особенно ярко. Поэтому условия максимального прояв-ления творческих способностей учащихся предполагают здесь активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.

         Для достижения этих условий я провожу специальные уроки твор-чества, а также использую на обычных уроках некоторые педагогические приёмы.

Важным приёмом творческой деятельности я считаю чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение.

        Большую роль на уроках уделяю работе над орфограммами, так как правильное, грамотное письмо - залог успеха в любой деятельности. Помо-гают достичь этого индивидуальные карточки с заданием, используемые на каждом уроке (см. Приложение 2).

На обычных уроках русского языка большой популярностью пользуется игра «Запомни - запиши». Условие игры: на столе разложено некоторое количество предметов (ручки, книга, тетрадь, ключи, кнопки и т.д.). Дети на несколько секунд подходят к столу, внимательно смотрят, запоминают. Затем садятся за свои места и по памяти записывают названия предметов. Дополнительные задания, которые с каждым разом усложняются: составить словосочетание, придумать разные по цели высказывания предложения, придумать загадку к одному из предметов, составить связный текст с использованием всех предметов, придумать монолог от имени вещей и т.д..

И вот что получилось: «Жил - был калькулятор, он рассказал мне единственную правду о себе. Я - калькулятор, я верно решаю примеры. Есть и кнопки, и звучанье потому и окончанье. Вот решал примеры я - вот и молодость моя, пришёл конец, и я умру... Вы вставьте батарейку, я снова оживу!» (Захаров Игорь, 7 класс).

Ты его узнал конечно:

В нём оценки все стоят.

Будь ты с ним поосторожней —

          Это классная тетрадь. (Журнал) (Костенко Наташа, 6 класс)

Я на память остаюсь,

И в альбоме притаюсь. (Фотография) (Ширяева Юля, 6 класс)

Она упруга и легка,

Красива и не очень.

Косичку вмиг соединит,

И волосы в хвостик разом скрепит. (Резинка) (Вострецова Марина, 7 класс)

В тетради я решил на «пятёрку»,

А у доски - на «двойку».

Такой результат он мне помог вывести в тетрадь.

(Калькулятор) (Захаров Игорь, 6 класс)

Я рисую, я пишу и резинкою сотру.

А потом опять начну рисовать, да и писать.

(Простой карандаш) (Денисов Максим, 7 класс)

Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.

Также уроки начинаю с вопросов «Почемучки», для создания проблемной ситуации; с вопросов прямо не относящихся к теме урока, но помогающих «разогреть» воображение школьников: «Что можно сделать необычного с обыкновенным ... кирпичом?» Ответы могут быть самыми разнообразными: нарисовать на нём красивую иллюстрацию (Смирнов Лёня), сделать фигуру (Саватеев Максим), положить под голову вместо подушки (Костенко Наташа), вырезать ювелирное украшение (Ширяева Юля), кинуть в кого нибудь (Арбатский Вася, Бабинцев Алёша).

Многие педагоги к приёмам, активизирующим интеллектуально – волевую сторону творческой деятельности, относят работу с ассоциациями. На своих  уроках тоже использую этот приём. Это помогает учащимся быстро и эффективно запомнить теоретический материал (например, на уроке в 5 классе по теме «Морфемика. Состав слова» для безошибочного выделения частей слова используем ассоциации - окончание- «окошечко», корень - «радуга», основа - «перевёрнутая скамейка»): для запоминания словарного слова предлагаю нарисовать его.

Исходя из резервных уроков, провожу специальные уроки творчества, на которых учащиеся могут фантазировать, сознательно искать нестандартные решения, соревноваться друг с другом в образном восприятии или воспроизведении происходящего.

На таких уроках русского языка предлагаю детям различные задания. Например: «Игра - фантазия» - нужно придумать «расшифровки» для следующих слов: ПАРУС, АРБУЗ, СПОРТ и т.д. (например, ПАРУС - политическо - актёрский, российско-украинский сбор (Ширяева Юля), СПОРТ - специальная профессиональная организация русских товарищей (Костенко Наташа), средний постоянный родительский трактат (Аниконова Рита), АРБУЗ - аппликации ребят, бывшие у зрителей (Денисов Максим), альтернативная работа бухгалтера у забора (Бабинцев Алёша)). Записать предложения, в которых все слова были бы на одну и ту же букву, либо на приставку (при-, пре -, раз -, в-). Вот что придумали учащиеся 7 класса: «Ростислав Романович растил репу. Репа росла редко. Ростислав Романович разозлился и рванул репу. Репа рванулась и разорвалась» (Аниконова Рита). «Проснулась перепёлка и пошла прокалывать пирсинг. Пошла к пареньку пирсинщику. Попросила пирсинг. Паренёк приговаривает: «Плохо по перьям пирсинг прокалывать» - но проколол. Перепёлка пошла подругам показывать. Подруги посплетничали, посмеялись, поприкалывалисъ, но посмотрели. Перепёлка приукрасилась» (Ширяева Юля).

