Рабочая программа факультативного курса "Язык в речевом общении" 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Петрова Галина Николаевна

Создана рабочая программа к факультативному курсу Автор ЛЬвова С.И. Программа включает в себя разделы:   "Язык как средство общения", "Речевой этикет", "Речевое общение", "Роль орфоэпии в речевом общении".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fakultativnogo_kursa_8_klass.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА "ЯЗЫК В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ" 8 КЛАСС

на 2013-2014 учебный год (34 часа, автор программы ЛЬВОВА С.И.)

№ п/п

№ урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды контроля, самостоятельной деятельности

План

Язык как средство общения

(2 часа)

1

1

Язык, его основные единицы. Гипотезы происхождения языка.

Урок изучения нового материала

Знакомство с гипотезами происхождения языка. Сопоставление гипотез. Понятие об искусственных языках

Знать: гипотезы происхождения языка и авторов гипотез.

Понимать: суть вопроса об искусственных языках.

Уметь: аргументировать свою точку зрения, строить монологическое высказывание.

Составление плана ответа.

2

2

Преимущество языка сравнительно с неязыковыми средствами.

Урок изучения нового материала

Понятие о неязыковых средствах общения: жестах, сигналах ,кодах, символах. Знакомство со способами общения животных.

Знать: неязыковые средства общения.

Понимать : преимущество языкового общения перед неязыковым.

Уметь: строить и оформлять высказывание.

Композиционное оформление высказывания.

Речевое общение

(5 часов)

3

1

Речевое общение, единство двух его сторон. Формы общения

Урок изучения нового материала

Знакомство с единством двух сторон общения: передачей и восприятием смысла. Знакомство с устной и письменной формой общения.

Знать: наличие двух сторон общения - передачу и восприятие смысла.

Понимать :единство двух сторон общения.

Уметь: слушать, осознанно воспринимать звучащую речь.

Построение высказывания

4-5

2-3

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат)

Урок-практикум

Знакомство с обстоятельствами речевого общения, личным и неличным, официальным и неофициальным, подготовленном и  спонтанном общении.

Знать: обстоятельства речевого общения.

Понимать: возникновение ситуаций речевого общения.

Уметь: использовать средства языка в речи.

Создавать ситуации речевого общения.

6

4

Условия речевого общения

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знакомство с мотивами и целями общения, предметом речи, участниками  общения.

Знать: условия речевого общения.

Понимать: успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.

Уметь: логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли.

Построение высказывания в письменной форме.

7

5

Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

Урок изучения нового материала

Знакомство с выбором речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Знать: языковые средства, адекватные определенной речевой ситуации.

Понимать: как правильно выбрать речевую тактику в определенной ситуации.

Уметь: выбирать речевые средства сообразно ситуации.

Построение модели речевой ситуации.

Речевой этикет

(3 часа)

8

1

Речевой этикет как правила речевого общения.

Урок-практикум

Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Знакомство с понятием "этикет"

Знать: правила поведения, культуру речи.

Понимать: правила речевого общения.

Уметь: учитывать условия общения в определенной речевой ситуации.

Создание речевой ситуации.

9

2

Речевая ситуация и употребление этикетных формул.

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знакомство с этикетными формулами обращения, приветствия, прощания, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др.

Знать: этикетные формулы обращения.

Понимать: важность знания этикетных формул

Уметь: применять этикетные формулы в речевом общении

Построение приветствия с использованием этикетных формул.

10

3

Жесты и мимика; использование их в общении.

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знакомство с жестами, мимикой, наиболее часто используемыми в речевых ситуациях

Знать: об использовании жестов и мимики в речевом общении.

Понимать: уместность использования жестов и мимики.

Уметь: использовать жесты и мимику в общении.

Строить речевое высказывание.

Роль орфоэпии и интонации в устном общении

(24 часа)

11-12

1-2

Особенности устной речи.

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знакомство с понятиями темпа, тембра, громкости голоса, интонации, жестов и мимики.

Знать: особенности устной речи.

Понимать: роль  использования  особенностей устной речи в речевом высказывании.

Уметь: использовать особенности устной речи в высказывании.

Построение обращения в устной форме.

13

3

Типичные свойства устного высказывания

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Типичные свойства устного высказывания: повторы, прерывистость речи

Знать: типичные  свойства устного высказывания: повторы, прерывистость речи.

Понимать: важность использования в речи повторов  и прерывистости.

Уметь: использовать эти особенности в речи.

Построение просьбы в устной форме

14-15

4-5

Диалог и монолог как  разновидности устной речи

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знакомство с разновидностями устной речи - диалогом и монологом.

Знать: особенности построения диалога и монолога.

Понимать: необходимость умения построения монологического высказывания и диалога.

Уметь: строить диалог и монологическое высказывание.

Построение диалога

16

6

Устный рассказ

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Особенности композиции рассказа.

Знать: особенности композиции рассказа

Понимать: важность умения использования элементов композиции рассказа

Уметь: строить устный рассказ

Построение устного рассказа

17

7

Выступление перед аудиторией

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Особенности построения выступления перед аудиторией.

