Русский язык 5 класс Правописание окончаний имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бушина Любовь Сергеевна

Урок в 5 классе (учебник Баранов, Ладыженская и др.). В ходе занятия используется краеведческий материал (Курская область). Урок включает элементы системно-деятельностного подхода, приближен к требованиям ФГОС, хотя проведен в классе, где преподавание еще не ведется в соответствии с новым стандартом.

«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению», - эти слова принадлежат великому французскому философу Ж-Ж. Руссо. Материал урока помогает детям поверить в свой талант, направлен на развитие творческих способностей  обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Глазовская средняя общеобразовательная школа»

Конышевского района Курской области

Урок русского языка в 5 классе

«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

Учитель русского языка и литературы

Бушина Любовь Сергеевна

2014 год


Тема: «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

Цели:

- (направленные на достижение предметных  результатов обучения) добиваться усвоения правильного способа действия при выборе безударного окончания прилагательного

- (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитание любви к родному краю.

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности

Оборудование: толковый словарь С. Ожегова, тесты, карточки для словарного диктанта, проектор, компьютер, презентация

Тип урока: открытие нового знания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Добрый день.  Я рада нашей встрече на уроке русского языка.  

- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Эти слова принадлежат великому французскому философу Ж-Ж. Руссо.  Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этого высказывания.

Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)

– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова. Какой словарь нам поможет в этом? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

(Работа со словарем)

ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

Итак, мы начинаем.

II. Введение в тему урока.

Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу по изученному материалу по теме «Имя прилагательное»

(Работа в парах)

Посмотрите на тесты,  которые у вас на столах. Выполните его совместно, а букву правильного ответа записывайте в клеточки, начерченные внизу.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет        с) признак предмета          в) действие предмета

  1. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?  л) что делает? что сделает?    к) какой? каков? чей?

  1. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу         л) по существительному, с ним связанному.

  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя        о) –ое, -ее      и) –ый, -ий, -ой.

  1. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным          н) второстепенным

  1. Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый       е) аккуратный          о) хлопотливый

  1. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным          т) с глаголом           с) с наречием.

  1. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка         и) вода         е) уводить

  1. Прилагательное это:

о) часть слова           и) член предложения          е) часть речи.

-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)

-Что такое склонение?  (Изменение по падежам и числам)

-Какой цели достигли, выполняя тест? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном).

III. Формулировка темы и целей  урока.

Ориентируясь на ключевое слово, сформулируйте тему нашего урока.

Какая морфема изменяется при склонении?

Сегодня мы поговорим не столько о склонении, сколько о правописании безударных окончаний имен прилагательных. Запишем тему.

(СЛАЙД 1)

- Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?».

Итак, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке. Вспомните наши слова-помощники для формулировки цели урока.

 (формулируют цель)

Кроме этого, будем учиться в ходе урока быть деловым партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.

IV. Словарно-орфографическая минутка.

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.

(индивидуальная самостоятельная работа)

С.ребряный, п.йзаж, Отеч.ство, ненас.ный, р.внина, н.взрачный, г.ризонт, в.ликий, зап.ведник, р.ка, бе.крайний, ж.вописный, т.нистый, полн.водный.

(Взаимопроверка)

СЛАЙД 2.

Сравни работу на карточках и работу на слайде.

V. Изучение нового материала.

На какие две группы можно разделить слова? (Дети предлагают несколько вариантов деления слов на  группы). ( Имена существительные и прилагательные и др. )

-    Выпишите в столбик из этих слов только имена прилагательные. В каком роде они употреблены? (имена прилагательные мужского рода).

-   Поставьте прилагательные:

в форму среднего рода – Кристина,

в форму женского рода – Женя.

- Запишите их через тире, выделите окончания.

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Постарайтесь выполнить это правило, сядьте ровно.

-    Что можете сказать об окончаниях прилагательных? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского,  среднего  и женского рода)

ОПОРА

М.Р. _________ ой, ый, _______________ ий

Ж.Р._________ ая, __________________яя

СР.Р.________ое, ___________________ее

СЛАЙД 3

Посмотрите на слайд. Что изображено? Кто знает, а что это за река? Это одна из крупных рек, протекающих по территории Курской области. Какие реки есть у нас? (Сейм)

Через бескрайние просторы Курской области  протекает тихая  река Сейм.

СЛАЙД 3

«Хороша наша Сейм-река,

 Хоть она не Ока, и не Волга,

 Но по зарослям ивняка

 Соловьи гремят

 без умолка…»

Так писал о Сейме поэт-курянин Н.Асеев.

Сейм – центральная водная артерия Курской области. Начинается он в Скороднянском районе Белгородской области из заболоченного лога "Голова Сейма". По территории нашей области река протянулась на 526 километров. Это почти две трети пути. А дальше  Сейм устремляется в Сумскую область, впадая в Десну. По берегам Сейма располагаются города и села.

