Проект "Лексикон учащихся 7-9 классов моей школы"
проект по русскому языку (9 класс) по теме

Проект "Лексикон учащихся 7-9 классов моей школы" представляет собой исследовательскую работу по изучению лексического состав школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МБОУ «Средняя образовательная школа» пст. Мадмас.

ПРОЕКТ

«Лексикон учащихся

 7-9 классов

моей школы»

                                                                             Исполнитель:

учащиеся 9 класса.

Мадмас 2014

Проект «Лексикон учащихся 7-9 классов

 моей школы»

Проект выполнен под руководством О.В.Дмитриевой, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ» пст. Мадмас.

1.Название проекта: «Лексикон учащихся 7-9 классов моей школы».

2.Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: русский язык.

3. Тип проекта: исследовательский, групповой, долгосрочный.

4.Цель проекта: изучение лексикона учащихся 7-9 классов и определение путей пополнения словарного запаса школьников.

5.Задачи проекта:

•изучить научную литературу;

определить количественный состав групп;

•изучить специальные слова в речи учащихся;

•изучить жаргонную лексику школьников;

•изучить сленг школьников 7-9 классов.

•составить памятку школьникам : «Полезные советы»

6.Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы – Дмитриева О.В.

7. Возраст участников проекта: 13-16 лет.

8.Аннотация проекта:

Идея создания проекта возникла на уроке русского языка при повторении темы «Лексика».  Мы обратили внимание, что лексика современных школьников ограничена, учащиеся не всегда могут правильно выразить свои мысли, зачастую используют в речи жаргонизмы и молодёжный сленг. Появилось желание исследовать речь учащихся 7-9 классов и попытаться определить пути пополнения словарного запаса школьников.

Проект представляется в виде учебного пособия.

Этапы работы над проектом.

Рекомендации для учащихся.

1.Планирование.

•Изучите научную литературу по разделу «Лексика».

•Разделитесь на группы.

•Распределите обязанности в группе.

•Подготовьте план работы над проектом. Используйте лист планирования.

2. Реализация проекта.

•Работайте в группе по плану.

•Совместно решайте возникающие проблемы.

•При необходимости воспользуйтесь консультацией учителя или помощью родителей.

•Исследуйте речь учащихся своей школы.

•Составьте памятку с полезными советами для школьников.

•Подготовьте презентацию для публичного выступления.

3.Представление проекта.

•Подготовьте выступление по результатам проекта.

4. Осмысление и оценка проекта.

Обсудите, что было сделано хорошо, а что не удалось реализовать.

•Подумайте, почему получилось не всё, что было задумано? Что нужно учесть при выполнении следующих проектов?

•Оцените результат работы.

Лист планирования.

Тема проекта: «Лексикон учащихся 7-9 классов  моей школы».

Руководитель проекта: Дмитриева Оксана Валериановна.

Актуальность:

Считаем, что проект актуален на сегодняшний день, так как существует проблема загрязнения родного языка, проблема общения с друзьями. Молодёжь несознательно засоряет язык, грубо выражает свои мысли. Речь школьников – безлика и стандартна. Мы перестали интересоваться богатейшими возможностями слова.

  Этапы работы:        

Цель: изучение лексикона учащихся 7-9 классов и определение путей пополнения словарного запаса школьников.

Задачи: 

-определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся;

-изучить специальные слова в речи учащихся

-изучить жаргонную лексику школьников;

-изучить сленг школьников 7-9 классов;

Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, ненормативная лексика -это часто употребляемая лексика молодёжи, а диалектизмы и профессионализмы в речи современной молодёжи встречаются редко.

Что можно использовать:

научную, методичную литературу, материал учебников, интернет ресурсы.

Объект исследования: устная речь учащихся 7-9 классов.
Какую информацию и от кого мы можем получить?

Информацию мы получаем от учеников 7-9 класса.

Распределение обязанностей:

Созданы 3 группы: информационная,  исследовательская, техническая.

Информационная  группа занимается сбором информации.

Исследовательская группа занимается отбором информации, которая подтверждает гипотезу, исследует речь учащихся.

