Проектное задание по написанию сочинения-рассуждения
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Зыкова Галина Владимировна

 

Цель проекта: подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения

 

 Задачи проекта:

     1. проанализировать трудные случаи в части С;

 

     2. разработать обучающие тренировочные задания к написанию сочинения;

 

     3. рассмотреть значение ИКТ в подготовке к сочинению-рассуждению.

 

 

 Планируемый результат:

 

  1. организация совместной работы по коррекции пробелов учащихся;

 

  1. мониторинг результатов образованности по русскому языку;

 

  1. создание банка контрольно-измерительных материалов;

 

  1. положительная динамика результатов готовности старшеклассников к ЕГЭ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnoe_zadanie.docx730.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Содержание ________________________________________________1 стр.

Введение___________________________________________________2-4 стр.

Глава 1. Единый государственный экзамен.______________________ 4-8 стр.

Глава 2. Система подготовки к написанию сочинения части С

2.1. Первая ступень подготовки_________________________________ 8-9

2.2. Комплексный анализ текста_________________________________10-12

2.3. Написание сочинение с опорой на предложенный текст________________________________________________________13-21

Заключение__________________________________________________  22

Список использованной литературы______________________________23

Приложения __________________________________________________24-32

1

Введение

ЕГЭ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания – это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка.

Нужно ли специально готовить уч-ся к ЕГЭ? Разумеется, нужно!

        Ежегодно при подготовке к ЕГЭ выпускники встречаются со многими проблемами:

1) сложной оказывается форма экзамена; работа с тестом; формулировка заданий.

2) большой объем теоретического материала, необходимый для качественного выполнения заданий;

3) огромная пропасть между знанием правил и умением их применять на практике.

    Все эти проблемы связаны прежде всего с непониманием школьниками учебного материала, формулировок заданий. Причем учитель не всегда может правильно определить, чего не понимает ученик. Это может быть и незнакомый термин, и значение какого-то сложного слова, и формулировка правила, и использование сложных синтаксических конструкций в формулировке.

Поэтому подготовка к сдаче ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.  Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т. д. За свою педагогическую деятельность я первый раз в прошлом учебном году (2011-2012) выпускала 11 класс с итоговой формой аттестации в виде ЕГЭ.

Результаты сдачи ЕГЭ

Год

Предмет

Класс

Кол-во

Сред

балл

Низший балл

Высший балл

Кач-во

2012

Русский язык

11

5

64,6

51

79

80

 Опираясь на собственный небольшой опыт, я пришла к выводу, что нужна система подготовки к ЕГЭ, так как, имея по программе всего два урока в неделю в 10-11 классах, невозможно осуществить качественную подготовку. Я проанализировала весь курс русского языка общеобразовательной школы и могу с уверенностью сказать: начинать готовиться к ЕГЭ нужно с 5 класса.  

Сложность подготовки заключается в том, что не каждый учитель ведет преподавание предмета с 5 класса. В 2009 году я начала детей готовить к ЕГЭ с 9 класса, а в 2012 году  – с 10 класса. У обучающихся оказался разный уровень подготовки к предмету, Наибольшие трудности вызвало написание сочинения-рассуждения (часть С).  Для подготовки детей к этому виду работы был введён элективный курс «Теория и практика написания сочинений», предназначенный для учащихся 10-11 классов. Он рассчитан на 35 часов (1 часа в неделю за счет школьного компонента в 10 классе) и 34 часа (1 часа в неделю за счет школьного компонента в 11 классе). Элективный    курс    является    неотъемлемым    компонентом вариативной   системы   образовательного   процесса   на   ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.

Содержание курса

Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух.

2

Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

     Цель курса: обеспечение подготовки учащихся к успешному написанию сочинения.

     Задачи курса:

 1. Ликвидация       имеющихся       «пробелов       в       знаниях» старшеклассника по русскому языку.

2. Подготовка к сдаче ЕГ'Э.

3. Освоение культуры устной и письменной речи.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции.

2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами.

3. Владеть формами обработки информации исходного текста.

4. Работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл.

5. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.

6. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи).

7. Отбирать фактический и языковой материал для сочинения.

8. Анализировать   текст   с   точки   зрения   проблем,   которые поднимает автор.

9. Выразить свою позицию и аргументировать её.

3

10. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С.

11. Редактировать свое сочинение.

12. Повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

В ходе реализации программы будут использованы следующие методы и приёмы работы:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Лекция учителя.

3. Работа с текстами-образцами.

4. Беседа.

5. Работа с дидактическим материалом.

6. Выступления    учащихся    с    сообщением    по    материалам  рекомендованной учебной литературы.

7. Создание учащимся текста.

Формы работы:   коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.        

   В своей деятельности применяю современные педагогические  технологии развивающего обучения, дифференцированного обучения. Адекватно уровням развития подбираю технологии обучения, которые способствуют продвижению в учебной деятельности каждого ученика.

  • Икт-технология
  • Технология тестирования
  • Комплексный анализ текста

Использую  современные методы  оценивания учебных достижений, контрольно-измерительные  материалы, методы измерительных технологий:

  •  Традиционная контрольно-оценочная
  •  Дифференцированные тесты
  •  Бланки заданий и ответов в форме ЕГЭ
  •  Тетрадь контроля для оценки качества знаний по русскому языку
  •  Защита рефератов
  •  Тематические зачеты.

Глава 1. Единый государственный экзамен

Подготовка к сдаче ЕГЭ отличается от традиционного повторения школьной программы и ориентирована на определенную форму экзамена и на специфическую систему проверки.

В 10-11 классах параллельно с уроками на более углубленном уровне мы повторяем весь изученный материал. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память

4

На первой консультации объясняю цели и задачи единого экзамена, обсуждаю с учениками его специфику, разъясняю содержание и структуру экзаменационной работы. Вместе анализируем содержание КИМов и составляем перечень проверяемых умений, знакомлю с кодификатором и спецификацией. Затем стараюсь продиагностировать знания, умения и навыки выпускников по различным разделам школьного курса. Изучаю различные пособия и стараюсь обобщить и типизировать задания, представленные в тестах прошлых лет, и составляю перечень наиболее типичных ошибок, допущенных учащимися в прошлые годы, а затем даю рекомендации по их устранению и предупреждению.

Повторяя и обобщая изученное ранее, надо и психологически готовить учеников к сдаче ЕГЭ: дать им чёткие инструкции – как выполнить то или иное задание, как контролировать себя, как работать с черновиком.

Разработан цикл лекций по повторению, углублению и дополнению знаний.

Каждая лекция включает в себя: типология заданий, теоретический материал, тренировочные упражнения, тренировочный тест, неконтролирующая контрольная работа, контрольный тест.

