Разработка урока по теме "Словообразование. Орфография" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Нургалиева Линеза Марвановна

Урок проводится с целью обобщеня и и расширения знаний по данной теме; совершенствования  навыков морфемного и словообразовательного разбора; орфографических навыков в написании слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- , корней с чередованием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_v_6_klasse_na_temu_slovoobrazovanie.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок в 6 классе на тему: « Словообразование. Орфография»

 (с использованием структур сингапурской методики)

 Цели:

- обобщить и расширить знания по данной теме;

- совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

- совершенствовать орфографические навыки в написании слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- , корней с чередованием.

- воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи

Оборудование: карточки, перфокарты, тесты, листы самооценки.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного. Это урок – зачёт, который носит диагностирующий характер: проверка сформированности орфографических навыков написания чередующихся корней, правописание приставок ПРЕ – и ПРИ-, навыков морфемного и словообразовательного разбора.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Ребята, я очень рада войти в ваш дружный класс, а  знания сегодня вам награда, а также оценки в дневники и журнал.

2. Синтаксическая  пятиминутка.

Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение. Запишите его и произведите синтаксический разбор (человек, в, слова, разбираться, грамотный, должен, структуре)

(Грамотный человек должен разбираться в структуре слова

3. Сообщение темы.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме: « Словообразование». Запишите число и тему урока.

  Давайте попробуем определить цели нашего урока. (Учащиеся формулируют цели)

У каждого на парте лежит листок самооценки. Свою работу на уроке вы будете оценивать сами, будете выставлять оценки за каждый вид работы.

Микс - фриз – груп (объединяются в группы, количество зависит от ответа на вопрос Сколько девочек в подгруппе? (4))

4.  Повторение теории.

Сингл раунд робин (однократный, учащиеся проговаривают ответы на вопрос по кругу один раз)

Учитель задает вопросы и дает время подумать. 4 ученика в команде по очереди отвечают по одному разу.

- Назовите значимые части слова.

- Какую роль они выполняют?

- Укажите известные вам способы образования слов.

5. Закрепление изученного.

Морфемный и словообразовательный разбор.

- Скажите, пожалуйста, чем эти два вида разбора отличаются друг от друга.

Примерные ответы учащихся. Отвечает стол №…, участник под № ….

( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют.

Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)

Произведите морфемный и словообразовательный разбор данных слов.

(Слова записаны на доске, один ученик работает у доски)

прибежать

подсвечник

нефтепровод

зайчик

(Самопроверка с доски)

Сложносокращённые слова.

- Какие слова называются сложносокращёнными? Как определить род сложносокращённого слова? Отвечает стол №…, участник под № ….

- Расшифруйте сложносокращённые слова, определите их род. (Устная работа)

 Вуз, СМИ, Спецкор, ГЭС. Отвечает стол №…, участник под № ….

- Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл?

Примерные ответы учащихся. Отвечает стол №…, участник под № ….

 (Для правописания тоже. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова).

-Назовите правило, изученное в разделе «Словообразование», которое связано с написанием приставок. Отвечает стол №…, участник под № ….

(Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-)

- Вспомним правило. Когда мы пишем приставку ПРЕ-, а когда ПРИ-?

Отвечает стол №…, участник под № ….

Физкультминута. Все поднимаются, задвигают стулья. Учитель помогает расслабиться

Учитель:

У каждого человека есть своя звезда, так давайте потянемся к своей звезде и приветственно помашем космосу! (Учитель благодарит учеников, ученики садятся на свои места)

Графический диктант

- С какими орфограммами в корне мы познакомились в разделе «Словообразование»?

(Корни с чередованием КОС –КАС, ГОР –ГАР, ЗОР - ЗАР)

- Расскажите о правописании этих корней.

- Какие ещё корни с чередованием мы знаем?

Перед вами линокарта.

а

.

.

.

.

о

.

.

.

.

.

.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Я называю слова, вы определяете, какую букву нужно писать в корне с чередованием, и  ставите точку в соответствующей строке.

  1. загорать
  2. касательная
  3. зорька
  4. выращенный
  5. пригорело
  6. прикосновение
  7. зарница
  8. сгорели
  9. загар
  10.  росток

Самопроверка. Самооценка. У кого получилось две буквы М, тот сделал всё верно.

Тест.

-  А теперь проверим ваши умения находить верный ответ среди предложенных, то есть решим тест. Самопроверка.

Выставление оценок за урок.

Обобщение.

- Что мы сегодня повторили на уроке? Над чем стоит ещё поработать?

- В чём возникают трудности?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

Домашнее задание.

Стр.80 контр. задания и вопросы.

(учитель просит девочек создать внутренний круг, мальчиков – внешний круг)

Учитель: Дорогие ребята, я вас благодарю за интересную работу. Светит солнце. Порадуемся жизни,  друг другу за окном, мирному небу и осеннему настроению, и поделимся этим друг с другом!

Приложение1

Листок самооценки.

Фамилия, имя ________________

Вид работы

Оценка

1

Синтаксический разбор предложения

2

Теоретический уровень

3

Морфемный и словообразовательный разбор

4

Перфокарта.  Приставки ПРЕ- и ПРИ-

5

Графический диктант. Корни с чередованием

6

Тест

Итоговая оценка

Приложение1

               ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

  1. Словообразование как раздел науки о языке изучает…

а) звуки речи;

б) значимые части слова и способы образования слов;

в) словосочетания и предложения;

 2. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это…

          а) суффикс         б) приставка           в) корень    

3. В каком случае пишется С на конце приставки.

           а) ра…будить          б) во…гордиться        в) ра…писание

4. В каком слове пишется буква А?

           а) прил…гательное          б) сл…жение          в) предпол…жение

 5. В каком слове пропущена буква О?

           а) выр…щенный             б) зар…сли               в) р…стение

 6. В каком слове пропущена буква Ё?

           а) ш…пот          б) крыж…вник            в) ш…рох

  7. В каком слове пишется буква Ы?

           а) ц…фра              б) ц…ганский             в) милиц…я

  8. Разберите слова по составу: проходили, полететь, сварщик, домик, осенний, предвечерний, разбежка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов

Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...