Техническая группа занимается набором текста на компьютере.

Ведущий участников проекта: Арнаут Ирина.

Лексика ( от греч. Lexikos – словесный)- совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка. Эти м словом обозначают также определённые пласты словарного состава языка.

Раздел науки о языке, который изучает лексику называют лексикологией.

I.Профессиональные слова в лексиконе учащихся.

Специальная лексика –это слова, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии, специальности. Среди специальных слов выделяются термины и профессионализмы.

Профессионализмы – это полуофициальные названия понятий какой-либо профессии. Одни термины имеют широкую сферу употребления, понятны многим: сердце,  лёгкие (биология), квадрат, прямоугольник (математика) и т.д.  Другие же известны представителям только определённой профессии: клонус (мед.) –ритмические подёргивания отдельной мышцы или группы мышц, возникающие непроизвольно. Такая узкоспециальная лексика даётся в словарях с пометами, указывающими на принадлежность слова к определённой специальной сфере, например, ав.(авиация), лингв.(лингвистика) и т.д.

Специальная лексика используется во всех стилях русского языка, однако с разной степенью интенсивности. Например, узкоспециальные термины употребляются преимущественно в научном стиле речи, при разговоре по производственно-техническим проблемам и т.д. В художественной литературе профессионализмы используются в научно-фантастических произведениях, произведениях на производственные темы.

Проведя анкетирование среди учащихся по употреблению в речи профессионализмов мы выявили, что некоторые профессиональные слова знают и употребляют учащиеся школы.

Можно связать это с тем, что родители, занимающиеся разными видами деятельности, активно используют профессиональные слова в индивидуальном хозяйстве. Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. Наиболее распространены профессионализмы в речи тех детей, у которых родители работают в сфере медицины, увлекаются рыбной ловлей, техникой.

Профессионализмы

Значение

Медикаменты

Лекарства

Стоматолог

Зубной врач

Жор

Сильный клёв рыбы

Двигатель, карбюратор, цепь, задняя звёздочка, кожух, тросик

Запчасти для техники.

II. Диалектные слова в лексиконе учащихся.

Диалектная лексика – это слова, которые употребляются преимущественно людьми, живущими в одной местности. Например, в русских народных говорах существуют такие слова «баз» (двор), «векша» (белка).

Чаще всего диалектные слова имеют в литературном языке синонимы  с другим корнем: кочет – петух, чапура –цапля. Но есть и такие слова, которые называют предметы и явления, свойственные быту населения только данной местности.  Например, «плахта» в южных говорах обозначает юбку из куска ткани ,обёртываемого вокруг стана и несшиваемого. Значения некоторых диалектизмов отличаются от значений таких же слов литературного языка. Например, слово «веко» в северных говорах имеет значение «крышка», слово «туча»обозначает грозу.

Каждый населённый пункт обладает своей частной диалектной системой.

В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в речи учащихся 7-9 классов. Учащиеся знают лишь немногие диалектизмы.

        

Мы попытались выделить некоторые причины редкого употребления диалектизмов с помощью анкеты. В результате было выявлено:

-многие из ребят считают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста;

-другие считают, что в наши дни употребление диалектизмов не актуально;

-некоторые вообще не могут вспомнить, что такое диалектизмы;

-наиболее распространённым диалектизмом в нашей местности является слово «бурак» (свёкла).

Для общего развития мы посоветовали ребятам заглянуть в словари и ознакомиться с диалектизмами, ведь некоторые диалектные слова приведены в словарях с пометой «обл».

               

III. Устаревшие слова в лексиконе учащихся.

Слова, вышедшие из активного употребления, называют устаревшими. Они делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы –это слова, называющие не встречающиеся в современной действительности предметы, явления. Например, это:

а)названия исчезнувших предметов быта, видов одежды, еды: салоп, армяк;

б)названия использовавших в прошлом  видов вооружения: пищаль, алебарда и т.д.;

в)названия должностей и лиц по роду деятельности, воинских чинов: городовой, гетман.

