ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Ухванова Галина Валериевна

Актуальные проблемы организации контроля учебных достижений учащихся по русскому языку в 5-9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы организации контроля учебных достижений учащихся по русскому языку в 5-9 класса

Изменения, происходящие в российском школьном гуманитарном образовании в связи с введением государственных стандартов образования, существенно повлияли на обновление целей, содержания и требований к результатам образовательной деятельности учащихся по русскому языку. В качестве основного результата государственный стандарт образования (2004 г.) определил систему предметных и универсальных компетентностей. Важнейшими из них названы коммуникативная, языковая, лингвистическая, культуроведческая. В качестве универсальных – информационно- познавательная, рефлексивная. Стандарт второго поколения для основной школы (2011 г.) предлагает в качестве результата более совершенную систему, включающую формирование предметных, надпредметных и личностных компетентностей учащихся. Данные изменения являются концептуальными, кардинально меняют подходы к преподаванию русского языка и оценке результатов, называя их учебными достижениями учащихся.

В целях получения объективной информации об уровне освоения государственных стандартов по предметам расширяется государственная независимая экспертиза образовательных достижений учащихся. В независимой оценке учебных достижений (ГИА, ЕГЭ) реализуется коммуникативно-деятельностный, личностно ориентированный, системный, уровневый подходы. Эти формы экзаменов направлены не столько на выявление знаний, умений, навыков, сколько на определение уровня сформированных компетентностей как уникальной способности личности решать языковые проблемы в заданной ситуации (создание собственного текста в типологии сочинения-рассуждения на проблемный вопрос). Введение независимой экспертизы на этапе основного образования выявило существенные проблемы в практике оценивания учебных достижений учащихся. Учителя, учащиеся и родители затрудняются определить, какой уровень подготовки по окончании основной школы сегодня необходим для жизни и для успешной сдачи экзаменов.

Данная ситуация стала возможна потому, что предлагаемые виды работ на экзамене или не актуализированы в школьной практике (лингвистическое сочинение, сочинение по фрагменту текста), или имеют совершенно новые критерии оценивания (сжатое изложение). При организации обучения в тематическом итоговом контроле эксплуатируются привычные формы работ (диктанты, не дающие представления об уровне формируемых компетентностей), недостаточно используются тесты, уровневые работы, работы комплексного характера по типу ЕГЭ.

При оценке учебных достижений в практике работы не осваивается многобалльная система оценивания, используемая в государственной аттестации учащихся, что не формирует полной картины готовности учащихся к экзаменам, не способствует усвоению критериальной базы ГИА.

Введение в практику учителя нового документа «Рабочая программа» показывает, что наибольшие затруднения учитель испытывает при определении требований к освоению тем и разделов в трех уровнях, как того требует стандарт: «знает – понимает», «умеет», «применяет в учебной ситуации и жизни». Последний уровень представляет сущность новаций в школьном языковом образовании, в оценке его результатов и порождает самую большую трудность в реформировании учебного процесса, так как в программах и авторских УМК до сих пор сохраняется ориентация на «знаниевый» подход и в преподавании, и в оценке учебных достижений. Ни один из современных учебных комплексов по русскому языку не располагает в достаточной степени материалом для построения системы контроля качества образования в новом его понимании. Учителя затрудняются в планировании нового содержания, обеспечивающего становление коммуникативной компетентности по классам и темам, а также в организации контроля с применением новых видов работ и новых критериев оценки.

В условиях поэтапного введения обязательного государственного экзамена в 9-м классе в форме ГИА (компетентностный подход к оценке качества образования) необходимо разработать систему итогового тематического контроля учебных достижений с использованием новых контрольно-измерительных материалов, актуальных видов работ, позволяющих контролировать формирование предметных и надпредметных компетентностей личности. Учителя русского языка не располагают сегодня достаточной теоретической базой по оценке достижений учащихся, не уточнены понятия: «качество образования», «учебные достижения», «тесты» (методика их создания, проведения и оценки). В массовой практике мало внимания уделяется формированию личностных достижений учащихся и оформлению их в форме языкового портфолио.

При решении данной проблемы следует обратить внимание на труды российских учёных-лингвистов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.В. Болотника (тематические тесты), Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко (психолого-дидактические основы обучения русскому языку в контексте формирования любви и уважения к родному языку, а не только готовности к ЕГЭ и функционированию в обществе). Заметным явлением в профессиональной деятельности словесников становятся исследования и методические рекомендации С.И. Львовой по организации речевого развития учащихся и освоению новых видов контрольно-диагностических процедур при оценке качества языкового образования. О.М. Александрова, Л.М. Рыбченкова, Т.М. Пахнова разрабатывают текстовую основу экзаменов в новой форме, систему интенсивной подготовки к ЕГЭ на основе работы с текстом на всех этапах школьного обучения. Неизменный интерес вызывают исследования П.А. Леканта по культуре речи и современному состоянию русского языка.

При решении проблемы оценки образовательных достижений в условиях личностно ориентированного образования используются разные пути:

  • традиционный, направленный на выявление знаний, умений и навыков, их полноты, прочности и осознанности;
  • актуализируется зарубежный опыт по применению тестов для объективности оценки качества образования;
  • формируется система комплексной оценки уровня сформированных компетентностей.

Учителю  Кировской области предложены пакеты контрольных работ для учащихся 5-9-х классов по всем темам курса. Пакеты контрольных итоговых работ по теме включают требования к освоению темы, контрольный диктант с грамматическим заданием, тест оценки учебных достижений, уровневую контрольную работу, комплексную работу по типу ГИА. Все работы прошли научно-методическую экспертизу, апробированы в школах . Пакеты контрольных работ  обеспечивают   сопровождение рабочих программ учителя русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ключевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственность и переход к ФГОС ООО в образовательных учреждениях Чеди- Хольского кожууна Республики Тыва

Ооржак Чойгана Калдар-ооловна.методист по дисциплинам МБУ ММЦ Чеди-Хольского кожууна, учитель иностранных языковМБОУ Хову-Аксынская СОШКлючевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственностьи пе...

«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

В основе стандарта лежит системно-деятельностный  подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...

содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021

содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...