 

5

С 5 класса большинство учителей знакомят  детей с  «тремя китами» любого произведения. «Прежде чем начать писать, - говорил Горький, - я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». С этими тремя вопросами сталкивается не только любой автор, но и каждый критик, рецензент и просто читатель. Все читатели без труда находят тему, это происходит легко и быстро. Более внимательно докапываются до идеи. Это сделать чуть сложнее, но только потому, что редко у кого возникает желание. О форме произведения при его чтении задумываются только специалисты – лингвисты, литературоведы. Критики, писатели – чтобы оценить мастерство данного автора и его способность донести до читателя свои мысли.  На единый государственный экзамен мы должны прийти уже умеющими анализировать текст.

На самом деле это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Здесь, как в математике и физике. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходит с опытом. То есть чем больше решаешь однотипных задач, тем легче они тебе даются.

                                                   Итак, заветная формула:

                                                              П = Т+ И+Ф,

где П – произведение,  Т -  тема (т.е. о чём?), И – идея ( т.е. зачем? для чего?), Ф – форма ( т.е. как? какими лексическими и стилистическими средствами?)

Тема – предмет повествования, изображения, исследования.

Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения.

Форма – совокупность приёмов изобразительных ( лексических и стилистических) средств произведения.

Этими знаниями учащимся следует пользоваться при анализе любого текста, будь то обычное упражнение или произведение на уроке литературы.

Очевидно, что выполнение части С требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности. 

         В 10 -  11 классах нужно проводить самую  глубокую работу по выполнению заданий части С. С точки зрения большинства, самой сложной частью экзаменационной работы ЕГЭ является эта часть, в которой сформулированное задание требует развёрнутого монологического ответа. В ходе работы над сочинением учащиеся должны показать следующие умения:

1) внимательно читать предложенный текст;

2) понимать читаемый текст;

3) определять тему текста, позицию автора;

4) формулировать основную мысль своего высказывания;

6

 5) развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

 6) выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

7) отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

8) соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

При работе над частью С  подробно прорабатываем критерии оценки  этого задания. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя  текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:

1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

2. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).

3. Авторская позиция.

4. Собственное мнение, подкрепленное тремя развернутыми аргументами.

При выполнении части С учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения:  

1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).

2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения; анализ средств выразительности, которые помогли автору исходного текста сделать свою позицию более убедительной. Приведение возможных возражений оппонентов автора и аргументированный ответ на эти возражения, в котором могут быть использованы как аргументы автора исходного текста, так и собственные доводы экзаменуемого. Выражение мнения, не совпадающего с мнением автора (в отношении того или иного конкретного вопроса или нескольких вопросов, затронутых в тексте) или уточняющего, развивающего его мысль).

3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме).

Чтобы качественно подготовиться к написанию сочинения-рассуждения, нужно постепенно решать следующие задачи:

  • вспомнить, что такое сочинение-рассуждение и в чем его особенности,
  • определить последовательность анализа исходного текста,
  • представить, какие требования предъявляются к сочинению-рассуждению на основе исходного текста,
  • познакомиться с основными темами и проблемами, которые рассматривают авторы текстов,
  • пополнить свой словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения-рассуждения,
  • научиться анализировать исходные тексты и писать собственные сочинения,
  • познакомиться с основными видами ошибок, которые допускают выпускники в сочинениях, и узнать способы их исправления.

7

Первая памятка о требованиях к сочинению-рассуждению находится в КИМах по русскому языку, которую надо тщательно проработать.

Глава 2. Система подготовки к написанию сочинения (часть С).

Осуществляю преподавательскую деятельность по следующему плану:

10 класс

1) ознакомление родителей и детей с новой формой итоговой аттестации, с образцами тестов, были даны рекомендации по подготовке;

2) на уроках – повторение теории блоками с последующей сдачей  устного зачёта;

3) создание учащимися обобщающих таблиц по теории русского языка;

4) практическая  отработка умений выполнения заданий части А и В;

5) объяснение требований к части С и создание сочинений – рецензий на элективном курсе русского языка «Теория и практика написания сочинений».

11 класс.

1) Подробный разбор требований к выполнению частей В и С, анализ образцов заданий на примере работ выпускников.

2) Написание сочинений-рецензий (дифференцированный подход) с последующим анализом.

3) Перспективные задания на определённый срок – решение трёх-четырёх вариантов в месяц с проверкой учителем.

4) Решение тестов ЕГЭ с засечением  времени выполнения каждой части (проводится после уроков с помощью консультантов – сильных учеников.)

5) Домашняя работа – написание диктантов с родителями по любым сборникам с целью отработки орфографических и пунктуационных навыков. Задача родителей- продиктовать,  проверить, поставить отметку о проверке. Ученик отчитывается о проделанной работе перед учителем перед уроком. С детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, такую работу выполняют воспитатели.

  1. 2.1. Первая ступень подготовки.

Перед тем как приступить к работе над сочинением вспоминаем и отрабатываем на нескольких текстах аналитический метод работы с текстом, попутно повторяя композиционное строение текста. Начать можно с работы над отрывком из романа М. Ауэзова «Путь Абая» (приложение №1)

После прочтения текста уч-ся приходят к выводу, что текст состоит из 90% интересного и 10% существенного, что в любом тексте есть предмет речи. В ходе беседы с уч-ся проводится лексическая работа с текстом, определяется  предмет речи, тема речи, главная мысль текста и аргументы, все определения записываются в тетрадь.

Предмет речи – человеческое лицо в восприятии Абая.

8

Что говорится об этом предмете?

Тема речи – Лицо – это чудесное создание природы.

Зачем об этом так говорится?

Тезис речи или главная мысль – лицо человека заслуживает пристального внимания.

Почему?

Аргументы – вся вселенная оживает в движениях и очертаниях человеческого лица.

После аналитической работы с текстом, в котором описывалось лицо человека в восприятии писателя и поэта, учащиеся называют представителей профессий, которые также пристально вглядываются в лицо  человека. Составляем диаграмму, проверяя индивидуальные  домашние задания (рассказать о психологе, художнике-портретисте и косметологе-визажисте).

Лицо человека в восприятии

Поэта     психолога     художника- портретиста    косметолога-визажиста

Чудесное            Источник         источник творчества                 по лицу он определяет                            

создание            информации                                                             социальный статус

природы            о состоянии

                             человека

Даём определение (лицо человека – это передняя часть головы, которая может дать дополнительную информацию о человеке и о всей вселенной).

В конце урока подводим итоги. На дом ребята получают задание написать сочинение на тему: «Всматриваясь в лицо близкого мне человека…».