Знать: особенности построения выступления перед аудиторией.

Понимать:  использование особенностей построения выступления.

Уметь: строить выступление перед аудиторией

Построение выступления перед аудиторией

18

8

Сообщение, доклад

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Особенности построения сообщения, доклада

Знать: особенности построения сообщения, доклада

Понимать: необходимость умения построения сообщения, доклада

Уметь: строить сообщение, доклад

Построение доклада

19

9

Ответ (краткий и развернутый) на уроке.

Урок-практикум

Построение краткого или развернутого высказывания

Знать: особенности построения развернутого   и краткого ответа

Понимать: важность построения развернутого и краткого ответа

Уметь: строить краткий и развернутый ответ

Построение развернутого ответа на уроке.

20

10

Дружеская беседа

Урок-практикум

Особенности построения беседы

Знать: особенности построения дружеской беседы

Понимать: важность знания построения дружеской беседы

Уметь: строить дружескую беседу

Построение дружеской беседы

21

11

Диспут, дискуссия

Урок-практикум

Знакомство с особенностями построения диспута, дискуссии.

Знать: особенности диспута, дискуссии

Понимать: особенности построения диспута, дискуссии.

Уметь: строить дискуссию, диспут

Построение дискуссии

22

12

Основные требования к содержанию и языковому оформлению устного высказывания

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знакомство с основными требованиями к содержанию и языковому оформлению  устного высказывания

Знать: основные требования к содержанию и языковому оформлению устного содержания

Понимать: основные требования к содержанию устного высказывания

Уметь: строить устное высказывание, используя основные требования к содержанию его и оформлению

Построить устное высказывание

23

13

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знакомство с основными речевыми правилами общения посредством телефона, в том числе мобильного

Знать: основные правила речевого общения посредством телефона

Понимать: важность умения речевого общения посредством телефона

Уметь: строить речевое общение посредством телефона.

Построить

речевое общение посредством телефона

24

14

Роль орфоэпии в устном общении

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знакомство с основными правилами орфоэпии

Знать: орфоэпические нормы

Понимать: важность знания этих норм

Уметь: использовать орфоэпические правила в устной речи

Строить монологическое высказывание

25-27

15-17

Основные нормы современного литературного произношения.

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знакомство с основными нормами  литературного произношения : произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний со гласных; с произношением некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Знать: основные нормы литературного произношения.

Понимать: важность знания норм литературного произношения

Уметь: использовать нормы литературного произношения в речи.

Построение развернутого монологического высказывания

28

18

Нормы словесного ударения в современном русском языке

Урок-практикум

Знакомство с нормами словесного ударения

Знать: нормы литературного ударения

Понимать: важность знания этих норм

Уметь: правильно произносить слова

Построение диалога

29-30

19-20

Отклонения от произносительных норм

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Причины отклонения от произносительных норм. Допустимые варианты отклонений от норм. Исторические  изменения в произношении и ударении.

Знать: причины отклонений от норм

Понимать: источники допустимых отклонений

Уметь: правильно произносить слова

Построение монолога

31

21

Орфоэпические словари и справочники

Урок-практикум

Знакомство с орфоэпическими словарями

Знать: орфоэпические словари

Понимать: необходимость умения работы со словарями

Уметь :работать со словарями

Работа со словарями

32-32

22-23

Интонация и ее основные элементы

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Понятия логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента. Этикетная роль интонации в речевом общении

Знать: основные элементы интонации

Понимать: их роль в речевом общении.

Уметь: использовать эти элементы в речи

Построение развернутого ответа

34

24

Интонация и орфография

Урок-практикум

Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи.

Уметь:  использовать интонацию в построении устного речевого высказывания

Построение монологического высказывания.

                       

 "Согласовано"                                                                                                                                                      "Согласовано"

на заседании ШМО                                                                                                                                               Зам.директора по УВР

протокол ___от________                                                                                                                           ____________________

__________________________                                                                                                                             "___"________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по алгебре 10 класс.

Данная программа предназначена для учащихся 10 класса  и  предусматривает систематическую  подготовку к  ЕГЭ.Для реализации данного курса используются  такая   форма...

Рабочая программа факультативного курса по математике 9 класс

Подготовка к государственной итоговой аттестации 9 классов....

Рабочая программа факультативного курса "Исторический портрет", 7 класс

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.cjk { }a:link { color: rgb(0, 0, 255); }a.western:link { }a.cjk:link { }a.ctl:link { fo...

Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" - 5 класс

Содержание курса "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура  курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.  Содержание программы факультати...

Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" 6 класс

Содержание программы "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать. Программа позволяет ос...

Рабочая программа факультативного курса для 7-8 классов "Обычаи и традиции тувинцев"

Автор программы настаивают на изучении традиций и обычаев в школе в качестве учебного предмета, исходя из того, что они представляют собой своеобразную систему воздействия на умы и сердца, волю и чувс...