ЦОР "Электронная интерактивная таблица" на уроках русского языка
статья по русскому языку (7 класс) по теме

В статье автор делится опытом использования на уроках русского языка электронных интерактивных таблиц, размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_pechati.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЦОР «ЭЛЕКТРОННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТАБЛИЦА» НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Задача школы - не только сообщение определённой суммы знаний обучающимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. В помощь педагогам и детям созданы электронные образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет. Чтобы сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую электронные образовательные ресурсы.

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по русскому языку (http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8) широко представлены электронные интерактивные таблицы, поддерживающие изучение практически всех тем школьного курса во всех классах.  Это удобное средство моделирования учебной информации, вызванное к жизни объективными условиями информатизации системы образования. Отличия этих электронных образовательных ресурсов от таблиц на бумажной основе проявляются не только в структуре и содержании, но и в методике их использования.

Структура электронных учебных таблиц позволяет преодолеть основное ограничение таблиц бумажных - их линейность, которая позволяет представить строго ограниченный объём информации в заданной последовательности. То есть ученик, работая с бумажной таблицей, получает информацию по теме в полном объёме, если в таблице не предусмотрены какие-либо элементы, позволяющие распределить информацию по разным уровням (например, вставки в таблицу). Объективная реальность преподавания русского языка в школе такова, что такие элементы в таблицах учебника и настенных демонстрационных пособиях, как правило, не предусмотрены.

Другое дело таблицы электронные. Исходя из дидактической цели, их можно сделать настолько многоуровневыми, насколько требует порционной подачи материала изучаемая тема, подкрепить теорию содержащимися внутри таблицы примерами или, наоборот, «спрятать» формулировку правила в одно из открывающихся окон. Например,  многоуровневая интерактивная таблица «Правописание суффиксов прилагательных -К- и -СК-».(посмотреть ресурс в ЕК:

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dcace215-4603-438c-9556-fbad65675630/view/ 

Возможности современных мультимедийных средств позволяют делать не только текстовые, но и анимационные, что практически неосуществимо в рамках одного средства обучения на бумажной основе:

Примером такой таблицы может быть электронная многоуровневая интерактивная таблица по русскому языку с вложением-анимацией «Относительные прилагательные».  (Посмотреть ресурс в ЕК :

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/676d6426-ed67-4036-ab6e-820d58f70f6a/view/

 

Методика работы с интерактивными таблицами по русскому языку обусловлена их содержанием и структурой.

Говоря о содержательной классификации электронных таблиц по русскому языку, можно выделить следующие основные их типы:

1) иллюстративные таблицы;

2) таблицы-парадигмы;

3) теоретико-понятийные таблицы;

4) сравнительно-сопоставительные таблицы;

5) таблицы-орфограммы и таблицы-пунктограммы.

Иллюстративные таблицы представляют собой самый простой по содержанию и, соответственно, по структуре вид интерактивных таблиц.  По своему назначению они близки таблицам на бумажной основе и в качестве основной решают задачу демонстрации конкретных примеров из языка и речи. Эти объекты обычно содержат не более двух уровней подачи информации, причем информация теоретического характера сведена к минимуму и ограничивается, как правило, заглавием таблицы. Например, иллюстративная таблица «Существительные только множественного числа». (Посмотреть ресурс в ЕК: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/68031afd-33ae-4bf4-ba07-c4143d50ac79/view/ На этапе объяснения нового материала учитель может использовать эту таблицу в качестве графической иллюстрации к своим словам. На этапах повторения, обобщения, контроля таблица может быть использована в качестве опорного материала для сообщения, подготовленного дома.

Иллюстративным таблицам по своей сути и назначению близки таблицы-парадигмы  Они также предназначены для более легкого запоминания конкретного речевого материала, однако, в отличие от иллюстративных, содержат теоретическую информацию.

К этой группе  относятся всевозможные таблицы окончаний, склонений, спряжений.

Методика работы с таблицами-парадигмами предполагает широкое их использование на этапе объяснения и повторения нового материала в качестве зрительной иллюстрации слов учителя, а также при наблюдении и самоконтроле в условиях самостоятельной работы.

 Примером такой таблицы может быть многоуровневая таблица-парадигма «Правописание безударных окончаний прилагательных». (Посмотреть ресурс в ЕК: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ce32f345-16fe-4e28-a39c-5bea2f621246/view/) Коллективная форма работы в аудитории на этапе объяснения нового материала может осуществляться в виде эвристической беседы. Другой аудиторной формой работы с данной таблицей на этапах повторения или контроля является устный ответ учащегося, в ходе которого он должен просклонять предложенное учителем прилагательное, опираясь на вопросы таблицы и комментируя все случаи несовпадения букв в окончании вопроса и прилагательного. Основными формами самостоятельной работы с данной таблицей являются наблюдение и самоконтроль.