Основа сочинения:

Тема: лицо – чудесное создание природы.

Главная мысль – лицо человека заслуживает пристального внимания.

      Доказательства - вся вселенная оживает в движениях и очертаниях человеческого лица.  

К основе сочинения учащиеся добавляют своё интересное, выбирая подходящую для него социальную роль из трёх, используя данные, полученные на уроке о психологе,  художнике-портретисте и косметологе-визажисте.

Закрепляем полученные навыки аналитического метода работы с текстом ещё на двух-трёх текстах и переходим к следующему этапу подготовки.

9

  1. 2.2. Комплексный анализ текста

Прежде всего нам нужно выяснить, что такое сочинение-рассуждение, отзыв, рецензия и сочинение-описание и чем они отличаются. А затем пробовать писать в каждом из предложенных жанров. Единственное условие – работа должна быть написана с опорой на предложенный текст. То есть, прежде чем писать своё, нужно проанализировать прочитанное, значит, провести лингвостилистический анализ. Осуществление его предлагаю по следующему плану:

Тема.

Идея.

Форма: а).стиль текста; б) тип текста; в) композиция; г) лексические средства выразительности; д) стилистические фигуры речи; е) синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др. ).

 Анализ проводится поэтапно: вступление, основная часть (выделение проблематики, выражение собственного мнения, отражение авторской позиции, заключение), создание текстов с использованием готовых штампов, клише. Сначала ученик должен вставить нужные слова и словосочетания в готовый текст, затем предполагается создание отдельных структурных частей сочинения и только потом – готовый вариант.

Примером комплексного анализа текста может служить следующий сдвоенный для удобства урок: 1 – КАТ, 2 – творческая мастерская.

Задания 1 урока:

       1) найти проблему текста (алгоритм действий ученика: найти ключевые слова, подчеркнуть повторяющиеся слова, затем расширяем – подчеркиваем слова, которые находятся в одном смысловом слове, противопоставления; выясняем авторское отношение к этой проблеме).

      2) проанализировать текст с точки зрения орфографии и пунктуации (задания частей Аи В).

Задания 2 урока:

  1. определяем тему исходного текста (составить микротекст), проблемы (микротемы) , комментарий к 1 проблеме, авторскую позицию.
  2. определяем, какое языковое средство лежит в основе авторской позиции, высказываем собственное мнение относительно позиции автора.
  3. подбираем аргументы, составляем микротекст.
  4. определяем  значение метафоры  в тексте, составляем микротекст по этой метафоре и др.задания.

Д/з : составить микротекст по предложенной теме

Комплексный анализ текста помогает старшеклассникам исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом приведена в книге Т.М. Пахновой "Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы", в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович "Обучение анализу поэтического текста", в книгах под рубрикой "Мастер-класс", например, Г.П. Соколовой "Уроки русского языка и словесности", в методическом пособии Д.И. Архаровой  «ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии».

10

Задания, предложенные в дидактических и методических пособиях, меняю, усложняя задания или уменьшая, учитывая индивидуальный интеллектуальный уровень выпускников: уровень знаний, психические особенности характера, темперамент, темп работы, возможности. Для образца рассмотрим несколько заданий к текстам:

Текст 1 (Подготовка к ЕГЭ, под редакцией Б.Г. Меркина, страница 218).

- К какому стилю принадлежит данный текст?

- Какой тип речи используется в данном тексте?

- Найдите в 1, 4, 6, 7, 8, 17 предложениях языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенную лексику, особенности синтаксической организации текста.

- Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют?

- Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени формулируют основную мысль текста.

Текст 2. (Подготовка к экзаменам, под редакцией Т.М. Пахновой, упражнение 222, стр. 199).

- Прочитайте выразительно текст: определите логические ударения, короткие, длинные паузы, подберите тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста.

- Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, подтверждающие главную идею текста.

- Разбейте текст на микротемы, озаглавьте каждую часть. Подумайте, почему вы выбрали это название.

- Сформулируйте главную мысль каждой микротемы, запишите её.

- Определите стиль текста и докажите (найдите все стилистические особенности данного жанра).

- Определите тип речи: описание, рассуждение, повествование. Докажите это.

- Объясните значения слов - панорама, шатер, островерхий, уникальный, ансамбль, эпос, монография.

- Произведите морфемный разбор (разбор по составу и словообразовательный разбор) выделенных слов - московский, подлинное, воображение, уцелевший, великорусская.

- В первых трех абзацах подчеркните грамматические основы.

- Объясните знаки препинания в предложениях с вводными словами. Подберите синонимы к вводным словам наверное, конечно.

- Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать, когда ставится и когда не ставится запятая перед союзом как.

- Выпишите два сложноподчиненных предложения, произведите их полный синтаксический разбор.

11

- Объясните знаки препинания при цитировании. Составьте схемы этих предложений.

- Объясните знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. Подберите к этим простым предложениям их синтаксические синонимы - сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Текст 3. (ЕГЭ, Анализ текста под редакцией Д.И. Архаровой, упражнение 80, страница 119) (приложение № 2).

- Определите тему (Гоголь), основную мысль текста (Гоголь велик.).

- Составьте тематическую цепочку:

(1)Гоголь, (2) – название произведений Гоголя, (3) Гоголь, он, (4) у него, он, (5) он, (8) его творчество, он, (9) – (21) – названия произведений.

- Сформулируйте главную мысль каждой микротемы, запишите её.

- Определите стиль текста и докажите (научно-популярный).

- Определите тип речи, докажите (рассуждение).

- Сформулируйте проблему (проблема обозначена во втором предложении)

- Составьте логическую тему текста:

Основная мысль: Гоголь велик.

Довод 1. Так как «Ревизор», «Мёртвые души», «Игроки», «Шинель» - образцы истинно мировой литературы».

Довод 2. Так как Гоголь создаёт таблицу человеческих образов и характеров подобно тому, как Менделеев создавал таблицу химических элементов.

Довод 3. Так как он был предтечей если не всех, то очень многих современных литературных направлений.

- Обобщаем наблюдения над изобразительно-выразительными средствами текста:

Градация (1-й и 2-й доводы – нисходящая градация; 2-й и 3-й доводы – восходящая).

Метафора (таблицу человеческих характеров в 3-м пр., рассматривает … свойство человека в 4-м пр., предшествовал в 9, 12, и 14 предложениях, угадал, заложенные в литературе в 22 пр.).

Сравнения («количественные» сопоставления при сравнении с великими именами, известными в мировой литературе и науке в 3,6, 7, 22 пр.)