СЛАЙД 4

– Посмотрите на слайд. Прочтите предложение (Через широкие просторы Курской области  протекает тихая  река Сейм). Найдите прилагательные (Бескрайние, тихая) Определите в них окончания.

– Как доказать, что необходимо писать именно эти окончания?

Обратитесь к учебнику п. 65. Что можете сказать, просмотрев начало параграфа? (есть вопрос, значит материал знаком)

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного?

(ответы детей)

Проверьте свои знания по тексту учебника.

VI. Закрепление изученного, применение знаний на практике

1. Выборочное письмо

– Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль. Будьте внимательными собеседниками.

Как вы думаете, а сразу ли Сейм становится большой полноводной рекой?

Недаром в известной детской песенке поётся: «С голубого ручейка начинается река».

Послушайте текст: Быстрый ручей звонко журчал в зарослях молодого березняка. Но вот он выбежал на пестрый луг. Заблестела на солнце серебристая вода.

– Определите тему текста. (Этот текст о ручье.)

– Каждый ручей, как и речку, озеро, море, океан нужно беречь – ведь чистая вода является богатством природы.

– Я сейчас буду диктовать вам предложения, вы найдете словосочетание прилагательное с существительным, к которому оно относится, и запишите самостоятельно в тетрадь. Выделите окончание, определите падеж.

– Проверка каждого словосочетания. (Быстрый ручей – им. п., муж. р., окончание – -ий; молодого березняка – р. п., муж. р., окончание – -ого; на пестрый луг – в. п., муж. р., окончание – -ый; серебристая вода – им. п., жен. р., окончание – -ая.)

Физкультминутка

Рыбки плавали в тумане,

В чистой, в светленькой воде,

То совьются, разовьются,

То закружатся в песке.

2. Работа с учебником

– Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации. Наш неизменный помощник и источник информации – учебник. Откройте учебник на странице 116, найдите упражнение 670, прочитайте про себя задание.

Какое задание? (Поставить вопросы к прилагательным, правильно написать окончание.)

– Как правильно написать окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)

(У доски)

– Как проверить окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)

3. Работа в парах

– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах. Каждый из вас имеет карточку, где даны словосочетания прил+сущ. У прилагательных пропущено окончание, записываете словосочетания в тетрадь через запятую, вставляете окончание, выделяете его, определяете падеж.

с весёл.. плеском
на песчан.. берег
бел.. пену

на горяч.. песке
без обычн.. шума

– Возникли ли разногласия при выполнении работы? (Если да: По-очереди доказать, какое окончание напишете, если вы оба сомневаетесь)

VII. Творческая работа

– Сейм – главная река Курской области. А какая река является самой многоводной в России и самой большой в Европе? (Волга).

- Не зря называют ее Волгой-матушкой. Ну что, юные журналисты, пришло время создать свою творческую работу. Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым, точным и выразительным? Напишите мини-сочинение (3–4 пр.) на тему “Река Волга”.

(Индивидуальная работа)

Как работать, каждый определит сам: вы можете сами создать текст, можете воспользоваться опорными словами, а можете распространить готовый текст, используя слова для справок или подбирая свои прилагательные, если сложно написать самостоятельно.  

– даны опорные слова:  полноводная река,  ласковый ветер, свежий воздух, красивая река.

– вставить прилагательные, подходящие по смыслу.

Я могу бесконечно любоваться Волгой; она все время разная: то ________ и _______ в _______ бликах ___________ солнца, то _________, в бурунах волн, а зимой - неузнаваемо _________, покрытая снегом, скрывающим тайну. Я буду еще не раз приходить сюда, и Волга не перестанет удивлять своей ____________ красотой и силой.

Слова для справок: неповторимой, тихая, кроткая, полуденного, суровая, ярких, пустынная.

 (Проверка сочинений)

VIII. Редактирование текста

Текст написан, но нужно последний раз журналисту еще раз его проверить, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных неверны. Исправьте окончания.

СЛАЙД 5

Было ясная  летнее утро. По синему небу плыла легкая туча. С ближнего поля поднялись крикливаи  гуси.

IХ. Итог урока. Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к карточке, которую вы заполняли в начале урока «Я знаю, я умею, я могу». Какие из вопросов вы можете теперь исправить на знак «+»?  Итак, что вы теперь знаете, умеете, можете?

– С каким настроением закончили урок?

– Мы сегодня с вами немного узнали о работе журналиста. Кто из вас бы хотел стать журналистом, когда вырастет?

XII. Домашнее задание.

- Что нужно повторить, выучить? Задания на выбор:

Упр. 871 по заданию учебника,

Написать сочинение на тему «Легко ли быть журналистом?»

- Я думаю, все вы убедились в справедливости слов Ж-Ж Руссо о том, что вы действительно умные и талантливые дети. Успехов вам в достижении целей! Спасибо вам за урок!