Теоретико-понятийные таблицы – объекты сложной структуры, по своему назначению близки различным языковым  таблицам на бумажной основе. Целью теоретико-понятийных таблиц является раскрытие сути какого-либо языкового явления, представление теоретического материала в компактной форме. Теоретико-понятийные таблицы могут использоваться в качестве опорного материала при подготовке индивидуальных сообщений по теме, а также в качестве основного опорного материала при обобщении. Помимо теоретической информации, теоретико-понятийные таблицы, как правило, обязательно содержат конкретные примеры из языка и речи, что позволяет работать с такими объектами наиболее гибко как в аудиторных, так и в домашних условиях. Многоуровневая теоретико-понятийная таблица «Части речи». (Посмотреть ресурс в ЕК: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/38ebdee9-9b33-4caa-80ea-765e32a891d9/view/) представляет собой объект сложной структуры. Чтобы представить содержание этой интерактивной таблицы, потребовалось бы несколько таблиц линейных. Информация распределена по нескольким уровням. На этапе объяснения новой темы таблица служит иллюстрацией к объяснению учителя, позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. На этапах повторения, контроля таблица служит опорой для индивидуальных сообщений учащихся, которые корректируются путем активизации соответствующих ячеек.

Цели формирования определенных теоретических понятий служат и сравнительно-сопоставительные таблицы. Такие таблицы имеют четкую композицию, позволяющую сразу понять, какие явления сравниваются и критерии сопоставления.

 Так, целью таблицы «Признаки причастий» (Посмотреть ресурс в ЕК: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c5c4c00e-a30e-4b7d-91ce-a29fe0c851eb/view/ является формирование понятий об именных и глагольных признаках причастия через их сопоставление. Сравнительно-сопоставительные таблицы одинаково эффективны на всех этапах изучения темы и при любых формах работы с ними, так как материал в них обычно организован таким образом, что, зная содержание одной ячейки, можно  догадаться о содержании другой ячейки.

Особую группу интерактивных таблиц по русскому языку составляют таблицы-орфограммы  и таблицы-пунктограммы, главной целью которых  является раскрытие сути того или иного орфографического или пунктуационного правила. Особенностью этих таблиц является то, что на первом уровне представления информации  обязательно представлен конкретный языковой материал, а разного рода подсказки и собственно текст правила обычно появляются только после активизации тех или иных элементов.

Например, в многоуровневой таблице-орфограмме «О/Ё после шипящих» (посмотреть ресурс в ЕК: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/188fa10f-84e8-4ad4-bd89-4dccf884829b/view/ на первом  уровне представлен конкретный языковой материал, который может бить  основой для коллективной эвристической беседы или для работы в группах на этапе объяснения новой темы.  На этапе контроля таблица может служить опорным материалом для воспроизведения связного сообщения, подготовленного дома.

Кроме того, учитель может дать задание дополнить все или некоторые ячейки своими примерами.

Таким образом, электронные интерактивные таблицы по русскому языку – дидактически ёмкое и перспективное средство моделирования учебной информации в школьном курсе русского языка, что обусловлено следующими его характеристиками:

• интерактивность (оперативная обратная связь обучающегося и средства обучения);

• интеграция различных способов кодирования информации, включая компоненты, рассчитанные на слуховое восприятие;

• гипертекстовая организация разнородного учебного материала;

• дозированная подача материала;

• ориентация на разнообразные формы учебного взаимодействия.

Я считаю, что уроки с использованием ЭОР, в том числе и интерактивных таблиц, не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным, повышается уровень качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка

Мини-опыт, рассказывающий о применении алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка, способствующих формированию орфографических навыков письма. Ежегодно повышаются требования к уровню грамотнос...

Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка (презентация)

Презентация к мини - опыту "ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ, ТАБЛИЦ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"...

Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"

Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал  можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык...

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

Таблицы к урокам русского языка с использованием интерактивной доски

Данный материал можно использовать при работе с интерактивной доской по  указанным темам....

Мастер-класс "Использование интерактивных таблиц на уроках русского языка, с целью активизации познавательной деятельности, развития мышления и речи."

Использование в учебном процессе интерактивных таблиц-схем решает целый комплекс проблем учителя:•для детей урок превращается в увлекательно-познавательный процесс,•урок выстроен и с теорети...