Анафора (в 6-7 предложении)

Лексический повтор (в 1, 2, 3, 9, 12, 14 предложениях).

- Формируем авторский замысел и делаем вывод.

12

2.3. Написание сочинения с опорой на предложенный текст

Во всех тестовых заданиях в качестве творческой работы предлагается написать небольшое сочинение, опираясь на предложенный в варианте ЕГС текст. Это задание обозначено в части С1: "Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленные автором текста".

При обучении восприятия текста обращаем внимание на три важных момента:

-    Написать сочинение с опорой на собственный жизненный опыт.

- Использовать выразительные средства русской речи, добиваясь речевой связности и последовательности изложения.

-  Проверить сочинение тщательно, качественно, так как большое количество баллов может быть потеряно при оценивании грамотности работы.

На уроках поэтапно отрабатываем последовательность работы над сочинением:

-Формулируем проблему исходного текста (К1);

-Комментируем сформулированную проблему исходного текста (К2);

-Формулируем позицию автора исходного текста (К3);

-Аргументируем собственное мнение по проблеме (К4);

-Обдумываем композицию сочинения;

- Оформляем текст, выражаем мысли в словах (К5, К6);

-Заботимся о грамотности (К7-К12)

Для анализа текста предлагаю разные варианты типы текстов, как по содержанию, так и по форме. Вначале с учащимися прорабатываю различные виды памяток: "Рекомендации к тексту-рассуждению", "Рекомендации к тексту-описанию", "Рекомендации к тексту-повествованию", "Советы по построению сочинения", Как писать сочинение? (приложение № 3, 4)  Все рекомендации составляю с учетом уровня подготовленности класса, с учетом сформированных ранее навыков письменной связной речи.

Используя исходный текст, работаем по Памятке:

         Шаг 1. Чтение текста, определение темы и проблем текста. Формулирование одной конкретной проблемы.

Шаг 2. Комментирование текста. Здесь важно научить видеть разницу между пересказом и комментированием. Комментирование текста - это краткое изложение основных моментов текста. Детям предлагается слова-подсказки, которые они быстро запоминают: "В начале текста, затем, в заключении". При цитировании необходимо употреблять небольшие фрагменты текста. В ходе комментирование выясняется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного случая. Авторская позиция имеет два понятия: "да" или "нет". Нравится ли автору картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о выраженной им проблеме?

13

Шаг 3. Тезис, доказательства. Формулируя главную идею собственного размышления, необходимо выразить свое отношение к авторской проблеме. В доказательство личной точки зрения приводятся два-три аргумента: при этом учитывается важность (актуальность) вопроса, эмоциональность, богатство языка, средства выразительности.

Шаг 4. Сопоставление мнения автора и личной точки зрения.

Шаг 5. Самостоятельное написание сочинения и проверка на грамотность.

Для раскрытия темы сочинения можно запланировать ряд упражнений, способствующих раскрытию темы:

- Используя клише, составьте предложения по теме "Экология родного края" (темы могут быть приближены к текстам из тренировочных заданий по ЕГЭ): "Точка зрения автора мне понятна, я разделяю (не разделяю) позицию автора, во-первых, это подтверждается рядом факторов, во-вторых,

ярким доказательством служит простой пример, говоря иначе, это, следовательно, авторское мнение".

- Подберите синонимы и антонимы к ключевым словам текста, чтобы избежать повторов, используйте в качестве варианта контекстуальные синонимы (антонимы).

         Для отработки навыка построения осложнённых простых и сложных предложений предлагаю учащимся следующие задания:

- Объясните ошибку в построении сложного предложения. Дайте исправленный вариант.

- После диалектологической экспедиции мы проверили карточки, привезенные из Архангельской области, и которые находились у руководителя экспедиции. - После диалектологической экспедиции мы проверили карточки, привезенные из Архангельской области и находящиеся у руководителя экспедиции. - После диалектологической экспедиции мы проверили карточки, которые были привезены из Архангельской области и которые находились у руководителя экспедиции.

- В предложениях произошло смещение синтаксической конструкции: неправильное соединение причастного оборота и придаточного определительного. Есть два варианта замены: 1 вариант - замена придаточной части причастным оборотом, происходит упрощение конструкции и уточнение определяемого слова - карточки. 2 вариант: замена причастного оборота придаточным определительным.

- Найдите в следующих дефектных текстах нарушения норм: а) управления; б) согласования; в) смысловой сочетаемости. Объясните, используя данные толковых словарей, в чем состоит нарушение нормы. Перепишите предложения в исправленном виде.

1). Очень трудно поверить в то, что виной всему этому переполоху стал десятилетний ребенок. - В предложении наблюдается нарушение норм управления: стал виной (чего? Р.п.), определяемое слово требует употребление конкретного падежа.

Правильный вариант: Очень трудно поверить в то, что виной всего этого переполоха стал десятилетний ребенок.

2). Полчаса, проведенные в обществе интересного собеседника, прошло незаметно.

14

- В предложении наблюдается нарушение согласования между подлежащим и сказуемым, подлежащее выражено числительным полчаса, требует употребление сказуемого во множественном числе.

Выбор сказуемого подчеркивает нерасчлененный характер действия.

Правильный вариант: Полчаса, проведенные в обществе интересного собеседника, прошли незаметно.

3). Дипломная работа удовлетворяет тем условиям, которые предъявляются к такого рода сочинениям. - В предложении наблюдается нарушение смысловой сочетаемости и ошибка в управлении: проявляются к (к чему?, Д.п.).

Правильный вариант: Дипломная работа соответствует тем условиям, которые предъявляются к такому типу сочинений.

- Объясните, в чём состоит нарушение введения деепричастного оборота в предложение. Дайте исправленный вариант.

Познакомившись с этой книгой, передо мной открывается новый, до сих пор неизвестный мир. - Нарушение синтаксической конструкции возникло из-за ошибки в употреблении деепричастного оборота, который всегда должен указывать на дополнительное действие субъекта (подлежащего).

Правильный вариант: Знакомство с этой книгой открывает передо мной новый, до сих пор неизвестный мир.

Анализ и корректировка готовых сочинений - образцов.

Этот вид работы помогает рассмотреть готовое сочинение с разных позиций, увидеть все критерии "идеального" сочинения или недостатки сочинения и корректировку его. Эффективной оказывается работа по анализу  сочинений одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и на допускать подобных самим.

Агоритм действий в процессе подготовки к сочинению по данному тексту.

1. Сформулируйте проблемы исходного текста.

2. Прокомментируйте их (избегайте чрезмерного цитирования)

З. Сформулируйте позицию автора (отношение автора к проблеме)

4. Изложите собственное мнение по проблеме (объясните, почему вы согласны или нет с автором прочитанного текста)

5. Найдите художественные средства языка.