Архаизмы –это слова, являющиеся устаревшими названиями предметов, явлений, понятий существующих и в современной действительности. Архаизмы имеют синонимы в современном русском языке: перст –палец, ланиты-щёки т.д.

В процессе анкетирования мы выявили, что наши сверстники  знают очень мало значения устаревших слов, не интересуются ими, считают их ненужными.  Встречая устаревшие слова в художественной литературе, ученики не заглядывают в словарь, чтобы найти значение слова.

Очень жаль, что современные школьники не обогащают свой словарный запас,  не расширяют кругозор. А ведь устаревшие слова учат видеть в слове отблески истории народа.

        IV. Фразеологизмы в лексиконе учащихся.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу, значению и воспроизводимые в речи в качестве готовых и целостных единиц: десятая вода на киселе, идти на поводу и т.д.

Многие учёные относят к фразеологизмам пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Фразеологизмы, как и слово, имеют устойчивое неделимое лексическое значение, называют определённое понятие, явление, действии, признак и т.д., например, с гулькин нос –мало.

Фразеологизмы, в отличие от свободных сочетаний слов, не создаются в речи, а воспроизводятся в качестве готовых единиц.

В ходе исследования лексикона учащихся мы выявили, что некоторые школьники знают и употребляют в своей речи фразеологизмы.

Наиболее распространённые фразеологизмы в среде школьников мы представили в таблице:

Фразеологизмы

Значение

Белая ворона

Человек, отличающийся от всех поведением, одеждой и т.д.

Лёд тронулся

Начать какое-либо дело.

Вилами по воде писано

Сомнительно, неточно.

Заруби себе на носу

Запомни

Вставлять палки в колёса

Намеренно мешать кому-либо в чём-то.

V.Молодёжный сленг в речи учащихся.

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определённым возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде учащейся молодёжи.

Он представляет собой лексикон, который питается соками общенационального языка, живёт на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано с историческим фоном,  на котором развивается русский язык. Молодые люди создавали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии.

Молодёжный сленг представляет собой интересный феномен, бытование которого ограничено не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками.

В процессе исследования молодёжного сленга  в среде наших школьников, мы выявили, что в отличие от диалектной, устаревшей, профессиональной лексики , сленг употребляется чаще всего.

На основе анкетирования         нами была составлена таблица часто употребляемого сленга.

Молодёжный сленг

Значение

Супер, класс

        Отлично

Деваха

Девушка

Здорово

Здравствуй

Дискач

Дискотека

Бабки

Деньги

Бич-пакет

Пакет с лапшой быстрого приготовления

Влипать

Попадать в неприятности

Гнать

Врать

Чувак

Человек

VI. Жаргонные слова в лексиконе учащихся.

Жаргонная лексика – это слова, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие к какому-либо жаргону – социальной разновидности речи, характерной для людей, объединённых общностью интересов, занятий, общественного положения.

Жаргонная лексика возникает путём переосмысления общепонятных слов, пополняется также путём заимствований. Для неё типичны сокращения.

В процессе исследования мы выявили, что учащиеся широко употребляют жаргонные слова в своей речи.

На основе анкетирования была составлена таблица часто употребляемых жаргонизмов.

Жаргонная лексика

Значение

Домашка

Домашняя работа

Музон

Музыка

Тачка

Машина

Забей

Забудь

Кореш

Лучший друг, товарищ

Литра

Урок литературы

Норм

Нормально

Стиралка

Стиральная резинка, ластик

Фигня

Глупость, пустяк

С дубу рухнул

С ума сошёл

Очень обидно, что повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, ведь жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.

VII. Ненормативная лексика в речи учащихся.

 Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) или обсценная лексика (от лат. Obscene -  непристойный, распутный, безнравственный) – сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзские, богомерзские, невыносимо отвратительные, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.

Специалисты называют различные функции употребления ненормативной лексики:

-повышение эмоциональности речи;

-разрядка психологического напряжения;

-оскорбление, унижение адресата речи;

-демонстрация раскованности, независимости говорящего;

-демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;

-демонстрация принадлежности говорящего к «своим».

В процессе исследования речи школьников выявлено, что  речь  учащихся также насыщена ненормативной лексикой.