Также такие уроки провожу в форме диагностической работы (в начале и в конце года, с целью проверки знаний и умений учащихся) (см. Прило-жение 3), урок-зачёт, с целью систематизации, повторения и закрепления знаний и умений учащихся по пройденной теме (см. Приложение 4). Задания на данных уроках разбиты на две части: первая - основная часть, обязательная для всех учащихся, для проверки усвоения программного материала; вторая - дополнительная часть, которая состоит из заданий творческого характера.

Образное восприятие очень важно для мышления. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений. Поэтому на творческих уроках литературы предлагаю учащимся написать сочинение по предложенному началу, рассказ - приключение сказочного героя в современном мире, написать сочинение по пословице, старую сказку на новый лад, эссе, составить диафильмы, кроссворды, ребусы.

Например: Сочинение по пословице «За другим пойдёшь — в беду попадёшь».

 «Жил был мальчик Вася. С первого класса он учился только на «5» и «4». Один раз, когда к нему пришли друзья, то они предложили ему пойти на чужой огород. Он. конечно же, согласился. Когда они прийти в огород, то Вася опомнился: « Ведь это чужой огород!». А мальчишки его подзадорили: «У этого огорода нет хозяина». И Вася, успокоившись, стал есть овощи вместе со всеми. Когда они закончили с горохом, то перешли к капусте. Вот когда они уже закончит с капустой, то услышали шорохи. Это пришёл хозяин огорода. После того как он отругал мальчишек, то сказал им, чтобы каждый принёс завтра по 100 рублей. После этой истории Вася понят, что за другим пойдёшь - в беду попадёшь!» (Вострецова Вика, 5 класс).

Старая сказка на новый лад: «Три поросёнка и серый волк»

«Жили - были три поросёнка. Жили они в трёхкомнатной пещере. Были у них бытовые приборы: пылесос, ДВД, компьютер, телевизор, магнитофон,

видеокамера. Как-то раз они поссорились, и решили построить себе отдельные дома. Первый поросёнок построил дом из веток, второй - из соломы, а третий из кирпичей. Первые два поросёнка быстро управились со строительством, а третий провозился долго. Смеются над ним братья: «Зачем тебе такой прочный дом?». Но вот построили каждый себе жили-ще, и стали решать, кто, что возьмёт из техники.

Сказал тогда первый:

  • Я беру ДВД и пылесос.
  • А я беру телевизор и видеокамеру - сказал второй.
  • А я заберу компьютер и магнитофон закончил третий.

На том и порешили. Обстроились они, и началась у них хорошая жизнь: каждый живёт в своём домике, другому не мешает. А тут волк пришёл, прослышал он про то, что поросята раздельно друг от друга живут, решил их обокрасть и съесть. А что поделать? Работы нет! Пришёл к первому, а тот закрылся и не открывает. Дунул тогда волк и сдул домик из веток. Поросёнок убежал ко второму, а волк собрал добро и пошёл дальше. Пришёл ко второму домику, видит - он из соломы, набрал воздуха в лёгкие — и как дунет... домик и разлетелся. Побежали поросята к третьему, просят о помощи. Впустил их третий поросёнок, закрылись они на засов и сидят, ждут, что будет. Прибежал волк, видит — домик из кирпича нелёгкая задача. Дунул изо всех сил и ... штаны слетели. Поднял он их, дунул ещё раз, и они порвались. Бросил волк наворованное добро и побежал с криками: «Снова штаны порвал! Уже третьи за неделю! Опять мама ругаться будет!» Вышли поросята, взяли свои вещи и стали жить счастливо, все вместе, и больше никогда не ссорились!» (Суханова Надя, 5 класс)

После изучения лирических произведений, предлагаю учащимся посетить «Творческую лабораторию писателя», в которой каждый пытается сочинить стихотворение, Работа на уроке ведётся в двух направлениях: самостоятельная работа одарённых детей (Вострецова Вика, Ширяева Юля, Костенко Наташа) и работа с остальным классом - кому-то нужна помощь в подборе рифмы, в построении строф (Вострецова Марина, Денисов Максим, Захаров Игорь), кому-то даю готовые рифмы (море - горе, туман - обман и т.п.) для составления четверостиший. Результатом работы можно считать такие произведения:

«Новый год»

-        «Новый год! Ура! Ура!» -
Закричала детвора.
Поздравления, подарки,
Угощений вкусных варка.
По душе и в радость всем

Этот год - 2007!