6. Пользуйтесь памяткой по написанию рецензии (в случае затруднения)

7. Пишите ёмко, выражайте мысли правильно и грамотно, по возможности, ярко и образно.

8. Закончив работу над сочинением, вчитайтесь в него ёще раз, проверьте логику, связи между абзацами, доказательность и, конечно, орфографию и пунктуацию.

Рекомендую учащимся строить работу в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять: 

1.       Вступление.

2.       Проблема, над которой размышляет автор.

3.       Комментарий.

4.       Авторская позиция

15

5.       Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

6.       Первый аргумент.

7.       Второй аргумент.

8.       Вывод (заключение).

Подготовительная работа

1 этап                                                      Прежде чем писать сочинение,

   Я определяю             

        Я  формулирую

*Тему текста (О чём одёт речь?)

 

*Проблему (-ы), выделяю главную

(Какие вопросы волнуют автора?)

 

*Идею (авторскую позицию)

(Каково отношение автора к тому, о чём  он рассуждает, рассказывает? Как отвечает автор на поставленный (-ые) вопрос (-ы) ? К чему призывает?

К какому выводу приходит автор? Какова основная  мысль текста?

Подсказка в заданиях А 28,  В 8

    

*Тема любви к родине

 

*Что такое патриотизм?

Или: Проблема истинного патриотизма

 

*Настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему дому: любовь к родной земле предполагает заботу о её природе, охрану и восстановление окружающей среды; истинный патриотизм неразрывно связан с интернационализмом.

 2этап                                      

  Подбираю типичные речевые конструкции  (С1 – С4)

С1

Формулировка проблем исходного текста                                                                                   (1 балл)

 

Известный русский писатель …  рассказывает о…, восхищаясь (или: заставляя задуматься…). Это тот вопрос (проблема), поразмышлять над которым и предлагает автор текста.

Автор предложенного текста рассказывает, как…(или: обращается к проблеме…)

В центре внимания автора(известного писателя… публициста) много актуальных проблем, особенно подробно говорит о… . Это и есть, на мой взгляд, главная проблема текста.

Предложенная статья посвящена проблеме…

Автор предпринимает попытку ответить на вопрос…

С2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста                                             (2 балла)

 

Автор напоминает (что?)… . Глазами автора мы видим, как… .  Писатель передаёт… .  Кратко и точно автор объясняет, как, каким образом…. .  Аргументировано и увлечённо автор рассказывает  о… .

Автор замечает (отмечает, обращает внимание читателя на…) Автор убедительно доказывает, что… .

Поражает (удивляет, что…, как…)

С3

Отражение позиции автора исходного текста                                                                              (1 балл)

 

Размышляя о  …, автор приходит к выводу: «…».

Авторская позиция понятна. Автор уверен (убеждён, считает, очень эмоционально отстаивает идею…)

Несомненно, автору удалось доказать…(в предельно сжатой, но вместе с тем в яркой, эмоциональной форме передать..). Автор не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает  ярко, эмоционально:…(цитата). Вывод неожидан. Автор полагает, что…

16

С4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме                                           (3 балла)

 

Структура С4 (приложение № 5):         ТЕЗИС -  ДВА АРГУМЕНТА  -  ВЫВОД

С такой позицией трудно не согласиться. Автор правомерно считает, что… Действительно,….(аргумент). Не менее интересным (убедительным)  является и…(аргумент).

Попытка автора раскрыть (доказать)… , на мой взгляд, удалась. (Аргументы: во-первых, ….  Во-вторых,… ).

Меня глубоко потрясло убеждение автора в том, что…. Размышляя об этом, я всё больше и больше соглашалась (-лся) с этой мыслью. На память пришли строки (аргументы)

 Мне близки и понятны чувства и мысли автора. Полностью разделяю его взгляды. (аргументы).

Автор, как мне кажется, очень точно (верно) отмечает, .что…  Доказательством этому служат факты из… (примеры из…  ).  Привести конкретные аргументы.

Таким образом,…

Итак,….

Из всего сказанного можно сделать вывод…

Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них проблемам можно разделить на несколько групп. Я предлагаю обучающимся эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т.д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу, т.е. тексту.

После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал. Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы: что есть красота, по Толстому, и твое представление о красоте; в чем современность романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; как ты понимаешь высказывание Ф.И.Тютчева «Мысль изреченная есть ложь» и т.д.

В 10 классе предлагаю учащимся для выработки навыков написания сочинения-рассуждения придерживаться определённого плана.

План-алгоритм написания сочинения – рассуждения:

1. Прочитай текст. Найди главное предложение. Если таких много, выбери только одно.

2. Переделай его в вопросительное. Задай этот один вопрос ко всему тексту. Если текст отвечает на этот вопрос – ты нашёл проблему, поднятую автором в тексте. Прокомментируй её, объясни, из каких слов автора видно, что это именно та проблема, которую ты нашёл. Очень важно: как правило, в подобных текстах все действия совершает не автор, а рассказчик или герой рассказа. даже если речь идёт от первого лица!!!

3. Если текст не отвечает на этот вопрос, то найди другое главное предложение. (Далее см. п. 2)

4. Начинай текст с назывного предложения. (Например, текст посвящен теме чести, счастья, детства, войне и т.д. Слово тема в твоём сочинении звучать не должно). Например: Понятие чести… или: Счастье… или: Взаимоотношения… и т. п. Далее запиши своё вопросительное предложение и слова : «Именно эту проблему затрагивает автор в  своём тексте».

17

Поставь двоеточие, открой кавычки и запиши слова автора, которые ты нашел в п.2. Цитата должна быть маленькой: или 1-2 небольших предложения, или только словосочетания.

5. Почувствуй тональность текста. Что и как автор делает в тексте (убеждает, иронизирует, сожалеет и т.д.) по отношению к именно той проблеме, которую ты написал в 1-ом абзаце. Из каких слов это видно? Ты нашёл позицию автора и отношение автора к проблеме.

6. С красной строки запиши позицию автора по данной проблеме: «Автор убежден (с грустью говорит, иронизирует и т. д. (см. п. 5) в том (о том, над тем )…» и далее саму позицию автора.

7. Разделяешь ли ты позицию автора? Если «Да» (Нет), с красной строки запиши (желательно синонимами), с чем ты согласен (или не согласен), объясни почему.

8. Во - первых, (с красной строки) покажи на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась.

Если не было в личной жизни или ты не помнишь ни одного  похожего примера, то сочини свой пример на эту проблему (ту, которая была в первом абзаце). Докажи, что именно этот пример убедительно выражает твоё согласие (несогласие) с позицией автора по данной проблеме.