Чаще всего в речи школьников преобладает русский мат. На основе анкетирования мы пришли к выводу, что данный тип лексики учащиеся используют в своей речи

-для связки слов в предложении;

-чтобы показаться независимым или как они сейчас называют «крутым»;

- чтобы оскорбить другого человека;

-чтобы показаться «своим» в кругу собеседников.

Многие ученики считают, что употребление ненормативной лексики в современном мире- это модное явление.

Радует и то, что определённая группа учащихся вообще не допускает употребление в своей речи ненормативной лексики. Они  считают, что матерные слова - это грубо, недостойно, некультурно.

Заключение.

Учащиеся фактически знают слов больше, чем употребляют в речи.

Новые слова они узнают из различных источников: в результате чтения, из речи учителя, взрослых. Необходимо постоянно расширять , обогащать свой словарный запас.

Исследование лексического состава школьников доказывает наличие в лексиконе учащихся  сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной, ненормативной лексики.

Обращая внимание на выдвинутую нами гипотезу, мы понимаем , что она верна. Речь учащихся перенасыщена молодёжным сленгом, жаргонизмами, ненормативной лексикой. Это очень огорчает.

Необходимо учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния такой лексики, необходимо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.

Ведь с литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Культурный человек должен чётко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, уметь привлекать своей речью внимание, воздействовать на слушателя. Необходимо помнить, что язык, на котором человек говорит, пишет, думает – это самая большая ценность. Правильная, точная, богатая речь является показателем личности.

Правильно сказал  Вл.Даль: «Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака по речам».

В заключение мы  хотим привести оду Евгения Вестника.

Ода русскому языку.

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой –

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил»

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку лупят:

ОсУждённый и инцидент,

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят»

От сердца я хочу возввать

Ко всем,кто сын России верный:

Пора не «нАчать», а начАть

Язык наш отчищать от  скверы

Друзья, следите за собой
Когда по-русски говорите,

Ведь это наш язык родной

Его для внуков сохраните!

Полезные советы.

1.Слово-дело великое.

 Начинай работать прежде всего над своей речью, речью своей семьи, друзей, окружающих.

2.Скажи «ДА» правильной русской речи.

3.Начни читать художественную литературу. Она обогатит твой словарный запас и разовьёт твои интеллектуальные способности.

4.Обсуждай с кем - либо прочитанное.

5.Чаще пиши письма, рассказывай о своих волнениях, переживаниях, используя нормативную лексику.

6.Не забывай вежливые слова, чаще используй их в своей речи.

7.Думай, что говоришь и как говоришь.

8.Помни: твоя  речь- это твоё достоинство, твоё зеркало!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для учащихся 1-2 классов "Край моей любви"

Проблема:Несмотря на то, что многие ученики нашей школы родились и выросли  на крайнем севере, они имеют низкий уровень  знаний о родном крае.Поэтому наш проект разработан с целью...

Программа «Фитнес в школе» первый год обучения для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы

Программа предусматривает практическую и теоретическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.Включает в себя различные виды танцевальные движения, дыхател...

Лексикон учащихся 6-8 классов

Презентация к школьной научной конференции...

класный час для учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы "Афганистан болит в моей душе"

 Цель: способствовать формированию знаний о истории локальных конфликтов, в частности Афганской войне, гражданской позиции. Воспитанию патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению, разви...

Исследовательская работа «Лексикон учащихся 6-8 классов моей школы»

Актуальность исследования:  утрата понимания ценностей родного языка среди учащихся; необходимость формирование культуры речи учащихся для адаптации в современном мире....

Исследовательский проект учащегося (8 класс) «Лексикон учащихся 7-х классов МОУ лицея №3 г. Галича Костромской области»

На сегодняшний день существует проблема «загрязнения родного языка». Подростки засоряют язык, грубо выражая свои мысли. Речь школьников – безлика и стандартна.Работа над данным учебн...

Исследовательская работа на тему: «Лексикон учеников 9-х классов моей школы»

Исследовательская  работа на тему:«Лексикон учеников 9-х классов  моей школы»...