Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Жерноклеева Любовь Ильинична

Повторительно-обобщающий урок с выходом на получение новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx195.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. 

Форма урока:  учебный и трудовой практикум.

Тип урока: повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний.

Цели:

Обучающая:

  • формировать умения находить орфограмму  «Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий».

Развивающая:

  • развивать навыки нахождения и выделения орфограммы «О,Е и Ё после шипящих в разных частях речи».

Воспитательная:

  • воспитание интереса и любви к русскому языку.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки-таблицы для  рефлексии.

Этапы урока

                          Ход урока

Используемые ТСО, наглядные пособия и раздаточный материал

I. Организационный момент

Приветствие учащихся.

Контроль посещаемости.

Проверка готовности к уроку.

II. Повторение предыдущего материала с переходом к объяснению нового.

Учитель: Скажите, пожалуйста, о словах какой части речи вы говорили на прошлом уроке.

Ученики: О причастии.

Учитель: А какие ещё части речи вы знаете?

Ученики: Существительное, прилагательное, глагол, наречие и другие.

Учитель: Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи вам пригодится при выполнении первого задания нашего урока. Посмотрите на экран. Компьютер сегодня активный участник урока. Он будет давать вам задания, и помогать в проверке выполненного. Итак, на экране появилось первое задание.

Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании.

тихий ш..пот,
ровный ш..в,
солнечным луч..м,
темной туч..й,
выпал снеж..к,
плюш..вый медведь,
освещ..нный светом,
выкраш..нная скамейка
.

Записываем в тетрадь и графически обозначаем.

(После записи предлагается прокомментировать записанное, вспомнить, какие правила применялись для выполнения задания).

Учитель: А теперь проверьте, все ли вы записали. На экране появляется правильная запись с графическим обозначением.

Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании
.

тихий шёпот,
ровный шов,
солнечным лучом,
темной тучей,
выпал снежок,
плюшевый медведь,
освещ..нный светом,
выкраш..нная скамейка.

(После проверки учитель предлагает учащимся оценить свою работу)

Учитель: А скажите, пожалуйста, почему в двух последних словах компьютер не вставил пропущенные буквы и выделил словосочетания зеленым цветом?

(Ученики должны узнать причастия).

Учитель: Назовите разряд причастий.

Ученики: Страдательные причастия прошедшего времени.

Учитель: А может кто-то скажет, какие буквы надо писать после шипящих в данных причастиях.

(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному).

Учитель: Конечно, сразу сказать сложно, правы вы или нет. Ведь правила правописание гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени вы еще не знаете. Итак, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

(После попыток учащихся сформулировать тему, на экране появляется запись темы урока).

Тема урока:

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Учитель: Так как же нам быть со словами. Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно записать гласные после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах.

Ученики: Ставили ударение и выделяли морфемы.

Учитель: Давайте применим данные требования и к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?

Освещ?нный         Выкраш?нная

Ученики: Оно падает на разные морфемы.

Учитель: Кто же попробует сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

(Дети формулируют.)

Учитель: Проверьте себя. Открываем учебники стр. 167 (автор Баранов, Ладыженская).

Учитель: Применяем данное правило к словам и получаем…

(На экране появляется правильная запись, дети сравнивают свои выводы с этой записью).

Освещённый                   Выкрашенная

ИКТ

  слайд 1

   слайд 2

 слайд 3

 

 слайд 4

III. Работа с текстом

IV. Физкультминутка

На экране слайд с темой урока. На партах у каждого лежат листочки с тексом. Сначала текст читает учитель, затем дети про себя, а затем кто-то из детей вслух.

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.

Учитель: Определите, к какому типу относится данный текст.

(Если сразу не отвечают, что это описание, то прибегнуть к подсказке).

А какие части речи помогают сделать текст более выразительным?

Ученики: Прилагательные и причастия.

Учитель: Найдите и выпишите из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму.

(На экране появляется слайд с правильно выполненным заданием)

      освещённый
     расчищенная
     поражённые
     окружённая
     выкрашенным

Учитель: Проверьте правильность выполнения вами задания. Оцените работу своего товарища.      (Взаимопроверка).

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед - тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх
Выше всех, дальше всех,
Возвращается обратно: расслабление приятно.
Шея не напряжена, а расслаблена.
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.

    слайд 5.

Здоровье сберегающая технология

V. Работа с учебником.

Упражнение 140. Списать и вставить буквы, объясняя, сверяя с записью на экране. Объяснить написание пропущенных букв:

На выкрашенной в
зелёный цвет веранде,
скрученной проволокой,
очищенным  воздухом,
остриженный наголо,
сильно рассержен,
лишён таланта

увлечённый делом,
потушен к утру,
испечённая булочка,
сожжённую бумажку,
подслащённую воду.

    слайд 6.

VI. Подведение итогов

Учитель: Чему учились? Что помогало?

(По ходу ответов детей на экране появляется запись с выводами урока).

Подведем итоги:

Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Помогала постановка ударения.

     слайд 7.

VII.Домашнее задание.

        Работа по карточкам.

VII. Рефлексия.

Письменное упражнение «Плюс – минус - интересно». 

Предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным.  В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

       СПАСИБО ЗА РАБОТУ!                                          

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе школы II вида "Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока по русскому языку "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов....

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: познакомить воспитанников с условиями выбора букв после ш...

БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ"....