 9. Во-вторых, (с красной строки) приведи ещё похожий пример из литературы (фильма) или из жизни кого-нибудь. Если так ничего не вспомнил, сочини ещё один пример и докажи,  что именно этот пример убедительно выражает твоё согласие (несогласие) с позицией автора по данной проблеме.

10. Проверь себя:

 -  у тебя должна рассматриваться только одна проблема, та, которую ты написал в первом абзаце!

 - слово ПРОБЛЕМА должна быть написана в первом, втором абзаце обязательно!

- слово ПРОБЛЕМА может быть заменена на ОСНОВНОЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ СТАВИТ АВТОР…;

- должно быть два аргумента (пример + исследование, т.е. почему именно этот пример, с твоей точки зрения, подтверждает логику твоих рассуждений, подумай, как он помогает понять проблему, дает ли он возможность сделать верные выводы).

11. Закончить сочинение можно призывом, способом решения проблемы, заключить, что проблема эта вечна и человечество будет искать ответ на этот вопрос.

      Систематическое проведение на уроках тренингов следующего типа поможет учащимся красочно и выразительно сформулировать свою точку зрения по данному тексту:

Прочитайте текст и пример сочинения к нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ТЕКСТУ ЕГЭ (С)

Текст 1 (приложение № 6)

Сочинение по тексту №1

18

 Человечество – это «оригинальная  болезнь», своеобразные микробы, которые разъедают продуктами своей неуемной жизнедеятельности столь глубоко продуманный и отлаженный организм -   нашу планету.

Проблема, поднятая в данном тексте, очень важна для современного мира.  Мы губим то, от чего зависит наша жизнь, словно не понимая и не видя неразрывную связь нашу с природой- матушкой. Автор, сравнивая нашу планету с космическим кораблем, в котором самообновляемая система жизнеобеспечения, с болью говорит о том, что люди «выедают недра», отравляют атмосферу Земли.

Так зачем же сознательно выводить её из строя?! Наша задача состоит в осознании важности проблем экологии, в понимании того, что состояние планеты и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения людей. В. Солоухин прав. К сожалению, люди своей деятельностью губят и разрушают природу. Бесчисленные заводы, фабрики, комбинаты своими отходами загрязняют атмосферу, воду, почву. В людях укоренилось чисто утилитарное отношение к земле, на которой они живут. Мы стремимся извлечь неиссякаемые (как нам кажется) богатства из недр Земли, не думая о последствиях. А они уже есть! Тают льды, уменьшаются запасы пресной воды, исчезают или на грани исчезновения некоторые виды животных.

Мы забыли о той великой эстетической силе, которую может дать нам общение с природой. Ведь она всегда была источником духовных сил человека. Недаром А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин и другие поэты восхищались красотой природы, черпали из неё вдохновение. В стихотворении «Осень» А. Пушкин чудесными описаниями природы заражает нас, читателей, своей особенной любовью к осени, он показывает нам с необычайной убедительностью и поэтичностью, как рождается в его душе «вдохновенье», как зарождается его поэтические создания. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» мы видим одушевление и очеловечение природы. Природа, общение с ней дает М. Лермонтову умиротворение («…смиряется души моей тревога») и постижение счастья на земле. Через картины родного пейзажа С.Есенин выражал свое сыновнее чувство к Родине – матери: «Спит ковыль. Равнина дорогая, / И свинцовой тяжести полынь./Никакая родина другая / Не вольет мне в грудь мою теплынь./

Текст 2 (приложение № 7)

Сочинение по тексту №2

Несомненно, человек должен быть интеллигентен, даже если это будет казаться неуместным в той среде, где вращается человек. Но какова основа интеллигентности, столь необходимой нам для жизни? Д. С. Лихачёв убеждён, что сама интеллигентность зависит отнюдь не от высокого образования или знания культуры и языков, а от особого эстетического чутья, восприимчивости ко всему прекрасному, а главное - от чуткости и отзывчивости. Если человеку это свойственно, то его можно назвать интеллигентным, даже если этот человек позабудет «все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события».

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, интеллигентность как проявление подлинного гуманизма невозможна без особой нравственной основы, непременно прочной, чтобы не дать человеку уйти в сторону, перепутать дурное с хорошим. Для этого надо  не допустить проникновения в душу зла, зависти, равнодушия, злобы, чтобы сохранить способность понять другого человека и оценить его по его достоинству. Сама жизнь Д.С. Лихачёва тому подтверждение.

19

Пройдя сталинские лагеря, находясь рядом с ворами, уголовниками, он остался верен себе.         Нравственная основа не появляется в человеке просто так. Она закладывается в нем с детства, приобретается путем долгих размышлений, подчас мучительных и раздирающих душу.  Но если эта основа есть, то человек может твердо стоять на ногах. Родители, классическая литература помогают детям понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Человеку следует воспитывать в себе не только ум, но и душу, взращивать в себе самые лучшие качества, относиться к окружающим с терпением и пониманием, а к себе - с требовательностью. Как Андрей Соколов из рассказа Шолохова «Судьба человека», который прошел тяжёлую школу жизни от простого шофёра  до настоящего человека. Человека, способного сострадать, делать добро. А добро – это любовь, мудрость, талант, активность, гражданственность, чувство сопричастности проблемам своего народа и человечества в целом. Андрей Соколов любил жизнь, людей, родину. Этого человека я могу назвать интеллигентным. В нем - основа интеллигентности, которая необходима всем нам в жизни.

Очень хороши такие задания, как «Составляем план», «Записываем свои мысли», «Дописываем текст».В основе методики лежит принцип «от простого к сложному», разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию Части С: от анализа исходных текстов – к успешному ответу на задания Частей А и В, где присутствует такой анализ, от записи своих размышлений – к сочинению-рассуждению.

Завершающим этапом является подготовка к сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам.

Тематический блок № 1. Язык и общество.

Тематический блок № 2. Искусство.

Тематический блок № 3. Философия.

Тематический блок № 4. Война и мир.

Тематический блок № 5. Общество и политика.

Тематический блок № 6. Природа и человек.

Тематический блок № 7. Наука.

         Тематический блок № 8. Литература, книги, чтение.

Работу над тематическим блоком «Язык и общество» (приложение № 8) строим по следующему плану:

  1. Ключевые слова.
  2. Определение понятия.
  3. Словарь сочетаний.
  4. Проблемы.
  5. Тезисы.
  6. Афоризмы, крылатые выражения, высказывания.
  7. Аргументы.

