Развивающий контроль на уроках русского языка
статья по теме

Бушина Любовь Сергеевна

Виды и функции контроля, думаю, хорошо известны всем педагогам. Данная статья - еще одна попытка систематизировать материал по специфике развивающего контроля на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающий контроль как вид работы на уроках русского языка

Бушина Любовь Сергеевна,

 учитель русского языка и литературы

МКОУ «Глазовская средняя

 общеобразовательная школа»

с. Глазово Конышевского района Курской области

        В настоящее время на этапе модернизации российского образования школа находится в условиях внедрения ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход. Именно он позволяет развивать личность обучающегося на основе учебной деятельности.

        Уроки системно-деятельностной направленности, в зависимости от реализуемых целей, можно разделить на четыре группы: уроки «открытия» новых знаний, уроки рефлексии, уроки общеметодологичекой направленности, уроки развивающего контроля. Остановлюсь на специфике последней группы.

        На уроках развивающего контроля обучающиеся овладевают универсальными способами деятельности, приобретают способность к самовоспитанию, самоизменению, саморазвитию, в основе которых лежат навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности. Данные уроки проводятся в конце изучения крупных тем, разделов и предполагают выполнение контрольной работы и ее рефлексивный анализ.

        В педагогике выделяют три формы организации уроков развивающего контроля:

- самоконтроль. Ученик самостоятельно сравнивает свою работу с предоставленным ему эталоном и оценивает ее на основе установленных критериев;

- взаимоконтроль. Эталон находится у другого ученика. Формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, выставленной другим, и рефлексивный анализ ошибок, если таковые имеются;

- педагогический контроль. Эталон находится у учителя. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

        Уроки развивающего контроля включают в себя следующие этапы:

Первый урок (Проведение контрольной работы):

  1. Мотивация (самоопределение).
  2. Актуализация (выполнение работы).
  3. Самоконтроль.

Второй урок (Анализ контрольной работы):

  1. Локализация индивидуальных затруднений.
  2. Построение проекта коррекции выявленных трудностей.
  3. Реализация проекта (работа над ошибками).
  4. Закрепление способов действий, вызвавших затруднение (обобщение затруднений во внешней речи).
  5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  6. Решение задач творческого уровня.
  7. Рефлексия учебной деятельности.

На уроках русского языка наиболее эффективны, на мой взгляд, в качестве средства развивающего контроля тестовые задания, которые реализуются на этапах актуализации и самоконтроля знаний. Конечно, нельзя отказываться от диктанта как одного из главных способов проверки уровня знаний по русскому языку, но и тестовые задания имеют ряд преимуществ (если говорить о развивающем контроле):

- проверять работу может как учитель, так и сам ученик по эталону;

- способствует обучению детей самоконтролю;

- дает возможность быстро проверить знания у большого количества учащихся;

- позволяет максимально объективно оценить знания учеников.  

Так, после изучения темы «Правописание гласных в корнях слов» в 6 классе учащиеся выполняют тесты, связанные не только с написанием букв в корнях (задание тапа: «В каком ряду пропущена одна и та же буква?» или «В словах какого ряда пропущена буква А?») – это возможно проверить и в диктанте –, но и задания на распознавание орфограмм: «В каком ряду все слова с проверяемой безударной гласной?», «В каких словах написание чередующейся гласной зависит от последующего суффикса?» и т.п.. Подобные тесты представляют собой задания с выбором ответа, но возможны и комбинированные тесты, особенно эффективные и необходимые в 9 – 11 классах. Примеры тестов сейчас предлагаются в огромном количестве, поэтому приводить пример нет необходимости. Все это предлагается на первом уроке, т.е. при проведении контрольной работы.

Более важной, я считаю, является работа на втором уроке. Именно она помогает ученикам осмыслить свои ошибки и тем самым избежать их в будущем. На втором уроке учащиеся планируют свои действия по устранению ошибок и самостоятельно устраняют их, проводя самооценку написанного. Учитель корректирует их действия:

- Проанализируйте свои затруднения. Кто не справился с заданием? В чем вы видите причину ошибки? Вспомните правило.

Проанализировав свои затруднения, обучающиеся выполняют самостоятельную работу, выбирая те задания, в которых были допущены ошибки. Ученики, не допустившие ошибок при выполнении работы, выступают в роли консультантов или выполняют задания творческого характера или повышенной трудности (выбор вида работы делают сами). Это способствует формированию логического мышления, умения критериально обосновывать свою точку зрения, критически относиться к своим способностям.

На этапе рефлексии учащиеся оценивают результаты своей контрольно-коррекционной работы, осознают методы преодоления трудностей. В этом им помогают вопросы учителя в том числе:

- Какие ошибки смогли исправить сами? В чем нужна помощь? Что необходимо повторить?

Отметка в журнал может выставляться как за работу на каждом уроке, так и общую, с учетом умения ученика проводить коррекцию своей работы.

Таким образом, урок развивающего контроля формирует навык самоконтроля, последовательности и систематизации в отработке навыка самостоятельной работы. Этот результат является метапредметным, т.к. приобретенный навык помогает учащимся выполнять и анализировать тестовые задания и на других уроках. Это качественный результат. Применяя данный вид работы в своей деятельности, мне удалось достигнуть и количественного показателя: ученики успешно сдают экзамены в форме ЕГЭ и ГИА по русскому языку; средний балл по экзамену в классах, где систематически проводились уроки развивающего контроля, выше среднего по району и области. Кроме того, умение анализировать свою работу подобно описанному помогает ученикам в самостоятельной подготовке к экзамену.

Итоговая форма контроля знаний – экзамен, основанный на тестовых технологиях. Поэтому на уроках русского языка необходимо использовать тестовые задания в качестве средства развивающего контроля: они многофункциональны, предназначены главным образом для проверки сформированности у обучающихся универсальных учебных действий, в совокупности с традиционными видами контроля позволит объективно проанализировать состояние всего комплекса языковой и речевой подготовки по русскому языку.