 (Ширяева Юля. 7 класс)

«Восьмое чудо  света»

Boсьмое чудо света - Лена,

Здесь много сёл и городов.

Она - словно шальная вена,

Которая гоняет кровь.

И наша Родина — Приленъе,

Его забыть нельзя никак.

И без малейшего сомненья

Здесь будет жизнь,

Да будет так!

(Ширяева Юля, 7 класс)

В этом учебном году на внеклассном мероприятии было задание: сочинить стихотворение, используя 4 предмета из предложенных на листке.

Грибы растут, а ёлка - нет.

Её срубили под конец,

Внесли в фарфоровую дверь –

И нарядили как тюлень. (Потапова Катя, 7 класс)

В 7 классе при изучении темы «Древнерусская литература. Повесть временных лет» мы с учащимися познакомились с новым для них жанром - поучение (жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его). При анализе «Поучения Владимира Мономаха» мы выяснили, что поучение состоит из трёх составляющих:

  1. Обращение и зачин.
  2. Три основные проблемы - поучения (может быть и больше).
  3. Концовка - наказ о том, как пользоваться поучением, чтобы оно принесло пользу.

Используя данный план, учащиеся написали поучения своим родственникам, друзьям, одноклассникам. Результаты мы оформили в сборник «Поучения 7 класса» (см. Приложение 5).

После уроков ознакомления с творчеством И.С. Тургенева, учащимся было предложено написать стихотворение в прозе. Дополнительно выяснив, что стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме, выражающее чувство автора о происходящих событиях. Например: «На одном вечере двух девочек, которые не должны были участвовать, взяли в команды. Участница одной из команды, хорошо знающая обеих девочек, вдруг крикнула: «Нам первую — она умнее!» Почти никто этого не услышал, но у второй девочки в душе остался плохой осадок. Всё - таки надо думать, прежде чем говорить». (Костенко Наташа). «Встретились два мужчины один был беден, а второй очень богат.

  • Я вчера на улице нашёл девочку, привёл её к себе в дом и оставил жить — сказал первый.
  • Так у тебя уже и так 10 детей, куда тебе? Я бы ни за что так не сделал -воскликнул второй.
  • Ну и что спокойно ответил первый.

А что ты ей дашь, у тебя ведь ничего нет. Она будет есть похлёбку без соли. Выгони её! — не унимался второй.

- Ну и что. Еда не главное. Главное у неё будет крыша над головой и семья, в

которой все друг друга любят и уважают.

Далеко второму мужчине до первого! (Вострецова Марина)

В 11 классе на уроках литературы большая часть программного материала посвящена литературе Серебряного века. Так как теоретический материал лекционно усваивается учащимися тяжело, то им было предложено выполнить творческую работу по творчеству одного из авторов и защитить её на уроке. Творческая работа - коллаж состоит из: 1 - титульного листа (Ф.И.О. автора, годы жизни, портрет), 2 - краткая биография автора, 3 - любое стихотворение, 4 - анализ этого стихотворения, 5 - рисунок - интерпретация (фотография, картинка) стихотворения.

Используемые приёмы направлены не только на активизацию творческих процессов у одарённых детей, но и стимулируют потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.

Таким образом, свою деятельность направляю прежде всего на развитие у всех учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении.

Это важно не только на уроках и во внеклассной работе, но и помогает мне в воспитательной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...

Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы

материал содержит обобщение опыта работы по проблеме "Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы"...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)

Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...

Организация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы "Организация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы"...

Активизация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы

В статье описаны методы активизации познавательной  и творческой деятельности на уроках русского языка и литературы....

Стимулирование творческой активности на уроках русского языка и литературы как условие развития способностей учащихся

Ребенок – это факел, которыйнужно зажечь, а не сосуд, которыйнужно наполнить.Рабле....