20

  1. Выполняем задания к тексту:

        1) Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, (издавна, подвижный, собеседник)

2) Из предложений 17-21 выпишите все местоимения, (что, мы, ничего)

3) Из предложений 13-14 выпишите словосочетание со связью примыкание, (почему подаёт)

4) Среди предложений 20-30 найдите сложные предложения, включающие односоставные безличные. Напишите номера этих предложений. (21, 29)

5) Среди предложений 1-8 найдите предложения с приложениями. Напишите номера этих предложений. (6, 8)

6) Среди предложений 11-17 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения. (14)

7) Среди предложений 26-32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и местоимения. Напишите номер этого предложения. (28).

После проведённой работы  учащиеся пишут сочинение (приложение №  9). К окончанию 11 класса заканчиваем отработку  всех тематических блоков.

21

Заключение

       Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Для того, чтобы эта система работала эффективно, нужна методическая база для каждого урока. Мною она собирается уже несколько лет, была систематизирована в папки по темам, по классам и частям заданий ЕГЭ. Пополнение этой базы происходит постоянно усилиями учителя, родителей и учеников. Это очень сложный, трудоёмкий процесс, но он позволяет обеспечить каждого школьника индивидуальными контрольно-измерительными материалами для подготовки к ЕГЭ.

Результаты подготовки к ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, применения единого критериального подхода к оценке творческих работ учащихся. Одним из главных требований в организации учебной деятельности по усвоению языка должно быть постоянное внимание к языковым значениям.

         И ещё одно не менее важное дополнение – необходимо использовать не только уроки русского языка, но и литературы, где можно осуществлять тщательную подготовку к выполнению задания к части С. Пока же недостаточно реализуются межпредметные связи, поэтому опыт изучения других предметов не используется при  написании сочинения по прочитанному тексту. При этом следует подчеркнуть, что работа по обогащению словарного запаса выпускников должна вестись координировано и целенаправленно преподавателями разных предметов, так что усиление межпредметных связей при обучении русскому языку приобретает важнейшее значение.

         Следует более последовательно реализовать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений.

         В условиях классно-урочной системы текст должен стать стимулом для обсуждения различных проблем и должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

         Необходимо обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации текстов различных стилей. И не нужно забывать аксиому: больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить  поверить в это детей – задача нас, педагогов.

Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к написанию сочинения-рассуждения  (часть С), работа в этом направлении продолжается, появляются новые приемы и методы, которые апробируются на практике и будут проанализирован

22

Литература:

1. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста. М.: Русское слово, 2006. - 112с.

2. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ. - М.: Русское слово, 2006. - 432с.

3. Разные виды словарей

4. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. - М.: Русское слово, 2006. - 352с.

5. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы. - М.: ВЕРБУМ-М, АО Московские учебники, 2003. - 288с.

6. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Русский язык: Тренировочные задания. - М.: Эксмо, ЕГЭ 2010, 2011, 2012, 2013.

7. Программы  по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Барановой.

8. Варианты и ответы Единого Государственного Экзамена. Русский язык. М.»Просвещение», 2002-2007 г.

9. Е.Н.Панова. А.А.Позднякова «Русский язык». Учебно-справочное пособие. «Астрель». М. 2004.

10. Г.Т.Егораева. Русский язык. Выполнение части С. М.»Экзамен», 2006.

11. Д.Э.Розенталь. «Справочник по орфографии и пунктуации». М. «Столетие». 2000.

12. И.Миловидова «Проверяем свою грамотность». М.»Айрис Рольф».1996.

13. Д.И.Архарова. Т.А. Долинина. «Русский язык. Анализ текста и написание рецензии». М.»Айрис пресс». 2004.

14. Н.В.Козловская. Ю.Н.Сивакова. «Русский язык: анализ текста». М. «Сага». 2004.

15. Ткаченко «300 диктантов». М. 2003.

16. И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Отличник ЕГЭ. Решение сложных заданий. «Интеллект-Центр» 2010 г.

17. М.М.Казбек-Казиева. Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку. Рабочая тетрадь. М. «Вако».

23

Приложение № 1

Абай с детства усвоил привычку пристально, не сводя глаз, смотреть на сказителей, певцов и вообще всех, чья речь приковывала к себе его внимание. Лицо человека всегда казалось ему чудесным созданием природы. Всего привлекательнее были лица стариков, испещрённые морщинами. В извилистых складках, бороздящих их щёки и лбы, в выцветших глазах, в волнообразных переливах длинной бороды он часто видел целые картины. Вот лесок с реденькими , жидкими побегами… Вот трава, скрывающая тёмную почву под своим мягким ковром. Порой его воображение находило в человеческом лице странное сходство с хищным зверем или добродушным домашним животным. Вся вселенная оживала для него в движениях и очертаниях человеческого лица.

24

Приложение № 2

                                 Читая Гоголя

        (1) Гоголь велик в каждом своем зрелом, то есть в каждом гоголевском произведении.        

       (2) «Ревизор», или  «Мертвые души»,  или «Игроки», или «Шинель» — это образцы истинно мировой литературы, это язык мира, на котором человек познает человечество.

        (3) В определенном смысле Гоголь близок к другому русскому гению — Менделееву, потому что, подобно менделеевской таблице химических элементов, он создает таблицу человеческих образов и характеров.

  (4) Здесь у него свой метод: он рассматривает то или иное свойство человека— жадность, грубость, хвастовство, беспредельную отвагу или ничтожество, персонифицирует эту черту в одном образе и соответственно получает Плюшкина, Собакевича, Хлестакова, Тараса Бульбу или Шпоньку.

  (5) Конечно, он не закончил эту работу, но, кажется, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же. (6) Даже Бальзак. (7) Даже Диккенс.

(8) Бросим взгляд на его творчество в целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей если не всех, то очень многих современных литературных направлений.

 (9) Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? (10) А что такое современный мистицизм в литературе? (11) Это «Вий» и «Портрет».

(12) Школе исторического романтизма в ее современном виде предшествовал «Тарас Бульба». (13) Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время подлинный романтизм.        

(14) Художественно-социологическим исследованиям предшествовали «Мертвые души».

(15) Художественному бытописанию — «Старосветские  помещики», «Коляска».        

(16) Детектив? (17) Это— «Игроки».    

(18) Водевиль? (19) Это— «Женитьба».

(20) Эссе? (21) Это «Выбранные места из переписки с друзьями», «Театральный разъезд».

(22) Кажется, ни один писатель за всю историю существования художественной

литературы не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе.

                                                                                                                                   (По С. Залыгину)

25

Приложение № 3  ПАМЯТКА

«Как писать сочинение уровня С Единого государственного  экзамена по русскому языку?

