Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Ниязбагина Чулпан Валиевна

Данная разработка поможет при изучении новой темы "Разносклоняемые существительные". Презентация облегчит восприятие новой информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Разносклоняемые существительные»

Автор: Ниязбагина Чулпан Валиевна, МАОУ «Гимназия №1» г. Салехард, ЯНАО.

Учебник: Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-9 класс. Углуб.изучение. М.: Дрова, 2013

Цели урока: 

  1. образовательные - дать учащимся знания по теме, научить их использовать полученные знания;                                                                                        
  2.   воспитательные -  воспитывать умение работать в коллективе, интерес к русскому языку и к слову в целом;  
  3. развивающие - развитие интеллектуальных способностей учащихся: аналитические умения, овладение целеполаганием, развитие памяти.

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Актуализация знаний.

Выполним синтаксический разбор предложения.

Время красит  -   безвременье старит.

Какое это предложение: простое или сложное?(сложное)

III. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока.

Чем выражены подлежащие в предложении? (существительными)

К какому склонению относится существительное время? (предполагают, что 2-го, но указывают на окончание –я). Если не обратили внимание на окончание –я, предлагается просклонять существительное время.

(Возникновение проблемной ситуации: во 2 склонении окончания другие)

Как вы думаете, почему окончания такие?  В формах каких падежей окончание этого имени существительного совпадает с окончаниями имён существительных 2-го склонения? 3-го склонения?

Попробуйте теперь определить склонение существительного время?

По одному типу склонения изменяются окончания или по разным?

Давайте подберём название для таких имён существительных, если они по-разному склоняются. Как мы их назовём?  (Ответы учащихся – разносклоняемые)

Сформулируйте и запишите тему урока:

Разносклоняемые существительные.

Выполните морфемный разбор слова разносклоняемые.

IV. Постановка целей и задач урока.

Попытаемся понять, какие цели перед собой нужно поставить при работе над сформулированной нами темой.

Что мы постараемся сегодня узнать? (Какие имена существительные относятся к разносклоняемым?) 

А ещё одну цель мы с вами уже достигли, когда сравнивали имена существительные разных склонений. (Узнать, почему разносклоняемые существительные получили такое название?)

А чему мы должны научиться? (Видеть разносклоняемые имена существительные, уметь отличать их от существительных 1,2,3 склонений)

V. Открытие новых знание.

   -  На экране перечислены имена существительные разносклоняемые. Есть ли что-то, что их объединяет? (10 из них заканчиваются на –мя). Разносклоняемые существительные так и запоминают: 10 существительных среднего рода на –мя плюс существительное мужского рода путь?

Давайте докажем, что любое из этих имён существительных является разносклоняемым. Просклоняйте существительное путь. Нескольким ученикам даётся работа по карточкам «Склонение существительных на –мя»  Какие выводы можете сделать?  (слово путь разносклоняемое, у всех слов на –мя в Р. п., Д.п., П. п. окончание –и, в Тв. П. -ем) 

Ребята, а есть ли среди разносклоняемых  существительных те, лексическое значение которых вам не понятно? (возможны ответы – бремя, темя, вымя)

Два ученика работают с толковыми словарями, после озвучивают результаты.

В это время беседа с классом:

  • Пишется ли в окончаниях разносклоняемых существительных буква   –е?
  • В  творительном падеже у разносклоняемых существительных окончание –ем, в каком склонении бывает такое окончание?

Посмотрите на слайд(№8).  Что ещё вы заметили? Что появляется в словах на –мя?  (суффикс -ен-)

VI.  Закрепление изученного

1. Исправьте ошибки (слайд 9)

2. Перечислите разносклоняемые имена существительные, которые вы запомнили. Вспомните пословицы и поговорки с этими существительными.

VI. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали?

Какая информация для вас была интересной?

Какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Достигли мы их?

  • Назовите разносклоняемые имена существительные.
  • Почему они называются разносклоняемыми?
  • Зачем нужно отличать эти имена существительные от существительных других склонений?
  • С существительными  какого склонения нельзя путать разносклоняемые существительные? Почему?

VII. Домашнее задание.

  1. Сравните полученные знания с теоретическим материалом учебника на с. 130 (п. 64).
  2. Составьте предложение, состоящее из всех изученных слов. Можно сочинить стихотворение с разносклоняемыми словами.
  3. Выполните упр. 205.



 

Комментарии

Мухлади Нина Николаевна

Урок по теме "Разносклоняемые имена существительные" построен в соответствии с новыми образовательными стандартами. Мне кажется, что при изучении этой темы следовало бы коснуться истории появления разносклоняемых имён существительных в современном русском языке. Обычно ученики с интересом воспринимают эту информацию.

Ниязбагина Чулпан Валиевна

На уроке я этой темы коснулась, при редактировании конспекта урока убрала, думала будет лишним.

Мухлади Нина Николаевна

Спасибо за ответ! Приятно было пообщаться. Я просмотрела Ваши работы и многое для себя взяла.