Шаг

Варианты речевого оформления

1. Определите тему анализируемого текста.

«Предложенный нашему вниманию текст – это рассуждение (повествование, описание), посвящённое…»

«Кто из нас не задумывался о …»

«Автор данного текста (назовите его) размышляет о…

Помните, что тема не должна формулироваться в виде законченного предложения, иначе вы рискуете подменить тему идеей, то есть авторской позицией.

2. Сформулируйте проблему, поднятую автором в тексте.

«Автор поднимает в тексте много проблем, но самая важная, на мой взгляд, это …»

«Автор пытается найти ответ на проблемный вопрос …»

Помните, что проблема должна быть связана с темой, «вытекать» из неё. Чтобы не спутать проблему с темой, проблему рекомендуется формулировать в виде вопроса, не имеющего однозначного ответа.

3. Прокомментируйте проблему (объясните её актуальность, значимость для общества или лично для вас).

«Эта проблема очень актуальна, потому что…»

«Эта проблема относится к числу «вечных», потому что…»

«Данная проблема всегда волновала меня, так как …»

«Наверное, нет ни одного интеллигентного человека, который бы не понимал значимость данной проблемы, потому что …»

4.Сформулируйте авторскую позицию (идею текста, ответ автора на проблемный вопрос).

«Автор считает, что…»

«Позиция автора ясна: …»

«Отвечая на проблемный вопрос, автор приходит к выводу: …»

Помните, что авторская позиция может быть прямо не сформулирована в тексте. В художественном тексте позиция героя может не совпадать с позицией автора.

Если же позиция автора открыто обозначена в тексте, сформулируйте её своими словами, избегая простого цитирования.

5. Выразите своё мнение по отношению к авторской позиции: согласие, несогласие, частичное согласие.

«Я согласен с автором…»

«Не могу согласиться с автором. Я считаю, что…»

«Я могу лишь отчасти согласиться с автором. Я согласен с тем, что …, но не могу признать правильным …»

Помните, что в случае несогласия с автором своё мнение нужно высказывать корректно, помня о соблюдении этических норм.

6. Обоснуйте справедливость своего суждения. Приведите два аргумента, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.

«Действительно, есть много примеров, подтверждающих это…»

«Справедливость высказанной автором мысли доказывают многие произведения русской литературы. Например, в …»

«В жизни я не раз сталкивался с ситуациями, которые заставляли меня задуматься об этом…»

Необходимо, чтобы один из аргументов был из научной, публицистической или художественной литературы.

26

Приложение № 4

Анализ текста (Памятка)

О чем этот текст?

Проблема текста?

С какой целью автор пишет об этом?

Что я думаю по поводу прочитанного?

Советы (Памятка)

1.Не надо жёстко придерживаться стандартного плана. В сочинении могут быть отражены не все, а лишь некоторые пункты из обозначенных в плане, и, наоборот, в неё могут быть включены вопросы, отсутствующие в схеме.

 2.Не следует увлекаться опорными конструкциями. Помните, что это шаблон, связки – и ничего больше.

Текст посвящён…(затрагиваются вопросы…)

Автор ставит задачу описать…(показать.., изобразить.., раскрыть…)

В центре внимания находятся…

Автор отмечает... (касается.., напоминает.., анализирует.., обращает внимание…)

Далее подчеркнём…

Необходимо остановиться на…

Приведём пример…

Можно отметить…

Возьмите на заметку! (Памятка)

Рассказывать – описывать, показывать, изображать, рисовать, знакомить с…, вводить в.

Понравиться – произвести впечатление, глубоко взволновать, привлечь внимание, запомниться.

Интересный – увлекательный, занимательный, занятный, замечательный, любопытный.

Исключительный – необыкновенный, выдающийся, редкостный, незаурядный.

Выделить – подчеркнуть, особо отметить.

27

Приложение № 5

Структура аргументации

28

Приложение № 6

Текст №1

Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном   корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. (3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6) Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени. (8) Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. (9) Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском,  масштабе существа.  (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается  от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?  (По В. Солоухину)

29

Приложение № 7

Текст №2

(1) Человек должен быть интеллигентен. (2) А если у него профессия не требует интеллигентности? (3) А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? (4) А если окружающая среда не позволяет? (5) Если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? (6) Нет, нет и нет! (7) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека. (9) И вот почему. (10) Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. (11) А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. (12) Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (13)Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. (14) Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящие произведение искусства  от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв  другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству – вот это и будет интеллигентный человек… (15) Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей. (По Д.С. Лихачеву)

30

Приложение № 8

(1) Задумывались ли вы над тем, что такое язык? (2) Один человек говорит, другой слушает и понимает его. (3) Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. (4) С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. (5) И это происходит благодаря языку.

(6) Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: (7) «Язык - удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли...» (8) Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника - издавна именуются одним и тем же словом».

(9) Есть такая легенда о древнегреческом баснописце Эзопе. (10) Эзоп был рабом философа Ксанфа. (11) Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу сходить на рынок, велел купить «самого лучшего, что есть на свете», и приготовить блюда. (12) Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. (13) Когда пришли гости, Эзоп подал на стол одни только языки: жареные, вареные, соленые.

        (14) Ксанф удивился и спросил, почему Эзоп подает только языки. (15) Эзоп ответил: (16) «Ты велел купить самое лучшее. (17) А что может быть на свете лучше языка? (18) При помощи языка строятся города, развивается культура народов. (19) При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. (20) Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах. (21) Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

(22) Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. (23) В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. (24) Эзоп опять пошел покупать языки. (25) Все удивились этому.

(26) Тогда Эзоп начал объяснять Ксаифу: (27) «Ты велел мне сыскать самое худшее. (28) А что на свете хуже языка? (29) Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. (30) Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. (31) Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. (32) Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

(33)Предание говорит, что не всем гостям было приятно
слышать ответ Эзопа.                                                                                                                  

                                                                                                                                                       (По Л. Т. Григорян)

31 

Приложение № 9

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс

Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...

Выполнение части С ЕГЭ по русскому (написание сочинения-рассуждения ) с использованием задания В8

В ходе подготовки к итоговой аттестации мы, преподаватели, большее внимание уделяем решению тестовых заданий. И отрадно, что это хорошо получается по той причине, что традиционный курс русского языка...

Образец написания сочинения-рассуждения задания 15.1 ( тренировочная работа по подготовке к ОГЭ от 15.12.2014; вариант 1)

Помощь учащимся в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: "Сравнение - одно из самых выразительных языковых средств, которым часто пользуются поэты и писатели, чтобы точнее и образнее...

Проектная работа « Обучение написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужны двоеточия?»

Обучение написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужны двоеточия?»...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...